Место обучения письму на уроке иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

Письменная речь рассматривается в качестве творческого коммуникативного умения, понимаемого как способность изложить в письменной форме свои мысли. Для этого надо владеть орфографическими и каллиграфическими навыками, умением композиционно построить и оформить в письменном виде речевое произведение, составленное во внутренней речи, а также умением выбрать адекватные лексические и грамматические единицы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы обучения письменной речи……………………………...5
1.1. Особенности письменной речи…………………………………………………..5
1.2. Цели и задачи обучения письменной речи……………………………………...7
1.3. Содержание обучения письму……………………………………………….....10
1.3.1. Обучение графике……………………………………………………………..10
1.3.2. Обучение орфографии…………………………………………………….…..12
Выводы по первой главе………………………………………………………….…14
2. Место обучения письму на уроке иностранного языка ………….…………….15
2.1. Обучение письму на разных этапах развития……………………………..…..15
2.1.1. Обучение письму на начальном этапе……………………………………….15
2.1.2. Обучение письму на среднем этапе……………………………………...…..19
2.1.3. Обучение письму на старшем этапе…………………………………...……..21
2.2. Трудности в овладении письменной речью…………………………………...24
Выводы по второй главе………………………………………………………….….25
Заключение…………………………………………………………………………...27
Приложения………………………………………………………………………..…28
Литература………..…………………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

МЕСТО ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.docx

— 175.07 Кб (Скачать файл)

Долгое время обучению письму в  общеобразовательной школе придавалось  второстепенное значение. В настоящее  время представленные в Программе  умения письменной речи свидетельствуют  о её сложности как вида деятельности, следовательно, необходимости уделять  в процессе обучения этому аспекту  более пристальное внимание.

С первых уроков обучения письму много  времени отводится формированию умения списывать слово с доски, учебника, специально изготовленных  карточек, при этом важно научить второклассников списывать слово целиком, а не по буквам или слогам. Для этого проводится следующая работа:

  • учащиеся получают задание запомнить то или иное слово в течение некоторого времени, стараются его сфотографировать глазами, затем по сигналу учителя воспроизводят слово, изображая его или в воздухе, или на листке бумаги;
  • после запоминания определенного слова 2-3 ученика одновременно записывают его на доске - мини-конкурс на лучшее написание слова (в данном случае учитывается не только орфография, но и каллиграфия);
  • парная работа учеников: слово пишется в тетради или на листочке поочередно, записи проверяются совместно (если в паре нет сильного учащегося, учитель помогает в проверке).

Разумеется, время запоминания  слова варьируется в зависимости  от сложности слова и степени  обученности учащихся. Во втором классе использую следующие упражнения:

  • найти среди данных букв пары заглавных и прописных, записать их;
  • расположить данные буквы в алфавитном порядке (даются выученные уже буквы, необязательно весь алфавит);
  • найти данную букву (буквосочетание) в следующих словах, выпиши слова с ней (ним);
  • написать прописными буквами данные печатные слова (предложения);
  • найти транскрипцию для указанных слов;
  • списать слова, подчеркнуть синим букву b, а зеленым букву с;
  • вставить пропущенные буквы (буквосочетания);
  • поставить нужный артикль к существительному.

От работы над словом надо постепенно переходить к работе над небольшими предложениями, одновременно с этим необходимо закрепить в сознании детей структуру французской  фразы. Постепенно делается переход  к написанию слов под диктовку: сначала с предварительной зрительной опорой, потом без нее. Первые диктанты носят буквенный характер, затем  проводятся словарные диктанты, позднее - это 2-3 предложения, связанные или  не связанные общим содержанием. В третьем классе кроме обычных диктантов Diсtée préparée (5-8 предложений) добавляются самодиктанты (до пяти предложений).

Таким образом, диктант выступает  не только в качестве контроля, но и  как способ обучения орфографии. Работа над орфографией в 3-м классе усложняется, появляются (наряду со многими, используемыми  еще во 2-м классе) такие виды упражнений:

  • списывание с выделением определенных букв или буквосочетаний;
  • выборочное списывание слов, написание которых подчиняется определенному правилу орфографии;
  • списывание со вставкой прописных букв или буквосочетаний (нескольких);
  • списывание слов с их группировкой по какой-либо орфографической закономерности.

Умение выражать свои мысли в  письменной форме осуществляется на базе упражнений репродуктивного характера (написание текста с опорой на образец), репродуктивно-продуктивного (построение собственного письменного высказывания с использованием вербальных и вербально-изобразительных  опор), продуктивного характера (без  непосредственной опоры на вербальные элементы). Переход к свободному письму можно облегчить, используя  шаблоны-карточки с неполными предложениями.

Можно выделить следующие особенности  в обучении письму:

  • произносительный навык формируется быстрее и отличается большей прочностью;
  • младшие школьники осознаннее начинают читать, процесс автоматизации навыка проходит успешнее, правила чтения запоминаются легче и быстрее, их можно использовать как страховку от ошибок;
  • школьники пишут осознаннее и с удовольствием, т.к. технический навык письма развивается не только на уроках, но и дома.
  • чтение подкрепляется письмом, что важно для межкультурной коммуникации.

 

2.1.2. Обучение письму  на среднем этапе

 

Средний этап обучения письму включает как неспециальные упражнения, так  и специальные, причем в 5-7-м классах  преобладают специальные, а в 8-9-м - неспециальные.

Неспециальные упражнения, то есть все  письменные лексические, грамматические и лексико-грамматические упражнения, данные в учебниках, развивают и  укрепляют орфографические умения учеников. Это, прежде всего написание  слов, обозначающих предметы школьного  обихода, а также несложная бытовая  лексика, названия игрушек, животных и  т.д.

К специальным упражнениям данного  этапа обучения можно отнести  следующие:  
     5-6-й классы:

  • выбрать из списка слова, соответствующие предметным картинкам, записать их под тем номером, что и картинка;
  • используя картинки, подставить в слова под ними недостающие буквы;
  • записать слова (5-7) по памяти;
  • составить предложения (2-3) по образцу;
  • объединить два предложения в одно;
  • расширить (сократи) предложения по образцу;

      7-9-й классы:

  • составить план текста и записать его;
  • выписать из текста предложения (с какой-либо определенной целью: грамматической, лексической);
  • сократить (расширить) текст;
  • составить серию вопросов к тексту;
  • описать картинку, комиксы;
  • передать диалог в форме связного рассказа;
  • трансформировать прямую речь в косвенную (passé simple в passé composé).

Сюда же следует отнести диктанты (слуховой, зрительный, самодиктант, контрольный), а также изложение и сочинение.

     В 5-м и 6-м классах используется большое количество неспециальных упражнений, представленных, в достаточном количестве в учебниках. Необходимо стараться находить на уроке время сделать 1-2 предложения (письменно) из упражнения, которое дается детям в качестве домашнего задания. Из письменных классных работ чаще других пишутся словарные диктанты, а из творческих - письма французским детям с определенной тематикой (или по выбору учеников). Письменные словарные работы (зачёты) по отдельным параграфам проводятся после фронтального и индивидуального опросов учащихся по изученной в данном уроке лексике, после устной и письменной проработки сложной лексики. Работа может проводиться в виде словарного диктанта, переводного, записи слов на определенные буквы, всех слов (если их не больше 10-12 - по памяти, и т.д.).

Частота употребления в речи и сложность  орфографии являются определяющими  критериями при выборе лексики для  зачета. Следующий после зачета урок посвящается анализу работ, а  домашнее задание - работе над ошибками.

В 7-м классе к перечисленным  выше видам работы по обучению навыкам  письма добавляется изложение. Работа над изложением усложняется постепенно, а также варьируется из урока  в урок.

В 8-м классе начинают преобладать  неспециальные письменные упражнения, поскольку программа предполагает очень большое количество лексического и грамматического материала. Основную массу письменных упражнений учащиеся выполняют дома, но учитель разъясняет сложности и закономерности их выполнения. Если позволяет время на уроке, можно  предложить ученикам выполнить письменно 1-2 предложения.

Лучше всего, если один из сильных  учеников сделает это задание  на доске, тогда преподаватель будет  иметь возможность еще раз  наглядно объяснить грамматическое или лексическое явление, а также  проконтролировать сформированность навыка письма этого явления. В 8-м и 9-м классах используются следующие упражнения (кроме привычных уже с 5-7-го класса):

  • записать под диктовку предложения с грамматическим (лексическим и т.д.) явлением;
  • озаглавить абзацы текста;
  • составить тезисы к каждой смысловой части текста;
  • переписать абзац, исключая из него второстепенные слова и предложения;
  • выписать из текста 7-10 наиболее значимых с точки зрения содержания предложений;
  • составить план пересказа;
  • написать письмо воображаемому адресату о...;
  • извлечь из текста информацию о... для письменного сообщения.

 

2.1.3. Обучение письму  на старшем этапе

 

Развитие письменной речи в 11-м  классе осуществляется в двух направлениях: с одной стороны, это овладение  жанрами письменной речи, которые  используются в реальном общении: бытовые  и деловые письма, аннотации, рефераты, конспекты; с другой стороны, это  сочинения и изложения, которые  способствуют совершенствованию как  письменной, так и устной речи, расширению и обогащению языкового запаса.

Содержание письменного речевого произведения определяется его деятельностной целью и задачами, такими, как  эмоциональное взаимодействие, эмоциональное  воздействие, обращение за помощью, управление деятельностью, запрос информации, передача информации, выполнение делопроизводительных формальностей, сохранение информации, письменное выражение творческого  потенциала человека.

Мыслительное содержание определяет форму письменного произведения. К формам письменных речевых произведений, которые могут быть включены в  содержание обучения, относятся:

  • поздравительные открытки;
  • объявления-информации (о поиске работы, о приеме на работу, о событиях спортивной и культурной жизни);
  • приглашения;
  • личные письма;
  • деловые письма;
  • автобиографические сведения;
  • рецепты (кулинарные, как известные, так и собственные);
  • диктанты;
  • конспекты (краткое изложение содержания прочитанного);
  • изложение (прочитанного, услышанного);
  • сочинения (интерпретация темы или проблемы).

Цель старшего этапа - обучение действиям, обеспечивающим использование письма в коммуникативных целях, который реализуется упражнениями речевого характера, - сформировать действия, обеспечивающие выражение мыслей в письменной форме.  Главная особенность упражнений этого типа состоит в переключении произвольного внимания учащихся с формальной на смысловую сторону высказывания. Этому способствует определенный уровень автоматизации действий с языковым материалом.

Для формирования действий по аналогии полезны такие упражнения, как  составление письма или описание по образцу, и другие. Умению развернуть высказывание в логической последовательности способствуют упражнения на преобразования (трансформацию) текста. Так, например, ученикам предлагается текст, деформированный  в плане его логического высказывания. Ученикам  надо преобразовать этот текст, логически последовательно изложив его содержание.

Среди многочисленных видов упражнений, направленных на формирование действий компрессии текста, которая лежит  в основе резюме, аннотации и реферата, следует подчеркнуть роль упражнений на нахождение «информативного ядра». В этом случае в каждой части предъявляемого на слух или со зрительной опорой текста ученики должны выбрать предложение (или предложения) с наибольшей информативной нагрузкой. В случае надобности следует произвести необходимые преобразования, для того чтобы выразить основную мысль абзаца одним-двумя предложениями. Это упражнение способствует формированию не только действий по сужению текста, но и дифференциации (ученики должны различать главное и второстепенное в тексте), а также действиям преобразования и замены.

Информация о работе Место обучения письму на уроке иностранного языка