Разработка предложений по снижению воздействия факторов внешней среды на деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является выявление особенностей изучения и проектирования внешней среды организации.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1) раскрыть понятие и дана характеристика основных факторов внешней среды;
2) охарактеризовать возможности воздействия предприятия на внешнюю среду;
3) провести анализ факторов внешней среды фирмы ООО «Форвард»;
4) разработать предложения по снижению воздействия факторов внешней среды на деятельность предприятия (на примере ООО «Форвард»).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические аспекты изучения внешней среды организации………………..7
1.1 Сущность и основные элементы внешней среды……………………….7
1.2 Воздействие внешней среды на деятельность организации…………...9
1.3 Возможности воздействия предприятия на факторы внешней среды...........................................................................................................................12
2. Анализ воздействия внешней среды на деятельность предприятия ООО «Форвард» …………………………………………………………………………..22
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия……………….22
2.2 Анализ факторов внешней среды предприятия……………………….36
3 Разработка предложений по снижению воздействия факторов внешней среды на деятельность предприятия ……………………………………………………...39
Заключение………………………………………………………………………….45
Библиографический список………………………………………………………..47

Файлы: 1 файл

Курсовая Теория управления Проектирование внешней среды организации.doc

— 708.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Введение

 

В условиях современной  экономической ситуации большинство корпораций по всему миру начали переход от стратегического планирования к стратегическому менеджменту. Стратегический менеджмент определяется как комплекс не только стратегических управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации, но и конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование фирмы на изменение внешней конъюнктуры, которое может повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотр целей и корректировку общего направления развития. Часто стратегический менеджмент называют рыночным стратегическим управлением. Включение в определение слова «рынок» означает, что стратегические решения должны в большей степени учитывать развитие рынка и внешнего окружения, чем внутренние факторы.

Фирма, реализующая стратегическое управление, должна иметь внешнюю  ориентацию (на потребителей, конкурентов, рынок и др.). Это так называемый, маркетинговый подход к организации управления (в отличие от производственного подхода, ориентированного на внутренние возможности производства).

Анализ конкурентных преимуществ должен быть дополнен управленческим анализом внутреннего состояния  фирмы. Управленческий анализ - это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей фирмы, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, а также выявление стратегических проблем. Ключевым этапом управленческого анализа является определение сильных/слабых сторон фирмы, которые основываются на ее ресурсах, направляемых в стратегически важные сферы деятельности и которые всегда являются относительными.

По мнению отечественных  и зарубежных аналитиков, в настоящее  время слабой стороной практически всех российских фирм является сбыт, а также управление финансами. Стратегические проблемы отличаются от слабых сторон фирмы тем, что слабые стороны определяются на базе сравнения фирмы с конкурентами по основным сферам деятельности и продуктам. А проблема возникает там и тогда, когда наблюдается несоответствие (разрыв) хозяйственной цели, поставленной относительно какой-либо сферы деятельности, ее текущему состоянию. В противоречии между рыночной внешней средой и внутренней производственной ориентацией фирмы и заключается главная стратегическая проблема российского регионального бизнеса.

Для разрешения данного  противоречия необходимо решить целый  ряд взаимосвязанных управленческих задач: во-первых, внедрить методы и  способы стратегического менеджмента в практику управления предпринимательскими циклами; во-вторых, применить новые подходы к анализу внешней и внутренней среды; в-третьих, осуществить переобучение менеджеров фирмы с целью их подготовки к реализации намеченных направлений развития предпринимательской деятельности.

Этими фактами обусловливается актуальность выбранной темы курсового проекта.

Целью данного курсового проекта является выявление особенностей изучения и проектирования внешней среды организации.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

1) раскрыть понятие и дана характеристика основных факторов внешней среды;

2) охарактеризовать возможности воздействия предприятия на внешнюю среду;

3) провести анализ факторов внешней среды фирмы ООО «Форвард»;

4) разработать предложения по снижению воздействия факторов внешней среды на деятельность предприятия (на примере ООО «Форвард»).

Объект исследования – внешняя среда современной организации.

Предмет исследования – особенности изучения и проектирования внешней среды организации.

Теоретическая основа исследования. В научной литературе вопросы по проблеме нашего исследования рассматривались рядом отечественных и зарубежных авторов, такими как: И. Ансофф, В.И. Арнольд, В.М. Архипов, В.В. Бандурин, С.Ю. Глазьев, В.В. Гончаров, А.П. Градов, В.П. Грузинов, Е.Д. Катульский, Т. Коно, В.И. Кравцова, Б.Л. Кучин, Н.В. Пашкевич, Б.Н. Лорфирьев, А.Г. Поршнев, Ю.А. Тропин, Я. Чанг, Ст. Янг и другими ведущими учёными.

Информационная  база исследования. Результаты исследований современных отечественных и зарубежных ученых отражены в законодательных актах, программных документах и постановлениях Правительства Российской Федерации, а результативность управления - в статистических информационных сборниках, характеризующих экономическое развитие национальных и зарубежных организаций. Помимо этого в процессе исследования привлечена отраслевая научная методическая, инструктивная и учебная литература, электронные базы данных, в том числе полученные из сети Интернет, а также первичные информационные материалы организаций.

Методы исследования: методики и методы оценки эффективности систем управления организаций промышленности с использованием приёмов экономико-математического, статистического анализа, прогнозирования и планирования, а также методики разработки проектов и программ.

 

 

1. Теоретические аспекты изучения внешней среды организации

1.1 Сущность и основные элементы  внешней среды

В настоящее время  менеджерам необходимо учитывать действие факторов, находящихся вне организаций, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Менеджер должен уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию, подбирать методы и способы реагирования на внешние воздействия. Организации вынуждены приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.

Среда прямого воздействия  включает факторы, непосредственно  влияющие на деятельность организации:

а) Поставщики. Поставщиками капитала в основном являются банки, акционеры и частные лица. Чем лучше обстоят дела у данной организации, тем больше шансов получить кредит на льготных условиях у поставщиков капитала.

б) Трудовые ресурсы. Без  нужных специалистов должной квалификации нельзя эффективно использовать сложную технику и оборудование.

в) Законы государства. Организации  обязаны выполнять не только федеральные, но и региональные законы. Государственные  органы обеспечивают принудительное выполнение законов в сфере своей компетенции.

г) Потребители. Потребители  решают, какие товары и услуги для  них желательны, то есть они определяют направления и возможности роста  организации. В рыночной экономике  действует принцип: «Потребитель - король рынка».

д) Конкуренты. Руководство  предприятия должно понимать, что неудовлетворенные нужды потребителей создают свободные ниши на рынке для конкурирующих организаций.

Среда косвенного воздействия  состоит из факторов, которые не оказывают прямого и немедленного воздействия на деятельность организации:

а) Состояние экономики  страны. Руководство организации, особенно при выходе на международный рынок, должно учитывать экономическую  ситуацию в той стране, в которую  поставляет свой товар, или с которой  организация имеет деловые отношения. Состояние мировой экономики влияет на стоимость ресурсов и способность покупателей приобретать товары и услуги. Если в экономике прогнозируется спад, то необходимо уменьшить запасы готовой продукции, чтобы преодолеть трудности сбыта, кроме этого следует учесть увеличение или уменьшение ставки процента на займы, возможное колебание курса доллара или других твердых валют.

б) Научно-технический  прогресс. Технические новшества  повышают производительность труда, способствуют улучшению качества продукции, а  также расширяют возможные области применения товаров. Появление таких высоких технологий, как компьютерная, лазерная, микроволновая, полупроводниковая, а также использование атомной энергии, синтетических материалов, миниатюризация приборов и производственного оборудования оказывают существенное влияние на развитие и деятельность организации.

в) Социокультурные факторы. Это, прежде всего, жизненные ценности и традиции, обычаи, установки, которые  оказывают существенное влияние  на деятельность организации.

г) Политические факторы. К ним относятся: экономическая политика административных органов государства, т.е. система налогообложения, льготные торговые пошлины, законодательство о защите потребителей, стандарты на безопасность продукции и стандарты по экологии. Для организации, осуществляющей международную деятельность, существенное значение имеет политическая стабильность данного государства, а также установка с его стороны специальных пошлин на импорт товаров, экспортных квот и т.д.

д) Отношения с местным  населением. Характер отношений с местной общиной является очень важным для учета и планирования в любой организации. Так, в каждой общине существуют свои специфические законы и установки по вопросам бизнеса и ведения деловых отношений с другими организациями и учреждениями. Иногда для поддержания хороших отношений с общиной необходимо финансирование и поддержка ее социальных программ, а также благотворительная деятельность по многим направлениям.

Подвижность среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружающей среде организации. В некоторых отраслях, например, в фармацевтической, электронной, химической, космической и др. изменения происходят относительно быстро. В других отраслях процессы изменения среды более замедленные.

1.2 Воздействие внешней среды  на деятельность организации

При выработке стратегии  требуется произвести анализ конкурентной силы и конкурентной позиции компании. Как отмечают Томпсон и Стрикленд1, элементами такой оценки являются исследования того:

Насколько прочно компания удерживает свою конкурентную позицию в настоящее время,

Каковы перспективы  укрепления или ослабления конкурентной позиции при сохранении применяемой  в настоящее время стратегии,

Какое место занимает компания среди основных конкурентов,

Имеет ли компания в настоящее  время конкурентное преимущество или отстает по уровню конкурентоспособности от основных конкурентов,

Какова способность  компании защищать свою позицию в  контексте движущих сил отрасли, конкурентного давления, ожидаемых  шагов конкурентов.

Наиболее мощным методом  оценки конкурентной позиции является количественная оценка по сравнению с конкурентами каждого из ключевых факторов успеха и каждого существенного индикатора конкурентной силы.

Как отмечают Томпсон  и Стрикленд2, отраслевые ключевые факторы успеха (КФУ) - это те действия по реализации стратегии, конкурентные возможности, результаты деятельности, которые каждая фирма должна обеспечить (или стремится к этому), чтобы быть конкурентоспособной и добиться финансового успеха. КФУ - это те факторы, которым фирмы должны уделять особое внимание, так как они определяют успех (или провал) фирмы на рынке, ее конкурентные возможности, непосредственно влияющие на ее прибыльность.

Томпсон и Стрикленд3 подчеркивают, что достижение очевидного превосходства над соперниками по одному или нескольким КФУ - верное средство получения устойчивого конкурентного преимущества.

Возможный набор КФУ  приведен в таблице 1.1

 

Таблица 1. Набор ключевых факторов успеха

Ключевые факторы успеха / оценка силы

Компания

Конкурент 1

Конкурент 2

Вес

Качество / характеристика товара

       

Репутация / имидж

       

Производственные возможности

       

Технологические навыки

       

Сбытовая сеть

       

Маркетинг / реклама

       

Финансовое положение

       

Издержки в сравнении  с конкурентами

       

Обслуживание клиентов

       

Взвешенная оценка

       

 

Томпсон и Стрикленд4 рекомендуют применять систему взвешенных оценок, так как различные показатели конкурентной силы неодинаковы важны. Оценки показывают положение компании в сравнении с конкурентами по каждому фактору, выявляя, таким образом, где она сильна и где слаба, и по отношению к кому.

Не все авторы разделяют  данную концепцию анализа. Так Томпсон  и Стрикленд5 приводят критику профессора Чемавар (Pankaj Chemawar. The Dynamic of Strategy. New York. Free Press. 1991) который считает, что мысль о том, что можно выделить факторы успеха, и, опираясь на них, гарантированно достичь успеха, напоминает наивную средневековую мысль о философском камне - субстанции, одно прикосновение к которой превращало любой предмет в золото.

По мнению Минцберга6, Портер считает, что стратегия бизнеса должна основываться на структуре рынка, на котором оперирует компания. Портер7 подчеркивает, что сущность разработки стратегии проистекает из характера самой конкуренции.

По мнению Портера8 знание этих основных источников конкурентного давления обеспечивает прочный фундамент для стратегического плана действий. Оно позволяет выявить сильные и слабые стороны компании, дать четкое обоснование позиционирования компании в своей отрасли, понять, в каких областях стратегические изменения дадут наивысший положительный эффект, и определить потенциальные возможности и факторы угрозы для компании в конкретной отрасли. Графическое изображение модели приведено на рисунке 1.

Рисунок 1 - Модель пяти сил Портера

 

Как отмечают Томсон и  Стрикленд9 чем ниже цена заменителей, чем выше их качество и эксплутационные характеристики и чем ниже издержки пользователя при переключении, тем выше воздействие на конкуренцию со стороны товаров-субститутов.

Конкурентная сила поставщиков. Как отмечает Портер10, влияние поставщиков «выжимает» прибыль из отрасли, не способной справится с повышением издержек при их собственных ценах.

1.3 Возможности воздействия предприятия  на факторы внешней среды

 

Ф. Котлер показал различие между маркетингом как философией и маркетингом как ремеслом. Если все внимание сосредоточить на способах, приемах и инструментах маркетинга, то неизбежно маркетинг представляется как ремесло, что явно недостаточно в условиях всевозрастающей конкуренции. Знание маркетинга только узким кругом специалистов (отдел, группа маркетинга) становится недостаточным. Необходимо, чтобы маркетинг как философия предпринимательства, как концепция бизнеса овладел и руководил всеми работниками, функциями и отделами организации.

X. Мефферт определил,  что с проблемой комбинации  этих инструментов политики сбыта  связаны различные теории. Изначально  идея исходила из теории предпринимательства,  когда под влиянием ценовой  теории цены или объемы сбыта  исследовались как переменные политики сбыта. Несколько позднее в теорию анализа стали вводить такие параметры, как качество продукта и затраты, связанные с продажей товара. Одновременно обосновывались предпосылки для разработки теории промышленного производства как базы формирования инструментария сбытовой политики. Вторым источником для анализа проблем комбинаций инструментария сбытовой политики является теория поведения потребителя. Исходной идеей здесь выступает не столько неоклассическая теория домашнего хозяйства, сколько теория принятия решений потребителей о покупке.

Информация о работе Разработка предложений по снижению воздействия факторов внешней среды на деятельность предприятия