Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:32, курсовая работа
Цель исследования – теоретическое обоснование эффективности использования наглядных средств обучения при формировании грамматических навыков.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «наглядности» как средства коммуникативной мотивации при обучении иноязычной грамматике.
2. Выявить роль наглядных средств обучения при формировании грамматических навыков у учащихся 5 – 9 классов.
3. Раскрыть особенности использования различных видов наглядности на уроках английского языка.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы проблемы использования наглядности при формировании грамматических навыков в процессе обучения иностранному языку в средней школе.
Роль наглядных пособий в учебном процессе.
Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при обучении английскому языку.
Грамматический компонент в обучении иностранному языку.
Глава 2. Наглядные средства обучения как прием формирования грамматических навыков.
2.1 Ситуативные картинки в обучении разговорной грамматике.
2.2 Опоры на этапе введения и тренировки грамматических структкр.
2.3 Использование образно – символических форм для ормирования грамматических навыков и умений на уроках английского языка.
Заключение.
Список используемой литературы.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы проблемы использования наглядности при формировании грамматических навыков в процессе обучения иностранному языку в средней школе.
Глава 2. Наглядные средства обучения как прием формирования грамматических навыков.
2.1 Ситуативные картинки
в обучении разговорной
2.2 Опоры на этапе введения и тренировки грамматических структкр.
2.3 Использование образно
– символических форм для
Заключение.
Список используемой литературы.
Введение
Актуальность.
Проблема наглядности в обучении иностранным языкам была актуальной во все времена. В последние годы в связи со стремлением человечества к “обществу без границ”, приобщению к культурному наследию и духовным ценностям народов мира знание иностранного языка как инструмента межкультурной коммуникации, стало престижно и востребовано. Поэтому заметно расширилась область наглядности и усложнился её инвентарь: от предметов и картинок, жестов и движений до видеофильмов и компьютерных программ, при помощи которых преподаватель моделирует фрагменты объективной действительности. Общеизвестно, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека..
Принцип наглядности играет особую роль в обучении иностранному языку. При освоении иностранного языка возникает задача — создать систему отражения объективного мира в формах второго языка. Используя различные средства наглядности: предметы, макеты, картины, жесты, движения, диафильмы, кинофильмы и т. п., учитель в учебных целях моделирует фрагменты объективной действительности, которые ассоциируются учащимися с соответствующими иноязычными формами в процессе осуществления учебной коммуникации. В результате этого формы иностранного языка становятся для учащихся отражением соответствующих фрагментов объективного мира и носителями определенной информации, обмен которой осуществляется при общении в той или иной ситуации.
Применение наглядных методов обучения обусловлено дидактическим принципом наглядности, который обосновал в “Великой дидактике” Я.А.Коменский. Он рассматривал чувственный опыт ребенка как основу обучения и считал, что обучение следует начинать “не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними”. Я.А.Коменский выдвинул “золотое правило дидактики”: “…Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”. [17]
Таким образом, наглядность в обучении иностранному языку в практических целях помогает раскрыть содержание высказываний и моделирует жизненные ситуации, в которых происходит коммуникация. Принцип наглядности в применении к обучению иностранному языку выступает в форме ситуативной наглядности.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в школе.
Предмет исследования – наглядность как одно из средств формирования грамматических навыков.
Цель исследования – теоретическое обоснование эффективности использования наглядных средств обучения при формировании грамматических навыков.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «наглядности»
2. Выявить роль наглядных
средств обучения при
3. Раскрыть особенности
использования различных видов
наглядности на уроках
Для реализации поставленных задач основным методом исследования являлся метод теоретического анализа и синтеза данных научно-методической литературы.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составили исследования ……
Теоретическая значимость работы состоит в том, что проведен анализ научно-методической литературы, а также обобщен и систематизирован материал по проблеме использования наглядных средств обучения при формировании грамматических навыков.
Практическая значимость работы состоит в том, материал дипломной работы может быть использован при организации уроков, семинаров-практикумов, консультаций для учителей иностранного языка.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, который насчитывает …. источника, и приложения. В первой главе данного исследования раскрывается понятие и виды «наглядности», обосновывается ведущая роль грамматической стороны речи в достижении целей преподавания иностранного языка. Вторая глава представляет собой описание основных методов обучения грамматической стороне речи.
Глава 1. Теоретические основы проблемы использования наглядности при формировании грамматических навыков в процессе обучения иностранному языку в средней школе
Понятие «наглядность» не имеет единой, четко очерченной трактовки. В контексте разных тематических материалов оно имеет разный «оттенок» трактовки, хотя суть и смысл понятия везде одинаковы.
Сочетание слова и наглядности – это одно из самых распространенных явлений в современной практике обучения. Задачи обучения решаются успешнее в том случае, когда использование языка опирается на непосредственное восприятие обучающимися предметов, процессов и их изображений. При сочетании словесного обращения с применением наглядных средств умственная деятельность характеризуется соединением непосредственного восприятия и понятийным аппаратом мышления.
И. А. Зимняя отмечает, что цели применения наглядности обусловлены задачами, которые стоят перед преподавателем на определенном этапе обучения иностранному языку [4]. Она считает, что наглядность в плане сообщения знаний при обучении иностранного языка может использоваться в целях: семантизации языкового материала и организации запоминания через установление связи между вербальным и наглядно-чувственным образом действительности.
Принцип наглядности предполагает
использование средств
Проведенные опыты подтверждают тот факт, что наглядный материал, независимо от возрастных особенностей, запоминается намного лучше.
Существуют образы воображения - образы таких объектов, которые человек никогда непосредственно не воспринимал. Однако они составлены, сконструированы из знакомых и понятных ему элементов образов восприятия и представления. Благодаря образам воображения человек способен вначале представить себе продукт своего труда и лишь затем приступить к его созданию, представить различные варианты своих действий. Чувственное познание даёт человеку первичную информацию об объектах в виде их наглядных представлений. Мышление перерабатывает эти представления, выделяет существенные свойства и отношения между разными объектами и тем самым помогает создавать более обобщённые, более глубокие по содержанию психические образы познаваемых объектов.
Е. И. Пассов считает, что цель применения изобразительных смысловых опор – «вызвать необходимые ассоциации между изображением (идеей, смыслом) и тем, что станет содержательным материалом высказывания», так как «к зрительному образу легко и прочно привязываются даже отвлеченные идеи» [7]. По его мнению, в данных опорах «могут быть гиперболизированы те свойства и качества предметов, которые важны для того, чтобы схватить суть и определить направление движения мысли говорящего».
Наглядный образ как продукт
визуального мышления - это знание,
скорректированное действием, поэтому
более предпочтительное; информация,
заключенная в нём, легче усваивается
и более понятна. Наглядность
не нужно отождествлять с "истинным
отражением": наглядное - не обязательно
истинное, но преимущественно сопряженное
с правильностью и
НАГЛЯДНОСТЬ – это свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания для познающего субъекта; один из принципов обучения. В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека. Образы представления существенно отличаются от образов восприятия. По содержанию они богаче образов восприятия, но у разных людей они различны по отчётливости, яркости, устойчивости, полноте. Степень образов представления может быть различной в зависимости от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития его познавательных способностей, от его знаний, а также от степени Н исходных образов восприятия.
Наглядно–действенное мышление - форма мышления , вплетённая в реальное манипулирование предметами, и обслуживающая прежде всего практические задачи.
Наглядно–Образное Мышление
– мышление, в основе которого
лежит моделирование и
Учитель может использовать
в обучении различные средства
наглядности: реальные объекты,
Виды наглядностей.
Наглядность в педагогическом процессе обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Особое место в осуществлении принципа наглядности имеет применение наглядных пособий, диапозитивов, карт, схем и т.п. Наглядность может применяться на всех этапах педагогического процесса.
Л. М. Фридман выделяет два класса наглядностей: 1) материальные (вещественные, реальные), которые, в свою очередь, делятся на статические (неподвижные) и динамические (действующие); 2) идеальные, которые делятся на образные или иконические, знаковые (знаково-символические) и мысленные (умственные, воображаемые) [11]. По его мнению, все выделяемые модели обладают свойством наглядности как для их создателей, так и для тех, кто их понимает. Материальные модели наглядны потому, что они представляют собой объективно существующие предметы и чувственно воспринимаемы. Идеальные модели также чувственно воспринимаемы, и это
По линии возрастания
абстрактности виды
-естественная (предметы объективной реальности);
- экспериментальная (опыты, эксперименты);
-объемная (макеты, фигуры и т.п.);
-изобразительная (картины, фотографии, рисунки);
-звукоизобразительная (кино, телевидение);
-звуковая (магнитофон);
-символическая и графическая
(карты, графики, схемы,
-внутренняя (образы, создаваемые речью педагога)
Чтобы не сдерживать
развитие абстрактного
По характеру
изобразительного материала
-ситуативные картинки;
-тематические картины;
-картинки изолированного действия;
-документальный
-репродукции художественных картин.
С. И. Архангельский делит существующие модели на три основных типа: материальные, абстрактные, модели суждения и аналогии [2].
Виды наглядности, используемые в обучении иностранному языку.
В обучении языку
всё многообразие видов
- языковая наглядность;
- неязыковая наглядность.
Первый вид наглядности включает в себя:
1.Коммуникативно-речевую
наглядность, - наглядную демонстрацию
коммуникативно-смысловой
2.Демонстрацию языковых явлений в изолированном виде (фонем, морфем, слов, предложений и т. д.) в устной или письменной форме.
3.Лингвистическую схемную наглядность (схемы, таблицы и т. д.)
К неязыковой наглядности
относятся все способы
-естественная;
-изобразительная наглядность
(картины, диафильмы,
В зависимости от вида анализатора различают наглядность :
1)слуховую;
2)зрительную;
3)двигательно-моторную.
Без использования
слуховой наглядности