Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Безопасность жизнедеятельности".
Вопросы 1
Учебная дисциплина
«Безопасность
Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания.
Цель
изучения безопасности жизнедеятельности — формирование
и пропаганда знаний, направленных на
снижение смертности и потерь здоровья
людей от внешний факторов и причин. Создание
защиты человека в техносфере от внешних
негативных воздействий антропогенного, те
Объектом познания данной дисциплины являются люди (человек и коллектив людей) как объект защиты от опасностей избыточных потоков вещества, энергии и информации.
Предметом исследования в БЖД являются опасности и их совокупности, а также условия и средства, необходимые для безопасной жизнедеятельности человека или коллектива людей.
Определяется
взаимодействие этого направления
образования с другими
Основная задача дисциплины — вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:
В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» специалист должен знать: теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек — среда обитания»; основы взаимодействия человека со средой обитания и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих и вредных факторов опасных и чрезвычайно опасных ситуаций; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов; экобиозащитную технику; методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных си туациях, методы мониторинга опасных и чрезвычайно опасных ситуаций; правовые, нормативно-технические и организационные основы управления безопасностью жизнедеятельности; методы оценки ущерба и экономической эффективности в области БЖД.
Специалист
должен уметь и иметь навыки:
Наука о БЖД изучает условия и средства достижения безопасности взаимодействия человека с внешним миром — окружающей его средой, основанные на передаче потоков вещества, энергии и информации, поскольку, по утверждению Ю.Н. Куражсковского, «жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации».
Вопрос 2
В процессе жизнедеятельности человек и окружающая его среда обитания образуют непрерывно функционирующую систему "человек-среда обитания". Жизнедеятельность - повседневная деятельность, способ существования человека. Среда обитания - окружение человека, обусловленное в конкретный момент времени совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных, информационных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность, здоровье человека и его потомства.
Действуя
в системе "человек-среда обитания",
человек непрерывно решает, как минимум,
две основных задачи: обеспечивает свои
потребности в пище, воде и воздухе и создает
и использует системы защиты от негативных
воздействий как со стороны среды обитания,
так и со стороны себе подобных. Решению
второй задачи способствует научная дисциплина
"Безопасность жизнедеятельности". Безопаснос
Производственная среда наиболе
Городская среда, понимаемая как совокупность пространства между зданиями, в большинстве свободна от многих негативных факторов производственной среды. Однако создание двигателей внутреннего сгорания и развитие транспорта привело к повышению травматизма на улицах и дорогах, породило проблемы загрязнения городов, защиты человека в городской среде от токсичных выбросов автомобилей (отработавших газов, масел, продуктов износа шин и др.).
Бытовая среда. Наличие в современных квартирах многочисленных
бытовых приборов и устройств существенно
облегчает быт, делает его удобным и эстетичным,
но одновременно привносит целый комплекс
травмирующих и вредных факторов: электрический
ток, электромагнитное поле, повышенный
уровень радиации, шум, вибрацию, опасность
механического травмирования, токсичные
вещества и т.п. С развитием бытовой техники
жилая среда все более и более приближается
к производственной. В жизненном процессе
взаимодействие человека со средой обитания
и ее составляющих между собой основано
на передаче между элементами системы
потоков масс вещества, энергии всех видов
и информации В соответствии с законами
сохранения жизни Куражковского Ю. Н. “Жизнь
не может существовать только в процессе
движения через живое тело потоков вещества,
энергии и информации”…
Человеку эти потоки необходимы для удовлетворения
своих потребностей в пище, воде, воздухе,
солнечной энергии, информации об окружающей
среде. В то же время человек выделяет
в жизненное пространство потоки энергии,
связанные с его сознательной деятельностью
(механической, интеллектуальной энергии),
а также потоки масс вещества в виде отходов
биологического процесса, потоки тепловой
энергии и т.д.
Обмен потоками вещества и энергии характерен
и для процессов происходящих без участия
человека. Естественная среда обеспечивает
поступление на нашу планету потоков солнечной
энергии, что создает в свою очередь потоки
растительной и животной масс в биосфере,
потоки адиабатических веществ (воздух,
вода), потоки энергии различных видов,
в том числе при стихийных явлениях в природной
среде. Для техносферы характерны потоки
всех видов сырья и энергии, многообразие
потоков продукции и людских резервов;
потоки отходов (выбросы в атмосферу, сбросы
в водоёмы, жидкие и твёрдые отходы, различные
энергетические воздействия). Последние
возникают в соответствии с Законом о
неустранимости отходов и побочных воздействий
производств: “В любом хозяйственном
цикле образуются отходы и побочные эффекты,
они не устранимы и могут быть переведены
из одной физико-химической формы в другую
или перемещены в пространстве”. Техносфера
способна также создавать спонтанно значительные
потоки масс и энергий при взрывах, пожарах,
при разрушении строительных конструкций,
при авариях на транспорте и т.п.
Социальная среда потребляет и генерирует
все виды потоков, характерные для человека
как для личности, кроме того, социум создаёт
информационные потоки при передаче знаний,
при управлении обществом, при сотрудничестве
с другими общественными формациями. Социальная
среда создаёт потоки всех видов, направленные
на преобразование естественного и техногенного
миров, формирует негативные явления в
обществе, связанные с курением, потреблением
алкоголя, наркотиков и т.п.
Вопрос 4
Решение задач современного комплекса проблем безопасности может быть получено на основе общей теории безопасности. Хотя в завершённом виде (в какой-либо фундаментальной монографии) эта теория ещё не оформлена, её основные подходы и методы сформированы и широко используются для прогнозов развития опасных ситуаций, качественных и количественных оценок мер и систем безопасности. Их разработка осуществлялась в процессе обеспечения эффективности и безопасности сложных технических систем, обеспечения военной безопасности страны, решения проблем управления экономическими, социальными и экологическими системами, в том числе в глобальном масштабе.
Необходимое предварительное замечание.
Применяемые при обсуждении реальных
проблем понятия и определения
имеют строго определённое значение
только в рамках теорий, упрощающих
сложную действительность, создающих
абстрактные схемы, модели этой действительности
для решения определённого
Теория безопасности – это система представлений и идей, предназначенная для изучения полного спектра опасностей для человека от его взаимодействия с окружающей средой и выявления исчерпывающей системы мер безопасности.
Объекты исследования в теории безопасности – человек и окружающая его среда.
Понятие человек в общей теории безопасности обобщённое – под ним понимается и любой индивид и общество во всей его иерархической структуре. Таким же обобщённым является понятие окружающая среда - это все её составляющие: природная, социальная, техногенная.
Предмет исследования в теории безопасности - опасности для человека от его взаимодействия с окружающей средой и возможные меры безопасности.
Объекты опасности (чаще их называют объектами безопасности) и субъекты безопасности (осуществляющие меры безопасности) – личность и общество как многоуровневая структура.
Важнейшим в теории безопасности служит понятие опасность.
Опасность - явление, способное нанести вред (ущерб) жизненно важным интересам человека.
К числу жизненно важных интересов человека (личности и общества), как следует из самого определения, в первую очередь, относится, конечно, сама жизнь. Дальше каждый человек может назвать свои «жизненно важные» интересы в различных комбинациях и в различном порядке. Тем не менее, эксперты ООН на основании статистических и теоретических данных отнесли к основным интересам, жизненно важным для каждого человека:
· жизнь, здоровье;
· благосостояние;
· доступ к информации.
Наряду с понятием опасность используется понятие угроза. Считается, что:
Угроза – это опасность на стадии перехода из возможности в действительность.
Отсутствие опасности, точнее «состояние, при котором не угрожает опасность кому-либо или чему-либо» в словарях определено понятием безопасность. Однако опыт показывает, что обеспечить полное отсутствие опасности невозможно. В связи с этим часто применяют определение, указывающее на безопасность как на надёжную защищённость от опасностей и угроз. Такое определение подчёркивает приемлемость (и неизбежность) опасностей и угроз определённого уровня, при этом как бы само собой подразумевает необходимость защиты объекта. Но в условиях приемлемости уже исходных опасностей защита может и не потребоваться. Поэтому наиболее приемлемой выглядит следующая формулировка:
Безопасность – это состояние отсутствия различного рода опасностей и угроз, способных нанести неприемлемый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека.
Безопасность - коренная потребность человека
Источниками активности человека являются его потребности.
Иногда рассматривается три основных типа потребностей: материальные, социальные и духовные. Однако общепринятой считается более детальная классификация потребностей (А.Маслоу, 1954), представленная на схеме (см. рис.).
Потребности на схеме размещены в иерархическом порядке. Учёные подчёркивают, что потребности более высокого уровня возникают после удовлетворения потребностей низших. Можно сказать, что потребность в социальных связях – в объединении – возникает после удовлетворения потребности в безопасности индивида от очевидных угроз и вызвана стремлением к повышению уровня его безопасности. Тем же стремлением вызвана и потребность в уважении. Она служит основанием для того, чтобы интересы безопасности общества стали личными интересами, что в конечном итоге повышает и безопасность индивида. Наконец, высшей потребностью является духовное развитие личности, опять же позволяющее формировать в сознании высшие – общественные – ценности. Получается, что все потребности более высокого уровня вырастают из потребности в безопасности, которую поэтому называют коренной.
Вопрос 5
Риск – количественная характеристика действия опасностей, формируемых конкретной деятельностью человека, т.е. отношение числа неблагоприятных проявлений опасности к их возможному числу за определенный промежуток времени (частота реализации опасности).
Информация о работе Шпаргалка по предмету "Безопасность жизнедеятельности"