Ф. де Соссюр о системе языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – провести анализ основных положений учения Соссюра о системе языка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. выявить сущность основных положений языкознания Соссюра о системе языка;
2. исследовать учения Соссюра о языке как о знаковой системе;

Содержание работы

Основная часть
1. Фердинанд де Соссюр и его вклад в современное языкознание
1.1. Этапы жизни Фердинанда де Соссюра…………………………………………...5-9
1.2. «Курс общей лингвистики» Фердинанда де Соссюра………………………….9-16
2. Основные постулаты языкознания, сформулированные Фердинандом де Соссюром
2.1. Разграничение языка и речи ……………………………………..…………….17-19
2.2. Синхрония и диахрония………………………………………………..……….19-21
2.3. Синтагматика и парадигматика………………………………………..……….21-23
2.4. «Внутренняя и внешняя» лингвистика…………………………………..…….23-25
2.5. Знаковая природа языка …………………………………………………….…..25-29
Заключение……………………………………………………………………………….30
Глоссарий………………………………………………………………..…………....31-32
Список использованных источников………………

Файлы: 1 файл

курсовая_шаблон.doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

5. Проблемы ретроспективной (и проспективной) лингвистики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Если бы Фердинанд де Соссюр опубликовал «Курс общей лингвистики» основываясь на лекциях второго курса, то оглавление труда выглядело бы следующим образом:

1.  Речевая деятельность как дихотомия языка и речи.

2.  Объект лингвистики – язык как система знаков.

3.  Лингвистика как часть семиологии – науки о знаковых системах.

4.  Свойства знака в семиологических системах вообще, в языке, в частности:

а) двусторонность знака;

б) произвольность знака;

в) отрицательный, чисто оппозитивный характер знака; значимость;

г) безразличие знака к способу его реализации;

д) ограниченное число знаков.

5. Противоположение синхронической лингвистики лингвистике диахронической:

а) проблема единицы в синхронии и диахронии;

б) проблема тождества в синхронии и диахронии;

в) проблема системы в синхронии и диахронии;

г) синхроническая лингвистика как теория групп ассоциаций (семейств слов) и групп синтагм; объект синхронической лингвистики – грамматика;

д) диахроническая лингвистика как совокупность проспективного и ретроспективного методов и как наука об изменении элементов системы; объект диахронической лингвистики – фонетика.

6. Противопоставление внутренней  лингвистики как теории системы  знаков внешней лингвистике:

а) внутренняя лингвистика;

б) внешняя лингвистика: язык и этнология, язык и история; язык и география; диалекты.

 

Приложение 3

Вот как выглядело бы оглавление «Курса общей лингвистики», если бы Соссюр опубликовал лекции третьего курса

1. Лингвистика языка

2.  Речевая деятельность как дихотомия языка и речи; язык как система знаков, конкретная и гомогенная; речь как манифестация языка.

3. Лингвистика как важнейшая часть семиотики – науки о системах знаков, – состоящая из теории языка и теории речи.

4. Свойства языкового знака: его двусторонность, линейность и произвольность.

5. Конкретные единицы (= сущности) языка; их знаковая природа (слог не является единицей языка); единицы разных уровней.

6. Проблема тождества в языке.

7. Абстрактные сущности.

8. Абсолютная произвольность одних знаков и относительная произвольность других.

9. Знак: его неизменность и изменчивость.

10. Статическая (синхроническая) и историческая (диахроническая) лингвистика; отношение дихотомии «синхрония – диахрония» к дихотомии «язык – речь»; равноценность обеих лингвистик.

11. Статическая лингвистика (= грамматика); единицы стати- 
ческой лингвистики; два типа отношений: парадигматические и 
синтагматические; дихотомия «парадигматика – синтагматика» и 
ее отношение к дихотомии «язык – речь».

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Схема анализа высказываний Фердинанда де Соссюра в разные периоды чтения курсов, по которой работал Энглер, следующая: 

 

1

2

3

4

5

6

Пронумерован-ное предложе-ние из реконструиро-ванного Бали и Сеше курса

Соответст-вующее этому предложению место из первого курса лекций

Соответст-вующее этому предложению из второго курса лекций

Соответст-вующее этому предложению из третьего курса лекций

Соответст-вующее этому предложению из позже найденных конспектов Э.Константена

Соответст-вующее этому предложению из черновиков Соссюра


 

Пронумерованные предложения колонки «1», которым Энглер не находит соответствий в колонках 2—6 и которые таким образом являются творчеством авторов реконструкции, ставятся Энглером в скобки как явно несоссюровские.

Таким путем Энглер наглядно показывает ту вивисекцию, которой подвергался текст конспектов.

 

1 Будагов, Р.А. Ф. де Соссюр в разных концепциях языка XX века // Будагов, Р.А. Портреты языковедов XIX–XX вв. : из истории лингвистических учений. – М., 1988.

2 Будагов, Р.А. Ф. де Соссюр в разных концепциях языка XX века // Будагов, Р.А. Портреты языковедов XIX–XX вв. : из истории лингвистических учений. – М., 1988.

 

3 Холодович, А.А. Ф. де Соссюр. Жизнь и труды // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. – М., 1977.

4 Там же

5 Холодович, А.А. Ф. де Соссюр. Жизнь и труды // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. – М., 1977.

6 Там же

7 Холодович, А.А. Ф. де Соссюр. Жизнь и труды // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. – М., 1977

8 См. Приложение 1

9 Холодович, А.А. Ф. де Соссюр. Жизнь и труды // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. – М., 1977

10 См. Приложение 2.

11 Холодович, А.А. Ф. де Соссюр. Жизнь и труды // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. – М., 1977

12 См. Приложение 3.

13 Будагов, Р.А. Портреты языковедов XIX–XX вв. : из истории лингвистических учений. – М., 1988.

14 См. Приложение 4

15 Будагов, Р.А. Портреты языковедов XIX–XX вв. : из истории лингвистических учений. – М., 1988.

 

16 Сусов И. П. История языкознания - Тверь, Тверской гос. ун-т, 1999

17 Сусов И. П. История языкознания - Тверь, Тверской гос. ун-т, 1999

18 Там же

19 Будагов Р.А.// Из истории языкознания. Соссюр и соссюрианство – М.: изд. МГУ, 1954

20 Чикобаева А.С.// Проблема языка как предмета языкознания. –М.: Учпедгиз, 1959

21 Ельмслев Л. Язык и речь // Звегинцев В.А. История языкознания XIX – XX веков в очерках и извлечениях. М., 1965. Ч.2

22 Там же

23 Ельмслев Л. Язык и речь // Звегинцев В.А. История языкознания XIX – XX веков в очерках и извлечениях. М., 1965. Ч.2

24 Кузнецова Э.В. Язык в свете системного подхода. Свердловск, 1980.

25 Пантыкина М.// Опыт философской интерпретации теории языка Ф. де Соссюра // Вопросы философии, №17, 2006

26 Кузнецова Э.В. Язык в свете системного подхода. Свердловск, 1980.

 

27 Кузнецова Э.В. Язык в свете системного подхода. Свердловск, 1980.

 

28 Сусов И.П. История языкознания – Тверь, Тверской гос. ун-т, 1999

29 Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979

30 Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. М.: Прогресс

31 Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. М.: Прогресс

32 Алпатов В.М. История лингвистических учений // Учебное пособие. М.: Языки русской культуры, 1998.

33 Сусов И. П. История языкознания - Тверь, Тверской гос. ун-т, 1999

34 Алпатов В.М. История лингвистических учений // Учебное пособие. М.: Языки русской культуры, 1998.

35 Там же

 


 



Информация о работе Ф. де Соссюр о системе языка