Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 12:18, курсовая работа
Целью является концептуальный анализ ролевой игры и научное обоснование эффективности применения ролевой игры в процессе преподавания иностранных языков.
В задачи работы входит:
освещение истории возникновения ролевой игры,
общая характеристика ролевой игры,
выделение функций ролевой игры,
знакомство со структурой и видами ролевой игры на разных возрастных этапах,
определение основных требований к ролевым играм,
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава I.Теоретические основы использования ролевой игры как средства интенсивного обучения иностранному языку на начальной ступени обучения.
1.1Младший школьный возраст как субъект учебной деятельности…………………
1.2.История возникновения ролевой игры
1.3.Обучающие и воспитывающие возможности ролевой игры
1.4.Понятие «коммуникативных умений»
Выводы по I главе
Глава II.Методика использования ролевой игры как средства развития коммуникативных умений.
2.1.Методическая типология игр и их разные формы
2.2.Функции ролевой игры
2.3. Определение и методическая структура ролевой игры
2.4.Требования к проведению ролевых игр
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы
Языковые игры, помогая усвоить различные аспекты языка (фонетику, лексику, грамматику, стилистику), делятся соответственно на фонетические, лексические, грамматические и стилистические Важно подчеркнуть, что деление языковых игр в зависимости от аспекта языка условно, ибо, невозможно изучить лексику без фонетики, грамматику без лексики, а стилистику без того и другого вместе. Выделяя языковые (аспектные) игры, мы прежде всего акцептируем внимание на достижении конкретных учебных целей, которые призвана обеспечить конкретная игра.
Главная цель фонетических игр - поставка (коррекция) произношения, тренировка в произнесении иноязычных звуков в словах, фразах, предложениях, отработка информации. Работа с отдельными (изолированными) звуками предполагается лишь на начальной ступени обучения, когда у уч-ся еще недостаточно языковых знаний(напр.малый лексический запас).По мере продвижения вперед фонетические игры реализуются на уровне слов, предложений, рифмовок, скороговорок, пословиц и поговорок, стихов и песен.
Лексические игры сосредотачивают внимание учащихся исключительно на лексическом материале и имеют целью помочь им в приобретении и расширении словарного запаса, проиллюстрировать и отработать употребление слов в ситуациях общения, а также «активировать речемыслительную деятельность учащихся и развивать их речевую реакцию»
Грамматические игры призваны обеспечить умения учащихся практически применять знания по грамматике иностранного языка, активизировать их мыслительную деятельность, направленную на употребление грамматических моделей (конструкций) в естественных ситуациях общения.
Стилистические игры преследуют цель научить студентов различать официальный и неофициальный стили общения, а также правильно применять каждый из них в ситуациях официально-делового и неофициального общения. Эти игры немногочисленны и как чисто стилистические используются лишь при обучении в школах с углубленным изучением иностранного языка.
Речевые (видо-речевые) игры учат умению пользоваться языковыми средствами в процессе совершения речевого акта (монологическою и диалогическою, письменною и устною) и отталкиваются они от конкретной ситуации, в которой осуществляется речевое действие. Каждому виду речевой деятельности будет соответствовать и определенный вид игры: игры для обучения чтению, для обучения аудированию, для обучения разговору, для обучения письму, а также смешанные.
На занятии не всегда существуют
реальные условия, необходимые для
обучения (совершения речевой деятельности)
в рамках определенной тематики. Поэтому
необходимо создание искусственных
условий, максимально приближенных
к естественным, которые будут
стимулировать у обучаемых
Игры для обучения чтению и аудированию призваны помочь в решении задач, связных с обучением данным видам речевой деятельности, и направлены на формирование и развитие соответствующих интеллектуальных умений. В основе своей они предполагают работу учащихся с текстом (письменным или звучащим): кодирование и иллюстрирование, догадку, конструирование, прогнозирование, перифраз, сжатие и расширение, восстановление пропущенного и т.п.
Игры для обучения разговору и письму связаны с формированием и развитием умений, требуемых для осуществления продуктивных видов речевой деятельности. Поскольку текст (содержание) и его воспроизведение зависит от конкретных обстоятельств, то при обучении письменному и устному высказыванию, монологическому и диалогическому, наиболее эффективными оказываются ролевые имитационно-моделирующие игры, а также коммуникативные игры взаимодействия.
Усложнение игр происходит за счет усложнения учебного (языкового, речевого и письменного) материла.
Отличительной чертой всех учебных игр, используемых на занятиях по иностранному языку, являются их коллективная направленность и обусловленность.
Своеобразие и эффективность языковых и речевых игр заключается и в том, что учащиеся участвуют в них не потому, что это игра, а потому, что данная ситуация и данные обстоятельства требуют решения данной задачи, приобретающей для них личностный смысл. Для того, чтобы решить основную игровую задачу, необходимо решение задачи коммуникативной (работа с учебником, книгой, текстом и т.п. или взаимодействие с товарищем, учителем, другим собеседником). Сам же процесс коммуникации при этом становится главным вспомогательным средством достижения цели, поставленной учащимися в ходе решения учебной игровой задачи [3,19-28].
Классификация учебных
игр по иностранному языку.
- подготовительные
-рубежные
-оперативные
-тактические
-стратегические
-на указание
-репродуктивные
-репродуктивно-
вариативные
-творческие
2.2.Функции ролевой игры
В условиях обучения устной
иноязычной речи ролевая игра - это
прежде всего речевая деятельность,
игровая и учебная
Учебный характер игры школьниками не осознается. С позиции учителя ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Для учителя цель игры - формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем.
Применение ролевой игры в обучении - яркий пример двуплановости, когда педагогическая цель скрыта и выступает в завуалированной форме [10,16]. Анализ литературы по использованию ролевой игры в обучении иностранным языкам показывает, что игра - явление полифункциональное. Рассмотрим, какие же функции она может выполнять.
С точки зрения процесса
порождения речевого высказывания обучение
иностранному говорению должно начинаться
с приведения в действие механизма
мотивации. Учет роли мотивации способствует
более продуктивному усвоению материала,
активному включению школьников
в деятельность. «Используемые в
практике обучения иностранному языку
приемы организации речевого общения,
игровых ситуаций непосредственно
направлены на приведение в действие
механизмов мотивации и тем самым
на повышение эффективности
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи (ДР) в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.
Ролевая игра формирует у
школьников способность сыграть
роль другого человека, увидеть себя
с позиции партнера по общению. Она
ориентирует учащихся на планирование
собственного речевого поведения и
поведения собеседника, развивает
умение контролировать свои поступки,
давать объективную оценку поступкам
других. Следовательно, ролевая игра
выполняет ориентирующую
Характеризуя детскую ролевую игру, можно сказать, что противоречие, несоответствие между потребностью действия у ребенка и невозможностью осуществить требуемые действием операции может разрешиться в одном-единственном типе деятельности - в игровой деятельности, в игре.
Такого рода противоречие
характеризует и детей
Более того, подростки стремятся
к общению, к взрослости, а ролевая
игра дает им возможность выйти за
рамки своего контекста деятельности
и расширить его. Обеспечивая
осуществление желаний
Таким образом, ролевая игра выполняет в учебном процессе 5 основных функций: мотивационно-побудительную, обучающую, воспитательную, ориентирующую и компенсаторную. [1, 29-30]
С точки зрения процесса порождения речевого высказывания обучение иноязычному говорению должно начинаться с приведения в действие механизма мотивации. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию.
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.
Игра помогает сплотить детский коллектив, способствует самоутверждению каждого. В ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность подростка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях и др. В этом аспекте мы говорим о воспитательной функции ролевой игры.
Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет в процессе обучения речевому общению ориентирующую функцию.
Характеризуя детскую
ролевую игру, А.Н. Леонтьев подчеркивает,
что противоречие между потребностью
действия у ребенка и невозможностью
осуществить требуемые
1.3.Определение
и методическая структура
Ролевая игра - методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Внедрение этого приема в учебный процесс способствует достижению целей обучения диагностической речи и расширенному монологическому высказыванию, активизации речемыслительной деятельности школьников, формировавшего у них навыков и умений самостоятельного выражения мысли, образованию и воспитанию учащихся средствами иностранного языка.
Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.
Ролевая игра мотивирует речевую
деятельность, так как обучаемые
оказываются в ситуации, когда
актуализируется потребность
Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.
Ролевая игра является одним
из резервов повышения качества и
эффективности обучения иностранному
языку. Она позволяет учитывать
возрастные особенности учащихся и
их интересы и как одна из форм отражения
ведущей деятельности может соответствовать
достигнутому возрасту, возвращаться
к более ранним формам поведения,
опережать соответствующую
Информация о работе Методика использования ролевой игры как средства развития коммуникативных умений