Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 22:30, курсовая работа
Целью исследования является:
- рассмотреть роль и задачи технических средств в процессе обучения иностранным языкам;
- изучить место грамматического навыка в процессе обучения иностранному языку;
- проанализировать методику работы с техническими средствами в процессе формирования грамматического навыка.
Введение 2
1 Грамматический навык как одно из составляющих речевого умения 4
1.1 Краткая характеристика грамматического навыка 4
1.2 Основные грамматические умения 7
1.3 Основные этапы формирование грамматического навыка 11
2 Применение технических средств в процессе обучения иностранному языку 12
2.1 Введение технических средств в процесс обучения иностранным языкам 12
2.2 Значение и задачи технических средств в обучении иностранным языкам в средней школе 16
2.3 Виды технических средств обучения 16
3 Использование информационных технологий в процессе совершенствования иноязычных грамматических навыков у учащихся старших классов 19
Заключение 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
С середины 80-х до середины 90-х годов большинство ученых занималось разработкой автономных компьютерных обучающих программ. В 80-е годы стали создаваться дисплейные классы, увеличилось количество и качество педагогических программных средств (ППС), применение систем интерактивного видео.
Вторая половина 90-х годов
богата исследованиями
В настоящее время под
Использование технических средств в обучении позволяет механизировать и автоматизировать такие интеллектуальные процессы, как управление, проектирование, исследование и т.п. Необходимость применения ТСО обусловлена и значительным усложнением объектов обучения. ТСО позволяет сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным взглядом, имитировать любые ситуации, моделировать различные явления. ТСО при их рациональном использовании улучшают условия труда как обучающихся, так и преподавателей. Применение ТСО интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает положительный эмоциональный фон, создает проблемные ситуации, формирует мотивацию к обучению, индивидуализирует и дифференцирует процесс обучения. [6, с. 17]
Компьютер, в качестве технического средства обучения, способен реализовать все преимущества ТСО, подробно описанные в работе М.В. Ляховицкого. В то же время применение компьютера в обучении регламентировано требованиями, предъявляемые к техническим устройствам.
На современном этапе проблемы применения компьютера в процессе обучения разрабатываются в различных аспектах:
в эргономическом и психолого-педагогическом (Н.Ф. Талызина, Т.В. Габай, В.Я. Ляудис, А.Г. Мордвинов, М.А. Акопова, Е. Энгланд);
в техническом и программно-
в методическом и дидактическом (Р.Г. Пиотровский, А.В. Зубов, Э.Л. Носенко, М. Кенненг) [5, с. 14-15]
Таким образом, очевидно, что основу современных компьютерных и информационных технологий составляют следующие технические достижения:
появление новых средств накопления информации на машиночитаемых носителях (магнитные ленты, кинофильмы, магнитные и лазерные диски и т.д.);
развитие средств связи, обеспечивающих доставку информации практически в любую точку земного шара без существенных ограничений во времени и расстоянии, широкий охват населения средствами связи (радиовещание, телевидение, сети передачи данных, спутниковая связь, телефонная сеть и др.);
возможность автоматизированной обработки информации с помощью компьютера по заданным алгоритмам (сортировка, классификация, представление в нужной форме и др.).
Уже сегодня можно утверждать, что внедрение новых информационных технологий в обучение способствует:
индивидуализации учебно-
изменению характера познавательной деятельности обучающихся в сторону ее большей самостоятельности и поискового характера;
стимулированию стремления обучающихся
к постоянному
усилению междисциплинарных
повышению гибкости, мобильности учебного процесса, его постоянному обновлению;
изменению форм и методов организации внеучебной деятельности обучающихся. [7, с.8]
Создание искусственной
Рациональное использование ТС дает учителю возможность нагрузить речевой и слуховой каналы учащихся до любых разумных пределов и активизировать их речевую деятельность в требуемом направлении.
Необходимость широкого внедрения ТС в обучение иностранным языкам обусловлена тем, что их применение раскрывает большие возможности для реализации одного из важнейших дидактических принципов – принципа наглядности.
Сама природа речевого процесса требует, чтобы при обучении иностранным языкам устная речь была в центре устной работы, особенно на начальном этапе обучения. Поэтому при обучении устной речи в подавляющем большинстве случаев слуховая наглядность по сравнению с другими ее видами играет решающую роль. Основная задача слуховой наглядности - обеспечить формирование и закрепление в памяти учащихся эталонов речевых образцов и способствовать выработке навыков по их употреблению в речи [11, С. 7].
Существуют различные варианты
классификации ТСО в
- фонограммы;
- видиограммы;
- видиофонограммы.
Фонограммой следует называть звукозапись, которая используется при обучении иностранным языкам как учебное пособие независимо от того, на каком физическом носителе она представлена.
За последние десятилетия
Основные назначения фонограммы –
интенсифицировать учебный
Следует особо подчеркнуть и то, что с помощью фонограммы удается решить ряд основных вопросов индивидуализации обучения, сущность которого состоит в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для восприятия учениками учебного материала с учетом их индивидуально-психологических особенностей.
В условиях учебной работы с ТС индивидуальный подход можно осуществить по-разному:
- уделять требуемое внимание отдельным ученикам в процессе работы над фонограммой с помощью средств обратной связи;
- учитывать основные
- использовать две разные
- предусмотреть возможность
Важную роль в успешной реализации дидактических возможностей фонограммы играет правильный выбор учебных операций, обратной связи и ее места в учебном комплексе.
Результат учебной работы с применением фонограммы в большой мере
определяется ее речевым материалом. Первое требование к этому материалу – коммуникативность. Это значит, что фонограмма должна передавать полезную информацию, отражающую наиболее типичные ситуации речевого общения. Вторым требованием следует считать образцовость используемых речевых коммуникативных единиц, третьим – частотность их употребления. Большое значение имеет целевая направленность фонограммы, т.е. речевой материал и методика работы над ним должны соответствовать ступени обучения. При составлении фонограммы, а также в процессе работы необходимо учитывать ее экстралингвистические факторы (эмоциональность, звуковой фон и т.п.).
Методика применения фонограммы, учебные действия, которые она включает, и структура ее построения тесным образом связаны с конкретными целевыми задачами и условиями обучения, а также с теми видам речевой деятельности, которым обучают учеников [11, С. 48].
Под видеограммомой понимают визуальный
сюжет или отдельный визуальный
образ. Основная роль видеограммы при
обучении иностранным языкам состоит
в том, что с ее помощью в
сферу переработки учебной
- как средство беспереводной семантизации;
- как стимул для управления речевой реакцией ученика во время учебного диалога или монологической речи;
- как психологическая опора
для запоминания слов и
- как источник зрительной
Как средство беспереводной семантизации видеограмма интенсивно применяется во время устного вводного курса. На этой стадии обучения визуальные образцы тех или иных предметов используются как средство семантизации иноязычных речевых образцов в целях уменьшения интерференции родного языка и ускоренного формирования психологических механизмов иноязычной речи.
Как стимул для управления речевой реакцией ученика видеограмма удобна тем, что с е помощью можно представить учебную информацию в виде зрительных образов в любой последовательности и ситуативных сочетаниях, требуемых заданным моментом обучения. Во время выполнения задания ученики кодируют зрительные образы в речевую форму иностранного языка практически без участия родного языка, что способствует более быстрому формированию психологческих механизмов иноязычной речи.
Роль видеограммы как психологической опоры запоминания слов и выражений по ассоциации состоит в том, что на видеограмме информация представлена ассоциативно связанной и этот комплекс связей воспринимается учениками как единое целое в пространстве и во времени, т.е. слова и выражения запоминаются в информационной ситуации.
При использовании видеограммы для контроля обеспечивается однозначность ответов, т.е. с помощью видеограммы учитель стимулирует тот ответ, который ему нужен для контроля в данный момент.
Видеограмма как средство обучения помогает ученику глубже проникнуть в сущность понятий, выраженных словами. Например, многие предметы, растения, животные, которые учащиеся раньше не видели, а также многие предметы, на которые раньше почти не обращали внимание, можно воспроизвести с помощью видеограммы и, таким образом. Более прочно закрепить в памяти обучаемых на иностранном языке словесные представления об этих объектах.
На начальной ступени обучения видеограмма обычно используется в виде серии рисунков. Однако наиболее часто ее применяют как средство беспереводной семантизации на основе ассоциации зрительных и слуховых образов слова. Следует отметить, что при умело составленной видеограмме можно беспереводным способом семантизировать не только имена существительные, обозначающие название предметов, но и глаголы, обозначающие действия, предлоги и т.п. Например, можно заготовить и с помощью компьютера или видеопроигрывателя продемонстрировать рисунки, передающие движение или какое-либо другое состояние (сон, отдых, чтение книги и т.п.), сопровождая их соответствующими объяснениями на иностранном языке.
На начальном этапе обучения иностранному языку видеограммы текста нередко используются для создания установки на восприятие материалов определенной направленности. Например, рисунки к текстам учебника позволяют представить в общих чертах содержание текста и, таким образом, создать в сознании ученика установку (психологическую готовность) к восприятию этого текста в подробном изложении.
Как стимул активизации различных учебных действий видеограммы широко используются при повторении в упражнениях с формулировками заданий типа «поставьте вопросы к картинкам», «подберите слова к рисункам», «ответьте на вопросы», «опишите картинку» и т.п.