Методика использования ролевой игры как средства развития коммуникативных умений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Целью является концептуальный анализ ролевой игры и научное обоснование эффективности применения ролевой игры в процессе преподавания иностранных языков.
В задачи работы входит:
освещение истории возникновения ролевой игры,
общая характеристика ролевой игры,
выделение функций ролевой игры,
знакомство со структурой и видами ролевой игры на разных возрастных этапах,
определение основных требований к ролевым играм,

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава I.Теоретические основы использования ролевой игры как средства интенсивного обучения иностранному языку на начальной ступени обучения.
1.1Младший школьный возраст как субъект учебной деятельности…………………
1.2.История возникновения ролевой игры
1.3.Обучающие и воспитывающие возможности ролевой игры
1.4.Понятие «коммуникативных умений»
Выводы по I главе
Глава II.Методика использования ролевой игры как средства развития коммуникативных умений.
2.1.Методическая типология игр и их разные формы
2.2.Функции ролевой игры
2.3. Определение и методическая структура ролевой игры
2.4.Требования к проведению ролевых игр
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСАЧЧЧЧЧ.docx

— 68.02 Кб (Скачать файл)

                                      План:

Введение………………………………………………………………………………….3

Глава I.Теоретические основы использования ролевой игры как средства интенсивного обучения иностранному языку на начальной ступени обучения.

1.1Младший школьный возраст  как субъект учебной деятельности…………………

1.2.История возникновения  ролевой игры

1.3.Обучающие и воспитывающие  возможности ролевой игры

1.4.Понятие «коммуникативных  умений»

 Выводы по I главе

Глава II.Методика использования ролевой игры как средства развития коммуникативных умений.

2.1.Методическая типология  игр и их разные формы

2.2.Функции ролевой игры

2.3. Определение и методическая структура ролевой игры

2.4.Требования к проведению  ролевых игр

Выводы по II главе

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

Введение

В настоящее время стала  очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом личностно-межличностных  связей: преподаватель-класс, преподаватель-ученик, ученик-класс, ученик-ученик и т. д. Положительное  влияние на личность обучаемого оказывает  групповая деятельность. Игра как  одна из форм игровой деятельности дает возможность создать и сплотить коллектив, радость общения с  единомышленниками, умение ориентироваться  в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно в  вымышленном мире, психологическую устойчивость. Игра вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели. Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая  необходимость в рациональном построении, организации и применения игры в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального  изучения. Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре.

Причина столь повышенного  в настоящее время интереса к  различного рода играм – это, в  первую очередь, отход от традиционных форм и методов обучения. Следует  также отметить, что при сохранении достаточно высокой мотивации возникает  снижение познавательного интереса к изучению иностранного языка. Данное явление происходит в связи с  тем, что учащиеся сталкиваются с  некоторыми трудностями, которые кажутся  им непреодолимыми. Игровая же деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих  учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний. Следовательно, не случаен  интерес к использованию на уроках иностранного языка ролевых игр. Проблемы стимулирования и мотивации  к изучению иностранного языка с  использованием занимательных материалов и игровых приемов обучения представлены в научных исследованиях многих отечественных ученых. В практике преподавания иностранных языков используются многочисленные учебные пособия, методические разработки, материалы к проведению разнообразных игр с использованием материала иностранного языка.

Однако, несмотря на то, что  технология игрового обучения достаточно изучена, в практике школы он используется не достаточно активно. Вот почему проблема использования игровых технологий в практике обучения рассматривается  нами как актуальная, требующая анализа.

Объектом исследования  работы послужила ролевая игра как форма взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка. Предметом  исследования является содержательный компонент  ролевой игры на уроках немецкого языка. Работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка использованной литературы. Целью является концептуальный анализ ролевой игры и научное обоснование эффективности применения ролевой игры в процессе преподавания иностранных языков.

 В задачи работы  входит:

  • освещение истории возникновения ролевой игры,
  • общая характеристика ролевой игры,
  • выделение функций ролевой игры,
  • знакомство со структурой и видами ролевой игры на разных возрастных этапах,
  • определение основных требований к ролевым играм,

Основными методами исследования в курсовой работе послужили:

  • анализ методической литературы по теме работы;
  • описательный;
  • сравнительно-сопоставительный метод исследования;
  • метод обобщения.

Материалом для теоретического исследования послужили работы методистов, в разное время обращавшихся к  изучению ролевых игр (Аникеевой  Н.П, Эльконина Д.Б.,Выготского Л. С.,  Олейника Т.И., Стронина М.Ф. и д.р.). Для реализации практической главы использовались журналы «Иностранные языки в школе».

 

1.1Младший школьный возраст как субъект учебной деятельности

Возраст 6—12 лет рассматривается  как период передачи ребенку систематических  знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия. В этом возрасте у ребенка наиболее интенсивно развивается (или, напротив, не развивается) способность  к овладению окружающей его средой. При позитивном исходе этой стадии развития у ребенка формируется  переживание своей умелости, при  неудачном исходе - чувство неполноценности  и неспособности быть наравне  с другими людьми. Инициативность, стремление активно действовать, соревноваться, пробовать свои силы в разных видах  деятельности отмечаются как характерные  черты детей данного возраста.

Младший школьник — это начало общественного  бытия человека как субъекта деятельности, в данном случае учебной. В этом качестве младший школьник характеризуется  прежде всего готовностью к ней. Она определяется уровнем физиологического (анатомо-морфологического) и психического, прежде всего интеллектуального  развития, обеспечивающего возможность  учиться. Готовность к школьному  обучению означает сформированность отношения  к школе, учению, познанию как к  радости открытия, вхождения в  новый мир, мир взрослых. Это готовность к новым обязанностям, ответственности  перед школой, учителем, классом. Ожидание нового, интерес к нему лежит в основе учебной мотивации младшего школьника. Именно на интересе как эмоциональном переживании познавательной потребности базируется внутренняя мотивация учебной деятельности, когда познавательная потребность младшего школьника «встречается» с отвечающим этой потребности содержанием обучения.

Система ожиданий ,как и сформированность предпосылок понятийного, научного мышления, лежит в основе готовности, которая понимается как итог всего предшествующего психического развития ребенка, результат всей системы воспитания и обучения в семье и в детском саду. Готовность ребенка к школе определяется удовлетворением целого ряда требований. К ним относятся: общее физическое развитие ребенка, владение достаточным объемом знаний, владение «бытовыми» навыками самообслуживания, культуры поведения, общения, элементарного труда; владение речью; предпосылки овладения письмом (развитие мелкой мускулатуры кисти руки); умение сотрудничества; желание учиться. Необходимые для школьника как субъекта учебной деятельности интеллектуальные, личностные, деятельностные качества формируются буквально с момента рождения. От уровня их сформированности в значительной мере зависит вхождение ребенка в школьную жизнь, его отношение к школе и успешность обучения, включаемость в учебную деятельность.

В начальной школе у младшего школьника  формируются основные элементы ведущей  в этот период учебной деятельности, необходимые учебные навыки и умения. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этот период происходит психологическая перестройка, «требующая от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости.

Исследователи определяют целый ряд трудностей, с которыми сталкивается младший  школьник, имеющий новую жизненную  позицию, т.е. позицию школьника как  субъекта. Это трудности нового режима жизни, новых отношений — с  учителем. В это время начальная  радость знакомства со школой часто  сменяется безразличием, апатией, вызываемыми  невозможностью преодолеть эти трудности. Учителю особенно важно учесть основные психические новообразования этого  возраста — произвольность, внутренний план действий и рефлексию, проявляющиеся при овладении любым учебным предметом. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения.

Учебная деятельность, включающая овладение  новыми знаниями, умениями решать разнообразные  задачи, радость учебного сотрудничества, принятие авторитета учителя, является ведущей в этот период развития человека, находящегося в образовательной системе (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов). Согласно А.Н. Леонтьеву, ведущей называется деятельность, которая не только занимает длительный период, но и в русле которой:

а) формируются другие, частные виды деятельности;

б) развивается интеллект как совокупность сенсорно- перцептивных, мнемологических;

в) формируется сама личность субъекта деятельности.

В учебной деятельности младшего школьника  формируются такие частные виды деятельности, как письмо, чтение, работа на компьютере, изобразительная деятельность, начало конструкторско-композиционной деятельности.

Младший школьник как субъект учебной  деятельности сам развивается и  формируется в ней, осваивая новые  способы анализа, синтеза, обобщения, классификации. В условиях целенаправленного развивающего обучения, по В.В. Давыдову, это формирование осуществляется быстрее и эффективнее за счет системности и обобщенности освоения знаний.«Учебная деятельность является ведущей в школьном возрасте потому, что, во-первых, через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом; во-вторых, в ней осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов», — подчеркивает Д.Б. Эльконин. В учебной деятельности младшего школьника формируется отношение к себе, к миру, к обществу, к другим людям и, что самое главное, это отношение и реализуется в основном через эту деятельность как отношение к содержанию и методам обучения, учителю, классу, школе и т.д.

Таким образом, младший школьный возраст  является этапом существенных изменений  в психическом развитии. Полноценное  проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых ( учителей, родителей, воспитателей, психологов), основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте он не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

           1.2.История возникновения ролевой игры

Игра – великое изобретение  человека; она имеет для него биологического, социального и духовного развития не меньше, а, может быть, даже и большее  значение, чем огонь и колесо.…  В ней, как в зеркале отображалась история человечества со всеми его  трагедиями и комедиями, сильными и  слабыми сторонами. Еще в первобытном  обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу смерти раненого товарища. Игра была связана  с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили  пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магические действия. Таким образом, человеческая игра возникает  как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и  представляющая собой воспроизведение  отношений между людьми. Так появляется игра взрослых, игра как основа будущей  эстетической, изобразительной деятельности.

На основе исторического  анализа установлено, что в отечественной  педагогике интерес к проблеме игры и ее организации имеет давнюю традицию. В России игра была важной частью социокультурной практики и народной педагогики, ведущей моделью досуга детей и взрослых, составной частью искусства, спорта и др.

Родоначальником теории игры в российской науке является К.Д.Ушинский. Он противопоставляет проповеди  стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей  системе воспитания, в деле подготовки ребенка через игру к трудовой деятельности.

В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали  теорию игры М.М.Бахтин, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Н.К.Крупская, А.Н.Леонтьев, А.С.Макаренко, Д.Б.Эльконин. При этом основными подходами к теории возникновения игры является теория духовного развития в игре; труд как источник появления игры; теория воздействия на мир через игру.

Как указывает Д. Б. Эльконин «из-за трудностей в достижении адекватного  и всеохватывающего определения  и даже описания игры.., из-за трудности  последующего удовлетворительного  развития избранных теорий игры большинство  психологических книг и экспериментальных  работ было скорее направленно на эмпирические наблюдения, чем на теоретическую работу[16,28]. 
С.А.Шмаков вычленил ряд положений, отражающих сущность феномена игры. Игра - это самостоятельный вид развивающей деятельности;

-самая свободная и естественная форма проявления деятельности, в которой осознается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего «Я», личного творчества, активности, самопознания, самовыражения;

Информация о работе Методика использования ролевой игры как средства развития коммуникативных умений