Геополитика Коссии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

В начале XX века громкую известность получила новая наука – геополитика (термин пущен в оборот шведским ученым Р.Челленом). В сфере познания она играет несколько своеобразную роль, а уж в сфере практики и вообще завоевала скандальную славу.

Содержание работы

Введение

1. Геополитика в ее историческом развитии

1.1. Геополитические школы в России 6

1.2. Исторические отношения с Западом 13

1.3. Трагедия 1991 года 20

2. Задачи современной российской геополитики 22

2.1. Геополитика и современные проблемы этногенеза 22

2.2. Разработка военной политики России 26

3. Вооруженные конфликты 33

3.1. Исторические предпосылки национальных конфликтов 33

3.2. Исламский парадокс 38

4. Россия как новая Европа 45

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КурсоваяГеополитика.doc

— 318.00 Кб (Скачать файл)
text-align:justify">собственную государственность за рубежом: этносы бывшего СССР, немцы,

китайцы, корейцы и другие. В основном это деятельность национально-культурных

объединений и предпринимателей.

Процессы, происходящие в среде этих народов изучены крайне слабо, однако

общий вывод исследователей, подтвержденный состоявшейся в Новосибирске в 1997

году научно-практической конференцией «Национальные меньшинства в

Новосибирской области» , сводится к тому, что эти народы в целом содействуют

восстановлению прежнего геополитического статуса России ( 14 ).

Абсурдной является нынешняя ситуация, когда огромную территорию за Уралом

населяет всего 30 миллионов человек, когда жители Дальнего Востока и Крайнего

Севера оставлены на произвол судьбы и принуждены к эвакуации. Этот абсурд

может привести к тому, что Россия вообще останется без Сибири. Тогда как

необходимо, напротив, начать ее настоящее освоение, которое полностью изменит

и лицо России, и лицо мира. В Сибири и на Дальнем Востоке должно жить не 30,

а как минимум 300 миллионов человек. Это великое, полностью самодостаточное

пространство и станет базой для создания и развития российской цивилизации

XXI века.

Природные ресурсы Сибири вполне позволяют добиться такого уровня развития,

который бы смог обеспечить жизнь этих 300 миллионов. Сибирь - не колония и не

сырьевой придаток, сибирские нефть и газ должны не продаваться за бесценок на

Запад, но обеспечивать подъем собственной экономики. Сибирь - не просто

недонаселенный, а можно даже сказать - почти необитаемый континент.

При правильной организации и при использовании новейших экологически чистых

технологий, развитие Сибири будет сопровождаться минимальным давлением на

экологию, не потребует массового сведения лесов и разрушения сибирской

природы.

Уже само обладание Сибирью вводит страну в круг великих мировых держав и

заставляет с нею считаться. Этот огромный, малонаселенный и почти неосвоенный

континент, наполненный разнообразными природными ресурсами - главное

достояние России и главный предмет зависти со стороны разнообразных мировых

хищников. В авторитетных газетах Америки уже публиковались проекты "выкупить"

у России Сибирь и Дальний Восток за несколько триллионов долларов, как когда-

то была "выкуплена" наша Аляска. Впрочем, сама по себе идея "выкупа" не так

уж и абсурдна: в будущем, когда Америка лопнет и американцы начнут

распродавать ее с молотка, можно будет выкупить обратно Аляску и соединить

оба берега Сибири трансконтинентальным мостом.

Если не превратим Сибирь в развитую процветающую страну, она будет потеряна

для России, а Россия для мира. Сибирь - это сердце России, а не ее окраина.

Именно с центром в Сибири мы и построим нашу Новую Европу - от Минска на

западе до Камчатки на востоке, от океанских островов на севере до Амура на

юге.

Сейчас перед российской геополитикой  стоит другая задача - Россия и Запад.

Российско-американские отношения в обозримом будущем будут занимать одно из

приоритетных мест в нашей внешней политике. Это связано не только с вопросами

двустороннего взаимодействия как экономического (торговля, инвестиции,

получение технологий), так и военного (поддержание взаимного ядерного

сдерживания) характера, но и со стремлением США, действуя в качестве

"единственной сверхдержавы", придать системе международных отношений

однополярный характер, играть доминирующую роль в решении любых глобальных и

региональных проблем. Соединенные Штаты занимают доминирующие позиции в

ключевых международных финансовых и экономических институтах - "Большой

семерке", Организации экономического сотрудничества и развития, Международном

валютном фонде, Всемирном банке, Всемирной торговой организации. У Америки

больше нет примерно равного по силе геополитического соперника. Если в годы

холодной войны глобальное соперничество СССР и США, носившее

антагонистический характер, представляло собой центральную ось всей системы

международных отношений, то в новых условиях взаимодействие Вашингтона и

Москвы качественно изменилось. Вашингтон пытается использовать сложившийся в

российско-американских отношениях дисбаланс для того, чтобы существенным

образом воздействовать как на внешнюю, так и на внутреннюю политику

Российской Федерации.  В последние годы между Москвой и Вашингтоном

постепенно начали накапливаться расхождения сначала по второстепенным, а

затем и по более существенным вопросам. Несмотря на внешне дружественный

характер российско-американских отношений, между двумя странами накопилось

обширное поле разногласий. Серьезные расхождения возникли между Россией и США

по трем основным группам проблем.  Первый блок (и это, пожалуй, впервые в

российско-американских отношениях за последние полвека) - это проблемы

экономические.  Второй блок противоречий - региональные проблемы и прежде

всего процесс расширения НАТО.  Третий блок расхождений - проблемы контроля

над вооружениями. Негативные тенденции в российско-американских отношениях по

всем трем упомянутым направлениям в последнее время наложились друг на друга.

В результате возник самый острый кризис в российско-американских отношениях

со времен окончания холодной войны и распада Советского Союза.

Продолжение сложившегося при Ельцине сценария означает дальнейший упадок и

закрепление зависимого от США положения России, окончательную утрату статуса

великой державы, что может привести к распаду страны. Возврат на путь

авторитаризма ведет к возобновлению конфронтации с США и превращению

Российской Федерации в своего рода Северную Корею или Кубу. Переход к

продуманным экономическим и политическим реформам может позволить

восстановить мощь России и укрепить ее позиции на мировой арене, но только

при условии, если мы сможем поддерживать такой модус вивенди с Западом,

который не требует отказа от защиты российских жизненно важных интересов.

В решении ключевых вопросов международной политики у России и США имеются как

общие, так и противоположные интересы. Поэтому в российско-американских

отношениях будут сохраняться элементы и сотрудничества, и соперничества. По

ключевым проблемам международной безопасности, таким, как нераспространение

оружия массового поражения, урегулирование региональных конфликтов, борьба

против международного терроризма, Москва и Вашингтон могут вполне успешно

взаимодействовать.  Однако стратегическое партнерство между Россией и США,

провозглашенное в начале 90-х годов, оказалось декларативным, поскольку

администрация Клинтона была не готова к развитию равноправных отношений и

взяла курс на действия с позиции силы. Москва больше не является

геополитическим конкурентом Вашингтона в различных частях земного шара. Хотя

Россия больше не рассматривается в качестве непосредственного противника США,

она по-прежнему не воспринимается как составная часть или надежный партнер

Запада. Слабая и непредсказуемая Москва не может играть приоритетной роли для

Вашингтона в регулировании новых правил игры в мировом сообществе.  Отношения

с Москвой больше не считаются основным направлением американской политики.

Главный упор Вашингтон делает на укрепление и развитие своих связей с

союзниками по НАТО и Японией. Одновременно приоритетное место в политике США

занял Китай, стремительный рост мощи которого чреват превращением в новую

сверхдержаву XXI века, которая может отказаться играть по американским

правилам.

В этих условиях американцы все чаще действуют, не считаясь с интересами

России. Об этом свидетельствуют решение о расширении НАТО за счет бывших

союзников СССР, растущее проникновение США в бывшие советские республики,

попытки американского диктата при решении региональных конфликтов (Босния,

Kocoво, Ирак, Иран, Корея и т.д.). Хотя Вашингтон продолжает декларировать

готовность к сотрудничеству с Москвой, однако на практике США все чаще

стремятся решать региональные проблемы без участия России. Это проявляется не

только в подходе к арабо-израильскому конфликту и урегулированию ситуации на

Корейском полуострове, но и в военных акциях против Ирака, войне НАТО против

Югославии. Вашингтон начал игнорировать Москву не только в Европе, на Ближнем

Востоке и в АТР, но и в бывших советских республиках. США все меньше

считаются с российскими интересами в Прибалтике, Закавказье и Средней Азии,

активно вмешиваются в российско-украинские отношения.  Особое значение имеет

вопрос о расширении состава и функций НАТО, которая под руководством США

превратилась в доминирующую военно-политическую структуру в Европе. В

результате Россия, не будучи членом НАТО, в значительной степени оказалась в

изоляции при решении ключевых вопросов европейской безопасности.

Соединенные Штаты и НАТО присваивают себе право использовать в одностороннем

порядке военную силу, не считаясь ни с решениями ООН, ни с возражениями

России, как это произошло в Косово.  Бойкот СПС в связи с войной против

Югославии также не принес успеха. Бессмысленно отказываться от диалога с

крупнейшим военным альянсом в мире. Россия и НАТО могут либо сотрудничать,

либо соперничать. Третьего не дано.

Альтернативой стратегии военно-политического диалога с США и американскими

союзниками может быть только курс на стратегический союз с Китаем. Но такой

союз не может компенсировать выталкивания России из Европы, ведь Пекин не

хочет, да и не может защищать европейские интересы Москвы.  Конечно же,

расширение взаимодействия Российской Федерации с Европейским союзом, Китаем,

Индией, Японией, другими крупными державами, наряду с поддержанием ровных

отношений с США, будет способствовать укреплению тенденции к формированию

многополярной структуры международных отношений.

Роль единственной сверхдержавы требует такой концентрации ресурсов и

политической воли, которой Соединенные Штаты не обладают. При всем

политическом, экономическом, информационном и особенно военном лидерстве

Вашингтона его нынешняя сила не позволяет единолично диктовать мировому

сообществу свою волю, установить Pax Americana. Если США изберут курс на

приспособление к реалиям многополярного мира, то в этой системе международных

отношений Россия - важный партнер Соединенных Штатов. Это позволяет

надеяться, что нам удастся не допустить разрастания расхождений и возврата к

геополитической конфронтации, а в конечном счете обеспечить позитивное

взаимодействие на основе национальных интересов обеих держав ( 13 ).

                                Заключение                               

Подводя итог проделанной работы можно сделать некоторые выводы:

"Каждый народ и каждая страна есть живая индивидуальность со своими

особыми данными, со своей неповторимой историей, душой и природой".

Россия - страна в восточной части Европы и в северной части Азии. 17075,4

тыс. кв. км. Основная часть европейской территории России расположена в

пределах Восточно-Европейской равнины. На юге - северные склоны Кавказа, на

северо-западе - горы Хибины. К востоку от Урала - Западно-Сибирская равнина,

окаймленная на юге горами Южной Сибири (Алтай, Саяны, горы Прибайкалья,

Забайкалья и др.). Между Енисеем и Леной расположено Среднесибирское

плоскогорье, между Леной и Тихим океаном - хребты и нагорья Северо-Восточной

Информация о работе Геополитика Коссии