Грамматические навыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – теоретическое обоснование эффективности использования наглядных средств обучения при формировании грамматических навыков.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть понятие «наглядности» как средства коммуникативной мотивации при обучении иноязычной грамматике.

2. Выявить роль наглядных средств обучения при формировании грамматических навыков у учащихся 5 – 9 классов.

3. Раскрыть особенности использования различных видов наглядности на уроках английского языка.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы проблемы использования наглядности при формировании грамматических навыков в процессе обучения иностранному языку в средней школе.
Роль наглядных пособий в учебном процессе.
Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при обучении английскому языку.
Грамматический компонент в обучении иностранному языку.

Глава 2. Наглядные средства обучения как прием формирования грамматических навыков.

2.1 Ситуативные картинки в обучении разговорной грамматике.

2.2 Опоры на этапе введения и тренировки грамматических структкр.

2.3 Использование образно – символических форм для ормирования грамматических навыков и умений на уроках английского языка.

Заключение.

Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 100.63 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы проблемы использования наглядности  при формировании грамматических навыков  в процессе обучения иностранному языку  в средней школе.

    1. Роль наглядных пособий в учебном процессе.
    2. Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при обучении английскому языку.
    3. Грамматический компонент в обучении иностранному языку.

 Глава 2. Наглядные средства обучения как прием формирования грамматических навыков.

2.1 Ситуативные картинки  в обучении разговорной грамматике.

2.2 Опоры на этапе введения  и тренировки грамматических структкр.

2.3 Использование образно  – символических форм для ормирования грамматических навыков и умений на уроках английского языка.

Заключение.

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность.

   Проблема наглядности в обучении иностранным языкам была актуальной во все времена. В последние годы в связи со стремлением человечества к “обществу без границ”, приобщению к культурному наследию и духовным ценностям народов мира знание иностранного языка как инструмента межкультурной коммуникации, стало престижно и востребовано. Поэтому заметно расширилась область наглядности и усложнился её инвентарь: от предметов и картинок, жестов и движений до видеофильмов и компьютерных программ, при помощи которых преподаватель моделирует фрагменты объективной действительности. Общеизвестно, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека..

Принцип наглядности играет особую роль в обучении иностранному языку. При освоении иностранного языка  возникает задача — создать систему  отражения объективного мира в формах второго языка. Используя различные  средства наглядности: предметы, макеты, картины, жесты, движения, диафильмы, кинофильмы и т. п., учитель в учебных целях  моделирует фрагменты объективной  действительности, которые ассоциируются  учащимися с соответствующими иноязычными  формами в процессе осуществления  учебной коммуникации. В результате этого формы иностранного языка  становятся для учащихся отражением соответствующих фрагментов объективного мира и носителями определенной информации, обмен которой осуществляется при  общении в той или иной ситуации.

Применение наглядных  методов обучения обусловлено дидактическим  принципом наглядности, который  обосновал в “Великой дидактике” Я.А.Коменский. Он рассматривал чувственный  опыт ребенка как основу обучения и считал, что обучение следует  начинать “не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними”. Я.А.Коменский выдвинул “золотое правило дидактики”: “…Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”. [17]

Таким образом, наглядность  в обучении иностранному языку в  практических целях помогает раскрыть содержание высказываний и моделирует жизненные ситуации, в которых происходит коммуникация. Принцип наглядности в применении к обучению иностранному языку выступает в форме ситуативной наглядности.

          Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в  школе.

         Предмет исследования – наглядность как одно из средств формирования грамматических навыков.

         Цель исследования – теоретическое обоснование эффективности использования наглядных средств обучения при формировании  грамматических навыков.

         Для достижения  цели были поставлены  следующие задачи:

1. Раскрыть понятие «наглядности»  как средства коммуникативной  мотивации при обучении иноязычной  грамматике.

2. Выявить роль наглядных  средств обучения при формировании  грамматических навыков у учащихся 5 – 9 классов.

3. Раскрыть особенности  использования различных видов  наглядности на уроках английского  языка.

         Для реализации поставленных  задач основным методом исследования являлся метод теоретического анализа и синтеза данных научно-методической литературы.

         Методологическую основу выпускной квалификационной работы составили исследования ……

         Теоретическая значимость работы состоит в том, что проведен анализ научно-методической литературы, а также обобщен и систематизирован материал по  проблеме использования наглядных средств обучения при формировании  грамматических навыков.

         Практическая значимость работы состоит в том, материал дипломной работы может быть использован при организации уроков, семинаров-практикумов, консультаций для учителей иностранного языка.

          Структура работы. Работа состоит из введения, двух  глав, заключения, списка  литературы, который насчитывает …. источника,  и приложения. В первой главе данного исследования раскрывается понятие и виды «наглядности», обосновывается ведущая роль грамматической стороны речи в достижении целей преподавания иностранного языка. Вторая глава представляет собой описание основных методов обучения грамматической стороне речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы использования наглядности при формировании грамматических навыков в процессе обучения иностранному языку в средней школе

    1. Роль наглядных пособий в учебном процессе

      Понятие «наглядность» не имеет единой, четко очерченной трактовки. В контексте разных тематических материалов оно имеет разный «оттенок» трактовки, хотя суть и смысл понятия везде одинаковы.

 

Сочетание слова и наглядности  – это одно из самых распространенных явлений в современной практике обучения. Задачи обучения решаются успешнее в том случае, когда использование  языка опирается на непосредственное восприятие обучающимися предметов, процессов и их изображений. При сочетании словесного обращения с применением наглядных средств умственная деятельность характеризуется соединением непосредственного восприятия и понятийным аппаратом мышления.

И. А. Зимняя отмечает, что цели применения наглядности обусловлены задачами, которые стоят перед преподавателем на определенном этапе обучения иностранному языку [4]. Она считает, что наглядность в плане сообщения знаний при обучении иностранного языка может использоваться в целях: семантизации языкового материала и организации запоминания через установление связи между вербальным и наглядно-чувственным образом действительности.

Принцип наглядности предполагает использование средств наглядного обучения в таких формах, которые  способствуют включению восприятия и представлений, создающихся на основе применения этих средств, в умственную деятельность обучающихся, стимулируют  и облегчают её.

Проведенные опыты подтверждают тот факт, что наглядный материал, независимо от возрастных особенностей, запоминается намного лучше.

Существуют  образы воображения - образы таких объектов, которые человек никогда непосредственно не воспринимал. Однако они составлены, сконструированы из знакомых и понятных ему элементов образов восприятия и представления. Благодаря образам воображения человек способен вначале представить себе продукт своего труда и лишь затем приступить к его созданию, представить различные варианты своих действий. Чувственное познание даёт человеку первичную информацию об объектах в виде их наглядных представлений. Мышление перерабатывает эти представления, выделяет существенные свойства и отношения между разными объектами и тем самым помогает создавать более обобщённые, более глубокие по содержанию психические образы познаваемых объектов.

Е. И. Пассов считает, что  цель применения изобразительных смысловых  опор – «вызвать необходимые ассоциации между изображением (идеей, смыслом) и тем, что станет содержательным материалом высказывания», так как  «к зрительному образу легко и  прочно привязываются даже отвлеченные  идеи» [7]. По его мнению, в данных опорах «могут быть гиперболизированы  те свойства и качества предметов, которые  важны для того, чтобы схватить суть и определить направление движения мысли говорящего».

Наглядный образ как продукт  визуального мышления - это знание, скорректированное действием, поэтому  более предпочтительное; информация, заключенная в нём, легче усваивается  и более понятна. Наглядность  не нужно отождествлять с "истинным отражением": наглядное - не обязательно  истинное, но преимущественно сопряженное  с правильностью и эффективностью действия. Наглядность - свойство развитого  знания и условие понимания этого  знания другим индивидом.

НАГЛЯДНОСТЬ  – это  свойство, выражающее степень доступности  и понятности психических образов  объектов познания для познающего субъекта; один из принципов обучения. В процессе создания образа восприятия объекта  наряду с ощущением участвуют  память и мышление. Образ воспринимаемого  объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека. Образы представления существенно отличаются от образов восприятия. По содержанию они богаче образов восприятия, но у разных людей они различны по отчётливости, яркости, устойчивости, полноте. Степень  образов представления может быть различной в зависимости от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития его познавательных способностей, от его знаний, а также от степени Н исходных образов восприятия.

Наглядно–действенное мышление - форма мышления , вплетённая в реальное манипулирование предметами, и обслуживающая прежде всего практические задачи.

 Наглядно–Образное Мышление  – мышление, в основе которого  лежит моделирование и разрешение  проблемной ситуации в плане  представлений. 

 Учитель может использовать  в обучении различные средства  наглядности: реальные объекты,  их изображения, модели изучаемых  объектов и явлений. 

 Виды  наглядностей.

Наглядность в педагогическом процессе обеспечивается  применением  разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Особое  место в осуществлении  принципа наглядности имеет применение наглядных пособий,  диапозитивов,  карт,  схем и т.п. Наглядность  может применяться на всех этапах педагогического процесса.

Л. М. Фридман выделяет два класса наглядностей: 1) материальные (вещественные, реальные), которые, в свою очередь, делятся на статические (неподвижные) и динамические (действующие); 2) идеальные, которые делятся на образные или иконические, знаковые (знаково-символические) и мысленные (умственные, воображаемые) [11]. По его мнению, все выделяемые модели обладают свойством наглядности как для их создателей, так и для тех, кто их понимает. Материальные модели наглядны потому, что они представляют собой объективно существующие предметы и чувственно воспринимаемы. Идеальные модели также чувственно воспринимаемы, и это

 По линии возрастания  абстрактности виды наглядности  принято  подразделять  следующим  образом: 

-естественная (предметы объективной реальности); 

- экспериментальная (опыты,  эксперименты); 

-объемная (макеты,  фигуры и т.п.); 

-изобразительная (картины,  фотографии, рисунки); 

-звукоизобразительная  (кино,  телевидение);

-звуковая (магнитофон);

-символическая и графическая  (карты, графики, схемы, формулы); 

-внутренняя (образы,  создаваемые речью педагога) 

   Чтобы не сдерживать  развитие абстрактного мышления  учащихся, в использовании наглядности  важно чувство меры.  Большое  значение имеет сочетание применения  наглядности с творческой работой  детей по созданию наглядных  пособий. В использовании наглядности  должна быть вариативность, чтобы  в сознании воспитанников не  запечатлелся какой-либо конкретный  образ предмета или явления. 

    По характеру  изобразительного материала можно  выделить:

-ситуативные  картинки;

-тематические  картины;

-картинки изолированного  действия;

-документальный страноведческий  материал;

-репродукции художественных  картин.

С. И. Архангельский делит  существующие модели на три основных типа: материальные, абстрактные, модели суждения и аналогии [2].

Виды  наглядности, используемые в обучении иностранному языку.

 В обучении языку  всё многообразие видов наглядности  можно свести к двум основным:

- языковая наглядность;

- неязыковая наглядность.

 Первый вид наглядности  включает в себя:

1.Коммуникативно-речевую  наглядность, - наглядную демонстрацию  коммуникативно-смысловой функции  языкового явления в речи (устной  и письменной).

2.Демонстрацию языковых  явлений в изолированном виде (фонем, морфем, слов, предложений  и т. д.) в устной или письменной  форме. 

3.Лингвистическую схемную  наглядность (схемы, таблицы и  т. д.)

К неязыковой наглядности  относятся все способы предъявления экстралингвистических факторов окружающей действительности:

-естественная;

-изобразительная наглядность  (картины, диафильмы, кинофильмы).

В зависимости  от вида анализатора  различают наглядность :

1)слуховую;

2)зрительную;

3)двигательно-моторную.

 Без использования  слуховой наглядности практически  невозможно овладеть иностранным  языком. Умение в понимании речи  на слух формируется и развивается  путём слушания  речи  носителей  изучаемого языка учащимися в  звукозаписи. Слуховая наглядность  может сопровождаться дополнительно  зрительными опорами в виде  текста или иллюстраций.

Информация о работе Грамматические навыки