Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 12:18, курсовая работа
Целью является концептуальный анализ ролевой игры и научное обоснование эффективности применения ролевой игры в процессе преподавания иностранных языков.
В задачи работы входит:
освещение истории возникновения ролевой игры,
общая характеристика ролевой игры,
выделение функций ролевой игры,
знакомство со структурой и видами ролевой игры на разных возрастных этапах,
определение основных требований к ролевым играм,
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава I.Теоретические основы использования ролевой игры как средства интенсивного обучения иностранному языку на начальной ступени обучения.
1.1Младший школьный возраст как субъект учебной деятельности…………………
1.2.История возникновения ролевой игры
1.3.Обучающие и воспитывающие возможности ролевой игры
1.4.Понятие «коммуникативных умений»
Выводы по I главе
Глава II.Методика использования ролевой игры как средства развития коммуникативных умений.
2.1.Методическая типология игр и их разные формы
2.2.Функции ролевой игры
2.3. Определение и методическая структура ролевой игры
2.4.Требования к проведению ролевых игр
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы
Ситуации общения, моделируемые в ролевой игре, позволяют приблизить речевую деятельность на уроке к реальной коммуникации, дают возможность использовать язык как средство общения, актуализируя как вербальные, так и невербальные средства общения. Тем самым ролевая игра способствует реализации общего методического принципа коммуникативной направленности обучения иностранному языку.[20,27]
В некоторых современных исследованиях ролевая игра определяется как «драматизация по готовым сюжетам», как форма речевой практики на завершающем этапе работы над темой, как подготовленное, расписанное по ролям представление (М.Л. Вайсбурд, В.М. Филатов, СМ. Шишкин). Такое определение ролевой игры соответствует узкому пониманию разговорной практики и не отражает социально-психологической характеристики иноязычного общения в интенсивном обучении.
В структуре ролевой игры принято выделять следующие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия.
Первый компонент - роли. Роли, которые выполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические), вторые определяются местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, друг, соперник и др.) [3,196]. Подбор ролей должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности: чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки и т. п. [3,197]
Второй компонент ролевой
игры - исходная ситуация - выступает
как способ ее организации. При всем
разнообразии определения понятия
ситуации мы исходим из того, что
при создании ситуации необходимо учитывать
и обстоятельства реальной действительности,
и взаимоотношения
В обучении иностранному языку используются речевые ситуации, т. е. такие, которые вызывают речевую реакцию учащихся. Следует исходить также из различения естественных речевых ситуаций, которые возникают сами, и учебно-речевых ситуаций (УРС), которые создаются искусственно. Выделяют следующие компоненты ситуации:
1) субъект,
2) объект(предмет разговора)
3) отношение субъекта к предмету разговора,
4) условия речевого акта.
По мере развития диалогических умений школьников степень развернутости каждого из компонентов УРС может уменьшаться. Выделяется 3 уровня развернутости УРС: первый - самый полный, когда учитель подробно описывает все компоненты УРС; второй - промежуточный, когда условия речевого акта домысливаются самими учащимися; третий - минимальный, где указывается только отношение субъекта к объекту. Соответственно выделенным уровням развернутости УРС изменяется и степень самостоятельности школьников в ролевой игре.
Итак, УРС является конструктивной
основой ролевых игр. Моделируя
общение, УРС как важнейший компонент
в составе ролевой игры ставит
учеников в «предлагаемые
Третий компонент ролевой игры - ролевые действия, которые выполняют учащиеся, играя определенную роль. Ролевые действия как разновидность игровых действий органически связаны с ролью - главным компонентом ролевых игр - и составляют основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры. Они включают вербальные и невербальные действия, использование бутафории. [5,27-28]
Основными структурными элементами ролевой игры являются:
Что касается развивающего значения игры то оно заложено в самой ее природе, ибо игра - это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Таким образом, игра - это:
1) Деятельность (в нашем случае - речевая)
2) Мотивированность, отсутствие принуждения
3) Индивидуализированная деятельность, глубоко личная
4) Обучение и воспитание в коллективе и через коллектив (А.В.Петровский)
5) Развитие психологических функций и способностей
6) «учение с увлечением» (С.Л. Соловейчик).
Подобная характеристика игры составит, конечно, высокие требования к ее организации [21, 204-206].
2.4.Требования к организации ролевой игры
Как правило, в организации и проведении игры принято различать три этапа: 1) подготовительный; 2) собственно игровой; 3) заключительный. Первый включает выбор игры, её апробацию и адаптацию к условиям группы, распределение ролей, обзор перспектив реализации и обеспечивает успех реализации второго этапа. Последнему из трех этапов отводится наиболее важная роль, так как он позволяет проанализировать действия участников игры, эффективность их поступков, обсудить допущенные ошибки, скорректировать их и оговорить различные варианты действий и их последствия. Применение игры на занятии требует определенной компетенции и квалификации как учителя, так и ее участников.
Подготовительный этап является самым длинным и ответственным из всех этапов игры. Содержание и формы работы на данном этапе включают выполнение учащимися системы заданий и упражнений как традиционного, так и игрового характера; их целенаправленную самостоятельную работу, суть которой в поиске, обработке и осмыслении лингвистического, концептуального, информационного материала. Происходит непосредственная подготовка самой игры: распределяются роли, разрабатываются легенды, происходит вживание в роль и осмысление набранного материала, а также решаются вопросыорганизации, т.е. создается игровая атмосфера.
На данном этапе большая роль отводится учителю, его умению, мастерству организовать учебный процесс таким образом, чтобы постоянно и незаметно ввести слушателей в игру, которая должна явиться логическим продолжением и завершением всей работы над конкретной, одной или несколькими темами.
Учитель должен, во-первых, объяснить, в чем состоит смысл игровой деятельности, её учебная ценность, настроить участников на ответственное выполнение ролевых функций; во-вторых, психологически подготовить обучающихся к проведению игры и принятию роли, создать атмосферу коллективного взаимодействия участников, раскрыть цели и задачи, аргументировать выбор темы и формы проведения игры, рассказать о её структуре, в общих чертах охарактеризовать задачи её участников на каждом этапе, дать советы по самостоятельной работе учащихся; в-третьих, поставить перед участниками проблему, которая вызывает интерес и желание её решить.
Поставив перед группой проблему, учитель должен ясно и подробно объяснить условия и правила игры. После этого он распределяет роли участников. Учителю следует вовлекать в ролевую игру всех участников группы.
Второй этап — собственно игра - представляет собой реализацию плана - сценария. Более того, поскольку игра есть имитация реальной деятельности, каковая представляет собой процесс решения задач, то одним из компонентов проведения игры будет решение ее участниками возникших задач, которые они решают самостоятельно, без помощи учителя, вступая при этом во взаимодействии друг с другом, конструируя формы и содержание своей деятельности.
Деятельность учителя сводится к наблюдению и контролю за ходом игры и действиями исполнителей ролей, но не ограничивается только этим. В случае отклонения от намеченных целей он тактично и ненавязчиво вмешивается в игру и восстанавливает «равновесие» между участниками, корректируя и направляя их деятельность. Учитель руководит проведением игры, используя при этом ряд приемов (например, давая вводные задания или в некоторых случаях останавливая).
Послеигроеой этап. Главная цель данного этапа - дальнейшее развитие творческой активности и самостоятельности слушателей, приобретение практического опыта, коррекция практических умений и навыков с учетом опыта участия в игре.
Ученики выполняют ряд творческих заданий, непосредственно связанных с игрой и подводящих своеобразный итог их участия в игре. Так им можно предложить написать статью в «специальный журнал» о том, что происходило в ходе игры; подготовить доклад, выступление; выпустить фотогазету и т.д.
По окончании учитель организует и проводит широкое обсуждение творческих отчетов. Проводится серьезный и детальный анализ действий всех участников игры по реализации ее целей и задач, операционных и поведенческих ошибок учащихся. Делаются замечания, выводы и предложения на будущее.
Учитель делает небольшое вступление, напоминая цели и задачи игры, а затем высказывается каждый участник, который в первую очередь дает самооценку собственных действий.
Выслушав всех участников игры, учитель начинает разбирать типичные и индивидуальные ошибки. Затем он обобщает итоги разбора и анализа игры и формулирует основные выводы. В заключение учитель просит всех участников ответить на вопрос, что дала игра лично каждому из них, а также высказать свои пожелания и предложения на будущее.Естественным и логическим завершением игрового цикла является выход в реальность и проверка умений и навыков учащихся на практике, в естественных условиях.
Таким образом, ролевая игра
помогает учащимся осознать себя и
свою значимость в окружающей действительности,
проверить себя и свои возможности
через игру. Благодаря использованию
ролевых игр в обучении иностранным
языкам у учащихся формируется умения
, благодаря которым они могли
бы организовать оптимальное общение,
конструктивно разрешать
Основные требования к ролевым играм были сформулированы Р.П. Мильрудом. В своей работе автор утверждает:
1) игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание; ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.
2) Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы, четко организовывать. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной.
3) Ролевая игра должна быть принята всей группой.
4) Она непременно проводится в доброжелательной творческой атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные роли.
5) Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый речевой материал.
6) Учитель непременно сам верит в ролевую игру, в ее эффективность. Только при этом условии он может добиться хороших результатов.
7) Большую значимость приобретает умение учителя установить контакт с ребятами. Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии – очень важный фактор. В процессе игры учитель иногда может взять себе какую-либо роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под руководством. Желательно, чтобы социальный статус этой роли помог бы ему ненавязчиво направлять речевое общение в группе [11]. На наш взгляд автор совершенно точно и четко выделил основные требования к ролевой игре. Эффективность ролевой игры как методического приема обучения повышается, если учитель соблюдает указанные выше требования.
Исследования показали, что боязнь сделать ошибку лишь скрывает речь обучающегося и противоречит самой идее естественной коммуникации. Поэтому исправление ошибок во время ролевой игры недопустимо, что требует от учителя соответствующей психологической перестройки.
Ролевая игра должна организовываться
таким образом , чтобы ученики
могли в речевом общении
Выводы по главе II
Ролевая игра обладает большими
возможностями в практическом, образовательном
и воспитательном отношениях. Ролевая
игра способствует расширению сферы
иноязычного общения, говорения. Это
предполагает в свою очередь предварительное
усвоение языкового материала в
тренировочных упражнениях и
развитие соответствующих навыков,
которые позволяют учащимся сосредоточиться
на содержательной стороне высказывания.
В процессе ролевой игры происходит
одновременное
В условиях обучения устной
иноязычной речи ролевая игра - это
прежде всего речевая деятельность,
игровая и учебная
Учебный характер игры школьниками не осознается. С позиции учителя ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Для учителя цель игры - формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем.
Своеобразие и эффективность языковых и речевых игр заключается и в том, что учащиеся участвуют в них не потому, что это игра, а потому, что данная ситуация и данные обстоятельства требуют решения данной задачи, приобретающей для них личностный смысл. Для того, чтобы решить основную игровую задачу, необходимо решение задачи коммуникативной (работа с учебником, книгой, текстом и т.п. или взаимодействие с товарищем, учителем, другим собеседником). Сам же процесс коммуникации при этом становится главным вспомогательным средством достижения цели, поставленной учащимися в ходе решения учебной игровой задачи.
Информация о работе Методика использования ролевой игры как средства развития коммуникативных умений