Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 22:37, контрольная работа
В нашей работе мы подробно рассмотрим влияние климатических условий на такую характеристику эксплуатации автомобиля, как скорость движения.
Климатические факторы являются одними из самых важных условий выбора и соблюдения оптимальной скорости автомобиля, при которой будут соблюдены безопасность, комфорт, экономичность и др. характеристики поездки.
ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________ 3
2. ВЛИЯНИЕ КЛИМАТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ______________________________________________________ 9
2.1. Шкала оценки влияния метеорологических факторов________________ 12
2.2. Методика оценки совместного влияния факторов климата на обеспеченность расчётной скорости __________________________________14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________________________ 19
ЛИТЕРАТУРА ___________________________________________________ 20
Положение осложняется тем, что на состояние поверхности дороги и условия движения одновременно воздействует несколько метеорологических факторов. Поэтому кроме оценки влияния на режим движения каждого отдельного метеорологического фактора необходимо оценивать и их совместное, комплексное влияние. Наибольшее влияние на режим движения оказывают метеорологические факторы, воздействующие на состояние поверхности дороги. Оценка их влияния выполняется совместно с оценкой геометрических параметров и характеристик дорог. Из других метеорологических факторов необходимо оценить влияние метеорологической дальности видимости и ветра на скорость движения.
Существенное снижение скоростей движения наблюдается при ухудшении поверхностных характеристик дороги, уменьшении сцепления шины колеса с дорожным покрытием и изменении геометрических характеристик дороги, например уменьшении эффективной ширины проезжей части вследствие образования снежных и ледяных отложений на прикромочных полосах и неполной очистки при снегоуборке.
Скорость на прямолинейном горизонтальном участке при мокром дорожном покрытии снижается на 10 %, при снежном накатанном — на 22% и при частично обледенелом — на 36 %. На изменение условий движения в разные периоды года указывает также изменение зависимости интенсивность движения — плотность транспортного потока.
Метеорологическая дальность видимости относится к факторам, воздействующим на режим движения через водителя. Однако степень ее влияния во многом зависит от состояния дороги и прежде всего сцепных качеств. Механизм воздействия метеорологической дальности видимости на режим движения автомобиля с некоторым допущением может быть принят аналогичным механизму влияния геометрической видимости на дороге. Допущение заключается в разнице понятий метеорологической дальности видимости и видимости поверхности дороги.
Дальностью видимости поверхности дороги (геометрическая видимость) считается расстояние, на котором водитель может увидеть лежащий на покрытии предмет. Влияние ограниченной геометрической видимости на скорость движения остаётся постоянным в течение длительного времени, но распространяется на короткие участки.
Метеорологической дальностью видимости (МДВ) называется наибольшее расстояние, на котором при данной прозрачности атмосферы абсолютно чёрный объект с угловыми размерами не менее 20°, проектирующийся на фоне вблизи горизонта, сливается с фоном и становится невидимым. Метеорологическая дальность видимости ограничена реже, но охватывает большие протяжения дорог.
К первым относятся дымка, мгла, дымные гари, пыльные бури и др.; ко вторым - туман, дождь, снег, метель и т.д.
Наблюдения показывают, что большинство водителей выбирают более осторожные режимы движения в условиях пониженной метеорологической видимости по сравнению с теоретически безопасным и не развивают предельных скоростей в этих условиях.
Изменение расстояния
метеорологической видимости
Серьёзную опасность для движения может представлять ветер, дующий с большой скоростью. Боковой ветер стремится сместить автомобиль со своей полосы движения и водитель вынужден непрерывно выравнивать траекторию автомобиля. Под влиянием бокового ветра и увода колес автомобиля траектория движения может внезапно измениться, что приведет к аварийной обстановке. Особенно опасны внезапные порывы ветра, на которые водитель не успевает среагировать. Воздействие ветра ощущается тем сильнее, чем выше скорость движения автомобиля и чем больше его боковая поверхность. Величина бокового отклонения автомобиля от заданной траектории зависит в значительной степени от времени реакции водителя, а также от типа автомобиля (расположение центра масс автомобиля и центра давления на боковую поверхность). Боковое давление ветра может совпасть по направлению с действием центробежной силы, что может привести к боковому скольжению или опрокидыванию автомобиля.
К ветроопасным
относят участки дорог в
Научные данные показывают, что влияние ветра при движении по сухим покрытиям малоощутимо. Но при наличии снега или гололеда на покрытии порывы ветра могут способствовать боковым заносам автомобиля, скольжению и опрокидыванию.
Методика оценки условий движения автомобилей на ветроопасных участках дорог разработана профессором А.П. Васильевым.
2.1. Шкала оценки влияния метеорологических факторов
По степени
влияния интенсивности
Таблица 2
Метеорологические элементы и их характеристики |
Интенсивность
и степень опасности | ||
малоопасные |
опасные |
очень опасные | |
Метель, скорость ветра, м/с |
0-3 |
3-9 |
Более 9 |
Гололед, снежный накат, коэффициент сцепления |
- |
0,4-0,2 |
Менее 0,2 |
Осадки: дождь, мм/мин снегопад, мм/ч |
- - |
Менее 0,2 Менее 0,1 |
Более 0,2 Более 0,1 |
Туман, метеорологическая видимость, м |
750-500 |
500-200 |
Менее 200 |
Ветер, скорость, м/с |
0-10 |
10-20 |
Более 20 |
Температура воздуха, °С положительная отрицательная |
0-30 10-30 |
30-40 0-10 |
Более 40 Ниже 40 |
Относительная влажность воздуха, % |
50-90 |
90-100 |
- |
Наибольшие трудности для состояния дорог и условий движения представляют гололёд, метель, осадки в виде дождя и снега, туман и ветер. В такой последовательности они могут быть расположены по степени их воздействия на условия движения. Гололед всегда относится к особо опасным явлениям, поскольку коэффициент сцепления при этом всегда меньше 0,2. Гладкие покрытия, для которых коэффициент сцепления в сухом состоянии составляет 0,5-0,6, уже при образовании связанной плёнки воды имеют коэффициент сцепления менее 0,4, т.е. для таких покрытий влагосодержание воздуха 90-100 % является опасным, а дождь интенсивностью 0,2 мм/мин, при котором образуется пленка воды толщиной 2 мм и коэффициент сцепления снижается до 0,2, является очень опасным. Для шероховатого покрытия образование связной плёнки является малоопасным. Опасным является дождь интенсивностью 0,3 мм/мин, при котором образуется слой воды толщиной 4 мм и коэффициент сцепления снижается до 0,3. Учитывая износ шероховатости и процесс эксплуатации, возможность образования толщины плёнки более 4 мм из-за неровностей покрытия, целесообразно все дожди с интенсивностью более 0,2 мм/мин считать очень опасными.
Отложения снега
на поверхности дороги особенно опасны
при температуре воздуха выше
-10°, -20° и при интенсивности движе
Анализируя
вероятность появления опасных
и особо опасных
2.2. Методика оценки совместного влияния факторов климата на обеспеченность расчётной скорости
Методика оценки воздействия метеорологических явлений на дорогу, водителя и автомобиль и их взаимодействия даёт возможность привести влияние различных факторов к единому показателю - коэффициенту обеспеченности расчётной скорости движения. Тем самым имеется возможность оценить влияние каждого метеорологического фактора в отдельности. Однако в природе все взаимосвязано и действие одних метеорологических явлений может усиливаться или уменьшаться в сочетании с другими. Для учёта этого вычисляют обобщенный показатель влияния климата - среднегодовое значение коэффициента обеспеченности расчётной скорости движения , который позволяет учитывать изменение скоростей в периоды действия каждого фактора в отдельности и совместного действия двух и более метеорологических факторов. Для этого на основании обработки данных климатических справочников должны быть получены вероятности появления метеорологических явлений различной интенсивности для каждого пункта наблюдения и определены вероятности опасных и особо опасных метеорологических явлений.
Данные выписывают по следующим факторам:
X1 - фактор температуры воздуха;
X2 - фактор относительной влажности воздуха;
X3 - фактор дождя;
X4 - фактор ветра;
X5 - фактор тумана;
X6 - фактор снега;
X7 - фактор гололеда;
X8 - фактор метели.
Совокупность возможных температур воздуха, кроме того, разбивают на X+1 и X-1 - множество значений положительных и отрицательных температур.
Для вычисления итогового коэффициента необходимо предварительно вычислить вероятности сочетаний двух и более метеорологических факторов, при условии, что их интенсивности разделены на интервалы с точки зрения степени воздействия на дорожное движение.
Множества значений каждого метеорологического фактора разбивают на 4 интервала по степени влияния их интенсивности на режим движения:
- подмножество значений фактора , не оказывающих неблагоприятного воздействия на движение, Крс = 1,0;
- подмножество значений фактора , вызывающих снижение расчетных скоростей в диапазоне Крс = 0,75-1,0;
- то же, в диапазоне Крс = 0,5-0,75;
- то же, в диапазоне Крс < 0,5.
Определяют
вероятность совместного
а) несовместимость
двух факторов при данной интенсивности
(например, снегопад не может наблюдаться
при высокой температуре
б) независимость появления и влияния факторов (например, дождь-ветер);
в) зависимость появления одного фактора от другого (например, гололёд может возникнуть только при отрицательной температуре, метель может возникнуть только при скорости ветра более 3 м/сек и т.д.).
Вероятность совместного действия более чем трёх отрицательных факторов ничтожно мала и поэтому не определяется. Математическая модель определения совместного влияния различных метеорологических факторов на обеспеченность расчётной скорости получена путем разложения функции F в ряд Тейлора, ограничиваясь членами не выше третьего порядка:
Коэффициенты bij и gije являются параметрами парного и тройного взаимодействия.
Таким образом, вычисляются коэффициенты обеспеченности расчётной скорости движения для всех сочетаний метеорологических факторов. Это дает возможность перейти к определению обобщенного показателя влияния климата на условия движения - вычислению среднегодового, а также среднесезонного значения коэффициента обеспеченности расчётной скорости для каждого региона. Необходимое для этого распределение вероятностей метеорологических явлений и их сочетаний Р(х) = Р(х1...х8) вычисляют на основе фактических значений для данного региона с учётом возможных соотношений метеорологических явлений и гипотезы о равномерном распределении . Чтобы получить величину , необходимо учесть кроме длительности действия и последствия каждого метеорологического явления также длительность совместного действия двух и более метеорологических явлений, которая может быть принята по наименьшей длительности одного из взаимодействующих явлений. Окончательно формула для определения среднегодового коэффициента обеспеченности расчётных скоростей движения такова:
Информация о работе Влияние климатических факторов на скорость движения