Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 22:30, курсовая работа
Целью исследования является:
- рассмотреть роль и задачи технических средств в процессе обучения иностранным языкам;
- изучить место грамматического навыка в процессе обучения иностранному языку;
- проанализировать методику работы с техническими средствами в процессе формирования грамматического навыка.
Введение 2
1 Грамматический навык как одно из составляющих речевого умения 4
1.1 Краткая характеристика грамматического навыка 4
1.2 Основные грамматические умения 7
1.3 Основные этапы формирование грамматического навыка 11
2 Применение технических средств в процессе обучения иностранному языку 12
2.1 Введение технических средств в процесс обучения иностранным языкам 12
2.2 Значение и задачи технических средств в обучении иностранным языкам в средней школе 16
2.3 Виды технических средств обучения 16
3 Использование информационных технологий в процессе совершенствования иноязычных грамматических навыков у учащихся старших классов 19
Заключение 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
- серый (не было выполнено ни одного задания, степень усвоения неизвестна);
- красный (низкая степень усвоения);
- синий (средняя степень усвоения);
- сине-зелёный (высокая степень усвоения);
- зелёный (полная степень усвоения).
Если в разделе есть учебные элементы с неизвестной степенью усвоения, то учащимся предлагается выполнить тест "Диагностика по разделу". Если в разделе фигурируют учебные элементы с низкой, средней или высокой степенями усвоения, то учащимся предлагается выполнить тест "Коррекция по разделу".
Рассмотренные нами компоненты методического инструментария учащихся позволяют:
- реализовать принцип сознательности, согласно которому изучение иностранного языка представляет собой когнитивный процесс;
- создать условия для более творческого овладения знаниями, навыками и умениями;
- учесть деятельностный характер обучения;
- создать предпосылки для формирования автономии учащихся через стратегии учения на основе личностно ориентированного подхода.
При этом в центре процесса совершенствования речевых грамматических навыков с использованием информационных технологий находится самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Интерактивный режим работы с сетью Интернет позволяет сформировать определённые грамматические навыки в рецептивных и продуктивных видах речевой деятельности на основе знаний о способе деятельности. Мультимедийные обучающие программы с используемыми в них грамматическими играми и комплексами упражнений предоставляют возможность активизировать у учащихся различные каналы восприятия информации, повысить степень усвоения языкового материала. Программно-методические комплексы серии "Школьный наставник. Компьютерное обучение" (версия 1.2) позволяют проводить первичную и уточняющую диагностику сформированности грамматических навыков, составлять конкретные рекомендации по устранению пробелов в знаниях и навыках учащихся, определять индивидуальные режимы учебной работы.
Таким образом, изучение темы-проблемы в рамках интегральной технологии В. В. Гузеева с использованием элементов информационных технологий позволяет учащимся конструировать собственные ментальные репрезентации грамматических явлений на основе закрепления языкового, речевого и когнитивного опыта, приобретённого в коммуникативной деятельности. Учитель, в свою очередь, получает возможность индивидуализировать учебный процесс с учётом особенностей когнитивных стилей учащихся и аффективных различий, объёма их социокультурного опыта, осуществлять гибкое управление самостоятельной учебной деятельностью учащихся[19 , С. 30-34].
В заключение хотелось бы рассмотреть вопрос об основных проблемах,которые должен решить учитель при организации урока с применением ТСО. ТСО прочно вошли в учебно-воспитательный процесс, стали сегодняшним днем школы. И ясно, что точный и тщательный контроль за такими уроками будет содействовать улучшению качества уроков и обучения и повышению квалификации учителя. При этом нельзя забывать, что урок с применением ТСО неизбежно влияет на последующие уроки по данной теме, от его качества зависит устойчивость знаний — ведь урок с ТСО наиболее насыщен и в учебно-информационном, и в эмоциональном плане. Сложность анализа урока с применением ТСО еще и в том, что этот урок необычен. Использование кино или лингафона в классе происходит сравнительно редко. Следовательно, анализировать урок с применением ТСО как обычный урок, где применяется наглядное пособие, приходится нечасто.
Какие же основные проблемы должен решить учитель при организации урока с применением ТСО? Целесообразность применения ТСО. Применение ТСО должно определяться содержанием темы, материалами предыдущих и последующих уроков. При анализе урока нужно, прежде всего, решить, целесообразно ли применение ТСО на данном уроке. Целесообразность решается, во-первых, содержанием изучаемого материала и, во-вторых, специфическими особенностями данного средства или комплекса средств. Целесообразный отбор ТСО для урока определяется учебной целью данного урока. ТСО не должно применяться ради формы.
Место ТСО на уроке — это вторая проблема, на которую следует обратить внимание при анализе урока. От правильного решения этой проблемы во многом зависит методика построения урока с применением ТСО. Содержание фильма (передачи) неизбежно влияет на построение урока. Поэтому очень важно определить точное место ТСО на уроке. Пожалуй, в определении места ТСО на уроке кроме содержания темы, содержания и специфики пособия, цели урока особенно важно учителю учесть и такие свои особенности, как умение комментировать фильм, способность организовать и поддержать беседу-обсуждение, подготовленность к проведению эксперимента и т. д. ТСО на этапе изложения новых знаний. Следует помнить об оправдавшем себя и обоснованном психологическом принципе установки. Именно установка поможет превратить ощущение в целенаправленное наблюдение, в восприятие, в процесс отбора фактов, сортировки и оценки их. Восприятие любой учебной информации, любого учебного пособия обязательно связано с опытом учащихся, с их знаниями и кругозором. Опыт в сознании учащихся живет в виде представлений и принимает участие в занятиях, в работе учащихся. Как будет протекать учебный процесс, как будет происходить усвоение нового материала, зависит в значительной степени от состояния учащихся, от их заинтересованности, от их готовности (установки) к самостоятельной работе. Поэтому перед началом демонстрации фильма или прослушивания звукозаписи необходимо ясно и точно сформулировать цель просмотра. При определении цели просмотра учитель должен точно сформулировать задачу, он должен дать одно задание. Восприятие передачи (фильма) — сложный, трудный процесс, требующий одновременного напряжения и слуховых, и зрительных анализаторов (несколько меняется дело при прослушивании звукозаписи или радиопередачи). Если эти анализаторы, говорят психологи, работают одновременно над одной задачей, эффект обеспечен, если полученные для одновременного решения разные задачи требуют усиленной работы разных анализаторов, то возникает опасность их [анализаторов] взаимного торможения.
На уроке с применением ТСО учитель, конечно, должен стремиться к тому, чтобы обеспечить устойчивость, прочность знаний. Физиологи утверждают, что в основе наших знаний лежат временные связи, возникающие в коре головного мозга. Прочность этих связей в значительной степени зависит от силы процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. В свою очередь (применительно к обучению), процессы возбуждения и торможения связаны с опытом школьников, с их активностью в момент получения знаний. Однако полученные связи быстро угаснут, если их не закреплять и не усилить. Наука доказала, что в процессе закрепления связей, а стало быть, упрочения знаний велико значение наглядных пособий, особенно — динамичных. Вот почему очень важно организовать работу в классе после просмотра, суметь — хотя бы в воображении учащихся — еще раз восстановить увиденное или услышанное, оживить образы. ТСО на этапе проверки знаний. В процессе опроса открывается возможность сделать фильм, мультимедиашоу, звукозапись с помощью практического применения знаний учащихся — такая проверка действеннее, много точнее, чем обычный пересказ заученного параграфа из учебника. И опытная проверка знаний школьников, организованная с помощью технических средств, дает подчас неожиданные, но очень любопытные данные. При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера. В данном виде сотрудничества Интернета и урока часто используется проектная форма учебной деятельности. Проект предполагает самостоятельную исследовательскую работу школьников, в процессе которой ребята ищут способ решения некоторой комплексной многоуровневой задачи. Кибернетическое пространство содержит огромный культурный и дидактический потенциал, который уже используется в обучении во всем мире.
Однако для оптимального и эффективного использования кибернетических сетевых ресурсов в учебных целях требуется огромная научно исследовательская работа, результаты которой позволяет определить общие и частные принципы работы, критерии отбора сетевых ресурсов, сайтов и материалов, а также существенно обновить арсенал методических средств и приемов обучения.
1. Бим, И.Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе [Текст] : [учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальностям «Иностранные языки»]: / И.Л. Бим. – М.: «Просвящение», 1988. – 256 с.
2 Зимняя И.А. ТСО и наглядность в обучении иностранному языку [Текст] : [учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальностям «Иностранные языки»] : / И.А. Зимняя. – М., 1979. – 187 с.
4 Карпов К.Б. Применение технических средств в обучении иностранным языкам [Текст] : / К.Б. Карпов. – М., 1991.- 112 с.
5 Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и воспитания и методика их использования [Текст] : уч. пособие : / Г.М. Коджаспирова - М., 2003. – 104
6 Кравченя Э.М. Технические средства обучения в школе [Текст] : уч. пособие : / Э.М. Кравченяю - Мн. «ТетраСистемс», 2005. – 180 с.
7 Леонтьева А.А Основы методики обучения иностранным языкам [Текст] : уч. пособие : / А.А Леонтьева – М., 1991. -306 с.
8 Либерман А.С. Магнитофон на уроке [Тест] / А.С. Либерман // Иностранные языки в школе: научн.-метод. журн. – М. : “Просвещение”, 1993, № 5 – С. 11-13
9 Лопатина Ю.Д Современные теории методы обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] : / Ю.Д Лопатина. – М.: «Экзамен», 2006 – 381 с.
10 Ляховицкий М. В. Работа с магнитофоном при обучении иностранным языкам [Текст] : [пособие для учителей] : / М. В. Ляховицкий. - М., «Просвещение», 1965- 143 с.
11 Ляховицкий М.В. Технические средства в обучении иностранным языкам [Текст] : [учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальностям «Иностранные языки»] / М.В. Ляховицкий. – М.: «Просвещение», 1981. – 225 с.
12 Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / под ред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин. М., 1967. – 198 с.
13 Общая психология [Текст] / под ред. А.В. Петровского. М., 1970. – 256 с.
14 Панов А. И. Магнитофон на уроке [Тест] / А. И. Панов // Иностранные языки в школе: научн.-метод. журн. – М. : “Просвещение”, 1964. № 5 – С. 24
15 Пассов, Е.И. Основные вопросы обучения иноязычной речи [Текст] : [учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальностям «Иностранные языки»] : / Е.И. Пассов. - Воронеж, 1974. – С. 151
16 Пассов, Е.И. Условно-речевые упражнения для формирования грамматических навыков [Текст] : [пособие для учителей] : / Е.И. Пассов. – М.: «Просвящение», 1978 – 128 с.
17 Полат, Е.С. Интернет на уроках иностранного языка [Текст] / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе : научн.-метод. журн – М. : “Просвещение”, 2001, № 2,3. – C. 14 – 18.
18 Практический курс методики преподавания иностранных языков [Текст] : учебное пособие / П.К. Бабинская, Т.П. Леонтьева. – 3-е изд., дополн и перераб. – Мн. «ТетраСистемс», 2005. – 288 с
19 Соловьева О.А. Использование информационных технологий в процессе совершенствования иноязычных грамматических навыков [Текст] / О.А. Соловьева // Замежные мовы у РБ: навукова - методычны часопис – Мн. : Адукация и выхаванне, 2008, №3 – С. 30-34
20 Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] : / под ред. А. Д. Климентенко, А.А Миролюбова. – М.: «Педагогика», 1981. – 456 с.
21 Цесарский Л.Д. Использование технических средств в
преподавании иностранных