Лексический состав предвыборных речей представителей СДПГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 07:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы определяется глобальными процессами в современной коммуникации, которая становится все более массовой и качественной. Этим объясняется возросший интерес к риторике, появление огромного числа конференций и форумов, в которых профессионалы делятся собственным опытом создания речей. В современную эпоху массовой политизации общественного сознания политический дискурс активно развивается и трансформируется под воздействием изменений в политической ситуации. Политические изменения в стране ведут за собой изменения в общественном сознании, отражающиеся на системе языка в целом, и в частности, на языковых средствах, используемых в политическом дискурсе, в частности, в предвыборном политическом дискурсе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……..2
Глава 1. К определению понятия «дискурс»…………………………………....5
1.1. О соотношении понятий «дискурс» и «текст»……………………………..5
1.2. Предвыборный политический дискурс………………………………….....10
1.3. Жанры политического дискурса……………………………………………21
Глава 2. Лексический состав предвыборных речей представителей СДПГ….27
2.1. Понятие «номинация» и ее основные характеристики……………………27
2.2. Классификация лексического состава предвыборных речей……………..30
Заключение………………………………………………………………………..42
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 346.50 Кб (Скачать файл)

Каждый из перечисленных параметров дискурса является достаточным для выделения определенного дискурсного образования по каналу или способу общения.

Будучи разновидностью политического дискурса, предвыборный дискурс также подлежит определению с позиций институциональности. Полевый подход к анализу социолингвистической структуры политического дискурса [Шейгал, 2004] сохраняет свою актуальность и для изучения его частной разновидности: в предвыборном дискурсе также можно выявить признаки других статусно ориентированных и личностно ориентированных дискурсов.

К конститутивным признакам предвыборного дискурса относятся такие параметры, как:

  • полисубъектность (обеспечивается участием нескольких кандидатов на пост президента страны);
  • публичность (объясняется наличием широкой адресной аудитории — граждан страны, обладающих конституционно закрепленным избирательным правом);
  • конвенциональность — средство завоевания расположения избирателей и привлечения их на свою сторону путем достижения соглашения с избирателями;
  • оценочность — обязательный атрибут предвыборной коммуникации, связанный с тем, что избирателю необходимо оценить профессиональные и личные достоинства каждого из субъектов дискурса для принятия осознанного решения. Кроме того, оценке самого кандидата (чаще негативной) подвергаются и другие участники дискурса — политические оппоненты, действующий аппарат власти, в некоторых случаях даже представители прямой адресной аудитории;
  • агональность, функцией которой является обозначение круга «своих» и «чужих» как наиболее прототипных для предвыборной коммуникации;
  • агрессивность проявляется в следующем: в дискредитации соперника с целью доказательства его профессиональной и иной несостоятельности и, как следствие, неспособности занимать пост, на который он претендует; в широкомасштабной критике действующих государственных структур. Нередко объектами агрессии становятся и представители избирателей. Более того, истории проведения предвыборных кампаний известны случаи реализации актов не только речевой, но и физической агрессии;
  • отстаивание собственной точки зрения субъектом предвыборного дискурса как аргумент в пользу достоинств кандидата и его политической программы;
  • информативность — необходимая составляющая предвыборного дискурса, ответственная за обеспечение избирателей адекватной информацией о баллотирующемся политике, его предвыборной платформе, профессиональных достижениях и т. д.;
  • смысловая неопределенность предвыборного, равно как и политического дискурса, обусловлена рядом семантических (абстрактность и широта, сложность значения, отсутствие четких различий у слов с градуальным значением, относительность обозначения и т. д.) и прагматических факторов (ведущая роль прескриптивно-побудительной и воздействующей функции политического языка, манипулятивность предвыборной коммуникации);
  • динамичность проявляется в изменчивости наиболее актуальной и употребительной части политического словаря;
  • фактор массмедиа состоит в том, что СМИ выполняют функцию медиатора между субъектом и народом. По оценке организаторов предвыборных кампаний, СМИ принадлежит ключевая роль в создании информационного пространства предвыборной коммуникации (адресная аудитория получает возможность стать свидетелем и непосредственным наблюдателем политических событий);
  • дистанцированность сводится к существующему разделению политиков и народа, проявляющемуся физически, коммуникативно, символически, психологически и информационно. Однако в предвыборной коммуникации предпринимаются попытки преодоления разрыва между избирателями и кандидатами для формирования доверия к последним;
  • авторитарность состоит в дистанции, варьируемой по оси «монологичность — диалогичность», причем образцы монологичного по форме и содержанию общения мы встречаем даже в предвыборных дискурсах государств, избравших демократический путь развития;
  • театральность предопределена спецификой адресата предвыборной коммуникации (массовый наблюдатель), проявляется в сюжетно-ролевом компоненте и метафорике;
  • агитационность детерминирована направленностью предвыборного дискурса на оказание влияния на прямую адресную аудиторию;
  • создание ярких, узнаваемых образов политиков-номинантов на пост президента как способ самопрезентации кандидата;
  • стремление к апологизации проявляется в презентации субъекта предвыборного дискурса как наиболее перспективного и достойного кандидата на искомый пост;
  • идеологичность проявляется в том, что все участники предвыборной коммуникации выступают субъектами идеологии, ретранслирующими определенную систему взглядов и ценностей;
  • мифологичность — среда, необходимая для существования и поддержания характерных образов, стереотипов, воззрений, верований и т. д.;
  • прогностичность проявляется в попытках населения страны, в том числе претендентов на пост президента, и всего мирового сообщества предугадать результат предстоящих выборов. Сам результат, в свою очередь, рассматривается как основополагающий фактор для определения курса страны на следующие четыре года;
  • манипулятивность предвыборного дискурса обусловлена рядом прагматических факторов, обеспечивающих привлечение максимально возможного количества избирателей на сторону баллотирующегося кандидата;
  • экспрессивность — обязательный атрибут предвыборной коммуникации, призванный убедить избирателей в гражданской ответственности и профессиональном неравнодушии субъектов дискурса. Степень экспрессивности непосредственно зависит от жанровой формы, реализующей дискурс, а в некоторых случаях и от индивидуального стиля самого субъекта;
  • инспиративность предопределена интенциональной составляющей предвыборного дискурса, а именно ориентированностью на побуждение, стимулирование к определенным действиям, воодушевление адресата на принятие необходимого политику электорального решения;
  • аргументированность — взвешенная, обдуманная презентация содержания предвыборного дискурса, обладающая значительным манипулятивным потенциалом.

Объективное исследование предвыборного дискурса возможно лишь в случае использования комплексного подхода к его изучению, сочетающего элементы дескриптивного, дискурсивного и когнитивного подходов.  
При предлагаемом подходе в фокусе внимания исследователя оказываются:  
1) содержательная сторона текстов предвыборного дискурса, изучение которой дополняется глубоким и последовательным анализом языковых средств, риторических приемов и манипулятивных стратегий, используемых политиком для воздействия на сознание адресата;  
2) каждый конкретный текст «с учетом политической ситуации, в которой он создан, с учетом его соотношения с другими текстами, целевых установок, политических взглядов и личностных качеств автора, специфики восприятия этого текста различными людьми, а также той роли, которую этот текст может играть в системе политических текстов и — шире — в политической жизни страны» [Чудинов, 2003];  
3) когнитивная база предвыборного дискурса, эксплицирующая ментальные схемы субъектов коммуникации. 

1.3. Жанры политического  дискурса

В лингвистике немало работ было посвящено проблемам предвыборного дискурса, однако, недостаточно внимания было уделено проблемам жанров данного подвида политического дискурса. Наиболее исследованными в современной лингвистике оказываются речевые жанры, жанры общения, риторические жанры, научные жанры, художественные жанры и т.д. Существуют различные взгляды на понятие жанра в целом.

Так, К.Ф. Седов понимает жанр как «вербальное отражение интеракции, социально-коммуникативного взаимодействия индивидов» [Седов, 2004, с. 69].

Жанр, по мнению М.П. Брандес, – это динамическая модель, или форма, которая воплощается в некотором множестве конкретных речевых произведений [Брандес, 1990, с. 29].

С точки зрения В.Е. Гольдина и О.Н. Дубровской, жанр представляет собой тип, форму, коммуникативную организацию речевого действия и соответствующего речевого произведения, либо представление, знание о типах, формах, коммуникативной организации речевых действий и соответствующих речевых действий и речевых произведений [Гольдин, Дубровская, 2002].

В.И. Карасик, в свою очередь, считает, что жанр – это стандартная языковая форма передачи типизируемого содержания [Карасик, 1992].

В.В. Дементьев предлагает рассматривать жанр как средство формализации социального взаимодействия [Дементьев, 2002]. По мнению Е.В. Бакумовой, жанр следует рассматривать как особый вид текста, который характеризуется, прежде всего, типом связи, устанавливаемой между пользователем текста и его определенными характеристиками [Бакумова, 2002].

Критерием выделения жанров может служить наличие событийности, или коммуникативной ситуации, на базе которой в зарубежной лингвистике принято выделять такие жанры, как программная речь, предвыборная речь, речь при вступлении в должность президента и т.д. [Joslyn, 1986, с. 303]. Исходя из этого, можно отметить, что речевые жанры понимаются как формы организации речевого действия и соответствующего речевого поведения, которые характеризуются определенными коммуникативными целями и строятся на основании определенной коммуникативной ситуации.

А.Н. Купина выделяет пять используемых в современных избирательных кампаниях блоков жанров влияния на адресата: жанры протеста, поддержки, рационально-аналитические и аналитико-статистические жанры, юмористические жанры и виртуально ориентированные низкие жанры [Купина, 2000, с. 223].

Принято считать, что политический дискурс как многомерное образование представляет собой пространство бытования различных речевых жанров. Классификация данных жанров осуществляется по следующим параметрам/критериям:

  • официальность/неофициальность политической коммуникации;
  • субъектно-адресные отношения;
  • событийная локализация;
  • прототипность/маргинальность;
  • функциональность [Шейгал, 2000, с. 255–270].

Для определения официальности/неофициальности общения важно понять, являются ли партнёры по коммуникации представителями политических институтов или выступают как личности, представляющие лишь самих себя. К жанрам официальной политической коммуникации относят пресс-конференции; публичные политические дискуссии; законы, указы и другие политические документы; международные переговоры; предвыборные дебаты. Жанры неофициального политического общения представлены разговорами о политике в семье, с друзьями; анекдотами и слухами. Срединное положение занимают самиздатовские листовки и граффити; телеграммы и письма граждан; политический скандал; интервью.

Под субъектно-адресными отношениями понимают три разновидности взаимоотношений: общественно-институциональную коммуникацию, коммуникацию между институтом и гражданином и коммуникацию между агентами в институтах.

В первом случае коммуникация осуществляется с помощью жанров, либо предполагающих наличие обезличенных высказываний институтов (декреты, законы, призывы, лозунги, плакаты), либо представляющих высказывания отдельных политических деятелей как представителей институтов (указ президента, публичная речь).

Во втором случае актуально разграничение понятий политической деятельности и политического участия [Шейгал, 2000, с. 258]. Жанры политического участия представлены обращениями, листовками, выступлениями на митингах, петициями, голосованием на выборах.

В третьем случае разграничиваются две сферы: внутренняя и внешняя. К внутренней сфере относятся такие жанры, как закрытое заседание, служебная переписка и т.д. Для публичной коммуникации характерны следующие жанры: парламентские дискуссии, послание президента конгрессу, доклад на съезде, партийная программа, переговоры, встречи политических деятелей.

Под событийной локализацией понимают отнесённость дискурсных образований к тому или иному политическому событию. События политической жизни делят на цикличные, календарные и спонтанные [Шейгал, 2000, с. 265].

К цикличным политическим событиям можно отнести предвыборную кампанию и выборы, церемонию инаугурации, съезды партии. Календарные события предсказуемы, планируются заранее. К ним относятся парламентские слушания, встречи депутатов с избирателями, переговоры. К числу спонтанных, незапланированных событий можно отнести демонстрации, скандалы, референдумы. Многие политические события вбирают в себя несколько речевых жанров. Например, митинг состоит из объявлений, сообщений о развитии событий, спонтанных дискуссий, споров, лозунгов, плакатов, частушек, прибауток и т.д. [Китайгородская, Розанова, 1995, с. 48–49].

Прототипность/маргинальность определяется в соответствии с позицией жанра в полевой структуре жанрового пространства политической коммуникации. К прототипным жанрам относят жанры институциональной коммуникации, составляющие основу политической деятельности: речи, заявления, дебаты, партийные программы, лозунги, декреты и т. д. Маргинальные жанры представляют собой реакцию на то или иное политическое событие. К таковым относятся интервью, анекдоты, аналитические статьи, мемуары, письма читателей, граффити, карикатура и т.д.

В функциональном аспекте жанры политического дискурса делятся на ритуальные/интегративные (инаугурационная речь, юбилейная речь), ориентационные (указы, конституция, партийная программа) и агональные (лозунг, предвыборные дебаты, парламентские дебаты). Данное деление основано на базе семиотической триады «интеграция – ориентация – агональность» [Шейгал, 2000, с. 273].

В связи с вышесказанным дадим определение ключевого понятия работы –предвыборная речь. Предвыборная речь - прототипный жанр речевой коммуникации, составляющий основу политической деятельности, относится к цикличным политическим событиям (время предвыборной кампании), с точки зрения функционального аспекта - агональная.

Известно, что предвыборная речь кандидата всегда является заметным событием предвыборной кампании и активно обсуждается журналистами, политиками, политическими аналитиками и обычными гражданами — потенциальными избирателями, как в официальных СМИ, так и в неофициальном интернет-пространстве. Считается, что «речевое воздействие в политической речи имеет комплексный характер, поскольку в основе любого политического выступления лежит стремление оратора воздействовать не только на рассудочную, рациональную, но и эмоциональную сферу слушателей» [Лаврова, 2009].  
Текст предвыборного выступления отличается особым отбором языковых средств и стилистических приемов разных уровней языка, которые создают риторические структуры, оказывающие эмоциональное воздействие на избирателей. 

Выводы по 1 главе

Подводя итоги, следует отметить, что в теоретической части работы были рассмотрены такие ключевые понятия, как «дискурс», его типы и подтипы, «текст», а также даны различия между этими понятиями. Были определены главные задачи политической лингвистики, дано определение понятию «предвыборный дискурс», освещены критерии выделения его жанров. Было определено ключевое понятие курсовой работы - жанр предвыборной речи.

Исходя из вышеизложенного, можно определить понятие «дискурс» как совокупность текстов (как устных, так и письменных) в рамках определенной языковой среды. Дискурс делится на два типа: институциональный и персональный. Институциональный вид дискурса выделяет, в свою очередь, несколько подвидов: политический, дипломатический, рекламный, научный, спортивный и т.д.

Текст - человеческая мысль, зафиксированная в устном или письменно виде на каком-либо материальном носителе, имеющая определенную последовательность символов.

Предвыборный дискурс - один из видов политического дискурса; особая разновидность коммуникации, имеющая привязку к определенному месту и времени и обслуживающая определенную сферу, в данном случае, это предвыборная кампания и политические выборы.

Предвыборная речь - прототипный жанр речевой коммуникации, составляющий основу политической деятельности, относится к цикличным политическим событиям (время предвыборной кампании), с точки зрения функционального аспекта - агональная.

 

Глава 2 Лексический состав предвыборных речей представителей СДПГ

2.1. Понятие «номинация» и ее основные характеристики

Непосредственным объектом анализа является ораторская речь политических деятелей (на примере речей немецких политиков). Это речи, произнесенные перед аудиторией, перед публикой в условиях непосредственного контакта между оратором и слушателями. Особый интерес для нас в данном исследовании представляют языковые единицы, используемые в текстах.

По словам А.Н. Кожина, слово — важнейшая единица языка, закрепляющая в соответствующих формах языковой материи идеальные значимости как понятийно-чувственные концепты рационального и наглядно-образного познания, то есть всевозможные виды зрительного, слухового и пространственного представления вещей, предметов, явлений. Внеязыковая реальность при абстрактном или образном мышлении находит специфическое отражение в лексической абстракции слова, содержание которой может быть предметно-логическим и эмоционально-оценочным, образным и безобразным, классифицирующим и характеризующим, устойчивым и подвижным, то есть лексический потенциал слова может выступать как совокупность различного типа значений, осмыслений, употреблений [Кожин, 1986].

Информация о работе Лексический состав предвыборных речей представителей СДПГ