Шпаргалка по предмету "Безопасность жизнедеятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:42, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Безопасность жизнедеятельности".

Файлы: 1 файл

Otvety_k_ekzamenu_po_BZhD.docx

— 362.46 Кб (Скачать файл)

Органы  исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных  нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают  и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда.

Предприятия, учреждения и организации разрабатывают  и утверждают стандарты предприятия  системы стандартов безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда  для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных нормативных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда.

Вопрос 13

Особенности охраны труда  женщин и лиц моложе 18 лет

Регулируются Трудовым кодексом РФ и другими нормативными актами.

Труд женщин

Запрещается применение труда  женщин на работах, связанных с подъёмом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно-допустимые для них нормы.

Постановлением Правительства  РФ от 6 февраля 1993 года № 105 для женщин установлен предел подъёма и перемещения тяжестей вручную:

· постоянно в течение  рабочей смены - 7 кг;

· при чередовании с  другой работой (подъём до 2-х раз  в час) - 10 кг.

Величина динамической работы, совершаемой в течение каждого  часа рабочей смены, не должна превышать:

· с рабочей поверхности  – 1750 кгм;

· с пола - 875 кгм.

В массу поднимаемого (перемещаемого) груза включается тара и упаковка. При перемещении грузов на тележках или контейнерах допускаемое усилие не более 10 кг.

Допустимые величины физических нагрузок для беременных женщин установлены  “СанПиН 2.2.0.555-96. Гигиенические требования к условиям труда женщин”:

· подъём и перемещение  тяжестей при чередовании с другой работой (до 2-х раз в час) – 2,5 кг;

· подъём и перемещение  тяжестей постоянно в течение  рабочей смены – 1,25 кг;

· суммарная масса грузов, перемещаемая в течение каждого  часа на расстояние до 5 м (допускается  с рабочей поверхности) – 60 кг;

· суммарная масса грузов, перемещаемая за 8-часовую рабочую  смену (допускается с рабочей  поверхности) – 480 кг.

Ограничивается применение труда женщин на тяжёлых работах  и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию.

Перечни производств, работ, профессий и должностей, на которых  ограничивается применение труда женщин, утверждаются в порядке, установленном  Правительством РФ.

В настоящее время действует  “Перечень тяжелых работ и  работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин”, утверждённый постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 года № 162.

Законодательством определены дополнительные льготы и защита в  отношении беременных женщин и женщин имеющих детей:

· беременным женщинам, в  соответствии с медицинским заключением, снижаются нормы выработки, нормы  обслуживания либо они переводятся  на другую работу, более лёгкую и  исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе;

· запрещается направление  в служебные командировки, привлечение  к сверхурочной работе, работе в  ночное время, выходные и нерабочие (праздничные) дни беременных женщин;

· женщины, имеющие детей  в возрасте до полутора лет, при невозможности  выполнять прежнюю работу переводятся по их заявлению на другую работу с сохранением прежнего заработка до достижения ребёнком возраста полутора лет;

· женщинам, имеющие детей  в возрасте до полутора лет, предоставляются  для кормления ребёнка дополнительные перерывы, которые включаются в рабочее время;

· направление в служебные  командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие (праздничные) дни женщин, имеющих детей в возрасте до трёх лет, допускаются только с их письменного  согласия.

Законодательством предусмотрены  случаи, когда женщины имеют право  получать дополнительные дни отдыха и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы.

Запрещается отказывать женщинам в приёме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.

Ограничивается возможность  увольнения беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трёх лет (одиноких матерей - при наличии  у них ребёнка в возрасте до четырнадцати лет или ребёнка-инвалида до шестнадцати лет) по инициативе работодателя.

Труд лиц, моложе 18 лет

Заключение трудового  договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.

В случаях получения основного  общего образования либо оставления образовательного учреждения в соответствии с соблюдением соответствующих законодательных норм, трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет.

Для подготовки молодёжи к  производственному труду допускается  приём на работу обучающихся для выполнения лёгкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения, в свободное от учёбы время по достижении ими четырнадцатилетнего возраста с согласия родителей, усыновителя или попечителя.

В театрах, концертных организациях и т.п. возможен приём лиц моложе четырнадцати лет с согласия родителя (опекуна).

Несовершеннолетние, то есть лица, не достигшие восемнадцати лет, в соответствии с законодательством России в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда имеют дополнительные льготы.

Запрещается применение труда  лиц моложе восемнадцати лет на работах, выполнение которых может причинить  вред их нравственному развитию (в  игорном бизнесе, ночных кабаре и  клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).

Постановлением Правительства  РФ от 25 февраля 2000 года № 163 утверждён  “Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц, моложе 18 лет”.

Запрещаются переноска и  передвижение несовершеннолетними  тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы. Постановлением Минтруда России от 7 апреля 1999 года № 7 для лиц моложе 18 лет определены нагрузки подъема и перемещения тяжестей

 

Вопрос 14

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда осуществляется согласно ТК РФ федеральной инспекцией труда, а также федеральными надзорами за соблюдением правил по безопасному ведению работ в определенных сферах деятельности.

В соответствии со статьей 353 ТК РФ контроль за соблюдением работодателями (юридическими и физическими лицами) законодательства в сфере охраны труда осуществляют:

1) Органы, осуществляющие государственный  надзор и контроль:

федеральная инспекция труда;

федеральные надзоры - органы исполнительной власти, осуществляющие функции надзора  и контроля в определенной сфере  деятельности;

органы прокураторы (Генеральный  прокурор Российской Федерации и  подчиненные ему прокуроры);

2) Органы, осуществляющие внутриведомственный  государственный надзор и контроль:

органы исполнительной власти на федеральном  уровне;

органы исполнительной власти на уровне субъектов Федерации;

органы местного самоуправления.

3) Органы, осуществляющие общественный  контроль:

профессиональные союзы, инспектора труда (собственных инспекций труда), уполномоченные по охране.

В соответствии с Постановлением Правительства  Российской Федерации от 28 января 2000 года №78 «О Федеральной инспекции труда» (далее – Постановление №78) государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются федеральной инспекцией труда, которая является единой федеральной централизованной системой государственных органов. Полномочия федеральной инспекции труда регламентированы также в статьях 353-365 ТК РФ.

В соответствии со статьей 357 ТК РФ государственные  инспектора труда при исполнении своих обязанностей имеют право:

«в порядке, установленном  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;

запрашивать у работодателей  и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

изымать для анализа  образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

расследовать в установленном  порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять работодателям  и их представителям обязательные для  исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

направлять в суды при  наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

выдавать предписания  об отстранении от работы лиц, не прошедших  в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

запрещать использование  не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

составлять протоколы  и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

выступать в качестве экспертов  в суде по искам о нарушении  трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве».

В статье 23.12 КоАП РФ определены полномочия Федеральной инспекции труда  по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 10 апреля 2006 года №60 «Об утверждении перечня должностных лиц федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» установлен Перечень должностных лиц федеральной инспекции труда, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.27, статьей 5.42, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 КоАП РФ.

Государственные инспектора труда, являясь  федеральными государственными служащими, несут, согласно статье 364 ТК РФ, ответственность за противоправные действия или бездействие в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственный надзор за соблюдением  правил по безопасному ведению работ  в отдельных отраслях производства и на некоторых объектах промышленности помимо органов федеральной инспекции труда осуществляют также федеральные органы исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности.

В ТК РФ выделены в статьях 366-369 следующие  виды надзора:

Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности – статья 366 ТК РФ;

Государственный энергетический надзор – статья 367 ТК РФ;

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор – статья 368 ТК РФ;

Государственный надзор за ядерной  и радиационной безопасностью –  статья 369 ТК РФ.

В соответствии со статьей 366 ТК РФ государственный  надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности. Согласно части 1 статьи 366 ТК РФ Федеральный надзор в сфере промышленной безопасности следит за соблюдением норм по охране труда в организациях угольной, горнорудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Безопасность жизнедеятельности"