Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 12:18, курсовая работа
Целью является концептуальный анализ ролевой игры и научное обоснование эффективности применения ролевой игры в процессе преподавания иностранных языков.
В задачи работы входит:
освещение истории возникновения ролевой игры,
общая характеристика ролевой игры,
выделение функций ролевой игры,
знакомство со структурой и видами ролевой игры на разных возрастных этапах,
определение основных требований к ролевым играм,
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава I.Теоретические основы использования ролевой игры как средства интенсивного обучения иностранному языку на начальной ступени обучения.
1.1Младший школьный возраст как субъект учебной деятельности…………………
1.2.История возникновения ролевой игры
1.3.Обучающие и воспитывающие возможности ролевой игры
1.4.Понятие «коммуникативных умений»
Выводы по I главе
Глава II.Методика использования ролевой игры как средства развития коммуникативных умений.
2.1.Методическая типология игр и их разные формы
2.2.Функции ролевой игры
2.3. Определение и методическая структура ролевой игры
2.4.Требования к проведению ролевых игр
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы
- путь поиска ребенком в коллективах сотоварищей, в обществе, человечестве, во Вселенной;
- свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество;
-главная сфера общения детей.[26,26]
С точки зрения организации словесного материала игра не что иное, как речевое упражнение.
Игру так же рассматривают
как ситуативно-вариативное
Игры способствуют выполнению важных методических задач:
Таким образом, можно сформулировать важнейшее для теории ролевой игры положение: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе.
1.3Обучающие и воспитывающие возможности ролевой игры
Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями:
1) Ролевую игру можно
расценивать как самую точную
модель общения. Ведь она
2) Ролевая игра обладает
большими возможностями
3) Ролевая игра предполагает
усиление личностной
4) Ролевая игра способствует
расширению ассоциативной базы
при усвоении языкового
5) Ролевая игра способствует
формированию учебного
6) Ролевая игра имеет
образовательное значение. Учащиеся,
хотя и в элементарной форме,
знакомятся с технологией
Таким образом, ролевая игра
обладает большими возможностями в
практическом, образовательном и
воспитательном отношениях. Ролевая
игра способствует расширению сферы
иноязычного общения, говорения. Это
предполагает в свою очередь предварительное
усвоение языкового материала в
тренировочных упражнениях и
развитие соответствующих навыков,
которые позволяют учащимся сосредоточиться
на содержательной стороне высказывания.
В процессе ролевой игры происходит
одновременное
1.4.Понятие «коммуникативных умений»
Понятие коммуникативных умений имеет несколько определений:
В связи с тем ,что практически невозможно отдать предпочтение какому-либо одному определению, выделим общие и отличительные признаки коммуникативных умений. Общее между ними состоит в том, что они представляют собой результат овладения способами учебно-познавательной деятельности. Коммуникативные умения формируются упражнениями в изменяющихся условиях, т. е. в процессе переноса способов действий в несколько измененную и новую учебную ситуацию. Речевое умение как система, таким образом, включает три подсистемы: грамматическую, лексическую и произносительную. Лингвистический аспект указывает те уровни речевых единиц, которые функционируют либо на основе умения, либо на основе навыка.
Многие ученые под коммуникативными умениями понимают коммуникативную компетенцию. Коммуникативная компетенция – способность вести диалог на иностранном языке как с конкретными собеседниками в естественных и бесконечно разнообразных ситуациях речевого общения, так и способность работать с информацией, положениями и оценками непосредственно представленными в тексте. Коммуникативная компетенция — это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Знакомство с различными социальными ролями.
Коммуникационная компетенция – основанная на знаниях и чувственном опыте, ориентированность человека в ситуациях общения, способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений. Оно формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в совместную деятельность.
Компетенция (лат.) – соответствие, соразмерность. Коммуникативная компетенция – усвоение этико- и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение техникой общения.
Коммуникативная компетентность – это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения. Коммуникативная компетентность имеет 4 компонента :
Выводы по главе I
Младший школьный возраст -
это период позитивных изменений
и преобразований. Поэтому так
важен уровень достижений, осуществленных
каждым ребенком на данном возрастном
этапе. Если в этом возрасте он не почувствует
радость познания, не приобретет умения
учиться, не научится дружить, не обретет
уверенность в своих
Игра в младшем школьном возрасте не только не теряет своего психологического значения как желаемая действительность, но продолжает развивать психологические функции ребенка, определяющие его дальнейшее поведение.
В условиях учебной деятельности
ребенка следует подводить к
пониманию того, что это совсем
иная деятельность, чем игра. Дети должны
научиться различать игровые
и учебные задания. Интеллектуальные
умения, определяющие готовность обучаемых
к самостоятельному решению учебных
и практических задач, связанных
с владением иностранным
Естественный процесс коммуникации в условиях учебного занятия, связанный с решением учебных задач по иностранному языку (в частности, по чтению, аудированию, говорению, письму), способствует формированию и развитию интеллектуальных, а на их основе и практических навыков и умений владения изучаемым материалом.
Постепенное усложнение игр
в рамках изучения одной темы, а
также при переходе от этапа к
этапу сопровождается постепенным
нарастанием активизации
Усваивая язык в ситуациях, имитирующих реальное общение носителей изучаемого языка, учащийся овладевает и социальными ограничениями, социальными правилами употребления языка. Без знания их полноценное общение на иностранном языке невозможно. Усваивать эти правила целесообразнее всего в условиях ролевой организации учебной ситуации, так как социальные ограничения нетрудно «привязать» к ролям.
Практически всё учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, определить, насколько она релевантна ситуации и задаче общения, и правильно отреагировать на реплику. Ролевая игра учит быть чувствительным к социальному употреблению иностранного языка.
Таким образом, игры положительно влияют на формирование познавательных интересов, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.
2.1.Методическая типология ролевых игр и их разные формы
Интеллектуальные умения,
определяющие готовность обучаемых
к самостоятельному решению учебных
и практических задач, связанных
с владением иностранным
Естественный процесс коммуникации в условиях учебного занятия, связанный с решением учебных задач по иностранному языку (в частности, по чтению, аудированию, говорению, письму), способствует формированию и развитию интеллектуальных, а на их основе и практических навыков и умений владения изучаемым материалам.
Учебные игры могут характеризоваться учебными целями и задачами, формой проведения, способом организации, степенью сложности, количественным составом участников. См.схему1
По целям и задачам обучения учебные игры, используемые на занятиях по иностранному языку, будут подразделяться на языковые (или аспектые), речевые (видо-речевые) и для обучения общению.
Информация о работе Методика использования ролевой игры как средства развития коммуникативных умений