Использование информационных технологий при обучении фонетики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в разработке системы заданий с использованием ИТ при обучении фонетике учащихся 5-6 классов средней общеобразовательной школы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть:
понятия предмета фонетика и фонетического навыка;
этапы формирования фонетического навыка;
принципы отбора фонетического материала с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 75.84 Кб (Скачать файл)

УМК

Типы заданий

“New Millennium English-6”, Деревянко Н.Н. и др.

-прочитать звуки данные в  таблице и затем прочитать  слова с этими звуками;

“Enjoy English-3”, Биболетова М.З. и др.

-прослушать правильное произношение  звуков с помощью аудиокассеты, затем повторить их;

“Way Ahead”, Printha Ellis, Mary Browen.

-прослушать звуки  и затем  прочитать их;


Рис.2  Типы упражнений

 

Таким образом, проведенный  нами анализ УМК показывает, что  информационные технологии на уроках иностранного языка не используются.

 

3.2. Разработка фонетических  упражнений с применением информационных  технологий

    На основании  анализа УМК, представленной в  пункте 3.1, нами были разработаны   фонетические  упражнения  с использованием  информационных технологий для  5-6 класса.

Упражнение 1. (см. Приложение 1). Предназначено для учащихся шестого класса 12-13 лет. Учитель объясняет артикуляцию каждого звука учащимся, используя при этом изображение артикуляционного аппарата («Professor Higgins»). Учащимся предоставляется возможность  увидеть артикуляционный аппарат и его работу при произнесении этих звуков. После этого на экране учащимся даются слова, содержащие эти звуки, которые учитель читает вслух, а учащиеся повторяют. Данное упражнение рассчитано на 5-6 минут. Цель данного упражнения заключается в отработке звуков, при этом дается изображение правильной артикуляции звуков и правильное произношение, что дает учащимся выявлять и исправлять свои ошибки при произношении. Данный вид упражнения содержит в себе несколько видов наглядности и звуковое сопровождение.

Упражнение 2. (см. Приложение 2). Рассчитано на учащихся того же возраста 12-13 лет и на его выполнение требуется 8-9 минут. На экране интерактивной доски при помощи презентации PowerPoint, учащимся предлагается текст скороговорки «Peter Piper». Учитель читает сначала по одному слову из скороговорки, а учащиеся повторяют. Затем учитель читает словосочетания из текста, учащиеся повторяют за учителем. Затем включается видеозапись данной скороговорки, учащиеся проговаривают скороговорку  вместе с видеозаписью несколько раз. Задача данного упражнения заключается в отработке звука [p], а предложенная видеозапись дает учащимся возможность правильного произнесения звуков и легкость запоминания скороговорки.

Упражнение 3. (см. Приложение 2). Предназначено для учащихся 11-12 лет. Его выполнение занимает 8-9 минут и предусматривает парную работу. Задание состоит из двух этапов, чем и обусловлено время его выполнения и одного дополнительного задания. Данное упражнение выполняется при помощи обучающей программы «Professor Higgins». Учащимся предоставляется диалог по данной теме. Учащиеся прослушивают каждое предложение диалога. Учитель объясняет, что интонация в данном диалоге падающая. Работая в парах, учащиеся с помощью компьютерной программы и микрофонов, проговаривают диалог. После этого, на экране появляется схема интонирования, где учащиеся могут увидеть  и сравнить свою схему произношения с эталонным. После тренировки в интонировании, учащимся предлагается разыграть диалог.  Следующим заданием для учащихся будет принести свои семейные фотографии, и на основе предложенного диалога составить свой диалог и разыграть его с правильной интонацией. Данное упражнение дает возможность на электронной схеме увидеть точные вибрации голоса, что способствует правильной интонации и хорошему произношению.

           Можно сказать, что все упражнения достаточно интересны, они ставят перед учащимися определенные коммуникативные задачи, которые стимулируют их к обучению английскому языку. Чтобы избежать неправильного понимания заданий детьми и способствовать их более быстрому и успешному выполнению, очень важно дать правильные и четкие инструкции к каждому заданию. Тогда задания окажутся для учащихся не только эффективными, но и интересными.

 

 

 

 

 

 

Выводы по третьей  главе

    В третьей главе данной курсовой работы мы провели анализ УМК с целью выявления количества фонетических упражнений с использованием информационных технологий.

    Мы сделали  вывод о том, что не во  всех УМК развитию фонетического  навыка уделяется достаточное  внимание, а также, из результатов  анализа, можно утверждать, что  в современных УМК не присутствуют  фонетические задания с использованием  ИТ. Для повышения эффективности  обучения фонетике, учителю стоит  дополнять УМК необходимыми, упражнениями  и широко использовать разнообразные  ИТ.

    Нами были предложены  фонетические упражнения, предназначенные  для среднего этапа обучения. Можно утверждать, что для успешного  применения заданий учителю необходимо  проводить большую подготовительную  работу по их разработке, так  как это очень сложный процесс.  Результатом работы учителя будет  являться способность учащихся  правильно произносить фонетические  звуки, а следовательно и слова.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

          Использование информационных технологий в обучении фонетике иностранного языка, является мало исследованной в области методики чему и была посвящена данная работа.

    В ходе работы  мы рассмотрели понятия «фонетика»  и «фонетический навык», определили  три основных этапа формирования  фонетического навыка. Были освещены  принципы отбора фонетического  материала с учетом психологических  и возрастных особенностей учащихся. Были проанализированы программные  требования к уровню сформированности  фонетического навыка у учащихся 5-6 класса средней общеобразовательной  школы. 

    Мы рассмотрели  понятие «информационные технологии»,  ИТ как метод обучения и  психологические основы применения  ИТ на уроке, определили роль  ИТ в обучении иностранному языку. Мы пришли к выводу, что использование информационных технологий на уроках повышает активность учащихся, тем самым, делая процесс обучения иностранному языку и  фонетике в частности, более эффективным. Мы подробно рассмотрели разные подходы к классификации ИТ. Для того, чтобы выявить отношение отечественных и зарубежных авторов к обучению фонетике с использованием ИТ.

    Нами были проанализированы  несколько УМК для 5-6 классов  на предмет наличия фонетических  упражнений с использованием  ИТ. Проведенный анализ УМК показал,  что не все современные УМК  уделяют достаточное внимание  формированию устойчивого фонетического навыка, а что касается использования ИТ, подобные фонетические упражнения вообще не присутствуют. Разработанные нами упражнения наглядно демонстрируют целесообразность использования ИТ при обучении фонетике иностранного языка. Можем сделать вывод, что учителю стоит использовать фонетические упражнения из дополнительных источников, а также применять разнообразные виды ИТ на данном этапе формирования фонетического навыка. В этом случае процесс формирования фонетического навыка будет проходить более успешно.

        Поставленная  цель и задачи были достигнуты, гипотеза доказана, однако можно  утверждать, что предмет данной  работы является обширным и  может служить направлением для  дальнейшего исследования.

 

 

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            

 

 

 Список литературы

  1. Артемов В.А. Психология обучения ИЯ. / Артемов В.А. – М.: Просвещение, 2001. - 279с.
  2. Биболетова М.З. Enjoy English-3: Учебник ИЯ для 5 кл. общеобраз. шк./ Биболетова М.З, Добрынина Н.В, Трубанева Н.Н.- Обнинск: Титул, 1998. – 208с.
  3. Беляева Л.А. Презентация PowerPoint и ее возможности  при обучении иностранным языкам//Иностранные языки в школе. М.: Просвещение, 2008, №5. С. 36-38.
  4. Владимирова Л. П. Новые информационные технологии в обучении           иностранным языкам//Учитель в школе, 2009, № 3. С. 108-113.
  5. Гальскова Н.Ю. Современная методика обучения ИЯ. / Гальскова Н.Ю . – М.: Глосса, 2002. – 165с.
  6. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов. - М.: Высшая школа, 2000.- 373 с.
  7. Гурьев С.В. Использование компьютера как инструмента образовательного процесса. / Гурьев С.В. - М.: Просвещение. - 2002.– 234с.
  8. Деревянко, Н.Н. Английский язык нового тысячелетия / New Millennium English: Учебник для 6 класса  общеобразовательных учреждений. / Н.Н. Деревянко, С.В. Жаворонкова,  Л.Г. Жаворонкова. - Обнинск: Титул, 2006. - 160 с.
  9. Ефременко В.А. Применение информационных технологий

 

                    на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе, 2008,  №8.       С. 65.

  1. Матусевич М.И. Введение в общую фонетику. / Матусевич М.И. – СПб.: «Комета». – 2003 – 204с.
  2. Министерство образования и науки Российской Федерации. Деятельность. Образование. Документы. Общее образование: Примерные программы основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mon.gov.ru. 
  3. Пахомова Н. Ю. Компьютер в работе педагога. / Пахомова Н. Ю. - М.: Просвещение,  2005 .– 187с.
  4. Перетрухин В.Н., Введение в языкознание. - 3-е изд., / Перетрухин В.Н. - М: ЛКИ, 2007. -360с.
  5. Полат Е.С. Дистанционное обучение: Учеб. Пособие. / Полат Е.С. - М.: Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с.
  6. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.  / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович,  Т.Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 1991.- 287 с.
  7. Руденко-Моргун О. И. Компьютерные технологии как новая форма обучения //  Иностранные языки в школе.- М.: Просвещение, 2001,  № 5. С. 32-38.
  8. Соколов А.Н. Внутренняя речь при изучении иностранного языка «Вопросы психологии» / Соколов А.Н. - М.: Просвещение, 2001. - 123с.
  9. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических  вузов и учителей. – 4-е изд. / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2006. -239 c.
  10. Harmer, J. The Practice of English Language Teaching. / J. Harmer. – Longman, 1991. - 285 р.
  11. Ur. P. A course in Language Teaching. A course in Language Teaching. Practice and Theory. / P. Ur. - Cambridge University Press, 2007. - 375 р.
  12. Kenworthy J. Teaching English Pronunciation. – Longman,1996. – 164p.
  13. Mary Bowen. Way Ahead – 5 / Mary Bowen, Printha Ellis. - Macmillan, 1998.- 128p.

 

 

 


Информация о работе Использование информационных технологий при обучении фонетики