Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 16:32, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – провести анализ основных положений учения Соссюра о системе языка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. выявить сущность основных положений языкознания Соссюра о системе языка;
2. исследовать учения Соссюра о языке как о знаковой системе;
Основная часть
1. Фердинанд де Соссюр и его вклад в современное языкознание
1.1. Этапы жизни Фердинанда де Соссюра…………………………………………...5-9
1.2. «Курс общей лингвистики» Фердинанда де Соссюра………………………….9-16
2. Основные постулаты языкознания, сформулированные Фердинандом де Соссюром
2.1. Разграничение языка и речи ……………………………………..…………….17-19
2.2. Синхрония и диахрония………………………………………………..……….19-21
2.3. Синтагматика и парадигматика………………………………………..……….21-23
2.4. «Внутренняя и внешняя» лингвистика…………………………………..…….23-25
2.5. Знаковая природа языка …………………………………………………….…..25-29
Заключение……………………………………………………………………………….30
Глоссарий………………………………………………………………..…………....31-32
Список использованных источников………………
5. Проблемы ретроспективной (и проспективной) лингвистики.
Приложение 2
Если бы Фердинанд де Соссюр опубликовал «Курс общей лингвистики» основываясь на лекциях второго курса, то оглавление труда выглядело бы следующим образом:
1. Речевая деятельность как дихотомия языка и речи.
2. Объект лингвистики – язык как система знаков.
3. Лингвистика как часть семиологии – науки о знаковых системах.
4. Свойства знака в семиологических системах вообще, в языке, в частности:
а) двусторонность знака;
б) произвольность знака;
в) отрицательный, чисто оппозитивный характер знака; значимость;
г) безразличие знака к способу его реализации;
д) ограниченное число знаков.
5. Противоположение синхронической лингвистики лингвистике диахронической:
а) проблема единицы в синхронии и диахронии;
б) проблема тождества в синхронии и диахронии;
в) проблема системы в синхронии и диахронии;
г) синхроническая лингвистика как теория групп ассоциаций (семейств слов) и групп синтагм; объект синхронической лингвистики – грамматика;
д) диахроническая лингвистика как совокупность проспективного и ретроспективного методов и как наука об изменении элементов системы; объект диахронической лингвистики – фонетика.
6. Противопоставление внутренней
лингвистики как теории
а) внутренняя лингвистика;
б) внешняя лингвистика: язык и этнология, язык и история; язык и география; диалекты.
Приложение 3
Вот как выглядело бы оглавление «Курса общей лингвистики», если бы Соссюр опубликовал лекции третьего курса
1. Лингвистика языка
2. Речевая деятельность как дихотомия языка и речи; язык как система знаков, конкретная и гомогенная; речь как манифестация языка.
3. Лингвистика как важнейшая часть семиотики – науки о системах знаков, – состоящая из теории языка и теории речи.
4. Свойства языкового знака: его двусторонность, линейность и произвольность.
5. Конкретные единицы (= сущности) языка; их знаковая природа (слог не является единицей языка); единицы разных уровней.
6. Проблема тождества в языке.
7. Абстрактные сущности.
8. Абсолютная произвольность одних знаков и относительная произвольность других.
9. Знак: его неизменность и изменчивость.
10. Статическая (синхроническая) и историческая (диахроническая) лингвистика; отношение дихотомии «синхрония – диахрония» к дихотомии «язык – речь»; равноценность обеих лингвистик.
11. Статическая лингвистика
(= грамматика); единицы стати-
ческой лингвистики; два типа отношений:
парадигматические и
синтагматические; дихотомия «парадигматика
– синтагматика» и
ее отношение к дихотомии «язык – речь».
Приложение 4
Схема анализа высказываний Фердинанда де Соссюра в разные периоды чтения курсов, по которой работал Энглер, следующая:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Пронумерован-ное предложе-ние из реконструиро-ванного Бали и Сеше курса |
Соответст-вующее этому предложению место из первого курса лекций |
Соответст-вующее этому предложению из второго курса лекций |
Соответст-вующее этому предложению из третьего курса лекций |
Соответст-вующее этому предложению из позже найденных конспектов Э.Константена |
Соответст-вующее этому предложению из черновиков Соссюра |
Пронумерованные предложения колонки «1», которым Энглер не находит соответствий в колонках 2—6 и которые таким образом являются творчеством авторов реконструкции, ставятся Энглером в скобки как явно несоссюровские.
Таким путем Энглер наглядно показывает ту вивисекцию, которой подвергался текст конспектов.
1 Будагов, Р.А. Ф. де Соссюр в разных концепциях языка XX века // Будагов, Р.А. Портреты языковедов XIX–XX вв. : из истории лингвистических учений. – М., 1988.
2 Будагов, Р.А. Ф. де Соссюр в разных концепциях языка XX века // Будагов, Р.А. Портреты языковедов XIX–XX вв. : из истории лингвистических учений. – М., 1988.
3 Холодович, А.А. Ф. де Соссюр. Жизнь и труды // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. – М., 1977.
4 Там же
5 Холодович, А.А. Ф. де Соссюр. Жизнь и труды // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. – М., 1977.
6 Там же
7 Холодович, А.А. Ф. де Соссюр. Жизнь и труды // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. – М., 1977
8 См. Приложение 1
9 Холодович, А.А. Ф. де Соссюр. Жизнь и труды // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. – М., 1977
10 См. Приложение 2.
11 Холодович, А.А. Ф. де Соссюр. Жизнь и труды // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. – М., 1977
12 См. Приложение 3.
13 Будагов, Р.А. Портреты языковедов XIX–XX вв. : из истории лингвистических учений. – М., 1988.
14 См. Приложение 4
15 Будагов, Р.А. Портреты языковедов XIX–XX вв. : из истории лингвистических учений. – М., 1988.
16 Сусов И. П. История языкознания - Тверь, Тверской гос. ун-т, 1999
17 Сусов И. П. История языкознания - Тверь, Тверской гос. ун-т, 1999
18 Там же
19 Будагов Р.А.// Из истории языкознания. Соссюр и соссюрианство – М.: изд. МГУ, 1954
20 Чикобаева А.С.// Проблема языка как предмета языкознания. –М.: Учпедгиз, 1959
21 Ельмслев Л. Язык и речь // Звегинцев В.А. История языкознания XIX – XX веков в очерках и извлечениях. М., 1965. Ч.2
22 Там же
23 Ельмслев Л. Язык и речь // Звегинцев В.А. История языкознания XIX – XX веков в очерках и извлечениях. М., 1965. Ч.2
24 Кузнецова Э.В. Язык в свете системного подхода. Свердловск, 1980.
25 Пантыкина М.// Опыт философской интерпретации теории языка Ф. де Соссюра // Вопросы философии, №17, 2006
26 Кузнецова Э.В. Язык в свете системного подхода. Свердловск, 1980.
27 Кузнецова Э.В. Язык в свете системного подхода. Свердловск, 1980.
28 Сусов И.П. История языкознания – Тверь, Тверской гос. ун-т, 1999
29 Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979
30 Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. М.: Прогресс
31 Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. М.: Прогресс
32 Алпатов В.М. История лингвистических учений // Учебное пособие. М.: Языки русской культуры, 1998.
33 Сусов И. П. История языкознания - Тверь, Тверской гос. ун-т, 1999
34 Алпатов В.М. История лингвистических учений // Учебное пособие. М.: Языки русской культуры, 1998.
35 Там же