Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 14:59, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть организацию аварийно-спасательных работ на рыболовном сейнере в условиях затопления отсека машинного отделения.
Исходя из цели, нами были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность аварийно-спасательных работ;
- дать характеристику рыболовному сейнеру;
- создать «модель аварии» и рассмотреть особенности организации аварийно-спасательных работ в условиях затопления отсека машинного отделения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Понятие и сущность аварийно-спасательных работ
Основные положения по спасанию людей и об оказании помощи судам, терпящим бедствие на море
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА РЫБОЛОВНОМ СЕЙНЕРЕ
2.1 Характеристика рыболовного сейнера
2.2 Борьба за непотопляемость судна
2.3 «Модель аварии». Особенности организации аварийно-спасательных работ в условиях затопления отсека машинного отделения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
III этап:
- привлечение и доставка к месту работ необходимых плавучих и технических средств и оборудования;
- вывод людей из отсеков аварийного или затонувшего судна.
В зависимости от конкретных условий и наличия технических средств план может предусматривать вывод людей из отсеков аварийного или затонувшего судна:
- немедленный;
- после улучшения гидрометеорологических условий;
- после буксировки и посадки аварийного судна на мель;
- после приложения к судну значительных поддерживающих усилий (сжатый воздух, понтоны, плавкраны и т.д.).
Ожидание улучшения погоды, буксировка для посадки судна на мель, приложение поддерживающих усилий могут привести к значительному увеличению времени вынужденного пребывания людей в отсеках аварийного или затонувшего судна.
В этих случаях в плане спасательной операции должны быть предусмотрены мероприятия по улучшению физического и морального состояния терпящих бедствие людей:
- подача в отсеки с людьми свежего воздуха и вентиляция отсеков;
- установление связи со спасаемыми для информации о ходе спасательных работ;
- подача в отсеки с людьми горячей жидкой пищи, чая, кофе, теплой сухой одежды, электрических фонарей.
Кроме того, необходимо предусматривать меры, предотвращающие ухудшение положения аварийного или затонувшего судна:
- подачу в отсеки судна сжатого воздуха для улучшения плавучести и остойчивости;
- изменение положения судна по отношению к направлению движения волн;
- защиту судна от волнения моря спасательными или другими судами;
- сдерживание судна от нежелательного дрейфа;
- герметизацию мест утечки воздуха из корпуса судна.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ АВАРИЙНО-
2.1 Характеристика рыболовного сейнера
К рыболовным судам относятся лодки, катера или суда с которых осуществляется промысел рыбы, китов, тюленей или других живых ресурсов в океане, море, озере или реке. Всех их можно разделить по цели использования на несколько типов: коммерческие - промысловые суда, любительские или браконьерские.
В настоящее время насчитывается около четырех миллионов рыболовных судов коммерческого использования.
На самом деле фактическое число рыболовецких судов определить невозможно. В древности рыболовы выходили на промысел на плотах или лодках, построенных из коры деревьев или выдолбленных из бруса хвойных деревьев. Закрепленный на мачте парус, дал возможность рыбакам уходить дальше в море и вести разнообразные промыслы. Прекрасными рыбаками древности считались викинги, которые создали для этого промысла специальное судно.
На протяжении длительного периода развития, рыбная ловля превратилась в отдельную отрасль, что привело к появлению нескольких типов рыболовных судов: траулеры, плавучие базы, дрифтеры, сейнеры, тунцеловы и прочие промысловые корабли. Коммерческие рыболовные суда стали оборудоваться первыми радионавигационными приборами для определения косяков рыбы.
В последнее время рыболовецкие суда, отвечая международным стандартам, становятся все более модернизированными. Рыбную промышленность относят к отрасли связанной с высоким риском. В связи с этим на Международном морском форуме в 1959 году под руководством ООН была подписана Конвенция, определяющая допустимые стандарты проектирования и строительства рыболовных судов, а также оговариваются условия эксплуатации экипажей кораблей.
Большинство коммерческих рыболовных судов являются небольшими кораблями, имеющие размеры до 30 метров, но некоторые суда имеют и размеры крейсера до 150 метров, как правило, это плавучие рыбоперерабатывающие заводы или траулеры. Рыболовные суда коммерческого значения можно классифицировать по способу рыбной ловли.
Сейнер (от англ. «seine» - кошельковый невод) - это рыболовецкое судно, ведущее промысловый лов рыбы при помощи кошелькового невода, поднимаемого грузовой стрелой (см. рис.2.1.1).
Сейнер это обычно
однопалубное судно с надстройкой,
смещенной к носовой части. На
корме имеются рабочее
Рис. 2.1.1 – Рыболовный сейнер
Во время лова рыболовные суда находят большие стаи сельди при помощи эхолокатора. После обнаружения стаи вспомогательная моторная лодка с прикрепленным к ней концом невода удаляется от кормы рыболовецкого судна и окружает рыбу. Нижняя часть невода устроена так, что может стягиваться и превращаться в ловушку для рыбы. Пойманная рыба скапливается в сравнительно небольшой донной части невода. Затем судовая команда, воспользовавшись устройствами для выборки и укладки невода, сматывает и утрамбовывает его, поднимая рыбу на борт при помощи подъемного устройства - крана. Когда сеть затянута трепещущий улов насосом выкачивается на борт плавучей базы - судно с большей вместимостью.
2.2 Борьба за непотопляемость судна
Способность судна противостоять воздействию сил ветра и волн, пожаров и взрывов, а при аварийных повреждениях сохранять и восстанавливать полностью или частично свои мореходные качества (чем обеспечивается безопасность находящихся на борту людей, сохранность груза и судового имущества) называется его живучестью. Живучесть судна обеспечивается рациональностью его конструкции и оборудования, в том числе расположением водонепроницаемых переборок (ВНП), достаточно мощными водоотливными средствами и т. д.
Одним из важнейших элементов живучести судна является его непотопляемость - способность судна оставаться на плаву и не опрокидываться при повреждении корпуса, вызвавшего затопление одного или нескольких отсеков.
Борьба за непотопляемость
судна предусматривает
Организация борьбы за непотопляемость - составная часть повседневной организации судовой службы; она предполагает распределение обязанностей членов экипажа при аварийных ситуациях.
Рассмотрим причины и виды повреждений корпуса. Причинами повреждений корпуса судна могут быть: посадки на мель; столкновение судов друг с другом; навалы судов на другие суда и береговые сооружения; ледовые повреждения (удар о льдину, ледовое сжатие); ослабление прочности корпуса вследствие местных перегрузок, например во время урагана; гидродинамические удары носовой части судна, находящегося в балластном состоянии, о воду при интенсивной килевой качке на встречном волнении (слеминг).
Повреждения корпуса классифицируют по ряду признаков: расположению, характеру, размерам. По расположению относительно ватерлинии различают: подводные повреждения; надводные; частично подводные и частично надводные.
Наиболее опасны подводные пробоины, так как через них вода поступает в корпус наиболее интенсивно. Опасны и надводные пробоины, находящиеся вблизи ватерлинии. Их следует немедленно заделывать.
Ниже приведена классификация пробоин:
Таблица 2.2.1
Пробоина |
Площадь, м2 |
Малая |
до 0,05 |
Средняя |
0,2 |
Большая |
2 |
Очень большая |
более 2 |
Кроме пробоин, повреждения могут представлять собой разошедшиеся швы, трещины, вмятины, гофры и др. Наиболее тяжелым видом повреждения является разламывание корпуса на штормовой волне. При этом обе половины разломившегося судна могут длительное время оставаться на плаву.
Обнаружение места течи.
Отсек, в котором образовалась течь, обнаруживается сравнительно легко, если причина, вызвавшая появление течи, слишком заметна, чтобы оставить ее без внимания (удар, взрыв).
В случаях нарушения сварных соединений водотечность корпуса может быть своевременно обнаружена путем систематического замера уровня воды в льялах и междудонных танках. Установлена следующая частота замеров: на ходу - каждую вахту; при стоянке на якоре и швартовах - не реже двух раз в сутки; при приеме воды и топлива, при плавании во льдах, в штормовых условиях и других особых случаях - не реже одного раза в час; при ударах судна о лед, грунт, причал, столкновениях с другим судном или плавающим предметом - немедленно. При ледовых сжатиях замер рекомендуется производить через каждые 15 мин.
Уточнить, какой отсек поврежден, в дальнейшем можно по ряду признаков:
- по фильтрации воды в смежные отсеки через неплотности в переборках и палубах и в местах прохода через них трубопроводов и кабелей;
- по шуму воздуха, выходящего через воздушные и мерительные трубки при значительном поступлении воды в отсек;
- по отпотеванию переборок и палуб в смежных помещениях.
Наличие воды в смежном помещении может быть определено и по глухому звуку, издаваемому переборкой или палубой при ударе по ним металлическим предметом. Проверить, затоплено ли смежное помещение, можно также пуском осушительной системы.
Обязанности экипажа по обеспечению непотопляемости судна.
Обязанности экипажа по обеспечению непотопляемости судна складываются из предупредительных мероприятий и действий по ликвидации последствий повреждений. К основным предупредительным мероприятиям, обеспечивающим непотопляемость судна, относятся:
- систематические проверки водонепроницаемости корпуса, палуб, переборок судна, а также иллюминаторов, портов, дверей и других отверстий;
- содержание в исправном состоянии стационарных и переносных водоотливных средств, а также балластной системы судна;
- контроль равномерности нагрузки и остойчивости судна в процессе его эксплуатации;
- тренировки экипажа по обеспечению непотопляемости судна;
- учебные тревоги.
На каждом судне должны быть:
- нанесены синей краской номера шпангоутов (не реже чем на каждом пятом) с обоих бортов на внутренней части фальшборта;
- обозначены места расположения водонепроницаемых переборок;
- обозначены места расположения кингстонов и других забортных отверстий (на рисунке буква К означает «кингстон», а цифра 11 в знаменателе указывает расстояние в метрах от кромки верхней открытой палубы до верхней кромки кингстона);
- обозначены места, где оканчиваются или имеют разрыв скуловые кили, путем нанесения знаков «I—» или «−│» с цифрами над ними, указывающими расстояние в метрах от кромки верхней открытой палубы до верхней кромки киля.
Должностные лица судна обязаны систематически контролировать водонепроницаемость корпуса. Не реже одного раза в 3 мес. проверяют техническое состояние водонепроницаемых частей судна. Вахтенная служба ежедневно должна проверять закрытие водонепроницаемых дверей с механическим приводом и не реже одного раза в неделю - навесных водонепроницаемых дверей, используемых в море. При приближении шторма, при следовании в тумане, в узкостях и в других сложных условиях плавания экипаж обязан обеспечить надежное задраивание грузовых люков, иллюминаторов, дверей и других закрытий.
В качестве руководства
для командного состава судна
в ходовой рубке и в районе
жилых кают вывешивают схемы, показывающие
границы водонепроницаемых
Борьбу экипажа за непотопляемость возглавляет капитан судна. Она включает в себя комплекс мероприятий, направленных на поддержание и восстановление необходимых остойчивости и запаса плавучести, а также на выравнивание крена и дифферента до значений, при которых обеспечиваются ход и управляемость судна.
В случае аварии по общесудовой тревоге принимают следующие меры:
- задраивают водонепроницаемые двери, имеющие дистанционный привод с мостика, закрытия, имеющие маркировку «П» и «Т» (задраиваемые по приказанию и по тревоге), и иллюминаторы;
- готовят к немедленному действию стационарные водоотливные средства;
- сосредоточивают аварийное имущество в районе аварии;
- аварийные партии высылают группы разведки, чтобы установить точное место, размеры и характер повреждений.
После того как фактическое положение в районе аварии установлено, аварийные партии немедленно приступают к борьбе с поступлением воды и распространением ее по судну. Обязательный доклад на мостик.
В ходе борьбы за непотопляемость судна главное внимание уделяют обеспечению его необходимой остойчивости и ограничению распространения воды. Основные силы и средства сосредоточивают на отсеках, имеющих значительные объемы и свободные уровни воды, а также жизненно важных для судна.