Геортонимы как отражение национальной картины мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в комплексном анализе структурно-семантических особенностей геортонимов. Достижение поставленной цели предполагает выполнение следующих задач:
– провести комплексный анализ ономастического поля и его периферии в частности;
– ознакомиться с историей возникновения геортонимов;
– определить понятие «геортоним» и выявить характерные признаки, отличающие их от других онимов;
– рассмотреть структуру и способы образования англоязычных геортонимов;
– проанализировать основные принципы и способы номинации, характерные для рассматриваемых лексических единиц;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
ГЛАВА 1 ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ СТАТУС ГЕОРТОНИМОВ И ИХ МЕСТО В ОНОМАСТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ…………………………………….
1.1. Современные лингвистические представления об ономастическом пространстве и поле……………………………………………………
1.2. Ядро и периферия ономастического пространства. Характерные черты периферии……………………………………………………..
1.3. Геортонимы как периферийный разряд ономастического пространства………………………………………………………….
1.3.1. Отнесенность геортонимов к различным разрядам имен…………
1.3.2. Класс геортонимов………………………………………………….
ГЛАВА 2 ГЕОРТОНИМЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО – ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА………………………………………………….
2.1. История возникновения геортонимов…………………………………..
2.2. Структура англоязычных геортонимов………………………………….
2.2.1. Основные способы словообразования геортонимов………………….
2.2.2. Отапеллятивные геортонимы…………………………………….
2.2.3. Модели геортонимов………………………………………………..
2.3. Особенности семантики наименований англоязычных геортонимов…...................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….
СПИСОК ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….
СПИСОК ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ……………………….

Файлы: 1 файл

Геортонимы как отражение национальной картины мира.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

Несмотря на то, что  между некоторыми разрядами прослеживаются

несколько размытые отношения, ономастической лексике все-таки свойственна  системность, вот почему системный  подход к изучению всех разрядов ономастического  пространства стал приоритетным в ономастике, утверждает Ю.Н. Подымова.

Автор также указывает  на то, что подтверждением данного свойства может служить сама терминологическая система ономастики: словообразовательная структура слов, которые являются обозначением ономастических объектов, включает в себя греческий элемент «онома»: эргонимы, порейонимы, фалеронимы, гемеронимы [33].

Как полагает А.В. Суперанская: «Многочисленные неоднородные объекты необходимо разделить на различные секторы, а затем выделить в них различные зоны или поля» [40].

Под ономастическим полем понимается определенным образом организованное некоторое количество элементов, единиц, внутри которого реализуются закономерности их систематизации и функционирования. Таким образом, ономастическое пространство и ономастическое поле – это взаимообусловленные понятия, но не тождественные, подчеркивает Ю.Н. Подымова [33] .

Представляется, что для  ономастических исследований наиболее приемлемо толкование поля А.А. Реформатским, поскольку собственные имена – это, прежде всего лексика, при этом лексика, обладающая особой системностью со сложными отношениями параллелизма и контраста, а также с ослабленной связью с понятийной сферой. Поэтому использование терминов «понятийное», или «ассоциативное», поле применительно к ономастической лексике возможно лишь в ограниченном числе случаев, когда имеются в виду имена с всеобщей известностью, которые могут в ряде ситуаций переходить в нарицательные.

Поле в ономастике – это определенная сфера соотнесенности имени. Для участников речевой ситуации она обычно бывает определена экстралингвистически. Знание границ и иерархии ономастических полей необходимо для правильного употребления и понимания имен. Там, где границы полей не ясны, затруднено и восприятие имен [36].

Все выше изложенное позволяет  сделать вывод, что ономастическое пространство — это весьма сложная система, включающая в себя множество подсистем, объекты которых обладают как общими для всех членов ономастического поля признаками, так и индивидуальными. Наличие же разных точек зрения свидетельствует о том, что решение проблемы ономастического пространства сопряжено с субъективными факторами, которые проявляются в большей или меньшей мере.

 

 

    1. Ядро и периферия ономастического пространства. Характерные черты периферии

Ономастическое пространство в наше время характеризуется постоянным обновлением и расширением. Собственные имена получают все новые и новые объекты номинации: виды товаров, магазины, банки, учреждения, транспортные средства, политические партии и блоки, творческие коллективы, средства массовой информации, торжественные мероприятия.

Введение термина «ономастическое пространство» в научный оборот стимулировало исследование разных разрядов ономастической лексики, находящихся в некотором удалении друг от друга [23].

Как уже было отмечено ранее, первая систематизация подобного рода была проведена А.В.Суперанской в монографии «Общая теория имени собственного». В главе «Ономастическое пространство и классификация имен» автор представляет ставшую широко известной классификацию имен по характеру именуемого объекта. А.В. Суперанская выделяет 19 ономастических разрядов, среди которых «наиболее частотными являются личные имена собственные, которые  изучаются в антропонимике, и географические названия, которые изучаются в топонимике» [40, с. 173-205].

Известно, что ядерно-периферийные отношения свойственны всем единицам языка. «Что касается собственных имен, то ядерно-периферийные отношения присущи ономастическому пространству как полевой структуре в целом, а также отдельным ономастическим разрядам», – полагает                Ю.Н.  Подымова [33].

Безусловно, ядром как русской, так и английской онимии являются антропонимы, в сопоставлении с которыми определяется положение других единиц – их тяготение к центру (ядру) или периферии ономастического поля. Околоядерное пространство занимают теонимы, мифонимы, зоонимы, а топонимы и космонимы не имеют четко закрепленного места – они могут быть либо в составе ядра, либо на периферии, что зависит от их местоположения на шкале «язык - речь» [44, с. 16-17].

Точка зрения других ученых несколько отличается от вышеизложенного мнения. Так, И.В. Крюкова считает, что топонимы, наряду с космонимами, астронимами и хрематонимами, расположены близко к центру. А разряды онимов, которые «не всегда называют четко отграниченными друг от друга единичными материальными объектами» (фалеронимы, документонимы, гемеронимы и прочие), занимают периферийное положение [24, с. 20-21].

Мы разделяем точку зрения тех  ученых, которые рассматривают структуру  ономастического пространства как  своеобразную систему, развивающуюся и подвижную, имеющую центральную и периферийную части. В отношении каждого разряда онимов проблема структурирования может быть решена с учетом его структурно-языковой специфики.

Следует отметить, что с конца XX века многие ученые (В.И. Супрун [44], И.В. Крюкова [24], В.Г. Гак [13], А.Г. Лыков и другие) стали рассматривать ономастическое пространство как полевую структуру, выдвигая при этом на первый план ядерно-периферийные отношения. «Полевая структура основана на ядерно-периферийных отношениях, которые являются проявлением бинарной универсалии языка симметрии-асимметрии», – утверждают исследователи».

 Однако, согласно мнению известного ученого В.Г. Гака, выделение центра (ядра) и периферии следует считать феноменом асимметрии в языке. Будучи универсалией языка, данный феномен проявляется в различных аспектах. Собственного говоря, асимметризм и выступает в качестве их основного и отличительного свойства, которое объясняет изменение языковых единиц, развитие и системные связи между собой [13, с. 47].

Новый шаг  в изучении данной проблемы сделал лингвист В.И. Супрун, предложивший полевую модель для комплексного описания ономастического пространства современного русского языка. По его мнению, ономастическое поле обладает такими характеристиками, которые едины для всей совокупности входящих в него единиц и для каждого конституента отдельно наличием:

  • ядерно-периферийных отношений;
  • семантической общностью, предполагающей сходную смысловую структуру слова;
  • частотностью;
  • стилистической окрашенностью;
  • словообразовательной активностью.

На первый план при анализе ономастического  поля при этом он выдвигает ядерно-периферийные отношения. Ядро предполагает концентрацию признаков системы, а периферия – их ослабленность, так как:

    1. по сравнению с периферией ядро менее мотивировано;
    2. для единиц ядра характерна цельнооформленность и простота структуры;
    3. лексика ядра устойчива, периферия подвержена изменениям [44, с. 26].

Итак, ссылаясь на материалы диссертации Ю.Н. Подымовой,  структуру ономастического пространства попытаемся представить в виде концентрических кругов, имеющих центр и периферию. Центр (ядро) составляют антропонимы. Периферию представляют секторы большого круга – ономастические поля топонимов, зоонимов, мифонимов, космонимов, теонимов, идеонимов, хрематонимов. Поля в свою очередь также имеют ядро и периферийную части. Так, например, при пересечении поля мифонимов с полем топонимов периферию будут составлять мифотопонимы; соответственно также выделяются мифофитонимы, мифозоонимы и другие [33].

Необходимо также заметить, что количество периферийных разрядов относительно, поскольку этим именам тоже свойственна подвижность (они могут находиться рядом с любым другим полем, в результате чего появляются объекты второй периферии, ядром для которых являются объекты первой периферии). Переход из одного разряда в другой, изменяемость, увеличение числа объектов, вызванное развитием общества,  –это характерные признаки периферийной части [33].

Так, например, периферийное положение в ономастическом поле занимают названия транспортных средств – порейнонимы, товаров – прагматонимы, средств массовой информации – гемеронимы, различных праздников – геортонимы, наград, орденов, премий – фалеронимы, произведений искусства – артионимы, названий деловых объединений – эргонимы [55]. 

Кроме того, подвергая тщательному анализу периферийную зону, И.В. Крюкова выделяет в ней объекты, которые называет пограничными разрядами. К таким разрядам относятся названия предприятий, обществ, транспортных средств, товаров, средств массовой информации, различных мероприятий, документов, произведений литературы и искусства, наград, орденов, премий [24, с. 4].

Между пограничными (смежными) ономастическими разрядами особенно сложно провести границу. К примеру, названия различных знаменательных событий занимают промежуточное положение между хрононимами, обозначающими отрезки и точки времени, и геортонимами, обозначающими праздники, фестивали и другие торжественные мероприятия.

Подводя итоги, отметим, что во-первых, значительной проблемой, связанной с употреблением термина «ономастическое пространство», является отсутствие четких границ между отдельными его разрядами, а во-вторых, невозможность составить классификацию онимов в связи с именуемым объектом, которая смогла бы избежать взаимного пересечения разных классов имен собственных. Кроме того, познание сфер ономастического пространства продолжается беспрерывно, заставляет пересматривать отношения разрядов и включать в систему новые.

 

1. 3. Геортонимы как периферийный разряд ономастического пространства

        1.3.1. Отнесенность геортонимов к различным разрядам имен. Следует особо отметить, что в зависимости от различных точек зрения, исследователи относят геортонимы либо к «идеонимам», либо к «рекламным именам».

Так, по мнению Н.В. Подольской, к идеонимам относятся собственные имена, имеющие денотаты в сфере умственной, идеологической и художественной деятельности человека такие как: артионимы (названия произведений искусства), гемеронимы (названия органов периодической печати), геортонимы (названия праздников и памятных дат), хрононимы (названия исторически значимых отрезков времени), документонимы (названия отдельных документов) и прочие [55].

Ю.Н. Подымова разделяет эту точку зрения и добавляет, что выше перечисленные имена собственные сближаются с нарицательной лексикой, так как идеонимы способны охарактеризовать предмет, получить определенные коннотации, и поэтому их функциональные свойства несколько иные, чем у других разрядов собственных имен [33].

Другого мнения придерживается И.В. Крюкова, относя геортонимы и другие периферийные разряды онимов к классу «рекламные имена». Исследователь полагает, что в самом термине «рекламное имя» подчеркивается основная функция, позволяющая рассматривать все эти группы названий как единый лексический массив, и определяющая, в конечном счете, их коммуникативную значимость, несмотря на структурно-семантическое разнообразие и различную денотативную отнесенность.

Основной чертой, позволяющей отнести  рекламные имена к ономастическому  полю и сближающей их с другими  именами собственными, является наличие у них общей категориальной семантики имени собственного, которая определяется по основной функции всех ономастических единиц – номинативно-дифференцирующей, аргументирует И.В. Крюкова. Автор также отмечает, что основное свойство онимов – индивидуализация, которое у рекламных имен проявляется по-особому: индивидуализируются и воспринимаются предметно не конкретные объекты материального мира, а абстрактные сущности (право собственности на определенный вид товара, род деятельности предприятия, основная идея и концепция средства массовой информации или торжественного мероприятия [23].

Кроме того, данные имена роднит прагматическая направленность и принадлежность к языку рекламы. Это обширный слой лексики любого языка в экономически развитых странах, который представляет неотъемлемую часть повседневного языкового окружения. В них находит отражение история страны и изменчивая языковая мода. Они легко и быстро преодолевают границы стран и континентов, напрямую связаны с процессами интернационализации и глобализации лексики, отмечает исследователь [22].

1.3.2. Класс геортонимов. К классу геортонимов относятся названия праздников, памятных дат, торжеств, концертов, фестивалей, конкурсов, выставок, кампаний (акций, форумов и т. п.), которые проводятся регулярно.

В работе «Названия торжественных  мероприятий» О.В. Врублевская обращает внимание на то, что геортонимы имеют различную денотативную отнесённость, поскольку встречаются разные виды и формы фестивалей, выставок и других мероприятий.

Исследователь также подчеркивает, что в целом термин «геортоним» на сегодняшний день остаётся невостребованным. Например, как показывает анализ работ немецких ономатологов, данный термин «Heortonymie» в ономастике употребляется крайне редко, а названия праздников и подобного рода мероприятий отнесены к другим ономастическим разрядам. Тем не менее существует наука геортология (Heortologie), которая занимается изучением непосредственно самих праздников [12].

Информация о работе Геортонимы как отражение национальной картины мира