Использование информационных технологий в процессе совершенствования иноязычных грамматических навыков у учащихся старших классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является:
- рассмотреть роль и задачи технических средств в процессе обучения иностранным языкам;
- изучить место грамматического навыка в процессе обучения иностранному языку;
- проанализировать методику работы с техническими средствами в процессе формирования грамматического навыка.

Содержание работы

Введение 2

1 Грамматический навык как одно из составляющих речевого умения 4
1.1 Краткая характеристика грамматического навыка 4
1.2 Основные грамматические умения 7
1.3 Основные этапы формирование грамматического навыка 11

2 Применение технических средств в процессе обучения иностранному языку 12
2.1 Введение технических средств в процесс обучения иностранным языкам 12
2.2 Значение и задачи технических средств в обучении иностранным языкам в средней школе 16
2.3 Виды технических средств обучения 16

3 Использование информационных технологий в процессе совершенствования иноязычных грамматических навыков у учащихся старших классов 19

Заключение 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Файлы: 1 файл

курсовая (методика).doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

С середины 80-х до середины 90-х годов  большинство ученых занималось разработкой  автономных компьютерных обучающих  программ. В 80-е годы стали создаваться дисплейные классы, увеличилось количество и качество педагогических программных средств (ППС), применение систем интерактивного видео.

 Вторая половина 90-х годов  богата исследованиями возможностей  применения в учебном процессе  мультимедийных комплексов. Конец ХХ века ознаменовался развитием и распространением дистанционного обучения и Интернет-обучением. В 90-е годы в образовательных учреждениях стала использоваться мультимедийная аппаратура; создается VRML – язык моделирования виртуальной реальности (Virtual Reality Modeling Language).

В настоящее время под техническими средствами обучения понимают совокупность собственно технических средств  и дидактического обеспечения, применяющиеся  с целью повышения эффективности  обучения. В англоязычных источниках ТСО называют аудиовизуальными средствами, которые подразделяют на жесткие и мягкие технические средства (hardware и software). К жестким относятся проекторы, телевизоры, магнитофоны, компьютеры, а к мягким – носители информации, как, например, магнитная лента, фотопленка, магнитные и оптические диски, кинофильмы.

Использование технических средств  в обучении позволяет механизировать и автоматизировать такие интеллектуальные процессы, как управление, проектирование, исследование и т.п. Необходимость  применения ТСО обусловлена и значительным усложнением объектов обучения. ТСО позволяет сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным взглядом, имитировать любые ситуации, моделировать различные явления. ТСО при их рациональном использовании улучшают условия труда как обучающихся, так и преподавателей. Применение ТСО интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает положительный эмоциональный фон, создает проблемные ситуации, формирует мотивацию к обучению, индивидуализирует и дифференцирует процесс обучения. [6, с. 17]

Компьютер, в качестве технического средства обучения, способен реализовать  все преимущества ТСО, подробно описанные  в работе М.В. Ляховицкого. В то же время применение компьютера в обучении регламентировано требованиями, предъявляемые к техническим устройствам.

На современном этапе проблемы применения компьютера в процессе обучения разрабатываются в различных  аспектах:

в эргономическом и психолого-педагогическом (Н.Ф. Талызина, Т.В. Габай, В.Я. Ляудис, А.Г. Мордвинов, М.А. Акопова, Е. Энгланд);

в техническом и программно-информационном (А.М. Денинг, В.И. Брановицкий, А.М. Довгялло, М. Хазен, Е.С. Полат);

в методическом и дидактическом (Р.Г. Пиотровский, А.В. Зубов, Э.Л. Носенко, М. Кенненг) [5, с. 14-15]

Таким образом, очевидно, что основу современных компьютерных и информационных технологий составляют следующие технические  достижения:

появление новых средств накопления информации на машиночитаемых носителях (магнитные ленты, кинофильмы, магнитные  и лазерные диски и т.д.);

развитие средств связи, обеспечивающих доставку информации практически в  любую точку земного шара без  существенных ограничений во времени  и расстоянии, широкий охват населения  средствами связи (радиовещание, телевидение, сети передачи данных, спутниковая связь, телефонная сеть и др.);

возможность автоматизированной обработки  информации с помощью компьютера по заданным алгоритмам (сортировка, классификация, представление в нужной форме  и др.).

Уже сегодня можно утверждать, что  внедрение новых информационных технологий в обучение способствует:

индивидуализации учебно-воспитательного  процесса с учетом уровня подготовленности, способностей, индивидуально-типологических особенностей усвоения материала, интересов  и потребностей обучающихся;

изменению характера познавательной деятельности обучающихся в сторону ее большей самостоятельности и поискового характера;

стимулированию стремления обучающихся  к постоянному самосовершенствованию  и готовности к самостоятельному переобучению;

усилению междисциплинарных связей в обучении, комплексному изучению явлений;

повышению гибкости, мобильности учебного процесса, его постоянному обновлению;

изменению форм и методов организации  внеучебной деятельности обучающихся. [7, с.8]

2.2 Значение и задачи технических  средств в обучении иностранным  языкам в средней школе

Создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранным  языкам – один из важных проблемных вопросов современной методики. С  ним  в первую очередь связана  реализация массового, т.е. с одновременным  активным участием большого количества учеников, обучения двум из четырех основных видов речевой деятельность: аудированию и говорению. На сколько велика роль ТС в решении этих задач свидетельствует тот факт, что раньше – до появления ТС – эти задачи даже и не ставились, так как в методике отсутствовали необходимые средства для их практического решения.

Рациональное  использование ТС дает учителю возможность  нагрузить речевой и слуховой каналы учащихся до любых разумных пределов и активизировать их речевую  деятельность в требуемом направлении.

Необходимость широкого внедрения ТС в обучение иностранным языкам  обусловлена тем, что  их применение раскрывает большие возможности  для реализации одного из важнейших дидактических принципов – принципа наглядности.

Сама природа  речевого процесса требует, чтобы при обучении иностранным языкам устная речь  была в центре устной работы, особенно на начальном этапе обучения. Поэтому при обучении устной речи в подавляющем большинстве случаев слуховая наглядность по сравнению с другими ее видами играет решающую роль. Основная задача слуховой наглядности  - обеспечить формирование и закрепление в памяти учащихся эталонов речевых образцов и способствовать выработке навыков по их употреблению в речи [11, С. 7].

2.3 Виды технических средств  обучения

Существуют различные варианты классификации ТСО в зависимости  от признака, по которому они классифицируются.  М.В. Ляховицкий по каналу поступления  информации выделял следующие типы ТСО:

- фонограммы;

- видиограммы;

- видиофонограммы.

Фонограммой следует  называть звукозапись, которая используется при обучении иностранным языкам как учебное пособие независимо от того, на каком физическом носителе она представлена.

За последние десятилетия школьная методика преподавания иностранных языков накопила немалый опыт по использованию фонограмм. Было установлено, что фонограмма обладает большими возможностями при всех видах учебной работы, если она построена и используется в соответствии с закономерностями учебно-воспитательного процесса. Можно без преувеличений утверждать, что фонограмма является одним из наиболее доступных, мощных средств обучения и контроля в руках преподавателя иностранных языков,  при чем она почти одинаково эффективна при обучении произношению, грамматике, аудированию и говорению. Но найболее интенсивно она применяется при обучении произношению, аудированию и говорению. Довольно часто фонограмма применяется и при обучении технике чтения. В учебном процессе фонограмма используется как самостоятельное средство и как составная часть видеофонограммы.

Основные назначения фонограммы –  интенсифицировать учебный процесс. В фонограмме объективно заложены необходимые  учебные и контрольные возможности  для решения этой задачи, но ее применение должно осуществляться в соответствии с психолого-педагогическими закономерностями.

Следует особо подчеркнуть и  то, что с помощью фонограммы удается  решить  ряд основных вопросов индивидуализации обучения, сущность которого состоит  в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для восприятия учениками учебного материала с учетом их индивидуально-психологических особенностей.

В условиях учебной работы с ТС индивидуальный подход можно осуществить  по-разному:

- уделять требуемое внимание  отдельным ученикам в процессе работы над фонограммой с помощью средств обратной связи;

- учитывать основные индивидуально-психологические   особенности учеников при составлении  одной общей для всех фонограммы;

- использовать две разные фонограммы  с требуемой учебной направленностью, которые транслируются для двух групп учеников одновременно;

- предусмотреть возможность самостоятельной  работы отдельных учеников над  дополнительным материалом.

Важную роль в успешной реализации дидактических возможностей фонограммы играет правильный выбор учебных операций, обратной связи и ее места в учебном комплексе.

Результат учебной работы с применением  фонограммы в большой мере  

определяется ее речевым материалом. Первое требование к этому материалу  – коммуникативность. Это значит, что фонограмма должна передавать полезную информацию, отражающую наиболее типичные ситуации речевого общения. Вторым требованием следует считать образцовость используемых речевых  коммуникативных единиц, третьим – частотность их употребления. Большое значение имеет целевая направленность фонограммы, т.е. речевой материал и методика работы над ним должны соответствовать ступени обучения. При составлении фонограммы, а также в процессе работы необходимо учитывать ее экстралингвистические факторы (эмоциональность, звуковой фон и т.п.).

Методика применения фонограммы, учебные действия, которые она включает, и структура ее построения тесным образом связаны с конкретными целевыми задачами и условиями обучения, а также с теми видам речевой деятельности, которым обучают учеников [11, С. 48].

Под  видеограммомой понимают визуальный сюжет или отдельный визуальный образ. Основная роль видеограммы при  обучении иностранным языкам состоит  в том, что с ее помощью в  сферу переработки учебной информации включаются зрительные анализаторы, которые в конечном счете значительно усиливают пропускную способность и аналитические возможности слухового канала. Наиболее часто видеограмма используется:

- как средство беспереводной  семантизации;

- как стимул для управления  речевой реакцией ученика  во время учебного диалога или монологической речи;

- как психологическая опора  для запоминания слов и выражений  по ассоциации;

- как источник зрительной информации  для последующего ее перекодирования  в речевую информацию приразличных  видах тренировки и контроля.

Как средство беспереводной семантизации видеограмма интенсивно применяется  во время устного вводного курса. На этой стадии обучения визуальные образцы  тех или иных предметов используются как средство семантизации иноязычных речевых образцов в целях уменьшения интерференции родного языка и ускоренного формирования психологических механизмов иноязычной речи.

Как стимул для управления речевой  реакцией ученика видеограмма удобна тем, что с е помощью можно  представить учебную информацию в виде зрительных образов в любой последовательности и ситуативных сочетаниях, требуемых заданным моментом обучения. Во время выполнения задания ученики кодируют зрительные образы в речевую форму иностранного языка практически без участия родного языка, что способствует более быстрому формированию психологческих механизмов иноязычной речи.

Роль видеограммы как психологической опоры запоминания слов и выражений по ассоциации состоит в том, что на видеограмме информация представлена ассоциативно связанной и этот комплекс связей воспринимается учениками как единое целое в пространстве и во времени, т.е. слова и выражения запоминаются в информационной ситуации.

При использовании видеограммы  для контроля обеспечивается однозначность  ответов, т.е. с помощью видеограммы  учитель стимулирует тот ответ, который ему нужен для контроля в данный момент.

Видеограмма как средство обучения помогает ученику глубже проникнуть в сущность понятий, выраженных словами. Например, многие предметы, растения, животные, которые учащиеся раньше не видели, а также многие предметы, на которые раньше почти не обращали внимание, можно воспроизвести с помощью видеограммы и, таким образом. Более прочно закрепить в памяти обучаемых на иностранном языке словесные представления об этих объектах.

На начальной ступени обучения видеограмма обычно используется в виде серии рисунков. Однако наиболее часто ее применяют как средство беспереводной семантизации  на основе ассоциации зрительных и слуховых образов слова. Следует отметить, что при умело составленной видеограмме можно беспереводным способом семантизировать не только имена существительные, обозначающие название предметов, но и глаголы, обозначающие действия, предлоги и т.п. Например, можно заготовить и с помощью компьютера или видеопроигрывателя продемонстрировать рисунки, передающие движение или какое-либо другое состояние (сон, отдых, чтение книги и т.п.), сопровождая их соответствующими объяснениями на иностранном языке.

На начальном этапе обучения иностранному языку видеограммы  текста нередко используются для создания установки на восприятие материалов определенной направленности. Например, рисунки к текстам учебника позволяют представить в общих чертах содержание текста и, таким образом, создать в сознании ученика установку (психологическую готовность) к восприятию этого текста в подробном изложении.

Как стимул активизации различных  учебных действий видеограммы широко используются при повторении в упражнениях  с формулировками заданий типа «поставьте вопросы к картинкам», «подберите слова к рисункам», «ответьте на вопросы», «опишите картинку» и т.п.

Информация о работе Использование информационных технологий в процессе совершенствования иноязычных грамматических навыков у учащихся старших классов