Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 18:37, дипломная работа
Актуальность проблемы использования регионального компонента на уроках английского языка очевидна, так как необходимо реализовать воспитывающий, образовательный и развивающий потенциал учебного предмета применительно к личности каждого ученика, способного и желающего участвовать в межкультурной коммуникации, но истинное же понимание чужой культуры возможно только при достаточно глубоком знании истории и культуры своей страны, своего края, своей малой Родины. Быть патриотом непросто, но тот, кто любит свою Родину, Большую и Малую, будет стараться жить, работать, творить на её благо.
Воспитание патриотизма было и всегда остается одной из основных задач учителей английского языка при изучении таких тем, как «Наша страна», «Мой город», «Моя деревня», «Моя школа», «Известные люди-земляки», «Традиции и обычаи», «Спорт», «Музыка», «Театр», «Кино», «Живопись», «Искусство» и другие.
Таким образом, знание психологических особенностей усвоения материала школьниками определенного возраста обязательно для учителя. Это помогает ему правильно составить учебный план, построить учебную деятельность так, чтобы учащиеся лучше усваивали новый материал, и чтобы обучение было полезным и действенным.
1.3. Некоторые гендерные
различия в речевой
Повысив свою коммуникативную и лингвострановедческую компетенцию благодаря полученным определённым объёмам знаний о культуре, истории родной страны (республики) и страны изучаемого языка на раннем этапе обучения иностранному языку, обучающиеся среднего звена готовы к ознакомлению с культурой и историей двух стран на уровне региона. Учитывая тот факт, что возросла самостоятельность отдельных республик, краёв, областей, мы видим, что региональный компонент приобретает всё большую важность в наше время. Таким образом, можно сделать вывод о том, что речь идёт о внедрении в образовательный процесс регионального компонента, или, самостоятельной науки – регионоведения [23,с.44].
"Регионоведение – это самостоятельная научная дисциплина, где изучаются история и этнография, наука и культура, экономика и политика, языка и литературы, традиции и ценности конкретного региона” [12,с.3].
"Связи между учебными предметами становятся более актуальными на современном этапе развития школьного образования, совершенствование которого идёт по пути интеграции знаний. Интеграция – это и есть процесс и результат создания неразрывно связанного единого целого. В обучении она может осуществляться путём слияния в одном синтезированном курсе учебных предметов, суммирования основ наук и раскрытия комплексных учебных тем и проблем. Умелое установление связей между предметами, правильное их использование важны для формирования гибкости ума обучающихся, для активизации процесса обучения, а также для усиления практической и коммуникативной направленности обучения иностранному языку" [23,с.45]. Регионоведение в полном объёме исследуется только в высших учебных заведениях. В средней школе освоение его основ в сочетании с обучением иностранному языку может делиться на два этапа: первый – это начальный общеобразовательный этап; и второй продвинутый (углублённый), профессионально ориентированный этап.
На начальном общеобразовательном этапе региональные знания являются средством повышения общеобразовательного уровня и совершенствования владения иностранным языком. На продвинутом этапе – как средство для чтения пропедевтического специального курса, который знакомит заинтересованных в данной специальности обучающихся с понятиями «регионологии» как науки.
Для внедрения регионального компонента должны соблюдаться некоторые условия.
Во-первых, в школе должны преподавать учителя, которые хорошо владеют языком и способны самостоятельно разработать региональный курс; должны быть группы обучающихся, которые имеют высокие показатели обученности (то есть занимаются английским языком более углубленно); также – кабинет, оснащённый разнообразными учебными средствами (здесь мы также должны включить компьютеры с выходом в интернет, интерактивную доску, разные учебные пособия на английском языке) и количество часов, которое позволяет включить курс полностью или в виде спецкурса (отдельных занятий) в школьную программу обучения английскому языку в урочное или внеурочное время на протяжении всего учебного года (полугодия, четверти) [24,с.13].
Знания учащихся о регионе, которые они получили в ходе изучения школьных учебных предметов гуманитарного и естественного циклов, в процессе самостоятельной работы, и являются основой экстралингвистического содержания такого курса. К ним относятся географические, исторические, литературоведческие, культуроведческие и другие сведения о своём крае.
Тест или контрольная работа на родном или иностранном языках позволяет нам предварительно определить уровень знаний обучающихся о региональном компоненте. Здесь обучающиеся должны выбрать из нескольких вариантов один правильный.
В тесте могут содержаться такие вопросы, на которые следует дать краткий ответ «Yes» или «No». Он также может быть дополнен заданиями и вопросами.
Для выявления уровня знаний по лексике и грамматике, мы можем предложить перевести предложения с русского на английский, и наоборот, вставить пропущенную букву в слове, написать диктант, найти грамматическую и лексическую ошибки.
После анализа уровня знаний школьников о своём регионе, их интересы в данной области, нужно определить основные формы и методы обучения и сформулировать конечные цели курса.
Лекционно-реферативная – это одна из таких форм. Конечные цели здесь могут быть разными. Например: разработать и провести экскурсии, микроэкскурсии (снимая на камеру, делая интересные яркие фотографии) по своей местности или региональному центру для иностранных гостей и учащихся. Другая цель может заключаться в том, чтобы подготовиться к ролевой игре «Центр туризма» или «Гид Центр», в ходе которой школьники могут предложить свои варианты маршрутов экскурсий или миниэкскурсий, а совет экскурсоводов, возглавляемый учителем и состоящий из наиболее подготовленных учеников своего или параллельного класса, оценивает представленное и выявляет самые лучшие и подходящие по определенным критериям работы. Может быть организована «заочная» или «визуальная» экскурсия по родным краям и местам. Она дополнит регулярно практикуемые «заочные» экскурсии по столицам стран изучаемого языка. Ведь опыт показывает, что ученик уверенно называя достопримечательности Лондона, Нью-Йорка или Парижа, дети часто затрудняются назвать достопримечательности своего родного города. Традиционная форма зачёта завершает работу над региональным курсом [25,с.47].
Учащиеся могут подготовить реферат. Тематика рефератов или минирефератов разрабатывается учителем в соответствии с экстралингвистическим содержанием курса или определяется учащимися по своему желанию. Важно распределить темы рефератов и составить график их «защиты» в начале работы. Одновременно следует ознакомить учеников с критериями оценки рефератов. В зависимости от объёма реферата оценки могут быть полными, развёрнутыми или краткими.
Критерии оценки реферата на иностранном языке по региональной тематике:
1. Структурная организация
реферата: введение, формулировка темы,
постановка цели и задач
2. Содержание:
А) информативная насыщенность реферата;
Б) изложение собственного отношения к затронутым проблемам;
В) сложность проблемы/вопроса;
Г) соответствие излагаемого теме, целям и задачам реферата.
3. Форма изложения реферата:
А) степень владения материалом (свободная – говорение без конспекта; несвободная – говорение с опорой на конспект);
Б) использование средств наглядности в процессе рассказа;
В) умение привлечь и контролировать внимание слушающих;
Г) структурная чёткость излагаемого материала.
4. Языковые требования:
А) языковая правильность (грамматическая и лексическая правильность);
Б) лексическое разнообразие речи.
У нас в Байгильдинском сельском лицее существует «Научное Общество Учащихся». Учащиеся под руководством своего методиста выбирают интересную им тему по разным направлениям (русский, физики, математика, в том числе и английский), и проводят исследовательскую работу в течение определённого промежутка времени. Конференция НОУ традиционно проводится два раза за весь учебный год. Мы считаем, что это хорошая возможность защитить свою работу перед всеми учащимися лицея.
Предметно-ситуативная – это одна из других форм проведения регионального курса. Речевые ситуации являются основой, объединенные чаще всего единой сюжетной линией и базируются на предметах речи регионального содержания.
Опыт работы показывает, что наиболее распространённым сюжетом при работе с региональным материалом является посещение группой зарубежных граждан (туристов, студентов, школьников) данной конкретной местности. Такая макроситуация включает ряд микроситуаций, в рамках которых формулируются коммуникативные задачи.
В выборе предметов речи для регионального курса нужно опираться на основные сведения и факты о родном крае. Выбор функции общения определяется предметом речи, в рамках которой ведётся разговор. Например, «Достопримечательности родного города или райцентра» может обсуждаться помимо познавательной и в направлении других основных функций общения: ценностно-ориентационной (выражается своё отношение: «Вам понравилось старинное здание кинотеатра?»), регулятивной (предлагается услуга: «Если вы не против, я бы хотела показать здание театра»), этикетной (ритуализировать диалог: «Вы не скажете, как пройти к монументу Х?»). Желательно, чтобы и другие предметы речи обладали свойством употребляться в различных функциях общения. Положительную роль здесь сыграет использование проектной методике, которая подразумевает сбор информации и дальнейшее представление результатов своих поисков.
В настоящее время метод проектов широко применяется в современной мировой методике преподавания ИЯ, так как он позволяет органично интегрировать знания учащихся из различных областей для решения отдельно взятой практической проблемы, стимулируя при этом развитие познавательных способностей личности учащегося, тем самым создавая положительную мотивацию к изучению иностранного языка.
Включение такого метода даст возможность учащимся выразить свои собственные идеи по региональному компоненту в удобной для них творчески продуманной форме. Многое в проектах идет от мечты, от фантазии, но основой фантастического развития мысли остается реальное осознание сегодняшней жизни. Овладевая культурой выполнения таких заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы.
Итак, мы выяснили, что культуроведческая осведомленность является одним из необходимых условий коммуникации, которая не снижает важности практического овладения языковыми формами как средством общения. Однако именно культурный компонент содержания обучения будет создавать положительный интерес у обучающихся и способствовать их более осознанному овладению языком как средством общения.
Таким образом, к проблеме использования регионального компонента на уроках английского языка на среднем этапе обучения в учебно-воспитательном процессе обращаются многие авторы. Решению интересующей нас проблемы способствовало изучение научных трудов, связанных с выявлением ее психологических аспектов, подходов к методике организации деятельности в школе, критериев оценки ее эффективности обеспечивающих успешность формирования и развития знаний, умений навыков о региональном компоненте у учащихся.
В современных условиях педагогического процесса общеобразовательных школ она является значимой научной проблемой, имеющей историческое, этническое, культурологическое и социально-педагогическое значение.
Интегрирование регионоведения возможно не только в классах с углублённым изучением английского языка. Существуют реальные возможности и для включения регионоведческого аспекта в учебный процесс обычной общеобразовательной школы. Разумеется, нецелесообразно проводить в подобных школах целый региональный курс, но, чтобы не нарушать целостности занятий, сведения о регионе можно сообщать фрагментарно, в связи с изучаемой темой, отводя для этого 5-8 минут урока (или во внеурочное время).
Анализ различной психолого-педагогической, методической и лингвистической литературы показывает нам, что исследуемая нами тема актуальна и обсуждаема на сегодняшний день.
Учёт темперамента, знание психологических особенностей усвоения материала школьниками среднего возраста обязательно для преподавателя, так как это поможет нам правильно составить учебный план, построить учебную деятельность так, чтобы учащиеся лучше усваивали новый материал, и чтобы обучение было действенным полезным и эффективным.
Мы рассмотрели условия и различные способы интегрирования регионального компонента в школьную программу. Основные формы внедрения регионального компонента – это лекционно-реферативная и предметно-ситуативная. Особое внимание надо обратить на выбранные темы рефератов, минирефератов, речевые ситуации, сюжеты при работе с региональным компонентом. Положительную роль здесь сыграет и использование проектной методике, так как школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач.
Различные упражнения также позволяют учащимся больше узнать о своем родном крае. Использование регионального компонента позволяет развивать речевую активность учащихся, а также повысить речевую активность обучения. Региональный компонент носит более жизненный характер – учащиеся не только улучшают свой лексикон, а также получают информацию об истории родного края, о его географическом положении и об экономическом развитии своей родины.
Использование в обучении иностранному языку регионального компонента стимулирует не только их интерес к изучению иностранного языка, но и самостоятельность, активность каждого ученика, воспитывает ответственное отношение к делу, способствует становлению личности. Между тем в стратегии модернизации в качестве главного результата рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и всего общества.
Уровень знаний в области английского языка у учащихся средний, у некоторых ниже среднего. Только отдельные ученики имеют более высокий уровень знаний по отношению к другим.
Учащиеся могут:
– предоставить краткую информацию о себе и других;
– выразить свои мысли так, чтобы их поняли и попросить прояснить ту или иную ситуацию, чтобы им стало ясно, о чём идёт речь;
– выражать простые идеи и чувства;
– улавливать основной смысл аудирования на уроке;
– понимать основные ключевые моменты аудирования;
– читать короткие тексты и улавливать основные идеи;