Использование информационных технологий в процессе совершенствования иноязычных грамматических навыков у учащихся старших классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является:
- рассмотреть роль и задачи технических средств в процессе обучения иностранным языкам;
- изучить место грамматического навыка в процессе обучения иностранному языку;
- проанализировать методику работы с техническими средствами в процессе формирования грамматического навыка.

Содержание работы

Введение 2

1 Грамматический навык как одно из составляющих речевого умения 4
1.1 Краткая характеристика грамматического навыка 4
1.2 Основные грамматические умения 7
1.3 Основные этапы формирование грамматического навыка 11

2 Применение технических средств в процессе обучения иностранному языку 12
2.1 Введение технических средств в процесс обучения иностранным языкам 12
2.2 Значение и задачи технических средств в обучении иностранным языкам в средней школе 16
2.3 Виды технических средств обучения 16

3 Использование информационных технологий в процессе совершенствования иноязычных грамматических навыков у учащихся старших классов 19

Заключение 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Файлы: 1 файл

курсовая (методика).doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

На средней и старшей ступенях обучения иностранному языку роль и  значение видеограммы не уменьшается. На этих ступенях также используются иллюстрации к текстам для  создания установки на восприятие определенной информации [11, С. 16-17].

 

Учебные возможности видеофонограммы

Видеофонограмма – это комбинация фонограммы с видеограммой. В процессе обучения видеофонограмма передается по двум каналам (визуальному и аудитивному) последовательно или синхронно.

Видеофонограмма как соединение фонограммы и видеограммы несет больше информации, чем каждая из ее составных частей отдельно, поэтому и в обучении она имеет намного больше возможности, чем простая сумма возможностей видеограммы и фонограммы. В составе видеофонограммы видеограмма подчинена главной цели – обучению речи, и ее роль проявляется в двух основных направлениях:

- она раскрывает значение новой  лексики, способствует восстановлению  в памяти частично забытого  материала;

- служит источником зрительной  информации, которая перекодируется в ее речевую форму, и является стимулом многих видов учебной работы повышенной сложности.

Как первое, так и второе направление  тесно взаимосвязаны и в различных  соотношениях представлены во всех видах  видеофонограммы.

Видеофонограммы в виде озвученных рисунков чаще применяются на начальном этапе обучения иностранному языку, чем на среднем и старшем. Это обусловлено учебными возможностями таких видеофонограмм: во-первых, в них вмещается вполне достаточное количество информации для всех видов учебной работы на данной ступени, во-вторых, эта информация может быть расчленена на небольшие порции и выдана этими порциями в любой момент в соответствии с требованиями системы управления обучением

На средней и старшей ступенях упомянутые видеофонограммы тоже используются для развития навыков аудирования или как стимул для учебного диалога или описания ситуации.

Роль и значение  видеограммы  в сочетании с фонограммой  трудно переоценить: практически с  их помощью можно осуществлять активное повторение любого материала, организовать учебный разговор в заданном направлении. Применение видеофонограммы при обучении иностранным языкам  является высшей ступенью совершенствования этого процесса. Видеофонограмма позволяет показать соотношение предметов и явлений в пространстве и во времени, назначение предметов и явлений в пространстве, их роль в жизни и деятельности человека.

Главное, что отличает видеофонограмму  от других учебных средств, является то, что, наряду с выдачей учебной  информации, она косвенно включает ученика в воспроизводимые события, вызывает соответствующие эмоции, которые способствуют наиболее полному запоминанию учебного материала. В методике правильно составленной видеофонограмме зрительная информация должна несколько опережать речевую, с которой она сочетается, и, таким образом, создать подвижную установку на более полное понимание речевого сопровождения. Заметим, что в кинофильмах, не предназначенных для целей обучения, речь в большинстве случаев является средством, углубляющим понимание зрительной информации.

Видеофонограмма – не только мощное средство обучения, но и контроля. При  этом ее контрольные возможности  могут быть самыми разнообразными –  от тестов с выборочными ответами до пересказа содержания, воспроизведения  звукового сопровождения, комментирование игровых ситуаций.

Итак, нужно отметить, что методика применения видеофонограмм имеет свои сложности  многие стороны ее применения до настоящего времени недостаточно исследованы [11, С. 18-19].

 

3 Использование информационных  технологий в процессе совершенствования  иноязычных грамматических навыков  у учащихся старших классов

Внедрение требований нового государственного Стандарта общего среднего образования по иностранному языку требует использования технологий, вовлекающих учащихся в процесс самостоятельного поиска и обработки информации, позволяющий накапливать, организовывать и структурировать знания о мире, концептуализировать различные, в том числе грамматические, явления. В частности, выдвигается предположение о том, что технологизация процесса обучения иностранному языку, в том числе иноязычной грамматике, на старшей ступени школы может осуществляться за счёт более рационального отбора и структурирования учебного материала, его предъявления учащимся с учётом развития познавательной деятельности личности. Это позволит обеспечить:

- взаимосвязанное коммуникативное, социокультурное и когнитивное развитие учащихся как средство и результат формирования поликультурной многоязычной личности;

- эффективное усвоение учащимися программных требований, необходимых для сдачи выпускного экзамена по иностранному языку;

- развитие автономии учащихся в учебной деятельности.

Активное внедрение информационных, в том числе телекоммуникационных, технологий в организацию самостоятельной учебной деятельности учащихся по изучению иностранного языка рассматривается как один из эффективных путей построения процесса обучения, поскольку информационные технологии позволяют интенсифицировать процесс обучения посредством воздействия на резервы памяти, мышления учащихся, их эмоции, мотивы и интересы. Рассмотрим потенциальные возможности использования указанных технологий для совершенствования речевых грамматических навыков в старших классах средней школы в рамках интегральной технологии В. В. Гузеева. С учётом специфики предмета "Иностранный язык" интегральная технология В. В. Гузеева основана на следующих положениях:

- укрупнение единиц языкового материала и их усвоение с помощью целенаправленного комплекса коммуникативных заданий, что позволяет осуществлять коммуникативно-когнитивный подход к изучению языкового материала;

- планирование результатов обучения по трём уровням: репродуктивно-продуктивный, продуктивный и продуктивно-творческий; создание системы трёхуровневых задач для корректирующего контроля, что позволяет использовать современные технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса;

- психологизация образовательного процесса, что реализуется в учёте теории поэтапного формирования умственных действий, организации проблемного обучения, опоре на внутреннюю мотивацию познавательной деятельности и способствует активизации речемыслительной деятельности учащихся;

- компьютеризация учебно-воспитательного процесса, что даёт широкие возможности для применения информационных технологий.

В рамках интегральной технологии процесс  изучения темы-проблемы выглядит следующим  образом.

Схема 1.

 

Рассмотрим данную схему с точки зрения возможностей использования информационных технологий для формирования и совершенствования речевых грамматических навыков. Обратимся прежде всего к Мини-лекциям по грамматике, которые представляют собой знаниевый компонент в овладении языковой компетенцией. С помощью Мини-лекций осуществляется презентация определённого грамматического концепта, при этом языковой материал представлен в них во взаимосвязи его формы, значения и функции. Лекции содержат информацию о существенном, типичном и возможном в данном фрейме; эта информация структурируется по классам и категориям, формулируются правила в значимых пропозициях, чтобы последние могли стать процедурными знаниями. Если у преподавателя есть свой сайт, то цикл лекций можно разместить на сервере, предоставляя учащимся возможность ознакомиться с теоретическим материалом в автономном режиме. В условиях небольшого количества аудиторных часов учителя могут обратиться к подкастингу [19, С. 30-34], подкрепляя цикл лекций в формате Word аудиофайлами с лекционным материалом. Подкастинг представляет собой персонифицированный медиапродукт, позволяющий использовать скачанные и загруженные в память MP3-плеера аудиофайлы в любое время, в комфортном режиме, без подключения к сети Интернет и, немаловажно, необходимое для полною понимания количество раз. По мере необходимости учебный материал может обновляться и корректироваться учителем. Учащиеся получают возможность скопировать его на удобный для них носитель (СD, flash card. iPod, smart phone, palm comp и т. д.), работать в автономном режиме в любом месте и в удобное для них время. На аудиторных занятиях учитель завершает презентацию грамматического концепта с помощью иерархически организованных вопросов по содержанию лекции для активизации индуктивного и дедуктивного мышления у учащихся. В процессе данного взаимодействия у учащегося формируется ментальная репрезентация грамматических явлений, выполняются операции их отождествления и различения. Такая форма работы позволяет осуществлять первичные действия с грамматическим концептом, структурировать языковой материал в долговременной памяти, четко очерчивая границы данного концепта. На этапе формирования речевых грамматических навыков учащиеся могут обратиться прежде всею к on-line ресурсам Интернета, сопровождающим вариативные компоненты учебно-методических комплексов. При изучении, например, такого грамматического явления, как First Conditional (на уровне Рте-Intermediate), учитель может организовать самостоятельную работу учащихся с использованием имитационных, подстановочных и трансформационных грамматических упражнений на сайтах www.oup.com/elt/englishtile, wvvw.oup.com/elt/headway, www.oup.com/elt/horizons, www.macmillanenglish.com/inspiration, wvvw.macmillanenglish.com/moveahead и других. В процессе интерактивной деятельности учащихся по усвоению формы и функции грамматического явления происходит концентрическое накопление знаний и формирование на их основе языкового и когнитивного опыта учащихся. Приобретённый опыт фиксируется когнитивными структурами учащихся, формируются индивидуальные грамматические концепты.


Конструирование грамматического  концепта, его видоизменение и обогащение новыми знаниями на этапе совершенствования речевых грамматических навыков можно осуществлять с помощью комплекса коммуникативных заданий, имеющихся в учебных пособиях, либо на основе ресурсов, предоставляемых информационными технологиями. Для интериоризации усвоенных правил и компонентов действия, а также с целью совершенствования грамматических навыков учащиеся могут обратиться к интерактивным языковым играм, предложенным на вышеназванных сайтах. В процессе выполнения заданий условно-речевого характера индивидуальные ментальные репрезентации грамматических явлений перестраиваются и дополняются, языковой грамматический навык приобретает такие свойства, как автоматизированность, устойчивость и осознанность.

В целях более успешного формирования и совершенствования речевых грамматических навыков можно также использовать CD-ROM приложения к грамматическим курсам и справочникам. В качестве примера приведем серию пособий "Oxford Practice Grammar", рассчитанную на разные уровни языковой подготовки учащихся (Elementary, Intermediate, Advanced). Комплекс интерактивных заданий включает:

-  упражнения на поиск и исправление ошибок, что позволяет учащимся отслеживать 
ошибки, в том числе и собственные;

- речевые упражнения на материале диалогов, интегрирующие элементы говорения 
и восприятия речи на слух для формирования речевой компетенции;

- аудиозадания для дифференциации функциональных особенностей грамматическихявлений;

- тесты, построенные по принципу "множественного выбора", для промежуточного контроля сформированности грамматических навыков и обеспечения обратной связи.

Все вышеупомянутые ресурсы дают возможность "увидеть" правила на практике, накопить опыт их применения, интегрировать материал в семантические сети, подготовить учащихся к осуществлению различных видов речевой деятельности на основе приобретённых знаний и сформированных грамматических навыков.

Для совершенствования речевых грамматических навыков в условиях самостоятельной учебной деятельности целесообразно также применять мультимедийные обучающие программы, предполагающие использование текста, звука, цвета, графики и движения. Звук включает в себя речь, музыку, различные звуковые эффекты. Графика представлена рисунками, символами, фотографиями, сканированными изображениями, геометрическими фигурами. Мультимедийные программы включают три вида движения: видео (как последовательность фотографий), квазивидео (как последовательность кадров) и анимацию (как последовательность рисованных изображений). Как свидетельствует практика, наибольший эффект в обучении грамматике достигается тогда, когда мультимедийные программы по отдельным грамматическим темам организованы в единый комплекс с чёткой структурой, единообразными подходами к презентации и закреплению нового грамматического материала, промежуточному контролю и оценке знаний и навыков учащихся, а также со стандартизированным комплексом заданий и упражнений. Такая "унификация" учебного материала на ориентировочной и исполнительской стадии существенно облегчает учебную деятельность пользователя, поскольку даёт ему возможность прогнозировать каждый этап работы с программой. Для отработки различных грамматических структур английского языка можно использовать такие обучающие компьютерные программы, как "Bridge to English" (включает 20 уроков), "English Gold" (включает 144 опорных микродиалога), раздел "Грамматика" программы "Профессор Хиггннс" (состоит из 130 автономных уроков по 12 грамматическим темам) и другие.

В интегральной технологии В. В. Гузеева  карточки контроля и самоконтроля, являясь диагностическим срезом для поурочной оценки сформированности грамматических навыков, представляют собой управляющий компонент. Карточки разрабатываются на основе материала Мини-лекций по грамматике таким образом, чтобы можно было осуществить индивидуальный поуровневыи подход к контролю сформированности лексико-грамматических навыков. При наличии в школе соответствующей материально-технической базы этот компонент также можно компьютеризировать, например, с использованием инструментальной тестовой среды "Десятибалльный мониторинг", разработанной УII "Инфотриумф" (Республика Беларусь). Учащимся с более низким уровнем подготовки предлагаются задания репродуктивпо-продуктивного уровня (например: поставьте глаголы в правильную форму; вставьте артикль; вставьте предлог и т. д.). Тем, кто сильнее подготовлен,  задания продуктивного уровня (например: составьте распространённое повествовательное предложение из данных слов или фраз, соблюдая правильный порядок слов, и т. д.). Группе предлагается от трёх до двенадцати вариантов, проверка осуществляется либо компьютером (в случае его использования), либо учителем, либо самими учащимися в парах (для чего раздаются карточки с ключами). После проверки осуществляйся рефлексия с использованием социальных и компенсаторных стратегий.

Аналогично с использованием Тестовой среды "Десятибалльный мониторинг" может осуществляться промежуточный и итоговый контроль сформированности языковых и речевых навыков. Данная среда позволяет предъявлять разные виды тестовых заданий: открытые, закрытые (единственный или множественный выбор), на установление соответствия, на установление правильной последовательности, задания, требующие развёрнутого письменного или устного ответа, и другие. При настройке свойств теста учитель имеет возможность максимально индивидуализировать процесс контроля: задать разные режимы предъявления теста учащимся, установить время на выполнение отдельных заданий или всего теста, определить последовательность их выполнения, распределить задания по уровням сложности, установить шкалу перевода баллов в оценки в соответствии с требованиями Единого Речевого Режима.

Для осуществления гибко управляемой самостоятельной учебной деятельности можно воспользоваться программно-методическим комплексом (ПМК) серии "Школьный наставник. Компьютерное обучение" (версия 1.2), разработанным НП ООО "ИНИС-Софт" (Республика Беларусь). Учебный курс ПМК состоит из разделов, содержащих определённое количество учебных элементов. Учебный элемент представляет собой фрагмент теоретического или практического учебного материала. Следует отметить, что с каждым учебным элементом связан набор коррекционных тестов, сформированный таким образом, что в него входят однотипные тестовые задания, позволяющие отработать учебный элемент в целом либо его фрагмент. Для выявления пробелов в учебных элементах, относящихся к определённому разделу, используются диагностические тесты под названием "Тематическая диагностика". Следует отметить, что этот комплект не соотносится с определённым учебно-методическим комплексом и, являясь универсальным, может содержать, задания по неизученным на этом этапе темам. Сильная сторона предлагаемых тестов заключается в том, что все неверно выполненные тестовые задания программа направляет в специальный раздел "Работа над ошибками". Из невыполненных заданий сначала формируется блок "Работа над ошибками. Тест 1", но если количество ошибок превышает двадцать, то формируется новый блок "Работа над ошибками. Тест 2" и так далее. Для визуального контроля усвоения учебных элементов в ПМК предлагается система цветовых индикаторов. Учебные элементы имеют следующие цвета:

Информация о работе Использование информационных технологий в процессе совершенствования иноязычных грамматических навыков у учащихся старших классов