Шпаргалка по предмету "Безопасность жизнедеятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:42, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Безопасность жизнедеятельности".

Файлы: 1 файл

Otvety_k_ekzamenu_po_BZhD.docx

— 362.46 Кб (Скачать файл)

Основная  статья: Микроэргономика

  • Ми́диэргономика занимается изучением и проектированием систем «человек — коллектив», «коллектив — организация», «коллектив — машина», «человек — сеть». Именно мидиэргономика исследует производственные взаимодействия на уровне рабочих мест и производственных задач. К ведению мидиэргономики, в частности, относится проектирование структуры организации и помещений; планирование и установление расписания работ; гигиена и безопасность труда.

Основная  статья: Мидиэргономика

  • Ма́кроэргономика исследует и проектирует систему в целом, учитывая все факторы: технические, социальные, организационные; как внешние к системе, так и внутренние. Целью макроэргономики является гармоничная, согласованная, надежная работа всей системы и всех элементов системы.[3]

Основная статья: Макроэргономика

Виды совместимости  среды «человек-машина


  • Антропометрическая совместимость — учёт размеров тела человека (антропометрии), возможности обзора внешнего пространства, положения оператора при работе.
  • Сенсомоторная совместимость — учёт скорости моторных операций человека и его сенсорных реакций на различные виды раздражителей.
  • Энергетическая совместимость — учёт силовых возможностей человека при определении усилий, прилагаемых к органам управления.
  • Психофизиологическая совместимость — учёт реакции человека на цвет, цветовую гамму, частотный диапазон подаваемых сигналов, форму и другие эстетические параметры машины.

Подходы [править]


При изучении и создании эффективных управляемых  человеком систем, в эргономике используется системный подход. Для оптимизации управляемых человеком систем эргономика использует результаты исследований в психологии, физиологии (особенно нейрофизиологии), гигиены и безопасности труда, социологии, культурологии и многих технических, инженерных и информационных дисциплинах.

Некоторые термины эргономики стали широко употребляться в быту, например человеко-ча́с (мера временной ёмкости деятельности). В настоящее время открытия эргономики используются не только на производстве, но также в быту, в спорте и даже в искусстве.

Организация рабочего места


При организации рабочих мест необходимо учитывать то, что конструкция рабочего места, его размеры и взаимное расположение его элементов должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психофизиологическим данным человека, а также характеру.

Выбор положения работающего 

При выборе положения работающего необходимо учитывать:

  • физическую тяжесть работ;
  • размеры рабочей зоны и необходимость передвижения в ней работающего в процессе выполнения работ;
  • технологические особенности процесса выполнения работ;
  • статические нагрузки рабочей позы;
  • время пребывания.

Рабочее место для выполнения работ стоя организуется при физической работе средней тяжести и тяжелой. Если технологический процесс не требует постоянного перемещения работающего и физическая тяжесть работ позволяет выполнять их в положении сидя, в конструкцию рабочего места следует включать кресло и подставку для ног.

Пространственная  компоновка рабочего места 

Конструкция рабочего места должна обеспечивать выполнение трудовых операций в зонах  моторного поля в зависимости от требуемой точности и частоты действия:

  • выполнение трудовых операций «очень часто» (2 и более операций в минуту) и часто (менее 1 операции в минуту) должно производиться в пределах зоны легкой досягаемости и оптимальной зоны моторного поля;
  • выполнение редких трудовых операций допускается в пределах зоны досягаемости моторного поля.

Размерные характеристики рабочего места 

Конструкция и обустройство рабочего места должны обеспечивать оптимальную рабочую  позу работника, учитывающую и не препятствующую естественным физиологическим процессам организма работника и обеспечивающую оптимальную возможность выполнения работы для которой предназначено рабочее место: В современном мире значительная часть работы делается в положении сидя, организуя сидячее рабочее место необходимо обращать внимание на следующие факторы:

  • высоту рабочей поверхности и размеры рабочей зоны, возможности регулировать эти параметры под индивидуальные особенности организма работающего;
  • высоты и строения опорной поверхности (плоская опорная поверхность, седловидная опорная поверхность, наклонные распределенные опорные поверхности);
  • пространства для ног.

Современные передовые тенденции в организации  рабочего места должны учитывать  индивидуальные особенности работника. Не учет индивидуальных особенностей наносит значительный вред здоровью сотрудника использующего рабочее место, так же значительно снижаются производственные показатели как количественные, так и качественные.

Взаимное  расположение рабочих мест 

Взаимное  расположение и компоновка рабочих  мест должны обеспечивать безопасный доступ на рабочее место и возможность быстрой эвакуации в случае опасности.

Размещение  технологической и организационной  оснастки 

  • на месте не должно быть ничего лишнего, все необходимое для работы должно находиться в непосредственной близости от работающего, размещение оснастки должно исключать неудобные позы работника;
  • те предметы, которыми пользуются чаще, располагаются ближе тех предметов, которыми пользуются редко;
  • те предметы, которые берутся левой рукой, должны находиться слева, а те предметы, что берутся правой рукой, — справа;
  • более опасная с точки зрения травмирования оснастка должна располагаться выше менее опасной оснастки; однако при этом следует учитывать, что тяжелые предметы при работе удобнее и легче опускать, чем поднимать.
  • рабочее место не должно загромождаться заготовками и готовыми деталями.

Обзор и наблюдение за технологическим  процессом 

Конструкция и расположение средств отображения  информации, предупреждающих о возникновении опасных ситуаций, должны обеспечивать безошибочное, достоверное и быстрое восприятие информации. Акустические средства отображения информации следует использовать, когда зрительный канал перегружен информацией, в условиях ограниченной видимости, монотонной деятельности.

 

Вопрос 25

В самом общем виде под безопасностью понимается защищенность. Вообще же, конкретизация смысловой интерпретации понятия «безопасность» позволяет рассматривать его в нескольких направлениях, раскрывающих определенные ракурсы данной категории: 1) состояние безопасного бытия; 2) защита от правонарушения, насилия, вражеских действий, избегание тюрьмы; 3) что-либо, защищающее или обеспечивающее безопасное состояние.

Неоднородность состояния безопасности разных субъектов под действием  идентичных факторов среды заставляет в ряде случаев сопоставлять характеристики этих факторов (физических, экономических, политических и т.д.) с исконными свойствами конкретного субъекта. Безопасность всегда соотносится с чем-то или кем-то в большей или меньшей степени приближения, что соответственно сказывается на уровне безопасности субъекта. Таким образом, безопасность с психологических позиций в самом общем виде целесообразнее рассматривать как внутреннюю характеристику конкретного субъекта, изменяющуюся некоторым образом под действием каких-либо внешних и внутренних для него факторов. Подчеркнем при этом, что изучение параметров безопасности необходимым образом предполагает анализ соответствующего уровня отношений субъекта с внешним миром, выступающего для него или как фон (первый случай), или как индикатор (второй случай), или как гарант (третий случай) должного уровня существования. Заметим, что данное нами предварительное определение психологической безопасности остается излишне общим и не проливает свет на ключевые параметры безопасности как психологического феномена: составные элементы, ведущее звено, механизмы функционирования.

Уровень безопасности человека меняется не только под влиянием изменения  внешних воздействий, но и под  влиянием характеристик, присущих самому человеку, – его возраста, пола, опыта, которые различаются по своей устойчивости, чувствительности к влиянию среды, корреляции с его безопасностью. Раскрывая многообразие проявлений человека, обычно используют термины индивид, субъект, личность, индивидуальность.

Человек как индивид предстает в своих природных, биологических особенностях, как человеческий организм. Согласно А.Н. Леонтьеву, индивид – это генотипическое образование. Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни, включающее, среди прочего, и свойства нервной системы. Классификация природных свойств человека наиболее полно описана Б.Г. Ананьевым. Индивидные свойства человека, в его трактовке, обусловливаются двумя группами характеристик: во-первых, принадлежностью к определенному полу (половым диморфизмом) и, во-вторых, конституциональными и нейродинамическими особенностями. Первая группа этих характеристик связана преимущественно с половыми различиями в психофизиологических, сенсомоторных и сенсорно-перцептивных функциях. Половые различия в этих функциях обнаруживаются на протяжении всей жизни человека, и зависят от возраста. Взаимозависимость половых и возрастных различий настолько велика, что Б.Г. Ананьев счел возможным рассматривать их как единую группу – возрастно-половые свойства. Во вторую группу свойств исследователь поместил индивидуально-типические свойства: особенности телосложения, биохимические свойства (гуморальные и эндокринные) и нейродинамические свойства. Половые, возрастные и индивидуально-типические свойства являются первичными индивидными свойствами и образуют трехмерное пространство, в котором формируются вторичные индивидные свойства – психофизиологические функции и структура органических потребностей. Высшим уровнем индивидного уровня, по Б.Г. Ананьеву, являются задатки и темперамент.

В трактовке В.С. Мерлина, индивидные свойства организма человека включают в себя подсистемы биохимических, общесоматических и нейродинамических свойств. Уже на уровне этих подсистем субъект обладает определенным запасом прочности, потенциала безопасности. Согласно гипотезе К. Бернара, человеческий организм существует, так как обладает возможностью постоянно сохранять благоприятные для своего существования параметры внутренней среды организма. Это происходит потому, что все системы и протекающие в организме процессы находятся в равновесном состоянии. До тех пор, пока обозначенное равновесие сохраняется, организм живет и действует. Таким образом, постоянство внутренней среды, по мнению ученого, – это условие свободной жизни. В учении У. Кэннона, развивающем идею Бернара о постоянстве внутренней среды организма, способствующей его выживанию, подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия внутренним и внешним факторам, нарушающим это равновесие, определяется как гомеостаз. Одним из центральных моментов учения о гомеостазе является представление о том, что всякая система стремится к сохранению своей стабильности. По Кэннону, получая сигналы об угрожающих системе изменениях, организм включает устройства, продолжающие работать до тех пор, пока не удастся возвратить ее в равновесное состояние и, согласно нашей трактовке, к начальному уровню безопасности. Если же нарушить равновесие процессов и систем организма, то параметры внутренней среды нарушаются, живой организм начинает болеть. Болезненное состояние будет сохраняться на протяжении всего времени восстановления параметров, обеспечивающих нормальное существование организма. Если же прежних параметров, необходимых для сохранения равновесия внутренней среды, достичь не удается, то организм может попытаться обеспечить его при других, измененных параметрах. В этом случае общее состояние организма может отличаться от нормального уровня, зачастую, равновесие достигается через появление хронического заболевания.

В контексте индивидных свойств  – свойств организма человека, позволяющих обеспечивать сохранение им безопасности целесообразно рассмотрение еще двух его базовых характеристик: структурной избыточности организма и развитых безусловных рефлексов (инстинктов). Возникновение ряда опасностей для существования сопровождается у человека неосознанным проявлением комплекса инстинктов, в какой-то мере содействующих его самосохранению. Так, при опасности повреждения отдергивается рука, закрываются глаза, при нарушении нормальных условий среды (ее химического, температурного состава, давления) в организме возникают более или менее успешные изменения, направленные на компенсацию вредных воздействий и приспособление к новым условиям среды. Структурная избыточность, выражаясь в материальном (дублирование органов, способность одних органов частично компенсировать функции других, вышедших из строя органов) и информационном (резервирование органов восприятия, хранения и переработки информации, ее передачи) аспектах, способствует обеспечению большей надежности функционирования организма и, соответственно, увеличивает шансы противодействия опасности. Данный аспект безопасности человека не поддается произвольному регулированию. Опираясь на общие особенности, отражающие роль индивидных свойств человека в регуляции поведения, выделим следующие функциональные аспекты индивидного уровня безопасности человека: 1) определяет энергетический аспект достижения безопасности; 2) устанавливает диапазон возможностей выбора безопасного реагирования в границах природных возможностей человека; 3) обеспечивает резерв безопасности человека за счет централизации всех систем организма в нестандартно-опасных ситуациях.

В итоге, безопасность человека как  индивида или индивидный уровень  безопасности человека можно понимать как достаточно общий для представителей всего человеческого рода с точки  зрения их защищенности от опасностей, наносящих ущерб, прежде всего, жизни и здоровью. Индивидный уровень безопасности человека регулируется его потребностью в безопасности или самосохранении и выступает в качестве резерва безопасности человека в ситуациях, в которых социально ориентированные способы достижения безопасности не находят в силу каких-либо обстоятельств должного применения. Так, в состоянии ярко выраженного аффекта регулирование поведенческой активности человека осуществляется на уровне его индивидных свойств. О безопасности индивида говорится в различных законодательных актах, определяющих меры защиты человека от стандартных для всех опасностей.

Человек как субъект выступает в качестве носителя предметно-практической деятельности. Свойства субъекта деятельности проявляются в его способности быть распорядителем и организатором познания, общения и труда. В качестве субъекта человек представляет собой целостность душевной жизни, интеграцию психических процессов, функций, свойств. Свойства субъекта представлены его когнитивными характеристиками, коммуникативными свойствами, трудоспособностью, способностями вообще, выступающими основой активности и, тем самым, своеобразным потенциалом безопасности, защищенности. Так, в познавательной сфере человека свойствами субъекта деятельности являются особенности его внимания, памяти, интеллекта и т.д. Интеграцией этих свойств (высшим уровнем в иерархии субъектных свойств человека) являются способности – общие или специальные. Данные психические явления обусловливают чувствительность субъекта к обнаружению сигналов опасности, его скоростные возможности по реагированию на такие сигналы, характеристики его эмоциональных реакций на опасность и т.п. Названные и подобные им показатели, обеспечивающие способность субъекта своевременно обнаруживать, идентифицировать опасности и адекватно реагировать на них, во многом связаны со свойствами организма, в частности, со свойствами нервной системы. Вместе с тем, психические свойства, влияющие на обеспечение безопасности субъекта, в каждом конкретном случае преломляются через его актуальные психические состояния, поддерживающие реагирование на опасность или создающие этому определенные помехи. Так, состояние тревоги (не достигающее, однако, патологического уровня), делая человека более бдительным, восприимчивым, облегчает обнаружение опасности, состояние утомления – снижает эффективность всех этапов реагирования на нее. В отличие рассмотренного первым индивидного, субъектное основание безопасности человека поддается определенному регулированию, например, посредством создания оптимальных для обеспечения безопасности условий, развитие субъектом внимания к своему актуальному состоянию, совершенствование навыков его «прочтения», целенаправленное совершенствование ряда психических свойств, позволяющих избегнуть или преодолеть опасность.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Безопасность жизнедеятельности"