Использование информационных технологий при обучении фонетики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в разработке системы заданий с использованием ИТ при обучении фонетике учащихся 5-6 классов средней общеобразовательной школы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть:
понятия предмета фонетика и фонетического навыка;
этапы формирования фонетического навыка;
принципы отбора фонетического материала с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 75.84 Кб (Скачать файл)

3

 

Введение

          Английский язык является одним из ведущих языков международного общения и поэтому он стал одним из самых распространенных иностранных языков (ИЯ), изучаемых в российских школах.

Новейшие информационные технологии (ИТ)  занимают  большое место в современной жизни. В настоящее время идет активный процесс информатизации в области образования, который предполагает интенсивное внедрение и применение новых информационных технологий.  Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

По мнению Е. С. Полат задача учителя состоит в том, чтобы  создать условия практического  овладения языком для каждого  учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому  ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося  в процессе обучения иностранным  языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в  сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный  подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности  и склонностей.[14, с.62]

Проблема организации  обучения иноязычному произношению на различных этапах всегда была актуальной. В процессе формирования произношения, происходит формирование не только слухо-произносительной базы, но и всех остальных, тесно  связанных с ней, навыков говорения. Как показывают современные исследования, произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных навыков иноязычного говорения, так как нарушение фонематической правильности речи, неправильное интонационное оформление её говорящим ведет к  непониманию со стороны слушающего.

С целью повышения эффективности обучения фонетике, целесообразно использовать ИТ на каждом этапе формирования фонетического навыка.

В наши дни, данный вопрос очень актуален среди методистов, но все же не достаточно исследован. Поэтому проблема использования ИТ остается малоисследованной и требующей специального рассмотрения, что и обусловило ее актуальность и определило тему курсовой работы: «Использование информационных технологий при обучении фонетике в 5-6 классах средней общеобразовательной школы».

Объектом исследования является процесс обучения фонетике  английского языка в 5-6 классах средней общеобразовательной школы. В качестве предмета выступает методика использования информационных технологий при обучении фонетике.

Цель данной работы заключается  в разработке системы заданий  с использованием ИТ при обучении фонетике учащихся 5-6 классов средней общеобразовательной школы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • рассмотреть:
  1.   понятия предмета фонетика и фонетического навыка;
  1. этапы формирования фонетического навыка;
  2. принципы отбора фонетического материала с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;
  3. понятие информационные технологии;
  4. роль и место информационных технологий в обучении фонетике ИЯ;
  5. некоторые фонетические упражнения с использованием информационных технологий.
  • проанализировать:
  1. программные требования к уровню сформированности фонетического навыка у учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы;
  2. классификацию информационных технологий ;
  3. УМК по английскому языку для 5-6 классов средней общеобразовательной школы на предмет наличия фонетических упражнений с использованием информационных технологий.
  • разработать:
  1. собственные фонетические задания с использованием информационных технологий.

Базой данного исследования послужили работы таких отечественных  и зарубежных методистов, как Е.Н. Соловова(2002), Е.И. Пассов(2000), Н.И. Гез(1982), Рогова Г.В, Дж. Хармер(1994), П. Ур. В данной работе выдвигается следующая гипотеза: процесс обучения фонетике будет проходить более успешно при условии использования информационных технологий на среднем этапе обучения. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы:

  • анализ современной методической литературы;
  • анализ УМК;
  • анализ программных требований к сформированности фонетического навыка.

Практическая ценность работы нашла свое отражение в том, что  были разработаны упражнения с использованием ИТ в процессе обучения фонетике. Разработанные материалы могут использоваться на уроках английского языка в 5-6 классах общеобразовательной школы. 

Цели и задачи определили объем и структуру работы. Содержание изложено на 44 страницах и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, содержащей 22 источник и приложений.

Во введении рассматриваются  цели и задачи работы, а также  дается ее краткая характеристика.

В первой главе рассматриваются понятия предмета фонетика и фонетического навыка и этапы формирования фонетического навыка, принципы отбора фонетического материала с учетом психологических особенностей учащихся, анализируются программные требования к уровню сформированности фонетического навыка у учащихся 5-6 классов.

Во второй главе рассматривается  понятие ИТ, определяется роль ИТ на уроках ИЯ, дается классификаций ИТ, приводятся примеры фонетических упражнений с использованием ИТ.

В третьей главе дается анализ УМК, рассматриваются разработанные  фонетические упражнения с использованием ИТ.

В заключении подводятся итоги  исследования.

В приложениях содержатся разработанные упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Обучение фонетике

1.1. Общее понятие предмета  фонетика

         Язык – это важнейшее средство речевого общения. Речь доступна для восприятия слушающих благодаря материальности своих знаков. Знаки существуют  под двумя видами:  1) звуковые, при устном общении; 2) графические – при письменном. Изучение звуковой стороны языка является неотъемлемой частью языковедения. Звуковой строй языка – особый ярус в его структуре, и поэтому фонетика – особый раздел языковедения, имеющий свой особый предмет.[14,c.43]

Фонетика – это наука  о звуковой стороне языка, изучающая  способы образования звуков речи, их отличительные признаки, их изменение  в речевом потоке, их роль в функционировании языка как средства общения людей. Но основной частью фонетики является учение о звуках.[8, c.11]

В зависимости от целей  исследования различаются, с одной  стороны – общая и частная  фонетика, а с другой – фонетика описательная, историческая и сравнительная (сопоставительная). Так, общая фонетика рассматривает общие вопросы, связанные  со звуковой стороной языка:

  1. природу языковых явлений,
  2. общие условия образования звуков речи,
  3. закономерности сочетания и изменения звуков,
  4. членение речевого потока.

Частная фонетика изучает  звуковую сторону конкретного языка (например, фонетика русского, английского  и др. языков). Общая и частная  фонетики теснейшим образом связаны  между собой и предполагают друг друга. Общая фонетика основывается на фактах многих языков. Частная фонетика может рассматривать факты какого-то языка на определенном этапе его  развития –  в этом случае мы имеем  дело с описательной фонетикой (чаще всего объектом описания служит современное состояние языка). Частная фонетика может прослеживать и развитие каких-либо явлений на протяжении более или менее длительного периода времени – в этом случае мы имеем дело с исторической фонетикой. Историческая фонетика исследует изменения в звуковой стороне языка и объясняет фонетические особенности современного состояния языка историческими причинами. Для более глубокого объяснения фактов истории языка нередко бывает необходимо обратиться к материалу других, родственных языков. В этом случае фонетическое исследование становится уже сравнительным (сопоставительным), поскольку сравниваются факты разных языков. [8, c.14]

Фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного  аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. Фонетика рассматривает  звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение  невозможно. Выделяется три аспекта  фонетики:

  1. анатомо-физиологический (артикуляционный). Исследует звук речи с точки зрения его создания:
  • Какие органы речи участвуют в его произношении?
  • Активны или пассивны голосовые связки?
  • Вытянуты ли губы вперед?  и т. д.
  1. акустический (физический). Рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.
  1. функциональный аспект (фонологический). Изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.

Любое речевое сообщение  может быть охарактеризовано в двух планах: в плане выражения и  в плане содержания. Фонетика изучает  тот план выражения, который облекается в звуковую материальную оболочку. В материальную оболочку мы включаем: звуки, звукосочетания, ударение, ритм, мелодика, интонация, паузы.

Основными единицами звуковой материальной оболочки языка являются линейные, или сегментные  и нелинейные, или суперсегментные, единицы. Сегментные единицы - единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы). Суперсегментные единицы (интонационные средства) - единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность). Главное их отличие от звуков в том, что они не существуют отдельно от материальных оболочек языковых единиц, они характеризуют эти материальные оболочки в целом, как бы надстраиваются над ними. Поэтому суперсегментные единицы не могут быть произнесены отдельно. Они, как и звуки, участвуют в различении слов, предложений.

Как мы уже упоминали, основной частью фонетики является изучение звуков. Вслушиваясь в звучащую речь, мы замечаем, что она построена из звуковых отрезков различной длины и различного качества. Общей теорией звука занимается раздел физики - акустика. С точки зрения акустики, звук - это результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде. В фонетике существует множество определений значения звука речи, мы возьмем одно из них. Звук речи — это минимальная единица звуковой цепи, возникающая в результате артикуляции человека и характеризующаяся определенными фонетическими свойствами. Звуки выполняют в языке важный смысл, значительную роль играет внешняя оболочка слов и тем самым помогают отличить слова друг от друга. [8, с.34]

Подводя итог к всему вышеизложенному, можно определить, что язык это  средство общения и  владение его  звуковым строем является обязательным условием общения. Говорящий, отбирает необходимые для выражения мысли  слова, связывая их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции  речевых органов. Так же, следует  обращать внимание на правильность фонетического оформления речи. При произнесении различных звуков речевые органы занимают строго определенное положение. Четкое произношение звуков, слов, фраз, возможно только при условии достаточной подвижности органов речевого аппарата, их способности быстро перестраиваться и работать четко, строго координировано, дифференцировано. Что предполагает точность, плавность, легкость движения артикуляционного аппарата. Речь, будет понята слушающим с трудом, искаженно или вообще не понята, если говорящий нарушает фонетические нормы языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.  Понятие фонетического навыка

         Большую роль в развитии коммуникативной компетенции учащихся играют языковые навыки, на сформированности которых базируется речевая деятельность.

Информация о работе Использование информационных технологий при обучении фонетики