Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 18:37, дипломная работа
Актуальность проблемы использования регионального компонента на уроках английского языка очевидна, так как необходимо реализовать воспитывающий, образовательный и развивающий потенциал учебного предмета применительно к личности каждого ученика, способного и желающего участвовать в межкультурной коммуникации, но истинное же понимание чужой культуры возможно только при достаточно глубоком знании истории и культуры своей страны, своего края, своей малой Родины. Быть патриотом непросто, но тот, кто любит свою Родину, Большую и Малую, будет стараться жить, работать, творить на её благо.
Воспитание патриотизма было и всегда остается одной из основных задач учителей английского языка при изучении таких тем, как «Наша страна», «Мой город», «Моя деревня», «Моя школа», «Известные люди-земляки», «Традиции и обычаи», «Спорт», «Музыка», «Театр», «Кино», «Живопись», «Искусство» и другие.
При составлении ситуаций для нас была важна психологическая природа речевой деятельности, которая стимулируется различными потребностями человека, например: удовлетворить свою любознательность, выразить мнение, отношение, дать оценку происходящему, разрешить разногласие, сделать выбор, принять решение, узнать информацию.
Чтобы избежать однообразия в построении занятий регионального курса, мы по возможности широко использовали различные средства активизации речемыслительной деятельности школьников: привлекали в качестве речевой зарядки песни, стихи, цитаты, пословицы и поговорки по региональной проблематике. На всех занятиях у нас были разного вида наглядности: фотографии, слайды, репродукции картин, книжные иллюстрации, короткометражные фильмы.
Использование регионального компонента на уроке повысило качество обучения, послужило не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, следовательно, выполняет все дидактические функции. Регионального компонент создал специальную речевую среду, которая помогла учащимся сблизиться с историей родного края, а также с его политическим и географическим положением, а эти познания помогли им усвоить не только страноведческий, но и исторический материал изучаемого иностранного языка.
В результате проведённой цепочки уроков нам удалось выявить, насколько повысился интерес учащихся к изучению английского языка.
С каждым уроком становилось очевидным, что ученики с нетерпением ждут уроков английского языка, следовательно, повысилась мотивация к изучению английского языка.
Опрос среди учащихся показал, что они хотели бы получить знания на иностранном языке о своем регионе, и больше всего им были интересны темы касающиеся биографии и творческой деятельности выдающихся людей нашей «большой» и «малой» Родины. Поэтому в организации нашей работы мы часто пользовались пособиями, в процессе чего учащиеся получили полезные и увлекательные о современных башкирских писателях.
Из этого мы делаем вывод, что использование регионального компонента может эффективно влиять на процесс изучения английского языка, способствуя выполнению задач нравственного и эстетического воспитания и развивая чувство патриотизма.
2.3. Изменение представлений о полоролевых функциях мужчин и женщин в современной английской реальности
В данном параграфе мы раскроем так называемый контрольный эксперимент, который мы провели через определенный промежуток времени.
В качестве контрольного эксперимента мы выбрали тестирование, которое включает в себя такие же задания, как и тестирование, проведенное в ходе констатирующего эксперимента. Но мы их немного усовершенствовали и усложнили. Учащимся даются предложения на русском языке о нашей республике, но с пропущенной информацией. Учащиеся должны заполнить пробелы, а так же грамматически правильно перевести данные предложения на английский язык.
Использовались такого вида задания, например:
Давались и такие задания как:
Fill in the gaps with the necessary letter.
Написали диктант. Отрывок:
Akmulla is the nickname given to one of Bashkortostan’s classical poets, a national sessen whose real name was Miftakhetdin Kamaletdinov. This assumed name means ‘honest, bright teacher’. He was born in 1831 in the south of Bashkortostan. His father was religious man, who wanted his son to become a good Muslim; Miftakhetdin wanted to study. As a young man? Miftakhetdin learned several languages, including Turkish, Arabic and Farsi, and read many books oriental scholars.
Таким образом, результаты проверки общего уровня знаний, умений и навыков по основной грамматике и лексике, мы можем посмотреть в табл. 3.
Проведя контрольный эксперимент, мы увидели, что теперь общий процент отличных и хороших оценок составляет: 70% (диаграмма 3). Таким образом, мы выявили, что общий процент успеваемости по грамматике и лексики возрос на 30 %. Мы считаем, что это хороший показатель проделанной нами работы.
По выявлению уровня сформированности знаний умений навыков по региональному компоненту на уроках английского языка мы также провели контрольную работу с более усложнёнными заданиями Результаты см. в табл. 4. После работы с учащимися за определённый промежуток времени, с контрольной работой учащиеся экспериментальной группы справились легко и быстро. Те же задания мы дали контрольной группе. Но здесь мы должны отметить, что у многих учащихся возникали затруднения по выполнению заданий.
По итогам экспериментов результаты были тщательно обработаны. Анализ полученных данных позволил сделать вывод, что в результате проведенной нами работы уровень знаний, умений и навыков по основной грамматике, лексике и знания по региональному компоненту в экспериментальной группе повысился на 30%. А в контрольной группе уровень знаний составил всего лишь 50%. Здесь мы наблюдаем, что результаты контрольного эксперимента получились даже хуже, чем результаты констатирующего эксперимента. Стало очевидным, что пробелы в знаниях большинства учащихся нам удалось ликвидировать.
В ходе практического исследования проверилась выдвинутая нами гипотеза и реализовались намеченные нами цели и задачи. Решение поставленных задач дало нам возможность изучить методику использования регионального компонента в обучении английскому языку.
Вложив столько труда и сил, мы поняли, что положительных результатов можно добиться лишь при кропотливой творческой работе. Когда учитель знает, чего он хочет добиться и как это сделать, учитывая все психологические особенности школьников, результат всегда будет.
Таким образом, из проведенной нами работы по использованию регионального компонента в процессе обучения английскому языку на среднем этапе, мы делаем следующий вывод:
Использование регионального компонента эффективно влияет на процесс изучения английского языка, На основе его использования расширяется общий кругозор, формируется гуманитарно-языковая культура. Формируется страноведческая компетенция, то есть навыки и умения аналитического подхода к изучению зарубежной культуры в сопоставлении с культурой своей республики.
Таким образом, базой проведения опытно-экспериментальной работы по использованию регионального компонента на уроках английского языка на среднем этапе обучения мы выбрали Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей села Байгильдино. В лицее особое внимание уделяется к изучению языка, поэтому здесь мы нашли все условия, перечисленные нами в теоретической части, для организации нашей экспериментальной работы.
Прежде чем приступить к опытно-экспериментальной работе, был выявлен уровень знаний, умений и навыков по грамматике, а также по региональному компоненту на уроках английского языка у учащихся 8 класса. Был проведен констатирующий эксперимент в экспериментальной и контрольной группах. По результатам констатирующего эксперимента мы получили следующие результаты: в экспериментальной группе уровень знаний по лексике, грамматике и региональному компоненту составляет 45%, в контрольной группе – 55%. Следовательно, для дальнейшей работы мы провели отбор материала, затем в соответствии с учебным планом разработали систему уроков, в которых активно использовали региональный компонент для повышения уровня знаний и положительной мотивации к изучению английского языка.
Для улучшения знаний по грамматике и лексике на основе регионального компонента мы также включали разные задания. Содержания отдельных тем и предметов речи раскрывались разными способами – последовательно и посредством проблемного изложения материала. Использовали такие формы обучения как лекционно-реферативная и предметно-ситуативная. В течение урока применяли разные виды работ: ролевые игры, защита своих проектов, ситуативные диалоги, упражнения на чтение и письмо. Учащихся вовлекали в творческую деятельность, тем самым развивая у них организованность, самоконтроль, дисциплинированность.
Завершили мы нашу опытно-экспериментальную работу контрольным срезом, который показал нам, что уровень знаний по грамматике, лексике и уровень знаний о «малой» и «большой» Родине в экспериментальной группе повысился на 30 %, а в контрольной группе наоборот понизился на 5%.
Эффективность использования регионального компонента на уроке зависит от профессиональной подготовки учителя. Поэтому, готовясь к проведению урока с применением регионального компонента, мы тщательно готовились к уроку. Его использование на уроке не должно представлять собой просто развлечение, а должно быть частью целенаправленного учебного процесса, отвечающего всем требованиям методики преподавания иностранного языка.
Таким образом, была подтверждена рабочая гипотеза исследования. Итак, мы убедились, что использование регионального компонента не только улучшает знания по английскому языку, но и сохраняет положительную мотивацию к этому предмету.
С помощью знаний о собственном крае у детей развивается понимание того, что в родной стране есть немало интересного, о чем можно рассказать зарубежным сверстникам, что своей Родиной можно и нужно гордиться.
Заключение
В современном мире огромное значение имеет знание иностранных языков как одно из вспомогательных средств, процесса обмена и передачи информации. Учитывая этот факт, процесс обучения иностранному языку должен изменяться в соответствии с требованиями, предъявляемыми в тот или иной период времени.
К сожалению, учителя в современной школе из-за нехватки времени недостаточно уделяют внимания региональному компоненту на уроках английского языка.
В исследовании было теоретически обосновано и практически доказано, что правильно разработанные конспекты уроков с внедрением регионального компонента, а также, учёт возрастных особенностей учащихся являются немаловажным фактором для создания благоприятной обстановки на уроке и мотивации учащихся.
Изучив и критически проанализировав точки зрения отечественных и зарубежных исследователей сделан следующий вывод: психологи делают упор на физиологические основы возникновения проблем, связывают их с мышлением, памятью, воображением, а лингвисты и языковеды уделяют основное внимание методике преподавания.
В работе была рассмотрена проблема недостаточного использования регионального компонента на уроках английского языка с разных позиций и взглядов. Этим вопросом нужно заниматься не только учащимся, но и самим учителям. И для дальнейшего изучения этой проблемы необходимо знать возрастные и психологические особенности детей среднего возраста. Как показал многолетний опыт, дети этого возрастного этапа владеют уже практически всеми познавательными процессами на уровне взрослого и ребенок в этом возрасте начинает формироваться как личность.
Как показало экспериментальное обучение, интегрирование регионального компонента в учебно-воспитательный процесс по иностранному языку качественно повысило интерес учащихся не только к своей родине, но и непосредственно к изучению иностранного языка. Результаты проведенного эксперимента подтвердили правильность выбранной методики работы по использованию регионального компонента на уроках английского языка на среднем этапе обучения. В частности включение регионального компонента положительно сказалось на объеме усвоенной лексики и грамматических структур.
В ходе длительной практической апробации была подтверждена рабочая гипотеза исследования. Результаты проведенных экспериментов показали, что использование регионального компонента на уроках английского языка действительно способствует лучшему овладению учащимися языком, расширяет их кругозор, развивает творческие и мыслительные способности, воспитывает самостоятельность, активность каждого ученика, ответственное отношение к делу, доброжелательное отношение к стране изучаемого языка, ее культуре и народу, способствует становлению личности. Проверка знаний в конце нашей практики показала заметные улучшения, общий процент успеваемости и качество знаний повысился в группе, где проводились эксперименты, что свидетельствует об эффективности предложенных нами рекомендаций.
Практическая ценность данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что она может быть использована преподавателями английского языка в средней школе как методическое руководство по данной работе.
Таким образом, в ходе проведенного исследования было теоретически обосновано и экспериментально доказано, что включение социокультурного компонента на уроках иностранного языка действительно способствует улучшению усвоения знаний, помогает восполнить отсутствие иноязычной среды на всех этапах обучения, а также воспитывает эстетический вкус у учащихся. Региональный компонент приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся и позволяет им оперировать в учебной беседе теми сведениями и фактами из своей жизни способствует формированию и закреплению у них навыков общения на изучаемом языке.
Список использованной литературы