Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 17:44, курсовая работа
Письменная речь рассматривается в качестве творческого коммуникативного умения, понимаемого как способность изложить в письменной форме свои мысли. Для этого надо владеть орфографическими и каллиграфическими навыками, умением композиционно построить и оформить в письменном виде речевое произведение, составленное во внутренней речи, а также умением выбрать адекватные лексические и грамматические единицы.
Введение……………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы обучения письменной речи……………………………...5
1.1. Особенности письменной речи…………………………………………………..5
1.2. Цели и задачи обучения письменной речи……………………………………...7
1.3. Содержание обучения письму……………………………………………….....10
1.3.1. Обучение графике……………………………………………………………..10
1.3.2. Обучение орфографии…………………………………………………….…..12
Выводы по первой главе………………………………………………………….…14
2. Место обучения письму на уроке иностранного языка ………….…………….15
2.1. Обучение письму на разных этапах развития……………………………..…..15
2.1.1. Обучение письму на начальном этапе……………………………………….15
2.1.2. Обучение письму на среднем этапе……………………………………...…..19
2.1.3. Обучение письму на старшем этапе…………………………………...……..21
2.2. Трудности в овладении письменной речью…………………………………...24
Выводы по второй главе………………………………………………………….….25
Заключение…………………………………………………………………………...27
Приложения………………………………………………………………………..…28
Литература………..…………………………………………………………………..34
Долгое время обучению письму в
общеобразовательной школе
С первых уроков обучения письму много времени отводится формированию умения списывать слово с доски, учебника, специально изготовленных карточек, при этом важно научить второклассников списывать слово целиком, а не по буквам или слогам. Для этого проводится следующая работа:
Разумеется, время запоминания
слова варьируется в
От работы над словом надо постепенно
переходить к работе над небольшими
предложениями, одновременно с этим
необходимо закрепить в сознании
детей структуру французской
фразы. Постепенно делается переход
к написанию слов под диктовку:
сначала с предварительной
Таким образом, диктант выступает не только в качестве контроля, но и как способ обучения орфографии. Работа над орфографией в 3-м классе усложняется, появляются (наряду со многими, используемыми еще во 2-м классе) такие виды упражнений:
Умение выражать свои мысли в письменной форме осуществляется на базе упражнений репродуктивного характера (написание текста с опорой на образец), репродуктивно-продуктивного (построение собственного письменного высказывания с использованием вербальных и вербально-изобразительных опор), продуктивного характера (без непосредственной опоры на вербальные элементы). Переход к свободному письму можно облегчить, используя шаблоны-карточки с неполными предложениями.
Можно выделить следующие особенности в обучении письму:
2.1.2. Обучение письму на среднем этапе
Средний этап обучения письму включает как неспециальные упражнения, так и специальные, причем в 5-7-м классах преобладают специальные, а в 8-9-м - неспециальные.
Неспециальные упражнения, то есть все
письменные лексические, грамматические
и лексико-грамматические упражнения,
данные в учебниках, развивают и
укрепляют орфографические
К специальным упражнениям
5-6-й классы:
7-9-й классы:
Сюда же следует отнести диктанты (слуховой, зрительный, самодиктант, контрольный), а также изложение и сочинение.
В 5-м и 6-м классах используется большое количество неспециальных упражнений, представленных, в достаточном количестве в учебниках. Необходимо стараться находить на уроке время сделать 1-2 предложения (письменно) из упражнения, которое дается детям в качестве домашнего задания. Из письменных классных работ чаще других пишутся словарные диктанты, а из творческих - письма французским детям с определенной тематикой (или по выбору учеников). Письменные словарные работы (зачёты) по отдельным параграфам проводятся после фронтального и индивидуального опросов учащихся по изученной в данном уроке лексике, после устной и письменной проработки сложной лексики. Работа может проводиться в виде словарного диктанта, переводного, записи слов на определенные буквы, всех слов (если их не больше 10-12 - по памяти, и т.д.).
Частота употребления в речи и сложность орфографии являются определяющими критериями при выборе лексики для зачета. Следующий после зачета урок посвящается анализу работ, а домашнее задание - работе над ошибками.
В 7-м классе к перечисленным выше видам работы по обучению навыкам письма добавляется изложение. Работа над изложением усложняется постепенно, а также варьируется из урока в урок.
В 8-м классе начинают преобладать
неспециальные письменные упражнения,
поскольку программа
Лучше всего, если один из сильных
учеников сделает это задание
на доске, тогда преподаватель будет
иметь возможность еще раз
наглядно объяснить грамматическое
или лексическое явление, а также
проконтролировать
2.1.3. Обучение письму на старшем этапе
Развитие письменной речи в 11-м классе осуществляется в двух направлениях: с одной стороны, это овладение жанрами письменной речи, которые используются в реальном общении: бытовые и деловые письма, аннотации, рефераты, конспекты; с другой стороны, это сочинения и изложения, которые способствуют совершенствованию как письменной, так и устной речи, расширению и обогащению языкового запаса.
Содержание письменного
Мыслительное содержание определяет
форму письменного
Цель старшего этапа - обучение действиям, обеспечивающим использование письма в коммуникативных целях, который реализуется упражнениями речевого характера, - сформировать действия, обеспечивающие выражение мыслей в письменной форме. Главная особенность упражнений этого типа состоит в переключении произвольного внимания учащихся с формальной на смысловую сторону высказывания. Этому способствует определенный уровень автоматизации действий с языковым материалом.
Для формирования действий по аналогии
полезны такие упражнения, как
составление письма или описание
по образцу, и другие. Умению развернуть
высказывание в логической последовательности
способствуют упражнения на преобразования
(трансформацию) текста. Так, например,
ученикам предлагается текст, деформированный
в плане его логического
Среди многочисленных видов упражнений, направленных на формирование действий компрессии текста, которая лежит в основе резюме, аннотации и реферата, следует подчеркнуть роль упражнений на нахождение «информативного ядра». В этом случае в каждой части предъявляемого на слух или со зрительной опорой текста ученики должны выбрать предложение (или предложения) с наибольшей информативной нагрузкой. В случае надобности следует произвести необходимые преобразования, для того чтобы выразить основную мысль абзаца одним-двумя предложениями. Это упражнение способствует формированию не только действий по сужению текста, но и дифференциации (ученики должны различать главное и второстепенное в тексте), а также действиям преобразования и замены.
Информация о работе Место обучения письму на уроке иностранного языка