Геортонимы как отражение национальной картины мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в комплексном анализе структурно-семантических особенностей геортонимов. Достижение поставленной цели предполагает выполнение следующих задач:
– провести комплексный анализ ономастического поля и его периферии в частности;
– ознакомиться с историей возникновения геортонимов;
– определить понятие «геортоним» и выявить характерные признаки, отличающие их от других онимов;
– рассмотреть структуру и способы образования англоязычных геортонимов;
– проанализировать основные принципы и способы номинации, характерные для рассматриваемых лексических единиц;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
ГЛАВА 1 ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ СТАТУС ГЕОРТОНИМОВ И ИХ МЕСТО В ОНОМАСТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ…………………………………….
1.1. Современные лингвистические представления об ономастическом пространстве и поле……………………………………………………
1.2. Ядро и периферия ономастического пространства. Характерные черты периферии……………………………………………………..
1.3. Геортонимы как периферийный разряд ономастического пространства………………………………………………………….
1.3.1. Отнесенность геортонимов к различным разрядам имен…………
1.3.2. Класс геортонимов………………………………………………….
ГЛАВА 2 ГЕОРТОНИМЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО – ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА………………………………………………….
2.1. История возникновения геортонимов…………………………………..
2.2. Структура англоязычных геортонимов………………………………….
2.2.1. Основные способы словообразования геортонимов………………….
2.2.2. Отапеллятивные геортонимы…………………………………….
2.2.3. Модели геортонимов………………………………………………..
2.3. Особенности семантики наименований англоязычных геортонимов…...................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….
СПИСОК ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….
СПИСОК ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ……………………….

Файлы: 1 файл

Геортонимы как отражение национальной картины мира.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….

ГЛАВА 1 ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ  СТАТУС ГЕОРТОНИМОВ И ИХ МЕСТО  В ОНОМАСТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ…………………………………….

    1. Современные лингвистические представления об ономастическом пространстве и поле……………………………………………………
    2. Ядро и периферия ономастического пространства. Характерные черты периферии……………………………………………………..
    3. Геортонимы как периферийный разряд ономастического пространства………………………………………………………….

     1.3.1. Отнесенность  геортонимов к различным разрядам  имен…………

     1.3.2. Класс геортонимов………………………………………………….

ГЛАВА 2 ГЕОРТОНИМЫ КАК  ОТРАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО –      ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА………………………………………………….

2.1. История возникновения  геортонимов…………………………………..

2.2.  Структура англоязычных  геортонимов………………………………….

2.2.1. Основные способы словообразования геортонимов………………….

2.2.2. Отапеллятивные геортонимы…………………………………….

     2.2.3. Модели  геортонимов………………………………………………..

     2.3. Особенности  семантики наименований англоязычных  геортонимов…...................................................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….

СПИСОК ТЕОРЕТИЧЕСКИХ  ИСТОЧНИКОВ…………………………….

СПИСОК ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ……………………….

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена  изучению геортонимов, как лингвокультурологических единиц, отражающих национально-языковую картину мира. Согласно толкованию, изложенному Н.В. Подольской во втором издании «Словаря ономастической терминологии: «геортоним (от греч. праздник) – вид идеонима — собственное имя любого праздника, памятной даты, торжества, фестиваля» [55, с. 48].

В последние десятилетия отмечается повышенное внимание к именам собственным. О.С. Андреева считает, что их природа вызывает большой интерес в теоретической лингвистике, хотя и неоднозначно понимается различными исследователями. Не является бесспорным и содержание семантики имени собственного[2, с. 11].

 Как известно, онимы служат  для наименования людей, географических  и космических объектов, животных, различных предметов материальной  и духовной культуры. Исследователи  отмечают особое положение имён собственных среди прочих единиц именного класса, среди них О. Есперсен, Е. Курилович, А.А. Реформатский [36], А.В. Суперанская [39], В.Д. Бондалетов [8] и другие.

Функциональное и языковое своеобразие  имен собственных привело к тому, что их стали изучать в особой отрасли языкознания — ономастике (с греч. onomastike — искусство давать имена). В последнее время появилось большое количество работ, посвященных научному описанию структуры ономастического пространства, методам ономастических исследований, принципам и способам номинации имени собственного. Это объясняется особым положением имён собственных в языке, их большой зависимостью от экстралингвистических факторов, чем у имён нарицательных, полагает О.С. Андреева [3, с. 242].

Обращение к ономастике как материалу для этнолингвистического и лингвокультурологического исследования представляется вполне закономерным, поскольку, по утверждению Е.Л. Березович, «... в ономастике кодируются наиболее значимые и устойчивые кванты этнокультурной информации» [6, с. 34]. В настоящее время особое внимание уделяется всесторонней характеристике отдельных ономастических проблем, разрабатываются теоретические направления, касающиеся классификации собственных имён, исторического своеобразия этого разряда лексики.

В современной лингвистике рассмотрены  следующие лексико-семантические  поля ономастического пространства: антропонимы, топонимы, теонимы, большое  внимание уделено зоонимам и космонимам, изучением которых занимались многие лингвисты Е.Л. Березович [7], В.Д. Бондалетов [8], Л.А. Введенская, Н.Д. Голев, М. В. Голомидова [15], М. В. Горбаневский [16],  Т.А. Гридина, Т. В. Иванцова, Ю.А. Карпенко [19], И. В. Крюкова [24] , А.В. Суперанская [40], В.И. Супрун [44], В.Н. Топоров [47], Г. Бауер [52], Е. Ейхлер, К. Хенгст, Э.И. Хоффман, О.И. Фонякова и другие.

В течение последних десятилетий ономастика обогатилась исследованиями, посвященными изучению основных разрядов онимов и их состава [19;24], были описаны процессы ономастической деривации, онимизации, трансонимизации и апеллятивизации в русской ономастике [16], выявлена роль имен собственных в текстообразовании и коммуникации [27], сложилась ономастическая терминология [55]. В работах В.И. Супруна представлена полевая модель комплексного описания ономастического пространства современного русского языка [44].

Следует также подчеркнуть, что исследования ономастического пространства русского языка опираются на большую философскую и лингвистическую традиции (П. Флоренский, А.Ф. Лосев, А.А. Реформатский [36], О.С. Ахманова, А.В. Суперанская [42], В.А. Никонов [29], В.Д. Бондалетов [8], Н.В. Подольская[55] и другие).

Описанию же периферийных разрядов ономастики ученые уделяют гораздо меньше внимания. Хотя, в  последние десятилетия появилось много работ, посвященных исследованию периферийных разрядов ономастики (О.С. Андреева [2], Л.А. Батурина, А.В. Беспалова, И.В. Крюкова [24], А.Б. Мороз, Т.П. Романова, Н.А. Стадульская, В.В. Стародубцева, А.Г. Широков, О.Е. Яковлева и другие), названия торжественных мероприятий не становились предметом отдельных научных исследований. Есть лишь отдельные упоминания об этом разряде в работах, посвященных более широким ономастическим проблемам.

Так, немецкий исследователь  Г. Бауер, рассматривая категории имён собственных и ономастическую терминологию, упоминает об именах общественных, культурных, спортивных и других мероприятий и относит их наряду с именами политических, исторических и военных событий к так называемым событийным именам, праксонимам (от греч. действие, поступок) [52, с. 58].

Аналогичного мнения придерживается и Г. Вальтер. Классифицируя имена собственные, исследователь относит названия праздников и торжественных мероприятий вместе с названиями политических событий, именами эпох и именами природных явлений к событийным именам. Таким образом, немецкие исследователи не делают различий между названиями торжественных мероприятий и названиями исторических отрезков времени.

В свою очередь, в статье «Апеллятив — онома» А.В. Суперанская  упоминает о названиях фестивалей, юбилеев, кампаний в связи со сходством названий предприятий и учреждений с названиями различного рода мероприятий: «По своим лингвистическим свойствам названия предприятий и учреждений близки названиям различного рода мероприятий: фестивалей, юбилеев, кампаний, войн и сражений» [39, с. 26].

И.В. Крюкова также  указывает на существование такого периферийного разряда ономастики, как геортонимия (к которому относятся  названия праздников, концертов, фестивалей и т. п.), но подробно на рассмотрении этого разряда автор не останавливается [22]. Часть геортонимов (фестивали, конкурсы, концерты) вместе с прагматонимами (словесными товарными знаками), эргонимами (названиями коммерческих предприятий), гемеронимами (названиями средств массовой информации) рассматриваются как рекламные имена, поэтому отмечается их прагматическая направленность и принадлежность к языку рекламы [22;23].

О.А. Андреева в работе «Семантико-стилистические особенности функционирования геортонимов в современном русском языке» рассматривает другой разряд геортонимов – имена православных праздников, которые составляют, по мнению автора, поле «Геортонимии» [2].

Необходимо отметить, что для ономастического континуума характерна теснейшая взаимосвязь  имён собственных разных полей. Он развивается, как и явления нашей действительности, в пространстве и во времени, но есть у него и своя специфика. Ему присуща культурная непрерывность, т.е. особая связь имен, созданных людьми разных стран и культур [40, с. 9]. В связи с этим выделение онимов в отдельные лексические поля и разряды в известной степени условно.

Особенно сложно провести границу между смежными разрядами  геортонимов. Так, названия регулярно  повторяющихся праздников могут  быть использованы для обозначения  времени, например (Пасха, Рождество  как обозначения церковных праздников и бытовые выражения: «к пасхе», «к рождеству», в которых имеется в виду не праздничный ритуал, а время). Эти онимы являются переходными между геортонимами и хрононимами. Следовательно, непроходимых границ между разрядами ономастического пространства не существует. Кроме того, целые пласты ономастической лексики занимают промежуточное положение между смежными разрядами ономастического пространства [2].

А.В. Суперанская ещё  в 1973 году в своей работе «Общая теория имени собственного» коротко останавливается на названиях праздников, юбилеев, торжеств, а также на названиях мероприятий и кампаний, отграничивая их от названий отрезков времени (хрононимов): «Названия мероприятий, как хрононимы, могут относиться и к явлениям единственным в своей данности, и к регулярно повторяющимся. Отличие их от хрононимов состоит в том, что последние приурочены к определённой точке или отрезку времени, а названия мероприятий - к процессам, происходящим в определённое время... » [40, с. 200]. 

Таким образом, актуальность данной темы определяется, с одной стороны, тем, что развитие русской ономастики требует дальнейшей разработки теоретических проблем, касающихся классификации имён собственных, их происхождения, вопросов выбора и особенностей использования в речи; и, с другой стороны, тем, что в современной лингвистике не нашли должного освещения вопросы разграничения смежных разрядов ономастической лексики.

Объектом исследования являются геортонимы, как периферийное лексико-семантическое поле ономастического пространства современного английского языка.

Предмет исследования – особенности геортонимов, которые отличают их от других периферийных разрядов.

Цель работы заключается в комплексном анализе структурно-семантических особенностей геортонимов. Достижение поставленной цели предполагает выполнение следующих задач:

– провести комплексный анализ ономастического поля и его периферии в частности;

– ознакомиться с историей возникновения геортонимов;

  – определить понятие «геортоним» и выявить характерные признаки, отличающие их от других онимов;

          – рассмотреть структуру и способы образования англоязычных геортонимов;

– проанализировать основные принципы и способы номинации, характерные  для рассматриваемых лексических  единиц;

 

 

ГЛАВА 1

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ СТАТУС ГЕОРТОНИМОВ И ИХ МЕСТО В ОНОМАСТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

 

1.1. Современные  лингвистические представления  об ономастическом пространстве  и поле

        Развитие общества оказывает значительное влияние на объем ономастического пространства. Политические, экономические и социальные перемены стимулируют появление новых предметов, которые являются единственными в своем роде. В конце XX века появилось много новой техники, каждая из которых имеет свою марку. Значительно увеличилось количество печатных органов и издательств, радио и телепередач, музыкальных групп и т.д. Все эти факторы расширяют границы ономастического пространства, которое, следует отметить, заметно изменилось в последние два десятилетия [33, с. 7] .

Термин «ономастическое (топономастическое) пространство» был впервые употреблен В.Н. Топоровым для обозначения всей совокупности ономастических названий. Исследуя палийскую топонимику, он показал, что в разные эпохи и в разных странах выделялись и индивидуализировались разные вещи, иной раз не похожие друг на друга. В.Н. Топоров доказал, что ономастическое пространство всегда конкретно.

 У людей, принадлежащих к  разным культурам, территориям  и эпохам, ономастическое пространство  имеет различное заполнение. При  этом онимизируются различные  денотаты.

Ономастическое пространство определяется моделью мира, существующей в представлениях данного народа в конкретное время, но в нем всегда сохраняются элементы прежних эпох [47, с. 33-34] .

     Термин «ономастическое пространство» получил дальнейшее развитие в работах А.В. Суперанской. Так, в монографии «Общая теория имени собственного» автор представляет таблицу, содержащую обозначение классов называемых объектов и соответствующих им ономастических разрядов: люди – антропонимы, животные – зоонимы, географические объекты – топонимы и т.п. А.В. Суперанская особо выделяет собственные имена праздников, юбилеев, торжеств и т.д. [40,с. 173-205].

Расширяя толкование данного термина, А.В. Суперанская характеризует его уже  как  сумму имен собственных, употребляющихся для именования объектов и их отдельных состояний, воспринимаемых предметно. Сюда же она относит имена отдельных живых существ, коллективов, неодушевленных предметов, мест на поверхности земли, под землей и за пределами Земли, звуков, движений, идей [46, с. 9].

Н.В. Подольская под ономастическим (онимическим) пространством понимает «комплекс имен собственных всех классов, употребляемых в языке данного народа в данный период для именования реальных, гипотетических и фантастических объектов» и указывает, что «онимическое пространство состоит из множества онимических полей (частей онимического пространства, включающих онимы определенного класса)» [55, с. 95].

По мнению Ю.Н. Подымовой, этот научный термин позволяет говорить об объёме ономастического пространства, о его структуре, в частности, о классах составляющих его названий, их большей или меньшей представленности в языке, о строении разных разрядов ономастической лексики и т.д.

Известно, что ономастическое пространство не является замкнутой  системой, и вышеприведенная классификация А.В. Суперанской может быть дополнена новыми объектами. Исходя из того, что данная категория исторически изменяется, ономастический материал рассматривается в синхронном и диахроническом аспектах.

Информация о работе Геортонимы как отражение национальной картины мира