Шпаргалка по предмету "Безопасность жизнедеятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:42, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Безопасность жизнедеятельности".

Файлы: 1 файл

Otvety_k_ekzamenu_po_BZhD.docx

— 362.46 Кб (Скачать файл)

В соответствии с частью 1 статьи 367 ТК РФ государственный надзор за проведением  мероприятий, которые обеспечивают безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей.

В соответствии с частью 1 статьи 369 ТК РФ государственный надзор за соблюдением  правил ядерной и радиационной безопасности осуществляет федеральный орган  исполнительной власти по надзору за ядерной и радиационной безопасностью.

Должностные лица, которые осуществляют надзор за ядерной и радиационной безопасностью, обязаны информировать  работников и работодателей о  нарушении норм ядерной и радиационной безопасности на проверяемых объектах, если таковые имеются.

Работники всех вышеперечисленных  органов по надзору независимы и  подчиняются только требованиям закона.

Постановлением №401 регламентируется деятельность государственного надзора  за безопасным ведением работ в промышленности, государственного энергетического надзора, государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью.

В соответствии с указанным Постановлением №401 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является:

органом государственного регулирования  безопасности при использовании  атомной энергии;

специально уполномоченным органом  в области промышленной безопасности;

органом государственного горного  надзора;

органом государственного энергетического  надзора.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору  осуществляет, в соответствии с пунктом 5.3.1. Постановления №401, контроль и надзор в установленной сфере деятельности:

«5.3.1.1. за соблюдением норм и правил в области использования  атомной энергии, за условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии;

5.3.1.2. за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью  (на объектах использования атомной энергии);

5.3.1.3. за физической защитой  ядерных установок, радиационных  источников, пунктов хранения ядерных  материалов и радиоактивных веществ,  за системами единого государственного  учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных  отходов;

5.3.1.4. за выполнением  международных обязательств Российской  Федерации в области обеспечения  безопасности при использовании атомной энергии;

5.3.1.5. за соблюдением  требований промышленной безопасности  при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;

5.3.1.6. за соблюдением  в пределах своей компетенции  требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике);

5.3.1.7. за безопасным ведением  работ, связанных с пользованием  недрами, с целью обеспечения  соблюдения всеми пользователями недр законодательства Российской Федерации, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по охране недр (в пределах своей компетенции), по безопасному ведению работ, а также с целью предупреждения и устранения их вредного влияния на население, окружающую среду, здания и сооружения;

5.3.1.8. за соблюдением  требований пожарной безопасности  на подземных объектах и при  ведении взрывных работ;

5.3.1.9. за соблюдением  собственниками гидротехнических  сооружений и эксплуатирующими  организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, за исключением гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления;

5.3.1.10. за соблюдением  в пределах своей компетенции  требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль);

5.3.1.11. за соблюдением  в пределах своей компетенции  требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

5.3.1.12. за соблюдением  в пределах своей компетенции  требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами;

5.3.1.13. за своевременным  возвратом облученных тепловыделяющих  сборок ядерных реакторов и  продуктов их переработки в  государство поставщика, с которым  Российская Федерация заключила международный договор, предусматривающий ввоз в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов с целью временного технологического хранения и переработки на условиях возврата продуктов переработки (в пределах своей компетенции);

5.3.1.14. за горноспасательными  работами в части, касающейся  состояния и готовности подразделений, военизированных горноспасательных частей к ликвидации аварий на обслуживаемых предприятиях».

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 16 мая 2005 года №303 «О разграничении полномочий федеральных  органов исполнительной власти в  области обеспечения биологической  и химической безопасности Российской Федерации» в пункте 17 установлены полномочия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 368 ТК РФ государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.

Работники федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере санитарно-эпидемиологического  благополучия, осуществляя надзор за соблюдением организациями перечисленных норм и правил, независимы и подчиняются только закону.

В соответствии с Постановлением Правительства  Российской Федерации от 15 сентября 2005 года №569 «О положении, об осуществлении  государственного санитарно-эпидемиологического  надзора в Российской Федерации» (далее - Постановление №569) Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы.

В соответствии с пунктом 9 Постановления  №569 должностными лицами, уполномоченными  осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, являются:

«руководитель Федеральной  службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главный государственный санитарный врач Российской Федерации;

заместители руководителя Федеральной службы по надзору в  сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - заместители главного государственного санитарного врача Российской Федерации;

заместители главного государственного санитарного врача Российской Федерации - главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 4 настоящего Положения, и их заместители;

руководители территориальных  органов Федеральной службы по надзору  в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации и их заместители;

руководители структурных  подразделений и их заместители, специалисты федеральных органов  исполнительной власти, указанных в пункте 4 настоящего Положения;

руководители структурных  подразделений территориальных  органов Федеральной службы по надзору  в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главные  государственные санитарные врачи по городам, районам и на транспорте и их заместители;

руководители структурных  подразделений и их заместители, специалисты территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

В соответствии с пунктом 10 Постановления  №569 должностные лица, которые осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, обладают полномочиями, установленными статьями 50-52 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Они несут ответственность за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, а также за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов  Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют внутриведомственный государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда в подведомственных им организациях.

В соответствии с частью 4 статьи 353 ТК РФ и Федеральным законом от 17 января 1992 года №2202-1 «О Прокуратуре  Российской Федерации» государственный  надзор за точным единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в сфере труда осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Кроме того, государственный надзор и контроль в сфере охраны труда  регламентирован в Постановлении Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 года №1035 «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда».

Вопрос  15

В соответствии с трудовым законодательством  Российской Федерации на работодателе (его представителе) лежит ответственность за обеспечение охраны труда на производстве, расследование, оформление и учет несчастных случаев на производстве, а также за проведение мероприятий по профилактике этой категории несчастных случаев.

Несут персональную ответственность  члены комиссии, проводящей расследование  причин и обстоятельств несчастных случаев на производстве, за соблюдение сроков этих расследований, за выполнение надлежащим образом возложенных на них обязанностей.

На работодателя, согласно статье 228 ТК РФ, возложена обязанность своевременно и правильно, проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве, в том числе и обязанность в течение суток сообщить компетентным органам о несчастном случае, происшедшем в организации. В соответствии с законодательством Российской Федерации о труде должностное лицо, которое виновно в этом нарушении, может быть привлечено к дисциплинарной ответственности.

Основным нормативным актом, содержащим нормы по охране труда, является ТК РФ.

Статья 212 ТК РФ перечисляет основные обязанности работодателя по обеспечению  безопасных условий и охраны труда.

В Постановлении Правительства  №399 перечислены правовые акты, содержащие нормативные требования по охране труда.

В статье 419 ТК РФ установлены виды ответственности за нарушение трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы трудового  права:

«Лица, виновные в нарушении  трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами».

Дисциплинарная ответственность - статья 90, 192 ТК РФ. За совершение дисциплинарного проступка, на работника может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора, увольнения по соответствующим основаниям. Дисциплинарный проступок – это неисполнение либо ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством, трудовым договором, локальными нормативными актами работодателя.

Нельзя привлечь к дисциплинарной ответственности работника, в действиях  которого нет умысла или неосторожности при нарушении норм по охране труда.

К дисциплинарной ответственности  могут быть привлечены помимо работников и должностные лица организации, в чьи обязанности входит обеспечение безопасных условий труда в организации, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение этих обязанностей.

Для должностных наиболее распространенными  являются следующие нарушения правил охраны труда:

- допуск работников к выполнению  работ без проверки знания  ими требований охраны труда;

- допуск к работе без прохождения  обязательного предварительного (периодического) медицинского осмотра;

- допуск к работе на неисправном  оборудовании либо к эксплуатации  технологического оборудования  с нарушением технических требований;

- допуск к работе при отсутствии  предохранительных и оградительных  устройств, без применения работниками СИЗ;

- привлечение отдельных категорий  работников к тяжелым работам,  работам с вредными или опасными  условиями труда, к ночным и  сверхурочным работам, которые  законодательством для них запрещены.

Для большинства работодателей  приведенный в статье 191 ТК РФ перечень дисциплинарных взысканий будет  достаточным. Но как следует из части 5 статьи 189 ТК РФ для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине, устанавливаемые федеральными законами, где может быть предусмотрено применение дополнительных мер дисциплинарного взыскания (Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации, Устав о дисциплине работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии, Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации и другие).

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Безопасность жизнедеятельности"