Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 10:41, автореферат
Проблема взаимодействия и взаимопонимания культур является особенно актуальной для отечественной науки в связи с переживаемыми сложнейшими процессами модернизации общества, глубокой трансформацией российской культуры и сложными межэтническими отношениями.
Коммуникативный аспект компетентности личности составляет содержание работ Т.В. Амельченко, О.И. Муравьевой, Г.Н. Николаевой, А.В. Понеделкова, Е.В. Сидоренко, Е.С. Сорокиной3. В зарубежной науке разработке проблемы коммуникативной компетентности посвящены работы А. Бандуры, Т. Гордона, А. Маслоу, Д. Ханта и др.
В научной литературе исследование различных видов компетентности осуществляется посредством особого методологического подхода, который получил название компетентностного подхода. Подробное описание сущности данного подхода и его роли в исследовании проблемы компетентности осуществили в своих работах В.А. Болотов, В.В. Воронин, Э.Ф. Зеер, В.А. Исаев, А.М., В.В. Сериков, Г.М. Соломина, А.И. Субетто, Э.Э. Сыманюк, Ю.Г. Татур4.
Еще одна группа работ, подвергнутых нами аналитическому исследованию, посвящена вопросу взаимосвязи толерантности, коммуникации и компетентности. Серьезный вклад в разработку данной проблемы внесли А.Г. Асмолов, С.К. Бондырева, Е.И. Дворникова, П.М. Козырева, В.Ф. М. Уолцер, В.В. Шалин.
Особая группа публикаций носит прикладной характер, поскольку представляет собой довольно большое число изданий, авторы которых предлагают различные авторские методики, направленные на формирование практических навыков и умений для эффективной коммуникации. Такого рода практикумы и тренинги разработаны и многократно апробированы Ф. Бурнардом, Ю.М. Жуковым, М. Кипнисом, Н.М. Лебедевой,И.А. Мальхановой, Г.Б. Петровской, Ю. Рот, Е.В. Сидоренко, Ю. Суховершиной.
Анализ работ отечественных и зарубежных авторов позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время исследованы вопросы возникновения и развития и содержания межкультурного взаимодействия. Этими работами создана теоретическая база для дальнейшего исследования проблем межкультурной коммуникации и межкультурной компетентности. Вместе с тем, многочисленные публикации, посвященные проблемам социокультурной компетентности, позволяют констатировать, что в настоящее время отсутствуют целенаправленные исследования межкультурной компетентности, практическим подтверждением чего является отсутствие работ, посвященных вопросам ее структуры и механизмов формирования. Несмотря на растущий объем литературы по проблеме межкультурного общения отсутствует фундаментальное системное исследование этого социокультурного явления, так же, как и недостаточно разработан его методологический аспект.
Кроме того, вне внимания специалистов до сих пор остаются вопросы формирования, места и роли теории межкультурной компетентности в процессе взаимодействия и диалога культур. По данной проблеме в отечественной научной литературе до настоящего времени также отсутствуют обстоятельные публикации, что сдерживает разработку общей концепции межкультурной коммуникации в отечественной науке. Сложившуюся ситуацию автор объясняет новизной самого явления межкультурной компетентности, широтой и высокой динамикой его характеристик, интенсивным появлением новых общественных потребностей, которые требуют определенного времени для своего научного осмысления.
С учетом всех указанных выше обстоятельств диссертантом предпринята попытка комплексного исследования сущности межкультурной компетентности и процесса ее формирования.
Объектом диссертационного исследования выступает межкультурная компетентность как социокультурный феномен.
Предметом исследования является сущность межкультурной компетентности и механизмы ее становления в контексте современной межкультурной коммуникации.
Цель исследования заключается в системном культурологическом исследовании феномена межкультурной компетентности, выявлении ее места и роли применительно к различным этнокультурным контекстам, анализе ее структуры и механизмов формирования.
Реализация цели данного исследования предполагает решение следующих конкретных задач:
Научная гипотеза диссертационного исследования основывается на том объективном обстоятельстве, что межкультурная компетентность в информационном обществе становится такой же социальной необходимостью, как всеобщая образованность и компьютерная грамотность. В условиях глобализации межкультурная компетентность выступает фундаментальной основой цивилизационного прогресса и инновационным ресурсом кросс-культурных процессов, поскольку в принципе исключает возникновение, становление, существование любой (материальной и духовной) разновидности чьей-либо монополии и гегемонии или доминирования и подавления одним субъектом межкультурной коммуникации другого.
На основании данных объективных процессов, автором выдвигается предположение, что в социокультурном пространстве существуют объективные взаимосвязи между цивилизацией и культурой, культурой и коммуникацией, коммуникацией и компетентностью, субъектами которых выступают цивилизации, этносы, социокультурные группы и отдельные личности. Это обстоятельство позволяет теоретически рассматривать межкультурную компетентность в широком смысле – как особое адаптивное свойство субъектов межкультурной коммуникации, позволяющее им эффективно взаимодействовать друг с другом, с контекстами разных культур, а также с субкультурами и между отдельными индивидами внутри одной этнической или национальной культуры или мультикультурной общности на цивилизационном, этнокультурном и межличностном уровнях общения.
Однако на практике (дипломатической, коммерческой, педагогической, туристической, художественно-творческой и др. видов деятельности) межкультурное взаимодействие происходит, как правило, в форме межличностного общения, что дает возможность рассматривать межкультурную компетентность в узком значении – как интегративное свойство взаимно обусловливающих и дополняющих друг друга социокультурных, коммуникативных, лингвистических и психологических компонентов, позволяющих каждому отдельному индивиду с той или иной степенью эффективности взаимодействовать с представителями иных культур.
По мере эволюции процессов глобализации и развития межкультурной коммуникации происходит возрастание значения межкультурной компетентности для представителей всех культур. Отсюда практически в каждом обществе возникает потребность в целенаправленном и планомерном формировании межкультурной компетентности составляющих его субъектов. В частности, речь идет о целенаправленном обучении носителей данной культуры успешному взаимодействию с представителями других культур и народов. Реализовать данную потребность можно с помощью целого ряда активных методов обучения, из которых наиболее эффективным нам представляется метод тренинга, обеспечивающий комплексное усвоение как теоретических знаний, так и практических навыков и умений, необходимых для эффективной межкультурной коммуникации.
Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили концепции и гипотезы, содержащиеся в трудах современных отечественных и зарубежных ученых по проблемам коммуникации, теории культуры, межкультурной коммуникации, социальной, коммуникативной и профессиональной компетентности. Диссертант в частности опирается на методологию Г. Хофштеде и Г. Триандиса, В. Гудикунста, П. Вацлавика, разработавших модели измерения национальных культур. Кроме того, диссертация основывается также на теоретических трудах других авторов, которые позволяют раскрыть многогранность феномена межкультурной компетентности, его природу, структуру, механизм формирования.
В целом данное диссертационное исследование основывается на методологических принципах системного, сравнительного, культурологического, лингвокультурологического и компетентностного подходов, позволяющих осуществить анализ особенностей различных культур. В своем анализе диссертант исходил из теоретических положений философии, социологии, культурологии и психологии относительно взаимосвязи социокультурной среды и личности, ее становления и развития – в процессе освоения ею общечеловеческих и национальных ценностей. Кроме того, при выработке системного представления о межкультурной компетентности были обобщены результаты когнитивного, прагматического и социокультурного аспектов исследования процесса межкультурной коммуникации. В ходе изучения отдельных аспектов научной проблемы также применялись частные методы структурного анализа, коммуникативного моделирования, кросскультурного сравнения.
Использованные
При выборе методов исследования определяющим стала ориентация на их системность и целостность, что было обусловлено потребностью перехода от аналитических методов к системному описанию способности личности к эффективной межкультурной коммуникации.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили результаты совместного международного проекта Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского с Институтом межкультурной коммуникации Мюнхенского университета (Германия) «Разработка и утверждение межкультурной коммуникации в российской системе высшего образования», реализованном в 1999-2000 гг. в г. Калуге; социально-психологическое исследование толерантного сознания школьников старших классов городов Брянска, Казани, Москвы, Рязани, проведенное в 2002-2004 гг. в соответствии с программой Министерства образования и науки Российской Федерации «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе»; тренинги и практические занятия со студентами Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского, Московского психолого-социального института, Международного гуманитарно-лингвистического института, с группами психологов и педагогов департамента образования Южного Административного округа г. Москвы, проведенные автором в 2002-2007 гг.
Достоверность результатов исследования обеспечивается непротиворечивостью теоретико-методологических позиций, методологической обоснованностью положений исследования, опирающихся на устоявшиеся и общепринятые идеи, концепции и принципы философии, культурологии, культурной антропологии, психологии и педагогики; полнотой и системностью рассмотрения предмета исследования; соответствием выбранных методов цели и содержанию исследования, разнообразием привлеченных источников, успешным апробированием основных научных положений в практике учебной деятельности.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на уровне диссертационного исследования был осуществлен культурологический анализ когнитивных, коммуникативных, лингвокультурных и психологических аспектов межкультурной компетентности, не являвшихся ранее предметом специальных исследований в области теории и практики межкультурной коммуникации. Это позволило автору системно подойти к осмыслению феномена межкультурной компетентности, представить ее как структурно-системное образование, раскрыть ее основные структурные и функциональные компоненты, показать механизмы ее формирования и развития в условиях расширяющейся глобализации и обостряющихся межкультурных конфликтов.
На основе сравнительного анализа особенностей профессиональной, педагогической и социальной разновидностей компетентности было обосновано и описано предметное содержание категории «межкультурная компетентность», что в определенной степени восполнило пробел в осмыслении процессов межкультурной коммуникации и современного диалога культур. В общем виде межкультурная компетентность того или иного субъекта культуры (профессионального сообщества, социальной или психологической группы, отдельной личности) понимается автором как форма социокультурной адаптации к определенному межкультурному контексту деятельности и общения. Соответственно, межкультурная компетентность личности определена автором как совокупность социокультурных и лингвистических знаний, коммуникативных умений и навыков личности, с помощью которых она может успешно общаться и взаимодействовать с носителями других культур на всех уровнях межкультурной коммуникации.
Впервые представлена авторская методическая система обучения межкультурной компетентности, предложено концептуальное и методологическое обоснование принципов ее формирования в условиях глобализации, определены структура и характер взаимосвязи межкультурной компетентности с различными культурными традициями и ценностями данной культуры, с культурной идентичностью субъекта; раскрыто взаимоотношение «своих» и «чужих» культурных ценностей, традиций и новаций в процессе межкультурной коммуникации.
Информация о работе Межкультурная компетентность: сущность и механизмы формирования