Шпаргалка по предмету "Безопасность жизнедеятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:42, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Безопасность жизнедеятельности".

Файлы: 1 файл

Otvety_k_ekzamenu_po_BZhD.docx

— 362.46 Кб (Скачать файл)

Субъектный уровень безопасность актуализируясь в ходе общения, познания и трудовой деятельности, обеспечивается развитием таких качеств человека, которые дают ему возможность эффективно, с наименьшими для себя потерями реализовывать необходимые формы активности. Обеспечивая собственную жизнедеятельность, ориентируясь, планируя, организуя свои желания, чувства и разум, человек выступает в качестве субъекта безопасности в той или иной ее сфере.

Качество безопасности человека как  субъекта устанавливается путем  сопоставления конкретных условий  жизнедеятельности человека и его способности сохранить свою безопасность в них.

Личность – это особое качество или характеристика человека, отражающая собой принципиально новое психологическое измерение по сравнению с ранее рассмотренными. Так, индивид создает предпосылки особенностей личности, но не может существенно детерминировать тех ее качеств, влияющих на безопасность, которые социокультурны по своему происхождению. Как субъект, человек организовывает безопасность в какой-либо отдельной сфере своей жизнедеятельности, не влияя тем самым, по большому счету, на безопасность других. Личность же (согласно определению А.Н. Леонтьева) – это системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития и обладающее свойствами активности, субъектности, пристрастности, осознанности. Понятие личности, по словам А.Н. Леонтьева, выражает целостность субъекта жизни. Не каждый индивид развивается в личность, а личность, в свою очередь, не всегда однозначно определяется своими анатомо-физиологическими предпосылками. Сущность человека как личности проявляется при изучении его позиции во взаимоотношениях с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях, стоящих перед ним мотивах и в способах действия. В.С. Мерлин, рассматривая систему социально-психологических свойств человека, включил в нее подсистемы социальных ролей в группе или социально-исторической общности. Успешность реализации личностью тех или иных социальных ролей, в целом, основывается на усвоении установленных в обществе норм поведения его членов в различных сферах жизнедеятельности: трудовой, правовой, финансовой, образовательной, бытовой и т.д. Данные нормы в достаточной степени различаются как по своим объективным характеристикам, так и по субъективному восприятию, влияющему на процесс интериоризации социальных нормативов.

По происхождению, способам установления и средствам охраны их требований от нарушений социальные нормы в настоящее время делятся на следующие группы: нормы права, морали, общественных организаций, обычаев, традиций и ритуалов. В своем комплексе выделенные нормы образуют нормы человеческого общежития, ориентированные на обеспечение безопасности, как отдельного человека, так и общества в целом. Объективная способность конкретной нормы к обеспечению безопасности зависит от ее соответствия регулируемым в данный момент жизненным обстоятельствам и от ее «проработанности», т.е. детальности регламентации поведения субъекта в той или иной ситуации. Так, нарушение безопасности человека может произойти при подмене норм права нормами семейных традиций или при недостаточной продуманности норм охраны труда, выполнения определенной трудовой операции на том или ином предприятии. Наиболее часто неэффективность реализации социальных факторов обеспечения безопасности обусловлена действием человеческого фактора, а точнее – особенностями собственного поведения человека. Человек не всегда обладает необходимым опытом реализации тех или иных нормативных действий по обеспечению безопасности, а также не всегда ориентирован на следование тем или иным нормам, чтобы ее достичь, поэтому уместно говорить о сформированности умений и навыков нормативного достижения личной безопасности, мотивированности их получения и применения.

Личностный уровень безопасности человека (или личная безопасность, или безопасность личности) основывается на освоении конкретным индивидом общественных и групповых ценностей и развитием у него таких личностных качеств как моральность, нравственность, личное достоинство, разумность, ответственность. В экстремальных ситуациях выбора личность реализует себя посредством свободного, самостоятельного и ответственного действия. Данный аспект безопасности в наибольшей степени поддается произвольному управлению и соответственно совершенствованию. Можно выделить два ракурса рассмотрения возможности его развития. В широком смысле слова развитие безопасности человека связано с процессом онтогенетического овладения им социально оптимальными подходами к ее обеспечению. На протяжении всей своей жизни он усваивает понятия, приемы и методы достижения безопасности, в значительной степени свойственные культуре, референтной ему, посредством интеграции в ней. В качестве немаловажного элемента в данном случае выступает общественное правосознание, нелинейность формирования которого объясняет возникновение асоциальных поступков. В узком смысле слова развитие безопасности человека как личности проявляется в усвоении им определенного набора представлений, умений, навыков, соответствующего потребностям безопасности актуального бытия.

Свойства личности по Б.Г. Ананьеву преобразуют и организуют индивидные и субъектные свойства. В силу этого, свойства личности рассматриваются им в качестве системообразующих в структурной организации человека. Это в полной мере относится и к феноменологии безопасности человека. Личностный ракурс позволяет увидеть, чем должен овладеть человек, как сформироваться для того, чтобы обеспечить необходимый уровень безопасности в конкретном промежутке своего жизненного континуума. Чтобы следовать общей логике социальной безопасности и подниматься на ее новые ступени, человек как личность в некоторые моменты жизни должен отходить от привычных стилей безопасности (сохраняя созданное поле безопасности) с тем, чтобы выработать новый ее стиль, в большей степени свойственный его новому этапу социального становления. Если предыдущий этап становления безопасности прошел неудачно, то актуальное поле безопасности не является в достаточной степени удачным фоном для выработки им нового стиля личной безопасности.

В зависимости от способности человека отойти от личной безопасности с целью  дальнейшего саморазвития можно выделить следующие группы: 1) допускающие любой риск ради развития – представители данной группы отказываются от стабильных, безопасных условий при высокой личностной значимости достижения цели развития; 2) допускающие риск на основе детального просчета высокой вероятности успеха – представители данной группы делают осознанный и свободный выбор в пользу развития при более или менее полном отказе от личной безопасности при условии наличия уверенности в положительном исходе достижения поставленной цели; 3) не допускающие отказ от личной безопасности для достижения целей развития: а) при стечении обстоятельств, приводящих к нарушению личной безопасности и развитию, подчиняются им; б) при стечении обстоятельств, приводящих к нарушению личной безопасности и развитию, предпринимают всяческие меры, чтобы вернуться к исходному уровню безопасности.

Еще в качестве одной проекции человека выступает индивидуальность. Индивидуальность – это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. В явлениях человеческой индивидуальности как бы замыкается внутренний контур регулирования всех свойств человека как индивида, личности с ее множеством противоречивых ролей и субъекта различных деятельностей.

Человек выступает в качестве индивидуальности в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств, в качестве личности – в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему. Свойства личности не сводятся к индивидуальным особенностям. Включая и общее, и особенное, и единичное, личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее. Индивидуальность фиксирует одновременно своеобразие и неповторимость человека как индивида, как субъекта, как личности во всех сферах его бытия, в том числе и в области его безопасности. Соответственно, рассмотрение личной безопасности человека связано с анализом выбора им различных способов ее обеспечения, а индивидуальной безопасности – с анализом их некоторых специфичных моментов, свойственных конкретному лицу. Становление личности представляет собой процесс социализации человека. Соответственно, безопасность личности основана на усвоении опыта восприятия тех или иных экстремальных ситуаций и способов поведения в них. Становление индивидуальности происходит в контексте жизненного пути личности и представляет собой процесс индивидуализации субъективной реальности. Не случайно А.Г. Асмолов рассматривает индивидуальность личности «как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом…»

Рассмотрение системы личной безопасности конкретного человека связано с  изучением уникального, неповторимого, самобытного способа его реагирования на ту или иную экстремальную ситуацию. Безопасность человека как индивидуальности представляет собой состояние, интегрирующее в себе различные уровни психологической безопасности – безопасность человека как индивида, как субъекта и как личности – в контексте уникального для него жизненного пространства.

Нарушение личной безопасности порождается  комплексом причин как объективного, так и субъективного плана. Можно выделить ряд противоречий, ее обусловливающих:

1. между необходимостью проживания  человеком экстремальной ситуации  в целях своего развития и  стремлением самого человека  избежать подобных ситуаций;

2. между востребованностью человеком  информационных материалов об  окружающем мире в целях сохранения  личной безопасности и его  психическими возможностями получить  эту информацию, воспринять ее и преобразовать в методологию принятия решения в экстремальной ситуации; даже получив рациональное знание о способах достижения безопасности, в экстремальной ситуации на интуитивном уровне человек зачастую противоречит ему, в частности, в силу различий своей социальности и индивидуальности, трудностей субъектной интериоризации и воспроизведения социально культивируемого опыта сохранения безопасности;

3. между устоявшимися в культуре  традициями обеспечения безопасности, насаждаемыми образованием формализованными моделями безопасности и востребованностью реальной экстремальной ситуацией творческого начала ее субъекта; так, социально оформившаяся приоритетность соматической безопасности препятствует достижению человеком реальной безопасности, возможной при обращении к ее энергоинформационному уровню.

Возникает вопрос, что должно быть защищено, чтобы можно было говорить о личной безопасности человека. Сложность однозначного ответа на данный вопрос связана с тем, что носитель безопасности – человек представляет собой сложное биосоциальное образование, выступающее одновременно в трех ракурсах (во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо), интегрированных в единое целое. Рассмотрение личной безопасности как состояния защищенности подразумевает использование ряда смежных к защищенности характеристик, таких как сохранность, невредимость и других, имеющих в виду возможность обеспечения целостности искомого объекта. При анализе психологических аспектов личной безопасности субъекта, учитывая известный тезис о связи психического и физического планов, мы не можем отрицать важность физической защищенности субъекта. Многочисленные примеры из практики, фиксирующие возникновение психических отклонений при физических поражениях, и обратно, при определении психологических основ личной безопасности субъекта диктуют необходимость говорить о состоянии его физической и психической защищенности. Наряду с этим, в определенных ситуациях субъект может отказаться от безопасности своей физической или психической жизни, отчуждая ее в пользу каких-то идей, ценностей (патриотизма, любви), ради продолжения существования образа жизни, являющегося ценностью для данного человека. В итоге выделяются три аспекта человеческой индивидуальности, подлежащие защищенности: психический, физический и духовный. В наметившиеся контуры интересующего нас определения целесообразно включить понятие «адекватность», т.к. стремление к чрезмерной защищенности в какой-либо сфере может привести к возникновению психических заболеваний. Практика показывает, что нередки случаи, когда человек оказывается перед выбором: какой компонент собственной безопасности предпочесть при невозможности сохранить другие? Возможны разные варианты, но вершина человеческого начала, своеобразия личности проявляется в реализуемом ею духовном выборе. Утрачивая, быть может, в результате свободу или даже жизнь, личность экстраполирует свою безопасность на значимые для нее идеи, ценности, предпочитая, чтобы именно они остались сохранными, как наиболее ярко или надежно представляющие ее «Я».

Итак, личная безопасность субъекта может  быть определена как адекватное воздействующим факторам и его ведущим потребностям состояние защищенности и открытости, обеспечивающее ему, с одной стороны, физическую и психическую целостность, с другой, – возможность воспроизведения и продуцирования ряда ценностей, поддерживающих процесс личностного развития. В пространстве личной безопасности выделяются три пласта защищенности – физический, психический и духовный. Содержание личной безопасности субъекта проявляется в совокупности его смысловых отношений и установок относительно данного аспекта своей жизнедеятельности.

При взаимодействии с внешней средой для обеспечения личной безопасности субъект использует имеющиеся у него резервы защищенности. В связи с этим, возникает вопрос об их источниках. Выделяются два основных подхода к обеспечению безопасности человека, в определенной степени дополняющих друг друга. Согласно первому, состояние безопасности основывается на изначальном устранении самих источников опасности (естественно, когда они имеются, иначе – проблема снимается сама собой). В этом случае личная безопасность человека в значительной степени может обеспечиваться на основе воздействия определенных внешних сил, с минимальным участием его самого.

Согласно второму подходу, личная безопасность человека является результатом  оперативной минимизации негативного воздействия и во многом обусловливается его собственными характеристиками. В таком случае личная безопасность представляет собой способность человека сохранять уже имеющееся (и представляющего ценность – физического, психического, материального, прочего благополучия) как при наличии, так и при отсутствии различных посягательств извне, а также возможность его дальнейшего развития без значительного для себя ущерба. При таком рассмотрении источник личной безопасности субъекта в значительной мере заключен в нем самом, обеспечивая мобильность реагирования на опасность в ситуациях запаздывания или полного отсутствия социальной помощи.

Очевидно, что оптимальный уровень  безопасности человека достигается  при сочетании внешних и внутренних резервов безопасности человека. Мы исходим из того, что в обеспечении личной безопасности субъекта экстремальной ситуации систему факторов защищенности предпочтительно рассматривать как четырехуровневую структуру: 1) социальная составляющая – определяется включенностью субъекта в систему социально гарантированных мер защиты. Влияние данной составляющей на личную безопасность субъектов экстремальных ситуаций испытывает некоторые колебания в зависимости от занимаемого ими социального статуса, места жительства, пространственно-временного промежутка реализации экстремальной ситуации и т.д.; 2) психофизиологическая составляющая – определяется природнообусловленными механизмами приспособления к внешней среде. «Вклад» данной составляющей зависит от половой принадлежности субъекта, его конституциональных особенностей, свойств нервной системы. По сути дела, данный фактор защищенности складывается из индивидных характеристик человека; 3) психологическая составляющая – определяется уровнем социального развития психических параметров человека: познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной сфер, характерологическими параметрами; 4) составляющая опыта – включает в себя имеющиеся у субъекта на данный момент знания (в том числе и информированность), умения, навыки поведения, необходимые для успешного выхода из состояния опасного экстрема.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Безопасность жизнедеятельности"