Грамматические навыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – теоретическое обоснование эффективности использования наглядных средств обучения при формировании грамматических навыков.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть понятие «наглядности» как средства коммуникативной мотивации при обучении иноязычной грамматике.

2. Выявить роль наглядных средств обучения при формировании грамматических навыков у учащихся 5 – 9 классов.

3. Раскрыть особенности использования различных видов наглядности на уроках английского языка.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы проблемы использования наглядности при формировании грамматических навыков в процессе обучения иностранному языку в средней школе.
Роль наглядных пособий в учебном процессе.
Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при обучении английскому языку.
Грамматический компонент в обучении иностранному языку.

Глава 2. Наглядные средства обучения как прием формирования грамматических навыков.

2.1 Ситуативные картинки в обучении разговорной грамматике.

2.2 Опоры на этапе введения и тренировки грамматических структкр.

2.3 Использование образно – символических форм для ормирования грамматических навыков и умений на уроках английского языка.

Заключение.

Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 100.63 Кб (Скачать файл)

Формирование техники  чтения  также осуществляется с  помощью  наглядности - слуховой  и зрительной. Учащимся предоставляется  возможность  слышать, как читает носитель  языка (используется звукозапись),  и соотносить слышимое с конкретными предметами, картинками с изображением предметов. Пониманию читаемого текста и других текстов помогают иллюстрации. Принцип наглядности широко используется при работе над языковым материалом.

И. А. Зимняя считает, что  широкое распространение получила лишь одна форма наглядности —  внешняя, или перцептивная, наглядность, основанная на процессах непосредственно чувственного отражения действительности (ощущении и восприятии) .[4]

 

  Другая форма, связанная  с мышлением,— внутренняя наглядность  не всегда учитывается на практике  и не изучается теоретически. Внутренняя наглядность, по мнению И. А. Зимней, служит как бы переходным мостом от «опорного» высказывания к самостоятельному, которое осуществляется говорящим по собственной программе. [4] Данный вид наглядности связан главным образом с содержанием мыслительной деятельности говорящего. Высказывая мысль на родном языке, человек направляет основное внимание на содержание, т. е. на то, что сказать и в какой последовательности, а то, как сказать, осуществляется на уровне фонового автоматизма. Говоря на иностранном языке, человек испытывает дополнительную трудность, так как его внимание переключается еще и на второй объект — отбор языковых средств, составление сообщения. Основная цель обучения устному иноязычному общению как раз и состоит в том, чтобы операции по отбору языковых средств, составлению из них сообщений перевести на уровень фонового автоматизма. Ясно, однако, что сделать это возможно только в том случае, если внимание учащихся в процессе обучения будет направлено на смысловую сторону общения, и они будут испытывать потребность в высказывании своих мыслей и восприятии устных сообщений товарищей.

 Этой цели и может  служить наглядность как внешняя,  так и внутренняя, которую можно  использовать как средство создания  коммуникативной мотивации.

В свою очередь, мышление является производной деятельности субъекта и образуется в результате его  взаимодействия с объектами реальной действительности. При обучении в  качестве объективной действительности выступает наглядность. В процессе выполнения какой-либо деятельности объект может интересовать субъекта в плане  его поведения, содержания и структуры. У субъекта в этом случае формируется  мыслительное содержание, а ведь с  точки зрения деятельностного подхода именно мысль является предметом говорения как вида речевой деятельности, по мнению И. А. Зимней .[4] Именно мыслительное содержание и будет стимулировать субъекта к высказыванию, оно и должно стать наглядностью.

 

 

 Требования  к наглядности.

 

 Основным правилом  подбора и использования наглядности  психологи считают выявление  действий, которые вызовут у учащихся  представляемые средства наглядности,  и определение действий, которые  должны выполнять учащиеся, чтобы  сознательно овладеть учебным  материалом. В своей работе учитель  должен иметь в виду, что средства  наглядности имеют различные   функции в процессе обучения. Отбирая средства наглядности  к уроку, учитель должен ясно  представлять, какую именно функцию  эти пособия должны выполнять  в учебном процессе, какую роль  они должны сыграть в решении  учебных задач.

 При использовании  наглядных методов обучения необходимо  соблюдать ряд условий:

-применяемая наглядность  должна соответствовать возрасту  учащихся;

-наглядность должна использоваться  в меру и показывать ее следует  постепенно и только в соответствующий  момент урока; 

-наблюдение должно быть  организованно таким образом,  чтобы все учащиеся могли хорошо  видеть демонстрируемый предмет; 

-необходимо четко выделять  главное, существенное при показе  иллюстраций; 

-детально продумывать  пояснения, даваемые в ходе  демонстрации явлений; 

-демонстрируемая наглядность  должна быть точно согласована  с содержанием материала; 

- привлекать самих учеников  к нахождению желаемой информации  в наглядном пособии или демонстрационном  устройстве.[3]

  Каждый раз, используя   те или иные наглядные пособия  и средства наглядности, учитель  отдаёт себе отчёт в том,  какую именно функцию эти пособия  должны выполнять в учебном  процессе, какую роль они сыграть  в решении учебных задач. Нельзя  использовать наглядные пособия  лишь для того, чтобы насытить  уроки наглядностью.

-При использовании наглядных  пособий учителю необходимо учитывать  и возрастные, и индивидуальны  особенности учащихся.

-Наглядность необходима  и полезна в той степени,  в какой она способствует активизации  деятельности учащихся по познанию  объектов, по овладению знаниями  и действиями в отношении этих  объектов.

-Более адекватной формулой  наглядности является следующая:  наглядность – это понимание  и активность.

Как известно, отцом современного понимания и применения наглядности  в обучении был  Ян Амос Каменский. Каменский полагал, что в познании первичны вещи. Они не зависимы от разума, а разум определяется или, в противном случае он становиться пустым, обреченным лишь на формально логическое развитие, как это было во времена средневековой схоластики. Однако вещи можно понять, только освещая их лучами творческих усилий познающего разума.[17] Поэтому, обучая детей, нужно широко использовать наглядность, но показывая детям вещи и их изображения, необходимо учить детей видеть в них то, ради чего они показываются. Поэтому наглядное обучение должно придерживаться строгих правил:

-раскрывать сущность  показываемого предмета систематически  и по частям, чтобы оно основывалось  на известном; 

-переходить к новому  только тогда, когда усвоено  предыдущее;

-сначала обозревать предмет  в его целом, а затем переходить  к анализу его частей;

-всякий показ сопровождать  объяснением, чтобы помочь учащимся  правильно увидеть и понять  предмет; 

-следует пользоваться  не только предметной, но и  изобразительной наглядностью.

Из выше сказанного следует, что обучая детей, нужно широко использовать наглядность, но показывая детям вещи и их изображения, необходимо учить детей видеть в них то, ради чего они показываются. Отбирая средства наглядности к уроку, учитель должен ясно представлять, какую именно функцию эти пособия должны выполнять в учебном процессе, какую роль они должны сыграть в решении учебных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Наглядность  как средство создания коммуникативной  мотивации при обучении английскому языку.

 

В настоящее время самым  приоритетным направлением в обучении иностранному языку является коммуникативный  метод, при котором целью обучения ставится общение взаимодействие субъектов, при котором происходит обмен  информацией, опытом, знаниями, навыками, умениями, а также результатами деятельности. Человек начинающий учить иностранный  язык понимает, что цель его обучения научиться грамотно владеть языком, использовать его в своих целях и, конечно, общаться.

 

 В следствие этого перед преподавателями возникает новая задача обучить общению на иностранном языке. Необходимым фактором для возникновения общения является потребность в высказывании, так как мотивированность является характерной чертой этого процесса. Сегодня в рамках коммуникативного метода разрабатывается не один способ мотивировать учащегося на плодотворное общение. Одним из эффективных способов - является предъявление наглядного пособия, побуждающего к высказыванию.

Е.И. Пассов определяет, что коммуникативная мотивация это способ обеспечения инициативного участия ученика в общении как на уроке, так и вне его. [7]

Известно, что коммуникативная  мотивация возникает на основе взаимодействия субъекта с объективной действительностью. Именно объективная действительность и служит той основой, которая вызывает потребность в общении. Мотивация к высказыванию возникает при условии, если у школьника есть потребность высказать мысль. Следовательно, коммуникативная мотивация зависит от содержания мыслительной деятельности учащихся. Чем интенсивнее это содержание, тем интенсивнее потребность в его выражения.

 Е.И. Пассов считает, что целью обучения иностранному языку в средней школе следует считать не язык и не речь как «способ формирования и формулирования мысли» и даже не просто речевую деятельность – говорение, чтение, аудирование, письмо, а указанные виды речевой деятельности как средства общения.[7] Вполне очевидно, что такая цель требует и соответствующий метод ее достижения. Для говорения как средства общения таким методом является коммуникативный метод.

 Таким образом, можно  определить важнейшее исходное  положение: обучать говорению, не обучая общению, не создавая на уроках условий речевого общения, нельзя.

 Для того, чтобы увидеть, чего не хватает в процессе обучения говорению, что в нем следует изменить, учителю нужно иметь, хотя бы общее представление, как соотносятся друг с другом понятия «говорение», «общение» и «обучение».

Е. С. Кузнецова описывает общение как взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками. [13]

А. Н. Кочергин отмечает, что общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга. [5]

 Стремление к общению  часто занимает ведущее место  среди мотивов человека, побуждающих  его к совместной практической деятельности. Иногда общение может обособляться от других форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность, когда общаются просто потому, что хочется общаться с человеком.

 Общение со взрослым является одним из главных факторов психического развития ребенка. Оно обеспечивает приобщение ребенка к общественно - историческому опыту человечества, поскольку именно посредством общения происходит обмен способами, навыками, умениями, результатами деятельности, воплощенными в материальные и духовные культурные ценности.

 Учитывая общую характеристику  общения, исследователи выделяют  основные его функции. Единства  в этом вопросе нет. 

В классификации Б.В. Беляева  отмечаются познавательные, эмоциональные и воспитательные функции. Все исследователи, тем не менее, отмечают, что в реальном акте общения все функции переплетаются.

Общение во всех случаях есть процесс взаимовлияния. Это влияние может быть большее или меньшее, скрытое или прямое, положительное или отрицательное. Сила его зависит от духовного богатства личности, а также отличных качеств, к примеру, обаяния человека.

 А.А. Леонтьев отмечает, что между потенциальными общающимися всегда существуют определенные взаимоотношении.[1] В какой - то момент у обучающихся появляется некая потребность как «предпосылка всяко деятельности». Эта потребность связана с той или иной стороной жизнедеятельности человека как индивида, как субъекта какой - либо деятельности и как личности, и которая, получив свою определенность во взаимоотношениях как в предмете, мотивирует общение.

Развитие навыков устного  иноязычного общения происходит через развитие навыков говорения. Говорение – это речевая деятельность, обладающая специфическим признаками. Один из наиболее характерных признаков – мотивированность. Говорение всегда мотивированно. Человек, как правило говорит потому, что у него есть внутренняя причина, есть мотив. Мотив может быть осознаваем и неосознаваем в данный момент, но он всегда связан с общением. Поэтому в методике обучения иноязычному общению следует говорить о коммуникативной мотивации, т.к. мотивы присущи и любой другой деятельности.

 Коммуникативная мотивация это способ обеспечения инициативного участия ученика в общении как на уроке, так и вне его. Объективная действительность служит той основой, которая вызывает потребность в общении. Обучать говорению, не обучая общению, не создавая на уроках условий речевого общения, нельзя. Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния, и взаимопонимания. Выделяют три функции общения: познавательные, эмоциональные и воспитательные. Развитие навыков общения лежит через аудирование, говорение, чтение, письмо.

 Одним из специфических  признаков обучения говорению,  и через него устному иноязычному  общению является мотивированность. В основе мотивации лежит потребность, в основе коммуникативной мотивации лежит потребность двух видов: потребность в общении как таковая, свойственная человеку как существу социальному (общая коммуникативная мотивация), и потребность в совершении данного конкретного речевого поступка, потребность включиться в данную речевую ситуацию (ситуативная мотивация) . [3]

 Таким образом, уровень ситуативной мотивации в решающей степени определяется тем, как мы обучаем, в частности, как создаем речевые ситуации, какой используем материал, приемы и т.д. Ситуативная мотивация воспитывает у учащегося потребность в общении, создает постоянную мотивационную готовность – очень важный фактор успешного участия в общении и, следовательно, важный для установления речевого партнерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Грамматический компонент в обучении иностранному языку.

В настоящее время отсутствует  единое мнение у педагогов, психологов и методистов о роли и месте  грамматики в обучении иностранному языку. Отдельные авторы считают, что  формирование грамматических навыков - одно из слабых мест в обучении иностранному языку в школе [8].

 

 Грамматике, как таковой,  в школе не обучаются вообще, а грамматические навыки формируются  на интуитивной, бессознательной  основе. В этом и усматривается  одна из основных причин “слабых  мест” в процессе их формирования, когда учащиеся как бы употребляют  в речи языковые структуры,  но не осознают их грамматической  информации, а следовательно, не всегда точно понимают их значение, не овладевают умением самостоятельно конструировать предложения по грамматическим образцам.

Информация о работе Грамматические навыки