Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:20, курсовая работа
Цель данной работы заключается в разработке системы заданий с использованием ИТ при обучении фонетике учащихся 5-6 классов средней общеобразовательной школы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть:
понятия предмета фонетика и фонетического навыка;
этапы формирования фонетического навыка;
принципы отбора фонетического материала с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;
3
Английский язык является одним из ведущих языков международного общения и поэтому он стал одним из самых распространенных иностранных языков (ИЯ), изучаемых в российских школах.
Новейшие информационные технологии (ИТ) занимают большое место в современной жизни. В настоящее время идет активный процесс информатизации в области образования, который предполагает интенсивное внедрение и применение новых информационных технологий. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
По мнению Е. С. Полат задача
учителя состоит в том, чтобы
создать условия практического
овладения языком для каждого
учащегося, выбрать такие методы
обучения, которые позволили бы каждому
ученику проявить свою активность,
своё творчество. Задача учителя - активизировать
познавательную деятельность учащегося
в процессе обучения иностранным
языкам. Современные педагогические
технологии такие, как обучение в
сотрудничестве, проектная методика,
использование новых
Проблема организации обучения иноязычному произношению на различных этапах всегда была актуальной. В процессе формирования произношения, происходит формирование не только слухо-произносительной базы, но и всех остальных, тесно связанных с ней, навыков говорения. Как показывают современные исследования, произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных навыков иноязычного говорения, так как нарушение фонематической правильности речи, неправильное интонационное оформление её говорящим ведет к непониманию со стороны слушающего.
С целью повышения эффективности обучения фонетике, целесообразно использовать ИТ на каждом этапе формирования фонетического навыка.
В наши дни, данный вопрос очень актуален среди методистов, но все же не достаточно исследован. Поэтому проблема использования ИТ остается малоисследованной и требующей специального рассмотрения, что и обусловило ее актуальность и определило тему курсовой работы: «Использование информационных технологий при обучении фонетике в 5-6 классах средней общеобразовательной школы».
Объектом исследования является процесс обучения фонетике английского языка в 5-6 классах средней общеобразовательной школы. В качестве предмета выступает методика использования информационных технологий при обучении фонетике.
Цель данной работы заключается в разработке системы заданий с использованием ИТ при обучении фонетике учащихся 5-6 классов средней общеобразовательной школы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Базой данного исследования послужили работы таких отечественных и зарубежных методистов, как Е.Н. Соловова(2002), Е.И. Пассов(2000), Н.И. Гез(1982), Рогова Г.В, Дж. Хармер(1994), П. Ур. В данной работе выдвигается следующая гипотеза: процесс обучения фонетике будет проходить более успешно при условии использования информационных технологий на среднем этапе обучения. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы:
Практическая ценность работы нашла свое отражение в том, что были разработаны упражнения с использованием ИТ в процессе обучения фонетике. Разработанные материалы могут использоваться на уроках английского языка в 5-6 классах общеобразовательной школы.
Цели и задачи определили объем и структуру работы. Содержание изложено на 44 страницах и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, содержащей 22 источник и приложений.
Во введении рассматриваются цели и задачи работы, а также дается ее краткая характеристика.
В первой главе рассматриваются понятия предмета фонетика и фонетического навыка и этапы формирования фонетического навыка, принципы отбора фонетического материала с учетом психологических особенностей учащихся, анализируются программные требования к уровню сформированности фонетического навыка у учащихся 5-6 классов.
Во второй главе рассматривается понятие ИТ, определяется роль ИТ на уроках ИЯ, дается классификаций ИТ, приводятся примеры фонетических упражнений с использованием ИТ.
В третьей главе дается анализ УМК, рассматриваются разработанные фонетические упражнения с использованием ИТ.
В заключении подводятся итоги исследования.
В приложениях содержатся разработанные упражнения.
Язык – это важнейшее средство речевого общения. Речь доступна для восприятия слушающих благодаря материальности своих знаков. Знаки существуют под двумя видами: 1) звуковые, при устном общении; 2) графические – при письменном. Изучение звуковой стороны языка является неотъемлемой частью языковедения. Звуковой строй языка – особый ярус в его структуре, и поэтому фонетика – особый раздел языковедения, имеющий свой особый предмет.[14,c.43]
Фонетика – это наука о звуковой стороне языка, изучающая способы образования звуков речи, их отличительные признаки, их изменение в речевом потоке, их роль в функционировании языка как средства общения людей. Но основной частью фонетики является учение о звуках.[8, c.11]
В зависимости от целей исследования различаются, с одной стороны – общая и частная фонетика, а с другой – фонетика описательная, историческая и сравнительная (сопоставительная). Так, общая фонетика рассматривает общие вопросы, связанные со звуковой стороной языка:
Частная фонетика изучает
звуковую сторону конкретного языка
(например, фонетика русского, английского
и др. языков). Общая и частная
фонетики теснейшим образом связаны
между собой и предполагают друг
друга. Общая фонетика основывается
на фактах многих языков. Частная фонетика
может рассматривать факты
Фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. Фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. Выделяется три аспекта фонетики:
Любое речевое сообщение может быть охарактеризовано в двух планах: в плане выражения и в плане содержания. Фонетика изучает тот план выражения, который облекается в звуковую материальную оболочку. В материальную оболочку мы включаем: звуки, звукосочетания, ударение, ритм, мелодика, интонация, паузы.
Основными единицами звуковой материальной оболочки языка являются линейные, или сегментные и нелинейные, или суперсегментные, единицы. Сегментные единицы - единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы). Суперсегментные единицы (интонационные средства) - единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность). Главное их отличие от звуков в том, что они не существуют отдельно от материальных оболочек языковых единиц, они характеризуют эти материальные оболочки в целом, как бы надстраиваются над ними. Поэтому суперсегментные единицы не могут быть произнесены отдельно. Они, как и звуки, участвуют в различении слов, предложений.
Как мы уже упоминали, основной частью фонетики является изучение звуков. Вслушиваясь в звучащую речь, мы замечаем, что она построена из звуковых отрезков различной длины и различного качества. Общей теорией звука занимается раздел физики - акустика. С точки зрения акустики, звук - это результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде. В фонетике существует множество определений значения звука речи, мы возьмем одно из них. Звук речи — это минимальная единица звуковой цепи, возникающая в результате артикуляции человека и характеризующаяся определенными фонетическими свойствами. Звуки выполняют в языке важный смысл, значительную роль играет внешняя оболочка слов и тем самым помогают отличить слова друг от друга. [8, с.34]
Подводя итог к всему вышеизложенному,
можно определить, что язык это
средство общения и владение его
звуковым строем является обязательным
условием общения. Говорящий, отбирает
необходимые для выражения
Большую роль в развитии коммуникативной компетенции учащихся играют языковые навыки, на сформированности которых базируется речевая деятельность.
Информация о работе Использование информационных технологий при обучении фонетики