Место обучения письму на уроке иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

Письменная речь рассматривается в качестве творческого коммуникативного умения, понимаемого как способность изложить в письменной форме свои мысли. Для этого надо владеть орфографическими и каллиграфическими навыками, умением композиционно построить и оформить в письменном виде речевое произведение, составленное во внутренней речи, а также умением выбрать адекватные лексические и грамматические единицы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы обучения письменной речи……………………………...5
1.1. Особенности письменной речи…………………………………………………..5
1.2. Цели и задачи обучения письменной речи……………………………………...7
1.3. Содержание обучения письму……………………………………………….....10
1.3.1. Обучение графике……………………………………………………………..10
1.3.2. Обучение орфографии…………………………………………………….…..12
Выводы по первой главе………………………………………………………….…14
2. Место обучения письму на уроке иностранного языка ………….…………….15
2.1. Обучение письму на разных этапах развития……………………………..…..15
2.1.1. Обучение письму на начальном этапе……………………………………….15
2.1.2. Обучение письму на среднем этапе……………………………………...…..19
2.1.3. Обучение письму на старшем этапе…………………………………...……..21
2.2. Трудности в овладении письменной речью…………………………………...24
Выводы по второй главе………………………………………………………….….25
Заключение…………………………………………………………………………...27
Приложения………………………………………………………………………..…28
Литература………..…………………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

МЕСТО ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.docx

— 175.07 Кб (Скачать файл)

Для формирования действий, обеспечивающих развертывание (расширение) письменного  высказывания, можно рекомендовать  такие упражнения, как составление  рассказа, аналогичного прослушанного  или прочитанному, по плану, в связи  с данной ситуацией; придумывание начала или конца текста, сочинение в  его различных вариантах, и другие.

На старшем этапе при  работе с иноязычным текстом следует  обучать школьников составлению  реферата и аннотации. Для такой  письменной работы следует пользоваться общественно-политическим, научно-популярным и публицистическим текстами, поскольку  они позволяют формировать умение, необходимое каждому образованному  человеку.

Обучение иностранному языку на старшей ступени направлено на:

  • развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности школьников, позволяющей им быть равноправными партнерами межкультурного общения на иностранном языке в бытовой, культурной и учебно-профессиональной сферах;
  • обучение этике дискуссионного общения на иностранном языке при обсуждении культуры, стилей и образа жизни людей;
  • развитие общеучебных явлений собирать, систематизировать и обобщать культуроведческую и иную информацию, представляющую интерес для учащихся;
  • ознакомление учащихся с технологиями самоконтроля и самооценки уровня владения языком;
  • развитие умений представлять родную страну и культуру, образ жизни людей в процессе иноязычного межкультурного общения;
  • использование иностранного языка в профессионально ориентированном образовании.

2.2. Трудности в овладении  письменной речью

 

 

     Трудности в  обучении письменной речи на  французском языке возникают  в связи с формированием навыков,  которые обеспечивают как владение  графико-орфографической системой  изучаемого языка, так и построение  письменного высказывания.     

 При оформлении связного  письменного высказывания, когда  внимание учеников смещается  с графико-орфографической формы  слов на смысловую сторону  высказывания, трудности возрастают. Ученики должны в этом случае  составить план-программу высказывания (во внутренней или внешней  речи), выявить логику высказывания, отобрать из долговременной памяти  языковые средства, свойственные  письменной речи, произвести необходимые  замены, комбинирование, составить  целое из частей и затем  развернуть высказывание в структуру  целого текста во внешней речи, в случае надобности произвести  трансформации, как на уровне  отдельных структур, так и на  уровне целого текста, сличить  с планом-программой высказывания. Выполнение всех этих операций  вызывает у учеников большие  трудности. Преодоление этих трудностей, как показывает практика, требует  специально ориентированного в  этих целях обучения.     

 Для разработки приемов обучения  письменной иноязычной речи необходимо  учитывать, с одной стороны,  комплексный характер этого умения, с другой  - то, что навыки, обеспечивающие письменное высказывание, основываются на навыках владения графико-орфографической системой языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе

 

     Обучать детей  письму можно с самых первых  уроков.

     Работа над  техникой письма предполагает  развитие навыков каллиграфии,  графики, орфографии. Графические  навыки связаны с овладением  учащимися совокупностью основных  графических свойств изучаемого  языка (буквами, буквосочетаниями, диакритическими значками). В основе  орфографических навыков лежит  система способов написания слов, принятая в конкретном языке.

     С первых  уроков обучения письму много  времени отводится формированию  умения списывать слово с доски,  учебника, специально изготовленных  карточек, при этом важно научить  школьников списывать слово целиком,  а не по буквам или слогам.

     От работы  над словом надо постепенно  переходить к работе над небольшими  предложениями, одновременно с  этим необходимо закрепить в  сознании детей структуру французской  фразы. Постепенно делается переход  к написанию слов под диктовку. Затем делается переход к написанию  предложений под диктовку.

     Средний этап  обучения письму включает как  неспециальные упражнения, так и  специальные. 

     Неспециальные  упражнения, то есть все письменные  лексические, грамматические и  лексико-грамматические упражнения, данные в учебниках, развивают  и укрепляют орфографические  умения учеников.

К специальным упражнениям данного  этапа обучения можно отнести  такие, как выбор из списка слова, подстановка в слова недостающие буквы, образование новых слов, записывание слов по памяти и т.п. Сюда же следует отнести диктанты, а также изложение и сочинение.

     В 5-м и  6-м классах используется большое  количество неспециальных упражнений, представленных, в достаточном количестве  в учебниках.

     В 7-м классе  добавляется изложение.

     В 8-м классе  начинают преобладать неспециальные  письменные упражнения, поскольку  программа предполагает очень  большое количество лексического  и грамматического материала.  Основную массу письменных упражнений  учащиеся выполняют дома.

Развитие письменной речи в 11-м  классе осуществляется в двух направлениях: с одной стороны, это овладение  жанрами письменной речи, которые  используются в реальном общении, с  другой стороны, это сочинения и  изложения, которые способствуют совершенствованию  как письменной, так и устной речи, расширению и обогащению языкового  запаса.

Содержание письменного речевого произведения определяется его целью  и задачами.

Цель старшего этапа - обучение действиям, обеспечивающим использование  письма в коммуникативных целях. Главная особенность упражнений состоит в переключении произвольного  внимания учащихся с формальной на смысловую сторону высказывания.

Обучение иностранному языку  на старшей ступени направлено на развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности школьников, развитие умений представлять родную страну и культуру, образ  жизни людей, ознакомление учащихся с технологиями самоконтроля и самооценки уровня владения языком и т.д.    

 Трудности в обучении письменной  речи на французском языке  возникают в связи с формированием  навыков, которые обеспечивают  как владение графико-орфографической  системой изучаемого языка, так  и построение письменного высказывания.     

 Для разработки приемов обучения  письменной иноязычной речи необходимо  учитывать комплексный характер  этого умения, также то, что навыки, обеспечивающие письменное высказывание, основываются на навыках владения  графико-орфографической системой  языка.

 

 

 

 

 

Заключение

 

     Хоть письмо  длительное время было почти  полностью устранено из процесса  обучения, в последние годы роль  письма в обучении иностранному  языку постепенно повышается, и,  в некотором смысле, письмо начинают  рассматривать как резерв в  повышении эффективности обучения  иностранному языку.

     В свете  современных средств коммуникации, таких как электронная почта,  интернет и т.п. нельзя недооценивать  роль обучения письму. Письмо  и письменная речь в методике  обучения иностранному языку  выступают всё более как цель  обучения иностранному языку.

В настоящее время представленные в Программе умения письменной речи свидетельствуют о её сложности  как вида деятельности, следовательно, необходимости уделять в процессе обучения этому аспекту более  пристальное внимание.

     Если правильно  определить цели обучения письму  и письменной речи, учитывать  роль письма в развитии других  умений, использовать упражнения, полностью  соответствующие цели, выполнять  эти упражнения на подходящем  этапе обучения, то устная речь  постепенно становится богаче  и логичнее.

     Вспомогательную  роль письмо выполняет при  выработке грамматического навыка. Без опоры на письмо обучающимся  трудно удержать в памяти лексический  и грамматический материал.

Обучение письменной речи может  быть как целью, так и средством  обучения, так как этот процесс  помогает овладеть монологической речью, отрабатывая такие ее характеристики, как развернутость, последовательность и логичность.

Поскольку письмо является одним из наиболее сложных видов  речевой деятельности, оно требует  постоянного внимания со стороны  преподавателя. Только тогда можно  рассчитывать на положительный результат.

 

 

 

 

Приложения

 

Упражнение 1. Реши кроссворд.

                         1

2                          3          

 

 

   4                                  5

 

Упражнение 2. Какая буква пропущена? Спиши текст, вставляя недостающую букву.

1. C'es* le soir. Le pe*i* Tigris regarde la *élé. Son ami, l'oiseau Cui-cui es* sur l'écran. II fait son «Cui-cui!» comme un artis*e. Tigris di*: «Bravo, Cui-cui!».

2. Dring! *'est le téléphone. Le *hat Mistou dit:

- *'est toi, Tigris? *omment *a va?

- Pas mal, mer*i. Tu regardes la télé? Cui-*ui est sur l'é*ran!

- Oh, *'est une surprise! Salut, Tigris!

 

Упражнение 3. Выпиши слова, где есть звук [∫]:

l'écharpe, la tête, les yeux, les cheveux, le pantalon, les bottes, le château, le chien, bleu, rouge, blanc, le stylo, le feutre, le crayon, marron, vert, jaune, les chaussures, le chat.

 

Упражнение 4. Перепиши предложения, заменяя приведенный в транскрипции звук [ε] соответствующими буквами.

1. Le m[ε]re de cette ville est origin[ε]re de Paris.

2. Cet él[ε]ve est m[ε]gre comme son p[ε]re.

3. Mon m[ε]tre d’école conn[ε]t bien ton fr[ε]re [ε]né.

4. Les pi[ε]ces de notre m[ε]son sont tr[ε]s cl[ε]res.

5. Ma ni[ε]ce du côté mat[ε]rn[ε]l est ménag[ε]re.

6. Ma sœur cad[ε]tte porte des tr[ε]sses.

7. Ma b[ε]lle-m[ε]re s’app[ε]lle Ir[ε]ne.

8. Ma ch[ε]re cousine [ε]me beaucoup le théâtre.

9. Conn[ε]s-tu notre préf[ε]t?

10. Apr[ε]s l’école second[ε]re cette écoli[ε]re a f[ε]t de grands progr[ε]s.

 

Упражнение 5. Расставь необходимые знаки:

   а) eblouir, ecarter, echapper, ecole, ecran, ecrire, edifice, effacer, elever, emission, energie, ennemi, etagere, etranger, evenement, exagerer;

   b) celebre, celebrite, complete, decreter, regle, fidele, fidelite, fievre, modeliser, secher;

   c) chevre, concierge, exercice, herbe, merle, necessaire, negligent, perplexe, prescrir, recreation, reserver, retrecir;

   d) abreger, medecin, mievre, piege, prevenir, proletariat, protester, regulierement, remede, severe;

   e) chevet, cremaillere, debarrasser, debrancher, decrire, desordre, electromenager, etage, ideal, lessive, matiere, refrigerateur, telephoner, televiseur, verite.

 

Упражнение 6. Перепиши, вставляя вместо точек буквы é или è. В скобках укажи неопределенную форму глаголов.

1. Mon oncle poss...de une ferme. Il aime r…p...ter qu’il est fermier.

2. L’ann…e prochaine la mère m...nera son fils au jardin d’enfants.

3. Mes grands-parents se prom...nent dans la cour.

4. Ma mère me rép...te qu’elle esp...re que je me l...verai à temps demain matin.

5. Nous cél...brons l’anniversaire de ma femme.

6. A qui c...des-tu ta place?

7. Quand ach...ves-tu ton travail? - Je l’ach...verai dans deux heures.

8. Mes parents préf...rent le th…, ma sœur préf...re l’eau min…rale, ma cousine et moi nous préf...rons le caf...

9. Quand vous vous promenez seuls, mes enfants, je m’inqui...te.

10. Elle s’inqui...tera toujours, la mère.

 

Упражнение 7. Образуй новые слова, добавляя одну или две буквы:  
port - porte,  
nom - …, 
chat - …, 
main - …, 
bas - …, 
ton - …;

haut - …

 

Упражнение 8. Употреби правильную форму прилагательных.

Une phrase ban[al], le problème essenti[εl], le Nouv[εl] An, un ami sinc[εr], un devoir diffic[il], le toit patern[εl], un ami fid[εl], une femme sév[εr], un goût am[εr], un enfant frag[il], la lettre fin[al], les visages p[al]s, un miroir ov[al], un amour fratern[εl], la ville nat[al], un garçon très ag[il], un cadeau roy[al], le caractère vir(il), un livre ut(il).

 

Упражнение 9. Lisez le texte et faites les devoirs.

 

L'eau, enjeu du xxie siècle

 

On a découvert des traces d'eau sur Mars... et aussitôt les hypothèses de présence de vie sur cette planète vont bon train. Car l'eau c'est la vie! Si l'univers est issu du big-bang, c'est la formation d'eau qui a permis l'apparition des premières formes de vie, il y a 3,5 milliards d'années. Sans eau, pas de vie. Constitué à 60 % d'eau, notre corps meurt au bout de quelques jours s'il en est privé, alors qu'il peut subsister plusieurs semaines sans manger.

Mais cette eau indispensable à la vie ne représente qu'une infime partie de notre planète. L'explorateur Paul-Emile Victor rappelait que, si la Terre avait la taille d'une orange, le volume de l'eau serait celui d'une simple goutte ; dont seulement 2 à 3% d'eau douce (non salée), elle-même aux trois quarts sous forme de glace. Les eaux douces disponibles représentent quand même 9 millions de kilomètres cubes. Mais elles sont très inégalement réparties, et souvent maltraitées.  

En juin 1997, l'Assemblée générale des Nations unies, examinant les schémas actuels d'utilisation des ressources en eau, a constaté  qu'un tiers de l'humanité manquait actuellement d'eau, en quantité  et/ou en qualité consommable... et que si l'on continuait ce serait le cas des deux tiers en 2005! Plus de 1 milliard d'êtres humains ne disposent pas d'un minimum de 20 litres d'eau par jour (contre 147 litres pour nous, en France). 

Depuis le début du siècle, les consommations en eau ont été  multipliées par sept, et elles ont doublé en moins de vingt ans. Si la moitié de cette augmentation est due à l'accroissement de la population mondiale, l'autre moitié est une conséquence de l'élévation du niveau de vie et du développement agricole et industriel. Source de vie, l'eau est aussi source de catastrophes: ses déchaînements provoquent inondations, cyclones, etc. Son absence provoque sécheresses et famines, extension des surfaces désertiques. 

Информация о работе Место обучения письму на уроке иностранного языка