Методика использования ролевой игры как средства развития коммуникативных умений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Целью является концептуальный анализ ролевой игры и научное обоснование эффективности применения ролевой игры в процессе преподавания иностранных языков.
В задачи работы входит:
освещение истории возникновения ролевой игры,
общая характеристика ролевой игры,
выделение функций ролевой игры,
знакомство со структурой и видами ролевой игры на разных возрастных этапах,
определение основных требований к ролевым играм,

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава I.Теоретические основы использования ролевой игры как средства интенсивного обучения иностранному языку на начальной ступени обучения.
1.1Младший школьный возраст как субъект учебной деятельности…………………
1.2.История возникновения ролевой игры
1.3.Обучающие и воспитывающие возможности ролевой игры
1.4.Понятие «коммуникативных умений»
Выводы по I главе
Глава II.Методика использования ролевой игры как средства развития коммуникативных умений.
2.1.Методическая типология игр и их разные формы
2.2.Функции ролевой игры
2.3. Определение и методическая структура ролевой игры
2.4.Требования к проведению ролевых игр
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСАЧЧЧЧЧ.docx

— 68.02 Кб (Скачать файл)

- путь поиска ребенком в коллективах сотоварищей, в обществе, человечестве, во Вселенной;

- свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество;

-главная сфера общения детей.[26,26]

С точки зрения организации  словесного материала игра не что  иное, как речевое упражнение.

Игру так же рассматривают  как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для  многократного повторения речевого образца в условиях, максимально  приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.

Игры способствуют выполнению важных методических задач:

  • Созданию психологической готовности детей к речевому общению;
  • Обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
  • Тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи  вообще.   

Таким образом, можно сформулировать важнейшее для теории ролевой  игры положение: ролевая игра возникает  в ходе исторического развития общества в результате изменения места  ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе. Ее возникновение связано не с действием  каких-либо внутренних, врожденных инстинктивных  сил, а с вполне определенными  социальными условиями жизни  ребенка в обществе.   

 

1.3Обучающие и воспитывающие возможности ролевой игры

Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями:

1) Ролевую игру можно  расценивать как самую точную  модель общения. Ведь она предполагает  подражание действительности в  её наиболее существенных чертах. В ролевой игре, как и в самой  жизни, речевое и неречевое  поведение партнёров переплетается  теснейшим образом. Например, разыгрывается  ситуация “Утро школьника”. Мать  входит в комнату. Ласково касаясь  спящего, она говорит: “Вставай  сынок, уже 7 часов, пора…”  Действительность – комната,  в которой спит мальчик и  в которую входит мать, время  и место действия составляют  фон на котором совершается  речевой поступок (обращение к  сыну), т. е. осуществляется функция  языка как средства общения.  Из этого основного свойства  ролевой игры вытекает ряд  других, делающих её эффективным  средством обучения устной речи.

2) Ролевая игра обладает  большими возможностями мотивационно  – побудительного плана. Общение,  как известно, немыслимо без мотива. Однако в учебных условиях  не просто вызвать мотив к  высказыванию. Трудность заключается  в следующей опосредованности: учитель  должен обрисовать ситуацию таким  образом, чтобы возникла атмосфера  общения, которая, в свою очередь,  вызывает у учащихся внутреннюю  потребность в выражении мыслей. В условиях иноязычного общения  важно, однако, чтобы учащиеся  смогли выразить то, что им  хочется сказать. Языковое обеспечение  (словарный и грамматический материал, навыки в пользовании ими) часто  заслоняют саму цель – общение  и от учащихся и от учителей. На уроках преобладают высказывания, вызванные к жизни директивно: “Расскажи о своём друге”, “Расскажи  о своей семье”, так как учителю  хочется проверить, как учащиеся  умеют комбинировать соответствующий  языковой материал. Мотив же, которым  руководствуются при этом учащиеся, лежит за пределами речи: им  важно ответить учителю. Положение  меняется, если учащиеся вовлечены  в ролевую игру. Точно обозначенные  “предлагаемые обстоятельства”  создают общий побудительный  фон, а конкретная роль, которую  получает ученик, сужает его до субъективного мотива. Например, разыгрывается сцена в кружке филателистов. Ученик – член этого кружка приводит сюда своего друга. Руководитель кружка сообщает ребятам, что кружок уже полностью укомплектован. Тогда ученик рассказывает о своем друге, убеждая руководителя кружка, что тот достоин быть принятым в этот кружок. Сама ситуация диктует линию речевого поведения.

3) Ролевая игра предполагает  усиление личностной сопричастности  ко всему происходящему. Ученик  входит в ситуацию, хотя и не  через своё “Я”, но через  “Я” соответствующей роли.

4) Ролевая игра способствует  расширению ассоциативной базы  при усвоении языкового материалы.  Например, реплика «Hast du die Hausaufgaben gemacht?», часто воспринимается учащимися механически, приобретает значимость в ролевой игре. Ученик, играющий роль отца, обращается к другому ученику, выполняющему роль нерадивого сына, с вопросом, который выражает упрек, возмущение и даже угрозу. Эмоция, сопутствующая теперь этой реплике, придает ей естественную однозначность, устанавливая прямые связи с ситуацией и создавая благоприятные условия для запоминания.

5) Ролевая игра способствует  формированию учебного сотрудничества  и партнёрства. Ведь исполнение  этюда предполагает охват группы  учащихся (ролевая игра строится  не только на основе диалога,  но и полилога), которые должны  слаженно взаимодействовать, точно  учитывая реакции друг друга,  помогать друг другу. При распределении  ролей следует учитывать как  языковые, так и “актерские”  возможности учащихся, поручая одним  более вербальные, другим – пантомимные  роли, третьих же назначая на  роли “суфлеров”, давая им право  подсказывать на основе текста.

6) Ролевая игра имеет  образовательное значение. Учащиеся, хотя и в элементарной форме,  знакомятся с технологией театра. Учитель должен побуждать их  заботиться о простом реквизите.  Поощряется всякая выдумка, ибо  в учебных условиях возможности в этом отношении ограничены. Само же перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, пониманию других людей.

Таким образом, ролевая игра обладает большими возможностями в  практическом, образовательном и  воспитательном отношениях. Ролевая  игра способствует расширению сферы  иноязычного общения, говорения. Это  предполагает в свою очередь предварительное  усвоение языкового материала в  тренировочных упражнениях и  развитие соответствующих навыков, которые позволяют учащимся сосредоточиться  на содержательной стороне высказывания. В процессе ролевой игры происходит одновременное совершенствование  и развитие навыков в использовании  языкового материала, но это является периферийной задачей, главное - это  общение, мотивирование ситуацией  и ролью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4.Понятие «коммуникативных  умений»

Понятие коммуникативных  умений имеет несколько определений:

  • волевые качества, т.е. умения управлять своим поведением;
  • качества внимания, в особенности наблюдательность, переключаемость;
  • умения чтения по лицу;
  • умения «подавать себя» в общении;
  • умение речевого общения;
  • умение речевого и неречевого контакта;
  • умение понимать;

В связи с тем ,что практически  невозможно отдать предпочтение какому-либо одному определению, выделим общие  и отличительные признаки коммуникативных  умений. Общее между ними состоит  в том, что они представляют собой  результат овладения способами  учебно-познавательной деятельности.  Коммуникативные умения формируются упражнениями в изменяющихся условиях, т. е. в процессе переноса способов действий в несколько измененную и новую учебную ситуацию. Речевое умение как система, таким образом, включает три подсистемы: грамматическую, лексическую и произносительную. Лингвистический аспект указывает те уровни речевых единиц, которые функционируют либо на основе умения, либо на основе навыка.

Многие ученые под коммуникативными умениями понимают коммуникативную компетенцию. Коммуникативная компетенция – способность вести диалог на иностранном языке как с конкретными собеседниками в естественных и бесконечно разнообразных ситуациях речевого общения, так и способность работать с информацией, положениями и оценками непосредственно представленными в тексте. Коммуникативная компетенция — это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Знакомство с различными социальными ролями.

Коммуникационная компетенция – основанная на знаниях и чувственном опыте, ориентированность человека в ситуациях общения, способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений. Оно формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в совместную деятельность.

Компетенция (лат.) – соответствие, соразмерность. Коммуникативная компетенция – усвоение этико- и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение техникой общения.

Коммуникативная компетентность – это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения. Коммуникативная компетентность имеет 4 компонента :

  • Коммуникативно-диагностический – умение проводить анализ и оценку коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
  • Коммуникативно-планирующий – подбор адекватных средств взаимодействия;
  • Коммуникативно-исполнительский – осуществление коммуникации;
  • Коммуникативно-рефлексивный (самоотчет в действиях).

 

Выводы по главе  I

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений  и преобразований. Поэтому так  важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте он не почувствует  радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет  уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в  дальнейшем будет значительно труднее  и потребует неизмеримо более  высоких душевных и физических затрат.

Игра в младшем школьном возрасте не только не теряет своего психологического значения как желаемая действительность, но продолжает развивать психологические  функции ребенка, определяющие его  дальнейшее поведение.

В условиях учебной деятельности ребенка следует подводить к  пониманию того, что это совсем иная деятельность, чем игра. Дети должны научиться различать игровые  и учебные задания. Интеллектуальные умения, определяющие готовность обучаемых  к самостоятельному решению учебных  и практических задач, связанных  с владением иностранным языком, позволили выявить систему учебных  игр, способную обеспечивать эффективное  и качественное формирование и развитие данных умений на занятиях по иностранному языку.

Естественный процесс  коммуникации в условиях учебного занятия, связанный с решением учебных  задач по иностранному языку (в частности, по чтению, аудированию, говорению, письму), способствует формированию и развитию интеллектуальных, а на их основе и  практических навыков и умений владения изучаемым материалом.

Постепенное усложнение игр  в рамках изучения одной темы, а  также при переходе от этапа к  этапу сопровождается постепенным  нарастанием активизации умственной деятельности учеников, которая достигает  своей кульминации в комплексной  ИМИ, приближающей эту деятельность к реальным условиям и обеспечивающей максимальную готовность изучающих  иностранный язык к участию в  практике реального общения.

Усваивая язык в ситуациях, имитирующих реальное общение носителей  изучаемого языка, учащийся овладевает и социальными ограничениями, социальными  правилами употребления языка. Без  знания их полноценное общение на иностранном языке невозможно. Усваивать  эти правила целесообразнее всего  в условиях ролевой организации  учебной ситуации, так как социальные ограничения нетрудно «привязать»  к ролям.

Практически всё учебное  время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий  максимально активен, так как  он должен понять и запомнить реплику  партнера, соотнести ее с ситуацией, определить, насколько она релевантна ситуации и задаче общения, и правильно  отреагировать на реплику. Ролевая  игра учит быть чувствительным   к   социальному  употреблению иностранного языка.

Таким  образом,   игры  положительно   влияют  на  формирование познавательных    интересов, способствуют   осознанному  освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.

 

 

 

 

 

2.1.Методическая типология ролевых игр и их разные формы

Интеллектуальные умения, определяющие готовность обучаемых  к самостоятельному решению учебных  и практических задач, связанных  с владением иностранным языком, позволили выявить систему учебных  игр, способную обеспечивать эффективное  и качественное формирование и развитие данных умений на занятиях по иностранному языку.

Естественный процесс  коммуникации в условиях учебного занятия, связанный с решением учебных  задач по иностранному языку (в частности, по чтению, аудированию, говорению, письму), способствует формированию и развитию интеллектуальных, а на их основе и  практических навыков и умений владения изучаемым материалам.

Учебные игры могут характеризоваться  учебными целями и задачами, формой проведения, способом организации, степенью сложности, количественным составом участников. См.схему1

По целям и задачам  обучения учебные игры, используемые на занятиях по иностранному языку, будут  подразделяться на языковые (или аспектые), речевые (видо-речевые) и для обучения общению.

Информация о работе Методика использования ролевой игры как средства развития коммуникативных умений