Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 22:27, контрольная работа
Процессы обучения и воспитания граждан, нахождения в образовательных учреждениях, за их пределами, организация досуга, отдыха и оздоровления, в ряде случаев создание комфортных бытовых условий проживания, проезда до места учебы и обратно непосредственно сопряжены с понятиями безопасности. Организация охраны труда в образовательном учреждении в первую очередь зависит от компетентности и квалификация всех участников и в первую очередь, от руководителя и специалистов образовательного учреждения.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Правовые и организационные основы охраны и труда……….6
1.1 Основы организации и труда в РФ…………………………………….6
1.2 Основные направления деятельности службы охраны труда ОУ…..11
Глава 2.Планирование и проведение мероприятий в ОУ………………..18
2.1 Место преподавателя организатора ОБЖ в системе охраны труда ОУ…………………………………………………………………………….18
2.2. Осуществление контроля за соблюдением требований охраны труда в ОУ……………………………………………………………………………28
Заключение…………………………………………………………………38
Список использованных источников.....................................................
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Правовые и организационные основы охраны и труда……….6
Глава 2. Планирование и проведение мероприятий в ОУ………………..18
2.1 Место преподавателя организатора
ОБЖ в системе охраны труда ОУ…………………………………………………………………………
2.2. Осуществление контроля за
соблюдением требований охраны труда
в ОУ…………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников....................
Введение
Неоднократные изменения в постсоветский период российского законодательства об образовании, а также принятие Трудового кодекса РФ привели к созданию новой правовой базы трудовой деятельности всех педагогических работников. Особенно это коснулось огромного количества (более миллиона) работников государственных и муниципальных общеобразовательных организаций. Несмотря на то, что с сентября 2013 г. Стал действовать новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), который должен был обобщить нововведения в соответствующем законодательстве последних двух десятилетий, многие вопросы, касающиеся труда педагогических работников, до сих пор не получили должного правового урегулирования. Расплывчатые формулировки в Законе об образовании, отсутствие необходимых подзаконных нормативных правовых актов, которые давали бы ответ на возникающие в правоприменительной практике вопросы, приводят к решениям, ущемляющим права педагогов общеобразовательных организаций и не всегда учитывающим интересы работодателей. Актуальность выбранной мной темы состоит в том, что в образовательных учреждениях длительное время не уделялось должного внимания обучению детей и педагогов правилам охраны труда. Но, в последнее время это стало одним из приоритетных направлений в работе любого образовательного учреждения. Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников, учащихся и воспитанников в процессе трудовой деятельности и учебного процесса, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, реабилитационные мероприятия. Проблема охраны труда и обеспечения безопасности - одна из приоритетных в существовании любого государства. Она имеет непосредственное отношение к самым разным сферам жизнедеятельности, в том числе к национальной системе образования. Процессы обучения и воспитания граждан, нахождения в образовательных учреждениях, за их пределами, организация досуга, отдыха и оздоровления, в ряде случаев создание комфортных бытовых условий проживания, проезда до места учебы и обратно непосредственно сопряжены с понятиями безопасности. Организация охраны труда в образовательном учреждении в первую очередь зависит от компетентности и квалификация всех участников и в первую очередь, от руководителя и специалистов образовательного учреждения. Управление современной школой любого направления - это очень сложный многофункциональный процесс, который требует от руководителей и специалистов самых разнообразных знаний. Сегодняшнему руководителю и специалистам никак не обойтись без знаний не только по праву, психологии, экономики, но и без знаний охраны труда. Более того, они должны постоянно отслеживать все новое, что внедряется для обеспечения безопасности жизни и здоровья работников и учащихся в процессе трудовой и образовательной деятельности.
Цель: Определить основные правила и мероприятия обеспечивающие охрану труда работников и обучающихся ОУ.
В соответствии с целью определены следующие задачи курсовой работы:
Объект и предмет исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами.
Объект исследования – система охраны труда в общеобразовательном учреждении.
Предмет исследования – организация, функционирование и контроль за соблюдением требований охраны труда в образовательном учреждении.
Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический методы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Правовые и организационные основы охраны и труда
1.1 Основы организации и труда в РФ
Обеспечение безопасности и охрана труда работников как важнейшая социально значимая деятельность затрагивает интересы миллионов людей, не может функционировать вне правового пространства.
Напомним, что под правом понимают систему общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства. С помощью права общество в лице государства регулирует поведение людей и коллективов, закрепляет в качестве обязательных для всех граждан определенный круг общественных отношений. Это выражается, как правило, в виде тех или иных норм. Норма права – это установленное государством общее правило поведения, регулирующее общественные отношения и охраняемое принудительной силой государства. Нормы требуют письменного закрепления в определенных формах – документах, которые затем для всех членов общества станут источниками права.
Основными источниками права являются:
• нормативно-правовые акты и правовые обычаи;
• судебные прецеденты;
• международные и внутригосударственные договоры.
В нашей стране основным источником права являются нормативно-правовые акты.
Наибольшую силу среди всех нормативно-правовых актов имеют законы.
Совокупность действующих законов, регулирующих общественные отношения и отдельные их области, образует законодательство по данному вопросу.
Напомним, что правовые основы охраны труда вытекают из пункта 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, в которой сказано: «3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены…».
Таким образом, правовые основы охраны труда исходят из самого высшего закона нашей страны – Конституции Российской Федерации.
Действительно, законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Трудового кодекса Российской Федерации, федеральных актов и иных нормативных актов РФ и субъектов РФ.
Право на охрану труда и здоровья закреплено в Конституции Российской Федерации в качестве одного из основных прав граждан. Отсюда вытекает и право работника на здоровые и безопасные условия труда, которое отдельно закреплено в ст.37 Конституции. Основным законодательным актом, посвященным охране труда, является принятый в декабре 2001 года Трудовой кодекс Российской Федерации.
В Трудовом кодексе поясняется, что охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Действие отдельных положений Трудового кодекса, касающихся охраны труда, распространяется на:
• работодателей;
• на работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;
• иных лиц, участвующими в производственной деятельности работодателя, при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
Согласно ст. 227 Трудового кодекса к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору, в частности, относятся: • работники и другие лица, проходящие профессиональное обучение или переобучение в соответствии с ученическим договором;
• студенты и учащиеся образовательных учреждений всех типов, проходящие производственную практику;
• лица, страдающие психическими расстройствами, участвующие в производительном труде на лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями;
• лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду;
• лица, привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественно-полезных работ;
• члены производственных кооперативов и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, принимающие личное трудовое участие в их деятельности.
На граждан РФ, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства-работодателя. На иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией РФ, распространяется законодательство об охране труда РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.
Лица, выполняющие работу по гражданско-правовым договорам (например, договорам подряда), не вправе рассчитывать на различные льготы и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Может, в частности, сложиться такая ситуация, что из двух человек, работающих в одном и том же месте и выполняющих одинаковую работу, один (заключивший трудовой договор) будет пользоваться льготами, а другой (работающий по договору подряда) – нет.
Работодатель обязан ознакомить работников с требованиями охраны труда и обеспечить такие условия труда на каждом рабочем месте, которые соответствовали бы требованиям охраны труда; проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. При заключении с работником трудового договора закон обязывает работодателя осуществлять проведение за счет собственных средств обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) работников, равно как и периодических (в течение трудовой деятельности) внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров. Вместе с тем закон предписывает, что работник со своей стороны обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении нa работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования). Особо подчеркивается, что работодатель обязан не допускать работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний. [6,с.67]
Образовательное учреждение, несущее в соответствии с законом о РФ «Об образовании» ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников данного учреждения во время образовательного процесса, организует работу по охране труда в соответствии с Положением (от 22.07.95 №92), которые могут быть оформлены в виде отдельного документа, включены или учтены в Уставе образовательного учреждения, в Правилах внутреннего трудового распорядка, должностных обязанностях работников, годовых планов работы, приказов и других локальных актах, определяющих степень личной ответственности руководителей, административных и педагогических работников за соблюдением правил и норм охраны труда. Руководитель или иное ответственное лицо, в определённое Уставом образовательного учреждения обеспечивает проведение в жизнь мероприятий по охране труда и осуществляет контроль за ведением обязательной документации, предусмотренной номенклатурой дел по охране труда. В целях организации сотрудничества по охране труда администрации и работников, а так же обучающихся и их родителей в образовательном учреждении создаётся совместный комитет (комиссия ) по охране труда в состав которой входят на паритетных началах представители администрации, профессиональных союзов, иных представительных органов, уполномоченных работниками обучающихся и их родителями. Система охраны труда в школе включает в себя следующую организационную структуру: директора школы; заместителей директора по УР; заместителя директора по ВР; заместителя директора по АХР; преподавателя-организатора ОБЖ; уполномоченного по ОТ; председателя профсоюзного комитета.
1.2 Основные направления деятельности службы охраны труда ОУ
Основными направлениями работы службы являются: контроль за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда; оперативный контроль за состоянием охраны труда и учебы в образовательном учреждении; организация профилактической работы по снижению травматизма в образовательном учреждении; участие в работе комиссий по контролю за состоянием охраны труда в образовательном учреждении; участие в планировании мероприятий по охране труда, составление отчетности по установленным формам, ведение документации; организация пропаганды по охране труда; организация проведения инструктажей, обучения, проверки знаний по охране труда работников образовательного учреждения. Разработка, внедрение и постоянное совершенствование системы управления охраной труда (СУОТ) в организации в соответствии с ГОСТ 12.0.230-2007 «Системы управления охраной труда. Общие требования» и ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Системы управления охраной труда в организации. Организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний в организации
Изучение и анализ причин аварий и производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний.
Участие в расследовании аварий и несчастных случаев на производстве и разработке мероприятий по предупреждению и устранению причин производственного травматизма, а также в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью работника в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания. Контроль за выполнением мероприятий по устранению причин производственного травматизма.
Доведение приказов, писем вышестоящих организаций по предупреждению производственного травматизма до коллективов цехов; подготовка проектов приказов, предприятий, писем по вопросам охраны труда (по организации).
В соответствии с основными направлениями работы на службу образовательного учреждения возлагаются следующие функции:
• Выявление опасных и вредных производственных факторов.
• Проведение анализа состояния и причин травматизма, несчастных случаев и профессиональных заболеваний работников и обучающихся.
• Оказание помощи подразделениям образовательного учреждения в организации проведения замеров параметров опасных и вредных факторов при аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации учебных помещений, оценке травмобезопасности учебного, научно - исследовательского и производственного оборудования на соответствие требованиям охраны труда.
Информация о работе Планирование и проведение мероприятий в ОУ