Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 18:37, дипломная работа
Актуальность проблемы использования регионального компонента на уроках английского языка очевидна, так как необходимо реализовать воспитывающий, образовательный и развивающий потенциал учебного предмета применительно к личности каждого ученика, способного и желающего участвовать в межкультурной коммуникации, но истинное же понимание чужой культуры возможно только при достаточно глубоком знании истории и культуры своей страны, своего края, своей малой Родины. Быть патриотом непросто, но тот, кто любит свою Родину, Большую и Малую, будет стараться жить, работать, творить на её благо.
Воспитание патриотизма было и всегда остается одной из основных задач учителей английского языка при изучении таких тем, как «Наша страна», «Мой город», «Моя деревня», «Моя школа», «Известные люди-земляки», «Традиции и обычаи», «Спорт», «Музыка», «Театр», «Кино», «Живопись», «Искусство» и другие.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. М. АКМУЛЛЫ»
ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Кафедра Английского языка
Направление: филологическое образование
Профиль: английский язык
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Бикмиевой Розы Маратовны
ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕВОДА
Научный руководитель:
к.ф.н., Семенова Н.В.
Работа допущена к защите
Заведующий кафедрой ___________
Дата представления ______________
Дата защиты __________________
Оценка________________________
УФА 2014
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы, связанные с формированием ценностей гражданского общества на основе регионального компонента, приобрели в последнее время чрезвычайную актуальность в нашей стране, в том числе и в учебных заведениях изучаемого языка и ценностных ориентиров, включая богатства духовно-культурного наследия страны и региона, которые окружают и формируют конкретного учащегося как юного гражданина отечества.
Руководствуясь законом “Об образовании”, в котором закреплены два компонента стандарта – федеральный и региональный, в курс обучения иностранному языку мы можем включать темы, элективные курсы, факультативы, касающиеся непосредственно нашей малой Родины – Республики Башкортостан.
Региональный компонент включается в образовательный процесс для того, чтобы обогатить учебное содержание дисциплины «Иностранный язык» и воспитать у обучающегося положительные ценностные ориентиры, в конечном итоге способствовать формированию гуманистически ориентированной личности, сочетающей уважительное толерантное отношение как к изучаемой культуре, так и гордость за культуру, в которой проживает сам учащийся, его семья и всё то, что окружает его и составляет понятие «малая» и «большая» Родина для детей и взрослых. Вопрос гражданского воспитания стоит наиболее остро в настоящее время и национально-региональный компонент необходим как основной элемент нравственного, эстетического и гражданского воспитания.
Внедрение национально-регионального компонента в основные профессиональные образовательные программы средних школ республики стало основной частью динамично протекающего в последнее десятилетие процесса регионализации образования. Регионализация не может существовать сама по себе, а должна являться частью российского образовательного пространства в целом.
Сегодня, когда русский и башкирский стали государственными языками, а сфера международной активности республики Башкортостан усиливается, особенно важным становится обучение иностранному языку на основе, как русского, так и башкирского языка.
Включенный в рабочую программу по иностранному языку региональный компонент может осуществляться через разные виды деятельности: репродуктивную, исследовательскую и творческую деятельность школьников и преподавателей. В последнее время Министерство Образования республики Башкортостан следит за состоянием преподавания иностранного языка, и требует включать в учебную программу, календарно-тематические планы изучение различных реалий родного края. Преподавателями ведется огромная работа по внедрению национального компонента в педагогический процесс.
Перед нами появились такие вопросы: на какой основе строить регионально-национальный компонент в средних школах, какую выбрать модель включения регионального содержания в образовательный процесс, чтобы оптимально реализовать общегосударственный и региональный заказ на образованность человека. Поэтому в нашей работе мы изучили точки зрения таких психологов и педагогов, лингвистов и языковедов как Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, С.Г. Тер-Минасова, Р.Д. Льюис и т.д.
Мы столкнулись с такой проблемой, как отсутствие теоретических разработок национально и регионально ориентированной модели образования. Но вопрос включения регионального компонента в содержание образования ещё не решена, требуется разработка учебно-методических комплексов по данной теме. Поэтому неоценимым оказался бы опыт внедрения регионального компонента в содержание основных образовательных программ в других регионах России и зарубежных странах. В основе школьных программ должен лежать тематический принцип группировки материала. Системный подход даёт нам возможность преподавателям иностранного языка повысить интерес обучающихся к темам краеведческого характера, обучить их читать, вести диалогическую и монологическую речь, выполнять работы творческого характера по проблеме. Но если тексты информационного характера по теме мы можем встретить на иностранном языке, то в области литературы эта проблема до сих пор остается актуальной. Только некоторые произведения башкирских писателей и поэтов переведены на иностранные языки.
Здесь мы можем привести в качестве примера лишь такие произведения как башкирский эпос «Урал-Батыр», подобных переводов должно быть больше, чтобы учителя могли использовать их на уроках иностранного языка. Особенно такой материал был бы бесценен на уроках комбинированного типа, например, английский язык и география, английский язык и литература, английский язык и башкирский язык. Такой подход даёт нам возможность формировать личность, способную к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной сфере, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур. Но для этого необходимо в совершенстве овладеть собственной национальной культурой, быть ярким представителем своего этноса: знать язык, традиции, культуру, историю родного края на таком уровне, чтобы можно было вызвать своими знаниями уважение к данному народу и другим этносам. При обучении иностранному языку задача развития духовной сферы учащегося требует повышения гуманитарного содержания обучения.
Актуальность проблемы использования регионального компонента на уроках английского языка очевидна, так как необходимо реализовать воспитывающий, образовательный и развивающий потенциал учебного предмета применительно к личности каждого ученика, способного и желающего участвовать в межкультурной коммуникации, но истинное же понимание чужой культуры возможно только при достаточно глубоком знании истории и культуры своей страны, своего края, своей малой Родины. Быть патриотом непросто, но тот, кто любит свою Родину, Большую и Малую, будет стараться жить, работать, творить на её благо.
Воспитание патриотизма было и всегда остается одной из основных задач учителей английского языка при изучении таких тем, как «Наша страна», «Мой город», «Моя деревня», «Моя школа», «Известные люди-земляки», «Традиции и обычаи», «Спорт», «Музыка», «Театр», «Кино», «Живопись», «Искусство» и другие.
Учащиеся обладают достаточной информацией о России. В беседах же о родном крае (Башкортостан), городе (Уфа), природе, интересных местах, окружающих нас людях, выясняется, что информации (особенно на английском языке) недостаточно. Главная функция педагогической науки – приобщение молодого поколения к принятой в данном обществе системе ценностей, вызывающих национальную гордость и патриотизм. Культура государства – сочетание культур его регионов в целом. Региональная культура, развиваясь, питается из двух источников, один из которых – внутреннее саморазвитие, связанное со спецификой природы и социума, а второй – взаимодействие с другими культурами, что позволяет выделить в структуре регионального компонента два аспекта: поликультурный и региональный.
Понимание ценности регионоведения в учебно-воспитательном процессе привело к возведению его в ранг краеведческого принципа, который трактуется как общепедагогический принцип, ориентирующий учителя на систематическое рациональное использование материала в учебно-воспитательном процессе. У обучающихся средней школы краеведческий аспект регионального компонента имеет целью формирование функциональной культурной грамотности, то есть:
– дать основы знаний о регионе;
– побудить положительную мотивацию к родному краю;
– сформировать культурологический потенциал.
Региональная культура выполняет следующие дидактические функции:
– является средством нравственного и патриотического воспитания;
–знакомит с методами и приёмами научного познания, развивает исследовательские умения и навыки;
– способствует становлению исторического сознания;
– создаёт содержательную основу обучения иностранному языку;
–способствует формированию социокультурной и межкультурной компетенции учащихся.
Объектом данного исследования является педагогический процесс с использованием регионального компонента на уроках английского языка.
Предмет исследования: методы и приёмы использования регионального компонента на уроках английского языка на среднем этапе обучения.
Цель исследования: изучить и теоретически обосновать необходимость использования регионального компонента на уроках английского языка. Провести опытно-экспериментальную работу по использованию регионального компонента на уроках английского языка.
В ходе исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: уровень сформированности знаний регионального компонента на уроках английского языка будет высоким при условии:
- детальной разработанности методики использования регионального компонента в учебно-воспитательном процессе;
- проведения своевременной диагностики возможных положительных последствий целенаправленного использования регионального компонента;
- учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей учеников.
Исходя из поставленной цели и предложенной гипотезы, нами намечены следующие задачи:
- изучить документы и проанализировать литературу по необходимости использования регионального компонента;
- исследовать психологические особенности усвоения регионального материала учащимися среднего звена;
- разработать способы
интегрирования регионального
- разработать систему уроков по использованию регионального компонента;
- провести опытно-экспериментальную работу по использованию регионального компонента.
В ходе исследования применялись такие методы:
Теоретические: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, сравнение, классификация, выводы;
Эмпирические: педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, наблюдение.
Теоретическая и практическая ценность: материалы данной работы представляют собой значительный теоретический и практический интерес для педагогов, учителей и преподавателей английского языка, а также для всех тех, кто активно работает над воспитанием гармоничной, созидательной, гуманистически и патриотически ориентированной личности.
Структура: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
1.1. История развития лингвистических гендерных исследований
Обращение к истории педагогики позволяет выделить две узловые, проблемы народно-регионального Компонента Содержания Просвещения: проблемы краеведения как системы знаний о родном крае, способствующей становлению личности, небезразличной к судьбе, своей "малой Родины", и проблемы поликультурного образования, способствующего усвоению учащимися знаний о других культурах (общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов), воспитанию в духе уважения инокультурных систем.
Еще в XVI веке (Я.А. Коменский, а в России М.В. Ломоносов, Н.И.Новиков) в качестве краеведческих сведений рассматривали ближайшее окружение школы, доступное непосредственному наблюдению и восприятию. При этом обращает на себя внимание идея Я.А.Коменского [19,с.383] об общности людей, их потребностей и устремлений как программы универсального воспитания всего человеческого рода. Великий педагог предлагал формировать у обучающихся умение жить в мире с другими, выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей.
Во второй половине XIX века в России возникло понятие "родиноведение". В работах Н.Х.Весселя и К.Д.Ушинского [42,с.188] в качестве основы для изучения Отечества предполагалось развитие у детей "инстинкта местности", то есть знания своего непосредственного окружения и умения сопоставлять его с изучаемым материалом. Содержание краеведения рассматривалось как комплексная характеристика края, региона проживания, в котором общенаучные знания формируются на основе местных сведений в результате сравнения и обобщения. Фактически разработанный К.Д.Ушинским [42,с.189] подход к преподаванию предмета "Отечествоведение" не допускал какой-либо локализации обучения – того обучения, которое, по точному определению П.П. Блонского [6,с.352], формировало учеников "с ограниченным горизонтом, мысль которых сильно привязана к своему уголку".