Обучение аудированию на уроках английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

В современном образовательном стандарте по иностранным языкам овладение навыками аудирования рассматривается в качестве одной из целей обучения в рамках развития языковой компетенции. Бесспорно, навык аудирования является ключевым в формировании языковой компетенции учащихся, поскольку аудирование – это также и средство обучения.
Цель данной работы – ознакомится с основными трудностями в обучении аудированию и механизмами аудирования, ознакомится с системой упражнений на развитие навыков аудирования, и рассмотреть аудирование как средство обучения иностранному языку.

Содержание работы

Введение………………………………3

Теоретическая часть …………………4

Что такое аудирование …………………….4

Трудности при аудировании ………………4

Механизмы аудирования ………………….6

Система упражнений для обучения
аудирования…………………………………9

Аудирование как средство обучения……..14

Практическая часть ………………….21

Выводы………………………………..28

Список использованной
литературы …………………………....29

Файлы: 1 файл

Обучение аудированию.doc

— 351.00 Кб (Скачать файл)

 

Повторение иноязычной речи за диктором – базовое упражнение. Е.Н. Соловова считает, что данный вид тренировочного упражнения развивает все четыре механизма аудирования. Услышанный текст разбивается на синтагмы, происходит узнавание знакомых слов и структур, что способствует развитию речевого слуха. Чтобы повторить текст, его необходимо запомнить, а это и есть развитие памяти. Вероятностное прогнозирование позволяет восполнить забытое при языковой догадке. Наиболее эффективно при данном виде работы отрабатывается артикулирование. Е.Н. Соловова считает, что синхронное повторение текста за диктором очень полезное, но при этом и очень сложное упражнение даже для людей хорошо и активно владеющих языком.

     Синхронное повторение текста за диктором (speech shadowing) – технология впервые примененная Л.А. Чистович в 50-х годах для исследования механизмов восприятия речи и проблем заикания. При синхронном повторении интервал между речью и повторением составляет 254-150 микросекунды, что соответствует времени произнесения одного слога в речи. Хотя внешне человек только лишь повторят слова, в его сознании происходят синтаксические и семантические процессы обработки информации. Такой вид работы подходит для завершающего этапа с аудиотекста и уровень его выполнения показывает насколько успешно прошла работа с данным материалом.

     Целесообразно вводить синхронное повторение за диктором на слух с так называемого «эхочтения» (shadow reading).   «Эхочтение» - это метод впервые предложенный М. Геддес и Д. Стертридж (Marion Geddes and Gill Sturtridge). Первый этап «эхочтения» - самостоятельно прочтение небольшого по объему отрывка текста про себя, в своем темпе для его полного понимания. Следующий этап -  неоднократное прослушивание отрывка. Заключительный этап – использование аудиo записи для повторения текста за диктором по предложениям, частями и полностью, опираясь на печатный текст зрительно. Этот подход позволяет комплексно развивать языковые навыки и механизмы аудирования. Однако, хотелось бы отметить, что в случае работы с текстами аудиозаписи для заданий по аудированию, собственно текст аудио отрывка (script) следует предъявлять только после выполнения всевозможных заданий для понимания речи на слух.

     Чтобы увидеть преимущества данного метода для развития навыка аудирования необходимо отметить отличительные особенности разговорного аудио текста и печатного текста. Аудио текст, как правило, имеет линейную структуру. Единица текста – часть сложного предложения. Разговорные тексты не имеют четко выраженного плана высказывания и зачастую отражают ход мысли говорящего, реплики имеют мгновенный характер. Разговорный текст изобилует сокращенными формами, грамматически неполными предложениями, словами-паразитами и повторением. Тогда как, письменный текст имеет иерархичную структуру и определенный план построения высказывания. Единица текста – сложное предложение.

     Работа с аудиотекстом при одновременной зрительной опоре на печатный текст дает синергетический эффект. Во-первых, это позволяет выявить особенности и отличия разговорного аудиотекста и использовать эти знания для вероятностного прогнозирования в дальнейшем. Во-вторых, данный вид работы тренирует правильную артикуляцию при чтении печатного текста, что важно как для формирования фонетических навыков так и для формирования навыков устной речи. Также, такой метод позволяет соединить визуальные и аудиальные механизмы восприятия информации и тем самым достичь максимально полного понимания всевозможных аспектов изучаемого языка.  И самое главное – это одни из самых эффективных способов использования аудирования как средства обучения иностранному языку. Систематическое использование «эхочтения» на уроках английского языка позволяет учащимся приобрести правильную стратегию изучения других иностранных языков. Необходимо формировать эту правильную привычку с самых первых уроков английского языка.

     Метод «эхочтения» (shadow reading) и метод синхронного повторения (speech shadowing) хорошо применимы на уроках домашнего чтения. Для этого нужно выбрать пособие для чтения с звуковым сопровождением. Учащиеся пользуются только звуковым сопровождением при выполнении домашнего задания, а печатный текст они видят только на уроке. Такой вид работы повышает мотивацию и интерес учащихся к работе с художественным произведением и при этом позволяет активно развивать навыки аудирования, фонетические навыки, навыки чтения, разширять лексический диапазон и отрабатывать грамматические структуры.  В практической части работы представлен схематический план урока домашнего чтения с использованием аудиозаписи художественного произведения.

 

 Упражнения на развитие речевого слуха – «это аудирование со зрительной опорой. Опорой может выступать как печатный текст, так и картинки. Прекрасным примером подобного аудирования являются учебные видеофильмы, где картинка почти полностью отражает содержание текста». (Е.Н. Соловова).

     Видеофильм может служить хорошим материалом для развития практически всех механизмов аудирования. Можно использовать видео отрывок по следующей схеме:

 

     1. Представление названия видео фильма и обсуждение предположений о его возможном содержании.

 

     2. Просмотр видео фильма с выключенным звуком. Учащиеся делают выводы о верности своих предположений и строят новые. Также, они составляют вписок возможных лексических единиц, которые, по их мнению, они встретят в изучаемом отрывке. Данный вид работы может выполнять как на русском, так и на иностранном языке в зависимости от уровня владения иностранным языком учащимися. При этом развивается навык прогнозирования и активизируется долгосрочная память.

 

  1. Выполнение типичных заданий этапа «до прослушивания». Особенно важно включать в такие упражнения обсуждение вопросов / утверждений. Как отмечает Е.Н. Соловова «после такого упражнения даже скептически настроенные студенты будут слушать внимательнее, ведь дело уже касается не просто какого-то текста, но их прозорливости. Задание становится лично значимым».

 

  1. Просмотр фильма с включенным звуком и выполнение типичных заданий «во время прослушивания»

 

  1. В комплекс упражнений типа «после прослушивания», при работе с видеофильмом, можно также включить «озвучивание» изучаемого отрывка. Как правило, данный вид работы приходится очень по душе большинству учащихся, независимо от их возраста. Кроме развития таких механизмов как артикуляция и речевой слух, успешное выполнение таких  упражнений служит хорошей мотивацией для дальнейшей работы.

 

      К упражнениям  на развитие речевого слуха также относится «направленное аудирование. Это аудирование на узнавание конкретных слов, структур, извлечение конкретной информации. Оно может сопровождаться действием. Например,  учащиеся должны хлопнуть в ладоши, встать, показать карточку». (Е.Н. Соловова). Примером таких упражнений можно считать игру “Simon says…” в начальной школе или типовые задания – выбери картинку в экзаменах для начальной школы “Starters” и “Movers”.

 

 

     К упражнениям на тренировку памяти  Е.Н. Соловова относит следующие типы упражнений:

- ответить на вопросы, согласиться или опровергнуть утверждения после прослушивания текста;

- прослушать текст, а потом сравнить его с печатным и найти расхождения;

- запомнить все даты, имена, географические названия и т.д., употребляемые в тексте, и повторить их в той же последовательности;

- прослушать слова и сгруппировать их по какому-либо признаку;

- прослушать слова и повторить лишь те из них, которые относятся к какой-либо одной теме.

 

     На тренировку памяти можно также предложить следующие виды деятельности:

- прослушать сообщение и расположить отрывки из данного текста в правильном порядке. Для данного вида работы понадобится разрезать текст аудио сообщения на отдельные кусочки.

- прослушать историю и расположить картинки, изображающие события, в правильном порядке. Такое задание очень хорошо подходит для начальной школы и, как правило, очень нравиться детям;

- записать текст аудиоматериала. Такое упражнение подходить для самостоятельной работы, выполняемой дома. Очень хорошо развивает многие механизмы аудирования, а также умение учащихся самостоятельно справлять с трудностями, возникающими при понимании иностранной речи на слух.

- записать краткое содержание прослушанного.

 

 

     К упражнениям на тренировку вероятностного прогнозирования Е.Н. Соловова относит следующие виды деятельности:

1. подобрать определения к словам.

2. составить возможные словосочетания с существительными/ глаголами/ наречиями/ прилагательными.

3. В рамках конкретных ситуаций составить наиболее типичные словосочетания. Клише и перевести их.

4. Упражнения в логическом развитии замысла, которые предполагают умение закончить фразу, текст.

5. Определить содержание по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам, вопросам и т.д.

 

   Задание – предположить, как развивались события в начале и в середине истории на основании услышанного  конца истории, также может способствовать развитию смыслового прогнозирования. Также, хорошим упражнением можно считать следующий вид работы:  предположи, что было сказано собеседником на другом конце провода. При выполнении заданий данного типа развивается и смысловое и структурное прогнозирование.

     Структурное прогнозирование хорошо развивается при выполнении заданий типа – заполнить пропуски. Перед прослушиванием учащиеся прогнозируют  какой тип информации им понадобится для заполнения пропусков, тем самым настраивая свое внимание на специфическую информацию: даты, имена, географические названия, виды деятельности и т.д. Можно также прогнозировать также к какой части речи вероятно относятся слова и словосочетания заполняющие пропуски.

     Например, учащимся предлагается выполнить следующее задание:

You will hear a telephone conversation between Jenny and Paula. For questions 1-5, fill in the missing information.

 

1. The house they have found in situated in a large ____________called Pitcraigie.

2. Originally, the house was used as a ___________________.

3. It was built in __________________.

4. It has been used a house since ______________.

5. The former owners sold the house because it has too many ______________.

 

Задания на формирование и развитие вероятностного прогнозирования в данном случае могут быть следующие:

1. What part of the speech is the word in number 1? What doest it denote?

2. In which questions are you expected to fill in centuries or decades?

3. What building can be converted into a house?

4. What can be there too many in a house?

     Подобные задания способствуют также развитию лексических и грамматических навыков.

 

     К системе упражнений для развития навыков аудирования зарубежные методист предлагают систему стратегий понимания иноязычной речи на слух. (Jack C. Richards “Teaching Listening and Speaking”). Стратегии – это то, каким образом учащиеся походят к выполнению задания по аудированию. Овладение учащимися правильными стратегиями понимания речи на слух вовлекает учащихся в процесс ацдирования и позволяет эффективно развивать данный навык. Выделяют две основные группы стратегий (Buck 2001): когнитивные (познавательные) и мета-когнитивные.

      К когнитивным стратегиям относятся:  понимание информации, сохранение информации в памяти и вызов информации из памяти.

     К мета-когнитивным стратегиям относятся: оценивание ситуации, планирование, мониторинг, самооценка и самоконтроль.

    Гох и Юшита (Goh, Yushita, 2006) провели эксперимент в школе Сингапура по обучению детей 11-12 возраста мета-когнитвным стратегиям восприятия текста на слух и получили следующие результаты:

- учащиеся стали более глубоко понимать английскую речь и отдавать себе отчет в возможных трудностях, возникающие при аудировании;

- учащиеся стали выполнять задания более уверенно;

- учащиеся легче преодолевали трудности, возникающие при аудировании;

- результаты учащихся на экзамене по аудированию значительно возросли.

 

   Несомненно, в учебном процесс необходимо уделять внимание всевозможным стратегиям понимания речи на слух. «Учащиеся должны научиться самостоятельно выбирать стратегию восприятия текста в зависимости от коммуникативного намерения / коммуникативной задачи и особенностей аудиотекста». (М.Л. Вайсбург, Е.А. Колесникова).. Важным также является то, что в структуре навыков и умений, обеспечивающих владение разными видами и стратегиями аудирования наряду со специфичными навыками и умениями есть и общие для всех видов речевой деятельности навыки и умения. Следовательно, необходимо научить учащихся использовать приобретенные навыки аудирования как средство изучения иностранного языка.

 

Аудирование как средство обучения.

 

       Аудирование является не только целью, но и средством обучения. «Провести четкую грань здесь непросто. Аудиотексты дают информацию для обсуждения, что, в свою очередь, предполагает дальнейшее развитие навыков говорения и письма….Даже термин «устная речь» изначально предполагает как навыки аудирования, так и навыки говорения. Диалог как форма устноречевого общения невозможен без хорошо сформированных навыков аудирования и говорения». (Е.Н.Соловова, 2006).

     «В последнее время в методической литературе стал встречаться такой термин, как «критическое аудирование» (Елухина Н.В.. 1996, Колесникова И.Л., Долгина А.О., 2001)». (Вайсбург М.Л., Колесникова Е.А.). Данный вид аудирования имеет огромную ценность для личностного развития учащихся и развития их ценностных ориентиров а также навыка критического мышления.

     Важную  роль при использовании аудирования как средства обучения играет «сознательное восприятие информации» (Schmidt, 1990). Сознательная обработка услышанной информации позволяет включить новые знания в свою языковую компетенцию и применять из в устной и письменной речи. Шмидт (Schmidt, 1990) различает входную информацию (input) и усвоенную информацию (intake). Усвоенная информация – это те лексические единицы, словосочетания или грамматические структуры и приемы, которые были не просто услышаны и поняты, но и на которые было обращено внимание (“that part of the input that the learner notices” , Schmidt) Именно та информация, на которая сознательно «зарегистрировалась» оперативной памятью и служит основой для дальнейшего развития языковой компетенции.

Информация о работе Обучение аудированию на уроках английского языка