Использование информационных технологий при обучении фонетики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в разработке системы заданий с использованием ИТ при обучении фонетике учащихся 5-6 классов средней общеобразовательной школы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть:
понятия предмета фонетика и фонетического навыка;
этапы формирования фонетического навыка;
принципы отбора фонетического материала с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 75.84 Кб (Скачать файл)

На последующих этапах обучения фонетические навыки должны упрочняться, т.е. каждый этап имеет  свою ответственную задачу в отношении  обучения произношению.

На среднем и старшем этапах обучения важно не только поддерживать сформированные навыки, но и продолжать их совершенствование. При отсутствии языковой среды происходит подавление иноязычных навыков родноязычными, и они легко разрушаются. Происходит деавтоматизация произносительных навыков. Таким образом, основная задача продвинутого этапа – сохранение и совершенствование произносительных навыков. Точки приложения усилий учителей и учащихся для упрочения произносительных навыков на продвинутом этапе: выполнение фонетической зарядки, отработка фонетической стороны нового лексико-грамматического материала, работа над произношением путем чтения вслух. Особое внимание нужно уделить новым ритмико-интонационным моделям, аудированию не только учебных аудиозаписей, с слегка утрированной речью, но и живой аутентичной речи, различных акцентов, диалектов.

Фонетическая зарядка  представляет собой специальное  тренировочное упражнение в произношении, которое предупреждает забывание  фонетического материала и препятствует деавтоматизации навыков (Рогова Г.В.). Цель фонетической зарядки, как считает Соловова Е.Н., состоит в следующем:– предвосхищение и снятие появления возможных фонетических сложностей любого порядка – слуховых, произносительных, ритмико-интонационных;– отработка фонетических навыков, которые по какой-либо причине оказались недостаточно сформированными.

Содержание фонетической зарядки может быть разнообразным. Соловова Е.Н. приводит несколько примеров:

  • чтение слов, предложений, микротекстов, диалогов, стихов, скороговорок;
  • чтение сложных в фонетическом отношении частей предложений, словосочетаний с нанизыванием слов поочередно с начала или с конца;
  • слушание с целью определения ошибок;
  • распознавание диалектов;
  • определение отношения к чему-либо по интонации;
  • произнесение одной и той же фразы с различной интонацией в зависимости от речевой задачи;
  • повторение в паузу;
  • повторение синхронно за диктором/ учителем, товарищем;
  • узнавание слов со слуха, их запоминание и последующее повторение.

При выполнении фонетической зарядки учащиеся должны мобилизовать как произвольное, так и непроизвольное внимание к произношению. Фонетическая зарядка не имеет определенного  места на уроке. Ее место на уроке  зависит от последовательности выполнения тех заданий, где учащиеся могут  столкнуться с фонетическими  трудностями. Фонетическая зарядка  помогает их избежать. Она часто  выполняется в начале урока, вводя  учащихся в его атмосферу, нейтрализуя  влияние звуковой среды на родном языке. Фонетическая зарядка может  предшествовать чтению, тогда она  происходит на материале текста для  чтения, из которого вычленяются фонетические трудности, группируются соответствующим  образом и предлагаются затем  учащимся для осознанной имитации.

Контроль сформированности фонетических навыков осуществляется при выполнении речевых упражнений в аудировании, говорении и чтении вслух. При оценке произношения следует  различать фонетические и фонологические ошибки. Первые искажают качество звучания, но не нарушают смысл высказывания; вторые искажают содержание и нарушают правильность понимания.

Итак, можно сделать вывод  что, каждый этап обучения произношению по своему важен. Большое внимание следует  уделять начальному этапу, т.к. происходит формирование всех произносительных умений и навыков. Естественной задачей  среднего и старшего этапов становится поддержание приобретенных навыков, воспрепятствование их деавтоматизации, которая выражается во все более  сильном проявлении интерференции. Для ее предупреждения необходимо наиболее полно использовать все возможные  способы. Сюда  можно отнести и  специальные упражнения, как в  слушании, так и в воспроизведении. Грамотно подобранные и систематически выполняемые, они могут стать  надежными помощниками в борьбе с интерференцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Стандарт государственного  требования  к формированию фонетических  навыков в 5-6 классах

 

На основе описанных выше особенностей обучению фонетическим навыкам, разработаны общие требования, обязательные для учащихся 5-6 классов средней  общеобразовательной школы. На данном этапе ученики должны:

- научиться четко, произносить  и различать на слух все  звуки и звукосочетания английского  языка;

- соблюдать правила произношения  звонких и глухих согласных  звуков;

- соблюдать произношение  гласных звуков;

- уметь слитно произносить  служебные слова со знаменательными;

- уметь правильно ставить  ударения в словах, уделяя особенное  внимание словам с двойным  ударением;

- соблюдать правила ударности,  не допуская ударения на служебных  словах;

-уметь владеть интонацией  коммуникативных типов предложений  английского языка;

- знать все буквы алфавита;

- владеть правилами чтения;

Учащиеся современных  общеобразовательных школ должны овладеть слухо-произносительными и интонационными навыками правильного оформления и  понимания иноязычной речи в рамках стандартного образцового варианта, что исключает фонетические ошибки, вносящие сильный акцент в произношение.

Несмотря на важность выполнения данных требований, в школах за частую не  всегда уделяют должного внимания  на  реализацию данных требований. Стоит  отметить, что основой изучения иностранного языка является фонетический уровень, хотя наблюдается общая направленность соблюдения требований, предъявляемых  к другим аспектам языка.

Госстандарт к уровню сформированности у учащихся фонетических навыков  на среднем этапе помог нам  сделать вывод, что процесс формирования фонетических навыков будет протекать  успешнее, если правильно подобраны  способы формирования фонетических навыков; учитываются возрастные особенности  детей; соблюдается алгоритм формирования фонетических навыков.

Средний этап ставит перед  собой ответственные задачи:

  • изменение слухо-произносительной базы, которая упрочивается;
  • не маловажным остается умение читать вслух на иностранном языке;
  • значительный прогресс должен основываться в запоминании словесного и абстрактного материала, также не исключается использование и специальной лексики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе

         В первой главе нашей курсовой работы мы рассмотрели общие понятия предмета фонетика и рассмотрели необходимые аспекты для изучения данного предмета. Также, было рассмотрено понятие фонетического навыка и его формирование на начальном и среднем этапах обучения.

Был затронут вопрос о необходимости  учета психологических и возрастных особенностей учащихся при отборе фонетического  материала. Нами были рассмотрены основные типы работы для формирования фонетического  навыка, с учетом психологических  и возрастных особенностей учащихся.

Также в данной главе были представлены программные требования к уровню сформированности фонетического навыка у учащихся 5-6 класса общеобразовательной школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Использование информационных технологий при обучении фонетике

2.1. Использование информационных  технологий как метод обучения

Мир новейших информационных технологий занимает все большее  место в нашей жизни. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе  и в сфере образования. В настоящее  время идет активный процесс информатизации в области образования, который  предполагает интенсивное внедрение  и применение новых информационных технологий. На современном этапе  использование информационных технологий в учебном процессе очень актуально. Именно благодаря компьютерным технологиям  существенно повышается интерес  обучающихся к предмету, активизируется их мыслительная деятельность.

Рассмотрим понятие новых  информационных технологий, используемых не посредственно в обучении.

Информационная технология (ИТ) - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления, которого является компьютерная техника и программные средства.[13, с.152]

 К числу ИТ относятся мультимедийные технологии, объединяющие текст, звук, видео. Использование мультимедийных средств обучения – закономерный этап развития педагогических технологий.[13, с.153]

Новая технология обучения с использованием информационных технологий позволяет значительно повысить степень осмысленности учебного материала, во-первых, за счет четкости, конкретности и минимальности постановки каждой задачи, и, во-вторых, за счет использования  не только абстрактных моделей, но и  понятных каждому обучаемому наглядных  зрительных образов. Введение в дидактические  средства обучения (английскому языку) наглядных и, по возможности, хорошо знакомых зрительных образов значительно  повышает степень осмысленности  учебного материала. В основе всего этого лежит научная закономерность, что все органы чувств человека обладают различной чувствительностью к внешним раздражителям. Доказано, что наибольшей чувствительностью обладают органы зрения и слуха. Психологическая особенность и ценность чувственно-наглядного преподнесения материала обучения состоит в том, что оно мобилизует психическую активность учащихся, вызывает интерес к занятиям языком, расширяет объем усвояемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, облегчает процесс обучения. [1, с.228] 

Также, следует отметить, что использование ИТ в учебном  процессе, способствует формированию интеллектуально развитой творческой личности, хорошо ориентирующейся в  информационном пространстве, готовой  к саморазвитию и применению полученных знаний. Использование ИТО в обучении,  позволяет учащимся в яркой, интересной форме овладевать основными способами  общения:  говорением, чтением, аудированием, письмом,  закреплять материал в интересной форме, с использованием дисков, слайдов, видеороликов, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме.

Пахомова Н. Ю. утверждает, что при помощи информационных технологий можно решить следующий ряд методических задач:

  • Визуализация знаний
  • Индивидуализация, дифференциация обучения
  • Возможность проследить процесс развития объекта, построение чертежа, последовательность выполнения операций (компьютерные демонстрации)
  • Моделирование объектов, процессов и явлений
  • Создание и использование информационных баз данных
  • Доступ к большому объему информации, представленному в занимательной форме, благодаря использованию средств мультимедиа
  • Формирование умений обрабатывать информацию при работе с компьютерными каталогами и справочниками
  • Осуществление самоконтроля
  • Осуществление тренировки и самоподготовки
  • Усиление мотивации обучения (игры, средства мультимедиа)
  • Формирование умений принимать оптимальное решение в сложной ситуации
  • Развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного)
  • Формирование культуры учебной деятельности
  • Формирование информационной культуры
  • Высвобождение учебного времени [9, с.24]

Из всего этого можно  сделать следующие выводы, что эффективное использование методики информационных технологий в процессе обучения, способствует реализация дидактических и воспитательных возможностей. ИТ не только дополняют словесную информацию, но и сами выступают носителями информации, способствует повышению степени мыслительной активности учащихся. Также, к положительным аспектам присутствия ИТ в учебно–воспитательном процессе относится повышения уровня образования, качества знаний учащихся, а также рост профессиональной компетенции учителя.

Информация о работе Использование информационных технологий при обучении фонетики