Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:14, курсовая работа
В начале XX века громкую известность получила новая наука – геополитика (термин пущен в оборот шведским ученым Р.Челленом). В сфере познания она играет несколько своеобразную роль, а уж в сфере практики и вообще завоевала скандальную славу.
Введение
1. Геополитика в ее историческом развитии
1.1. Геополитические школы в России 6
1.2. Исторические отношения с Западом 13
1.3. Трагедия 1991 года 20
2. Задачи современной российской геополитики 22
2.1. Геополитика и современные проблемы этногенеза 22
2.2. Разработка военной политики России 26
3. Вооруженные конфликты 33
3.1. Исторические предпосылки национальных конфликтов 33
3.2. Исламский парадокс 38
4. Россия как новая Европа 45
Заключение
Список использованной литературы
геноцида и массовых репрессий по отношению к целым народам.
В Советском Союзе не было господствующей нации, ибо им правила номенклатура,
воплощавшая в своей деятельности тоталитарную систему, как таковую. Путем
насаждения "механического интернационализма" последняя глушила национальную
жизнь. Национальный вопрос был объявлен решенным, что означало на практике
сворачивание национальной культуры, для которой осталась только форма при
идентичности для всех "национального содержания".
За годы советской власти у русских сформировалось ощущение, что их родина -
это вся страна, все социалистическое отечество - СССР. И именно это ощущение,
подкрепленное сознанием своего истинного превосходства и роли "старшего
брата" в семье советских народов, пришло сегодня в противоречие с реальным
статусом русских в ряде республик, где они ощутили себя не только
меньшинством, но и меньшинством дискриминируемым. "Мигранты", "оккупанты" и
другие не менее крепкие ярлыки не могли не задеть национального самосознания
русских, не вызвать протеста с их стороны.
До 1986 г. о межнациональных конфликтах в СССР публично ничего не говорилось.
Считалось, что в нем национальный вопрос был окончательно решен. И надо
признать, что крупных открытых межнациональных конфликтов не было.
Вместе с тем шел интенсивный процесс русификации нерусских народов. Нежелание
изучать русский язык не влекло каких-либо санкций, как это пытаются сделать в
Эстонии или Молдове, но само его изучение было поставлено в ранг естественно
необходимого. В то же время знание русского языка, как федерального,
открывало перед нерусскими народами большие возможности для обучения,
профессионализации и самореализации. Русский язык позволял приобщиться к
культуре всех народов СССР, а также к мировой культуре. Исходя из принципа
"разделяй и властвуй", большевики дали формальную самостоятельность в виде
национального наименования территории лишь "опорным" нациям. Поэтому из более
чем 130 национальностей, населяющих СССР, около 80 не получили никаких
национальных образований. Причем "выдача" государственности осуществлялась
странным образом. Эстонцы, например, общее число которых в целом по стране,
согласно переписи населения 1989 г., составляло 1027 тыс., имели союзную
государственность; татары, численность которых более чем в 6 раз превосходит
число эстонцев (6649 тыс.) - автономию, а поляки (1126 тыс.) или немцы
(2 039 тыс.) не имели никаких национальных образований.
Основная проблема состоит в том, что титульные нации при любой своей
численности претендуют на исключительный контроль государственных институтов
и собственности, нередко созданной руками "пришлых" народов и за счет
общесоюзного бюджета, как это было в Эстонии, Литве, Казахстане. В ряде
случаев русскоязычное население остается заложником националистических
преступных авантюр, как это произошло с 250-тысячным русскоязычным населением
в Чечне.
Таким образом, национальная политика, проводимая в многонациональном СССР и
продолжаемая ныне в России (путем создания неравноправных субъектов
федерации) и других странах постсоветского пространства, сформулированная еще
Лениным с помощью формального принципа "право наций на самоопределение",
разрушила старороссийскую национально - территориальную систему и поставила
во главу угла не человека с его неотъемлемыми правами и законными, в том
числе национальными интересами, а отдельные нации с их особыми правами и
особыми национально - властно - территориальными притязаниями, реализуемыми в
ущерб другим народам, нередко веками проживающим на той же территории, в
ущерб общепризнанным правам человека.
Силой удержать межнациональные конфликты было уже невозможно, а опыта
самостоятельных цивилизованных решений без участия сильного центра у народов
не было. Не без помощи националистических экстремистов многим из них,
мгновенно позабывшим реальную интернациональную помощь, стало казаться, что
их скудная жизнь обусловлена тем, что именно они в ущерб себе "кормят" Центр
и другие народы. Постепенный распад СССР спустил курок обвальным
межнациональным конфликтам во многих союзных и автономных республиках. После
легального распада СССР его территория стала зоной этнического бедствия.
В последние годы в близэкваториальном пространстве различных частей света
полыхало пламя более 40 вооруженных конфликтов: в Югославии, Анголе, Сомали,
Грузии, Азербайджане, Армении, Афганистане, Таджикистане, Узбекистане,
Кыргызстане, Северо-Кавказском регионе России и других. Абсолютное
большинство конфликтов носит межнациональный, межплеменной характер. Они
развертывались на территории одной или нескольких стран, переходя нередко
полномасштабные современные войны. Многие из них осложнялись религиозными и
клановыми противоречиями ( 7 ).
В наши дни появилась реальная угроза распада России на отдельные
самостоятельные государства, в качестве которых не прочь провозгласить себя
не только некоторые национально - , но и административно - территориальные
образования.
Прежде всего обращает на себя внимание тревожное в целом восприятие массовым
сознание в регионах сложившейся здесь обстановки. Считает, что ее
характеризует определенная напряженность в межнациональных отношениях: в
Черкесске - 54% опрошенных, в Ставрополе - 42%, Улан-Удэ - 37%, Москве - 34%,
Уфе - 30%, Оренбурге - 19%, Петрозаводске - 14%. При этом в Ставрополе,
Москве и Черкесске отметили реальную возможность конфликтов соответственно
20%, 17% и 14%.
В связи с большой весомостью социально экономического фактора как
детерминанты межнациональной напряженности вызывают несомненный интерес
суждения охваченных опросами об экономике своего региона и вкладе последнего
в общероссийское достояние. Преобладающим тут был вывод: "Состояние
кризисное, с тенденцией к ухудшению". Но вместе с тем приблизительно 50%
полагают, что отдают гораздо больше, чем получают (исключение составили
жители Черкесска и Улан - Удэ). Дальнейший экономический спад может укрепить
подобного рода убеждения и послужить толчком к обособлению регионов, усилению
стремления выйти из кризиса "поодиночке", что в конечном счете усугубит
положение.
Глубоко укоренилось представление о неравенстве в материальном положении
между этническими группами. Оно отразилось в ответах респондентов на вопрос
"Можно ли выделить национальные группы чей жизненный уровень выше?". В
Ставрополе и Черкесске утвердительно ответили соответственно 55% и 49%. В
остальных городах доля разделяющих эту позицию составила: 20 - 27% - Улан-
Удэ, Оренбург, Якутск и 14 - 16% - Уфа, Петрозаводск. По преимуществу к ним
относили выходцев с Кавказа, евреев, русских. Зачастую на характер ответов
влияло деление населения на коренное и некоренное. Представители того и
другого высказывали прямо противоположные точки зрения. К примеру, в
Петрозаводске карелы считают, что лучше живут русские, последним же кажется,
что наоборот - карелы; в Оренбурге, на взгляд русских, наиболее зажиточны
татары, а те, в свою очередь, указывают на русских. Здесь, вероятно, дает
знать о себе и то обстоятельство, что в некоторых регионах люди коренной
национальности как бы монополизируют определенную "социальную нишу"
(торговля, управление, высшая школа и проч.), а это, понятно, создает
предпосылки для отрицательной реакции.
Под влиянием постоянного неудовлетворения собственным национальным статусом у
значительной части общества сформировалась установка на активные действия в
конфликтной ситуации на стороне своей национальной группы.
Столь высокая готовность горожан участвовать в подобного рода разборках не
может не вызвать озабоченности хотя бы потому, что ставка на силу как метод
решения назревших проблем становится все заметнее.
Это ярко проявилось на Северном Кавказе, особенно в осетино-ингушском
конфликте, когда в результате действий национал - экстремистских элементов
пролилась кровь, с обеих сторон имеются жертвы и разрушения, появились
беженцы и заложники. В сложном положении российские власти вынуждены были
пойти на применение силовых методов для создания необходимых условий с целью
локализации конфликта и его преодоления. Но этот вынужденный шаг усилил
негативное отношение к Центру, рост антирусских настроений.
Разгорающиеся и тлеющие очаги межнациональной конфронтации в южных
оконечностях нашего Отечества создают серьезную опасность ее расширения и
распространения вглубь. Ощущение нестабильности социального климата повышает
тревожность массового сознания, делает население восприимчивым к разного вида
'фобиям' , страху за завтрашний день, порождает стремление избавиться от
'чужих' или во всяком случае ограничить их права в надежде обеспечить себе
безопасность и благополучие.
В ряду причин, ведущих к этническим распрям, стоят пространственные
притязания и разворачивающаяся борьба за передел территории, инспирируемые
национальными движениями, подчас становящимися по мере своей радикализации
явно националистическими.
Сегодня этнические конфликты вполне реальны.
- Общий рост недовольства существующим положением(социально-
первую очередь) выступает как мощный ускоритель форм ' протестного
реагирования' в различных областях общественной практике, в том числе и
национальных взаимосвязях. Неудачи и провалы экономического реформирования
усиливают неприятие проводимой Центром политики и обуславливают низкий
рейтинг принимаемых правительством решений. Это стимулирует в конечном счете
центробежные процессы, национальный и региональный сепаратизм, создающий
угрозу единству и целостности российского национального федеративного
государства ( 16 ).
При возникновении межнационального конфликта внутри одного государства, судя
по горькому опыту стран, образованных на территории бывшего СССР, есть два
варианта поведения официальных властей. Первый: власти, сохраняя равновесие,
остаются над конфликтом, пытаясь допустимыми силами и средствами потушить
возникший конфликт, как это, например, делалось, хотя и не без ошибок,
российскими властями в конфликте между североосетинами и ингушами. Второй:
власти сами втягиваются в конфликт, выступая за сохранение территориальной
целостности страны или на стороне титульного народа, как это наблюдалось в
Азербайджане в конфликте между азербайджанцами и армянами, в Грузии - в
конфликте между грузинами и югоосетинами, между грузинами и абхазами, или в
Молдове в конфликте молдаван с русскоязычным населением (Молдовы с
Приднестровьем). В аналогичные ситуации в конечном счете втягивались и
российские власти в Чечне ( 2 ).
3.2. Исламский парадокс
Проблема Исламского Мира весьма запутанна, что заставляет весьма часто делать
ложные выводы. Прежде всего следует отметить, что ислам характеризуется тем,
что это религия, которая стремится максимально закрепиться в социальных
структурах (шариат, шариатское государство). Поэтому, хотя основной закон