Использование информационных технологий при обучении фонетики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в разработке системы заданий с использованием ИТ при обучении фонетике учащихся 5-6 классов средней общеобразовательной школы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть:
понятия предмета фонетика и фонетического навыка;
этапы формирования фонетического навыка;
принципы отбора фонетического материала с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 75.84 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

2.2. Классификация  информационных технологий

         Для того чтобы правильно понять, оценить, грамотно разработать и использовать информационные технологии в различных сферах жизни общества необходима их предварительная классификация. В нашей курсовой работе же рассмотрим классификацию информационных технологий в обучении фонетике. Как и зарубежной так и в отечественной методике выделяют различную классификацию информационных технологий. В ходе анализа различных пособий,  можно представить следующую классификацию:  ИТ  для предъявления учебной информации обучающимся и для контроля успешности ее усвоения.

К числу компьютерных информационных технологий предъявления учебной информации относятся:

- технологии, использующие  компьютерные обучающие программы;

- мультимедиа технологии;

- технологии дистанционного  обучения.

В настоящее время существует множество компьютерных обучающих программ, способствующих развитию лексических, фонетических и грамматических навыков учащихся. В зависимости от дидактических целей и специфики курса учебных предметов можно выделить следующие виды компьютерных программ: учебные, тренажёры, контролирующие, демонстрационные, имитационные, справочно-информационные, мультимедиа-учебники.[7,с.18]. Наиболее часто в обучении используются демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести и интерактивные атласы, и компьютерные лекции и уроки-презентации, разработанные при помощи Power Point. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении фонетике каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке в микрофон и сопоставлять свое произношение с эталонным, при обучении грамматических явлений – каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов и т.д. при использовании этих программ. Наиболее используемые компьютерные программы, такие как "Hello, America!", "Bridge to English", »Professor Higgins", "English for communication".

Технологии мультимедиа (от англ. multimedia - многокомпонентная  среда), которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет рамки применения компьютера в учебном процессе.[3, с.83]. При наличии соответствующего оборудования эти программы обладают почти неограниченными графическими и цветовыми возможностями, позволяют представить любой вид деятельности в форме картинок, анимации, презентации, видеофрагментов.

Это особенно важно:

  • при ознакомлении с новой лексикой, так как изображение на мониторе-экране позволяют ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с предметом или действием;
  • при изучении грамматического и страноведческого материала, когда  увиденные на экране красочные картинки, схемы, анимированные образы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала.
  • визуализация правильной артикуляции звуков, позволяющие контролировать собственное произношение, при обучении фонетике.

И третий компонент составляющий классификацию информационных технологий для предъявления учебной информации, является технология дистанционного обучения. Дистанционное обучение – это  совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное  взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной  работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения. Этот тип обучения строится на различных способах  доставке учебного материала: почта, телефон, факс, Internet,электронная почта и т.д. [2, с.42]

Таким образом, мы пришли к  выводу, что применение информационных технологий на уроках английского языка  значительно повышает интенсивность  учебного процесса. Существенно расширяет возможности преподавателей по индивидуализации обучения и активизации познавательной деятельности учащихся в обучении, позволяет максимально адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям учащихся. Каждый ученик получает возможность работать в своём ритме, т.е. выбирая для себя оптимальные объём и скорость усвоения материала.[2, с.65]

 При компьютерном обучении  усваивается гораздо большее  количество материала, чем это  делалось за одно и то же  время в условиях традиционного  обучения. Кроме того, материал при  использовании компьютера усваивается  прочнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Виды фонетических  заданий с применением информационных  технологий

 

        Фонетика в обучении ИЯ играет важную роль и этому следует уделять огромное внимание. Так как мы уже рассмотрели целесообразность использования информационных технологий в обучении этому аспекту, в данном пункте мы определим некоторые упражнения и задания, для тренировки фонетического материала с использованием информационных технологий.

  1. Упражнение, в котором используется анимация, а также визуализация правильной артикуляции звуков, позволяющее учащимся контролировать собственное произношение. Данное упражнение дает возможность потренироваться и исправить свои артикуляционные ошибки при произношении звуков.
  2. Сверка собственного произношения вместе с эталонным. Заключающиеся не только в проверке на слух, а  также визуально, ровно по графику на экране дисплея. В этом упражнении  предусматривается режим работы с микрофоном. После прослушивания слова или фразы учащийся повторяет за диктором и на экране появляется графическое изображение звука диктора и учащегося, при сравнении которых видны все неточности. Учащийся стремится добиться графического изображения произнесённого звука максимально приближённого к образцу.
  3. На разных этапах формирования фонетического навыка, очень легко и удобно использовать видео, например, flash-мультики, которые специально предназначены для обучения ИЯ. С помощью этого, можно интонировать различного рода тексты и диалоги, а визуальное приложение, способствует возникновению интереса у учащихся и концентрации внимания.
  4. Для того чтобы разнообразить урок, сделать его интересным, при этом отработать произношение каких либо звуков, можно использовать различные песни. Учителю необходимо проделать большую работу по подбору песен, подходящих к лексической теме.

На данный момент, фонетических упражнений с использованием информационных технологий мало, но они очень интересные и занимательные и учащиеся с  интересом принимают участие  в них. Самому учителю достаточно сложно разработать такого рода задания  и упражнения, но большую помощь оказывают специальные обучающие  программы. Но все таки целесообразным является разработка учителем собственных  упражнений на основе вышеперечисленных, включение их в учебный процесс  для получения желаемых результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе

          Во второй главе данной курсовой работы мы дали определение понятию информационным технологиям и рассмотрели ряд методических задач, которые можно решить с использованием информационных технологий. Так же была представлена классификация информационных технологий и рассмотрена значимость использования с ИТ.

Были представлены некоторые  задания и упражнения с применением  информационных технологий на различных  этапах обучения.

Успех использования такого рода пособий в обучении иностранному языку зависит от грамотного применения и знания их классификаций и возможных приемов работы с каждым из них в зависимости от целей и задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Анализ УМК и разработка упражнений

3.1. Анализ УМК

         В ходе исследования нами было проанализировано три УМК для 5 и 6 класса  средней общеобразовательной школы с целью рассмотрения специфики обучения фонетике, выявления процентного соотношения фонетических упражнений  к общему количеству упражнений, а также количества фонетических упражнений с использованием информационных технологий.

Для анализа были выбраны  следующие УМК: “New Millennium English-6”, Деревянко Н.Н. и др.; “Enjoy English-3”, Биболетова М.З. и др.; “Way Ahead”, Printha Ellis, Mary Browen.

Выбор УМК для анализа  был обусловлен рядом причин, среди  которых:

-распространенность данных  УМК в современных школах;

-соответствие данных  УМК современным положениям методики  обучения ИЯ;

-предназначение для данной  возрастной группы.

1. “New Millennium English-6”, Деревянко Н.Н. и др.

Данный учебно-методический комплекс состоит из:

-Книги для учащихся (Student’s Book);

-Рабочей тетради (Workbook);

-Книги для учителя  (Teacher”s Book);

-Аудиокассет.

Основными задачами данного  УМК являются:

-развитие четырех основных  видов речевой деятельности: аудирования,  чтения, письма, говорения;

-подготовка учащихся  к активному использованию английского  языка в различных ситуациях;

-ознакомление учащихся  с культурой стран изучаемого  языка.

Учебник данного УМК включает 12 разделов, содержащих по 8 уроков. Как  правило, 1-6 направлены на представление  и отработку нового материала, а  уроки 7и 8 предполагают закрепление  материала. В конце каждого урока  содержится задание на выполнение дома, которые, как правило, направлены на закрепление лексико-грамматических навыков, формируемых на уроке. [1]

2. “Enjoy English-3”, Биболетова М.З. и др.

Данный учебно-методический комплекс состоит из:

-Книги для учащихся (Student’s Book);

-Рабочей тетради (Workbook);

-Книги для учителя  (Teacher”s Book);

-Книги для чтения (Reader);

-Аудиокассеты;

-Видеокурс.

Учебник данного УМК состоит  из 8 разделов, каждый из которых включает в себя по 4-5 подраздела. В основе каждого раздела лежит единый сюжет, посвященный подготовке учащихся к поездке в Великобританию. Авторы моделируют как можно более типичные ситуации общения. Каждый подраздел  содержит материал для взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности. Письменные домашние задания направлены на закрепление и автоматизацию  лексико-грамматических навыков, формируемых  на уроке. [1]

3. “Way Ahead”, Printha Ellis, Mary Browen.

Данный учебно-методический комплекс состоит из:

-Книги для учащихся (Student’s Book);

-Рабочей тетради (Workbook);

-Книги для учителя  (Teacher”s Book);

-Аудиокассет.

Данный УМК способствует развитию четырех основных видов  речевой деятельности: аудирования, письма, чтения, говорения.

Учебник данного УМК состоит  из 20 разделов, которые включают в  себя по 4 урока. На протяжении первых трех уроков каждого раздела регулярно  вводится и отрабатывается новый  материал, тогда, как последний урок рассчитан на проверку усвоенного материала. [3]

Для анализа УМК с целью  выявления процентного соотношения  фонетических упражнений к общему количеству упражнений, а также количества фонетических упражнений с использованием информационных технологий нами были выбраны по два  раздела из каждого учебника данных УМК. Результаты анализа представлены ниже в таблице.

 

Анализи-руемый УМК

Количест-во упражне-ний в двух главах

Количест-во фонети-ческих упражне-ний

Количест-во фоне-тических упражне-ний

(%)

Количество фонетических упражнений с использова-

нием информационных технологий

Количество

Фонетичес-ких упражнений с использова-

нием информационных технологий (%)

“New Millennium English-6”, Деревянко Н.Н. и др.

72

3

~4

0

0

“Enjoy English-3”, Биболето-ва М.З. и др.

112

3

~3,6

0

0

“Way Ahead - 3”, Printha Ellis, Mary Browen.

25

2

~8

0

0


Рис.1  Анализ УМК

 

Данный анализ подводит к  выводу, что не все современные  УМК уделяют достаточное внимание формированию фонетического навыка. А использование информационных технологий на этапе формирования и  развития фонетического навыка, отсутствует  полностью.

Что касается типологии упражнений, то нами была составлена таблица, где  представлены виды заданий на отработку  фонетического навыка, представленных в каждом из анализируемых УМК. Таблица изображена на рисунке 2.

Информация о работе Использование информационных технологий при обучении фонетики