Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:42, курсовая работа
Целью данной работы является исследование проблемы субстантивации прилагательных и причастий в современном немецком языке.
Основные задачи:
1) изучение морфологических изменений, которые претерпевают прилагательные и причастия в процессе их устойчивой и окказиональной субстантивации;
2) анализ синтаксического функционирования устойчивых и окказиально-субстантивированных прилагательных и причастий. Грамматический анализ субстантивированных прилагательных и причастий приводится в плане сравнения их как с исконными именами существительными, так и между собой. Материалом для анализа послужили
Введение.........................................................................................................3
1 Образование субстантивированных прилагательных и причастий.................................................................................................................4
Выводы...........................................................................................................7
2 Грамматические категории субстантивированных прилагательных и причастий………………………………………………………………………….8
2.1 Категория рода субстантивированных прилагательных и причастий.................................................................................................................8
2.2 Категория числа субстантивированных прилагательных и причастий.................................................................................................................9
2.3 Категория падежа. Типы склонения субстантивированных прилагательных и причастий...............................................................................................................10
2.4 Синтаксические функции устойчивых и окказиональных субстантиватов.......................................................................................................15
Выводы…………………………………………………………………….20
3 Вторично-предикативная роль причастия 2 в структуре немецкого предложения……………………………………………………………………...22
3.1Отрицание, модальные слова и частицы в группе атрибутивного причастия…………………………………………………………………………25
Выводы.........................................................................................................
Заключение..................................................................................................29
Список используемой литературы.............................................................................................................30
Надо сказать, что в распространённом причастном определении модальные слова встречаются довольно редко. К наиболее употребительным, как показывает собранный материал, относятся потенциальные модальные слова vielleicht и kaum, выражающие различные оттенки достоверности. Модальным словам vielleicht и kaum свойственен оттенок сомнения. Здесь мы приводим примеры распространённого причастного определения, в которых употребляется модальное слово vielleicht, имеющее значение сомнения, хотя в группе атрибутивного причастия могут встретиться и другие модальные слова, например: völlig ausgewachsene, vielleicht schon gar begrabene Menschen; in alte, vielleicht sogar bewährte Einrichtungen( Chr. Wolf, Himmel).
Как модальные слова и отрицание nicht, частицы не являются членами предложения, они привносят дополнительный оттенок в значении других слов или в значении всего предложения. В данном случае частицы сообщают дополнительный оттенок одному из членов предложения, распространенному причастному определению. Адмони отмечает, что большинство частиц характеризует не отношение, а отдельное слово, и не имеют самостоятельного места в предложении. В данном материале встречались частицы с различными значениями, употребляемые в группе атрибутивного причастия. В следующих примерах такими являются ограниченные частицы nur и eben. Частицы могут относиться как к причастию, так и к словам, его распространяющим. Например: aus nur entworfenen Arbeiten [16,39]. Здесь частица nur является единственным словом, распространяющим атрибутивное причастие. В некоторых случаях в составе распространенного причастного определения, кроме частицы nur, есть ещё другое слово, перед которым стоит частица nur, например: eine nur mit dem Körper zu verwüstende Dauer (Goethe, Farbenlehre). Из ограничительных частиц в составе распространенного причастного определения употребляется ещё и eben, например: zu welchem eben damals aufkeimenden Glauben (Kleist, Kohlhaas).
В группе атрибутивного причастия можно встретить и усилительные частицы, к которым относятся sehr и ganz, например: ganz leblos scheinende Gegenstände (Heine, Harzreise); von einer ganz allgemein empfundenen Herzlichkeit (Kant, Aula).
Итак, в группе
атрибутивного причастия
Заключение
В процессе субстантивации прилагательные и причастия обязательно приобретают грамматические категории имени существительного, то есть категории рода, числа и падежа. Устойчивые и окказиональные прилагательные и причастия выступают в предложении во всех синтаксических функциях, свойственных имени существительному. Чаще всего они выполняют в предложении функции подлежащего, дополнения, несогласованного определения. Субстантивированные прилагательные и причастия могут так же выступать в функции свободного и не свободного приложения, а так же в функции обращения. Однако при употреблении субстантивированных прилагательных и причастий в функции приложения есть определенные ограничения, зависящие от вида приложения, структурно - семантической модели аппозитивной группы и стиля речи.
Субстантивированные прилагательные и причастия обладают тем же характером сочетаемости, что и имена существительные. Однако в целом полного усвоения свойств существительного не происходит, так как субстантивированные прилагательные и причастия сохраняют принцип склонения. Устойчивые и окказиональные прилагательные и причастия склоняются в подавляющем большинстве своем по правилам склонения обычных прилагательных. Однако в склонении субстантивированных прилагательных и причастий можно наблюдать колебания, обусловленные высокой степенью продвижения их в разряд существительных и вызванной этим тенденцией к переводу их из адъективного склонения в субстантивное.
Субстантивированные
прилагательные и причастия изучаются
уже в средней школе. В школьных
учебниках по немецкому языку
часто встречаются такие
Например:
Er hat dort viel Interessantes erlebt. (Deutsch 6, S. 77)
Wir haben von ihnen viel Neues. (Deutsch 6, S. 75)
Die Schüler lernen gern Russisch. (Deutsch 6, S. 229)
Den Berliner Arbeitern war er ein guter Bekannter. (Deutsch 11, S. 134)
При обучении следует обращать внимание на то, что такие слова пишутся с большой буквы, так же необходимо обращать особое внимание на склонение субстантивированных прилагательных и причастий, так как оно принципиально отличается от склонения имен существительных и представляет большие трудности.
Использованная литература
1 Тилипович О.Д., Словообразовательная парадигма прилагательного: учебное пособие для студентов/ О.Д. Тилипович; Актуальные вопросы германской филологии и преподавания ин. яз.- Брест, 2001.-265 с.
2 Арсеньева, М.Г., Грамматика немецкого языка: учебное пособие для студентов/ М.Г. Арсеньева; СПБ., 2002.-108 с.
3 Blatz, G.: Neuhochdeutsche Grammatik mit Berücksichtigung der historischen Entwicklung der deutschen Sprache/G. Blatz ; Karlsruhe, 1895.-59 с.
4 Engel U., Syntax der deutschen Gegenwartssprache: das Lehrbuch/U. Engel; Leipzig- VEB Bibliographisches Institut, 1982.-66 с.
5 Гулыга Е. В., Грамматика немецкого языка: учебное пособие для студентов/ Е.В.Гулыга; Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР.- Москва, 1957.-128 с.
6 Сиротина А. А., О грамматических категориях субстантивированных прилагательных и причастий в немецком языке: учебное пособие/А.А. Сиротина; Известия воронежского государственного педагогического института.- Воронеж, 1963.- 190 с.
7 Сиротина А. А., Субстантивация частей речи в современном немецком языке: учебное пособие/ А.А. Сиротина; Министерство образования.- Воронеж: ВГПИ, 1982.-171 с.
8 Степанова М. Д., Словообразование современного немецкого языка: учебное пособие для студентов/М.Д. Степанова; Москва, 1953.-138 с.
9 Хуидснуршер Ф.И., Семантика
имен прилагательных немецкого языка.
Анализ семантических отношений: учебно-методическое
издание/ Ф.И. Хуидснуршер; Общественные
науки за рубежом,языкознание.-1987,№2.-
10 Ichendelo, E. A., Deutsche Grammatik: учебное пособие/E.A. Ichendelo; Moskau, VYSSAJA Skola, 1979.-72 с.
11 Fleischer W., Wortbildung der deutschen Gegenwartssprache: das Lehrbuch/ W. Fleischer; VEB Bibliographisches Institut.- Leipzig, 1974.-58 с.
12 Grebe P., der Große Duden: Grammatik der deutschen Gegenwartssprache: das Wörterbuch/ P. Grebe; Mannheim, 1959.-187 с.
13 Jung W., Kleine Grammatik der deutschen Sprache: das Lehrbuch/ W. Jung; VEB Bibliographisches Institut.-Leipzig, 1954.-126 с.
14 Grimm J., Deutsche Grammatik: das Lehrbuch für Studenten/ J. Grimm;- Göttingen,- IV. Teil,1837.-309
15 Schendels E., Deutsche Grammatik: das Lehrbuch/ E. Schendels; M.: Vysshaja Skola, 1988.-167 с.
16 Wilmanns W., Deutsche Grammatik: das Lehrbuch/ W. Wilmanns; Straßburg, 1899.-98 c.
17 Гулыга Е. В., Грамматика немецкого языка: учебное пособие для студентов/ Е. В. Гулыга; Государственное учебно-педагогическое издательство.- Москва, 2005.- 280 с.
18 Сиротина А. А., Субстантивация частей речи в современном немецком языке: учебное пособие/ А. А. Сиротина; ВГПИ.- Воронеж, 1982.-127 с.
19 Степанова М. Д., Словообразование современного немецкого языка: учебное пособие/ М. Д. Степанова; Москва, 1953.-64 с.
20 Шендельс Е. И., Грамматика немецкого языка: учебное пособие/ Е. И. Шендельс; Москва, 1952.- 75 с.
21 Grimm J., Deutsche Grammatik: das Lehrbuch/ J. Grimm; Göttingen. - IV. Teil, 1837.- 177 c.
Информация о работе Грамматические особенности субстантивированных причастий и прилагательных