Обучение аудированию на уроках английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

В современном образовательном стандарте по иностранным языкам овладение навыками аудирования рассматривается в качестве одной из целей обучения в рамках развития языковой компетенции. Бесспорно, навык аудирования является ключевым в формировании языковой компетенции учащихся, поскольку аудирование – это также и средство обучения.
Цель данной работы – ознакомится с основными трудностями в обучении аудированию и механизмами аудирования, ознакомится с системой упражнений на развитие навыков аудирования, и рассмотреть аудирование как средство обучения иностранному языку.

Содержание работы

Введение………………………………3

Теоретическая часть …………………4

Что такое аудирование …………………….4

Трудности при аудировании ………………4

Механизмы аудирования ………………….6

Система упражнений для обучения
аудирования…………………………………9

Аудирование как средство обучения……..14

Практическая часть ………………….21

Выводы………………………………..28

Список использованной
литературы …………………………....29

Файлы: 1 файл

Обучение аудированию.doc

— 351.00 Кб (Скачать файл)

       Для того чтобы правильно использовать аудирование как средство обучения, необходимо различать ситуации в которых аудирование как понимание услышанного играет главную роль и ситуации, где целесообразна дальнейшая работа с аудиотекстом. По какому пути использовать аудиоматериал зависит от его содержания и формы. (Richards, 2008).

     Существует тип задания для аудирования, которые называют учебным аудированием (Guided Listening). Считается, что учебное аудирование – непосредственно выступает в качестве средства обучения, служит способом введения языкового материала, создания прочных слуховых образов языковых единиц, составляет предпосылку для овладения устной речью, становления и развития коммуникативных умений аудирования. В процессе учебного аудирования происходит формирование речевого слуха и навыков узнавания лексико – грамматического материала и умений понимания и оценки прослушанного.

         Учебное аудирование допускает многократное (при самостоятельной работе) и 2-кратное (при аудиторной работе, под руководством учителя) прослушивание одного и того же материала. Повторное прослушивание обеспечивает более полное и точное понимание аудиотекста, а также лучшее запоминание его содержания и языковой формы, особенно в том случае, когда прослушанный текст используется для последующего пересказа, устного обсуждения или письменного изложения.

       В  зависимости от способа и характера  работы с текстом для прослушивания  в учебном аудировании выделяют: intensive - интенсивное и; extensive  - экстенсивное аудирование.

   

      Применение аудирования как средства обучения на уроках английского языка дает хорошие результаты для формирования метапредметных регулятивных навыков, при работе с художественными произведениями для домашнего чтения, при работе с новостной информацией (политической, социальной и научно-популярной) и при изучении грамматических конструкции.

 

     Использование аудирования для формирования метакогнитивных регулятивных навыков прежде всего заключается в формировании навыка внимательно и уважительно слушать собеседника. В этом также и важная воспитательная роль данного вида деятельности. Это очень просто организовать на уроках практики устной речи. Когда учащиеся слушают выступление своих одноклассников. Они могут выполнять  задания на извлечение специфической информации из рассказа или анализ наиболее часто встречаемых грамматических структур и лексической наполненности  высказывания. Так, например, при прослушивании монолога по теме «История моей жизни» можно попросить класс записать все даты, встречающиеся в сообщении и события с ними связанные. Затем, сделать краткое сообщение, используя записи и проверить их правильность при помощи рассказчика. Также, в дальнейшем можно обобщить информацию, полученную при прослушивании всех сообщений, обобщить, найти закономерности и сделать выводы.

      Задания, развивающие навык слушать внимательно, необходимо ставить при прослушивании презентаций и защите проектов в школе. Учащиеся не просто слушают сообщение и смотрят презентации, а заполняют таблицы или отвечают на заранее предложенные  вопросы. Например, учащиеся представляют короткие презентации по теме Festivals in Britain. Слушающие их одноклассники отвечают на вопросы, заполняя следующую таблицу:

 

Festivals in the UK

Festival

   

When is it celebrated?

   

Why is it celebrated?

   

How is it celebrated?

   

What is the traditional food of this festival?

   

 

 

После окончания выступления слушатели задают вопросы рассказчику, чтобы восполнить информацию, которую они не успели записать или не услышали. Целесообразно давать такие задания, когда представляется информация незнакомая ранее учащимся (при сообщении результатов проектно-исследовательской деятельности).  Можно сказать, что привлечение аудирования при контроле и практике монологической речи способствует развитию навыка «академического аудирования» (Academic Listening) – навык «активно» слушать  лекции.

 

     Другой, не менее важный метапредметный навык – навык целе-полагания и выбора путей и средств их достижения, формируется при работе с навыком аудирования, когда учащиеся учатся понимать задания к упражнениям по аудированию и их классифицировать.

     В методике обучения иностранным языкам существует очень большое количество классификаций аудирования по видам. Так И.А. Дехерт выделяет два основных вида аудирования: с общим пониманием содержания и с полным пониманием содержания. И.Л. Бим выделяет аудирование с полным пониманием, аудирование с пониманием основного содержания и аудирование в выборочным понимание.

      Существует также разделение аудирования на осзнакомительное, выяснительное и деятельностное (Л.Ю. Кулиш).

     Зарубежными методистами вышеупомянутые виды аудирования определяются как

skim listening (аудирование с целью поверхностного понимания), listening for gist (аудирование с целью понимания основного содеpжания), listening for detailed comprehension (аудирование с полным пониманием содержания и смысла, или детальное аудирование), listening for partial comprehension or selective listening (аудирование с выборочным извлечением информации или «выяснительное» аудирование (Кулиш, 1991).

 

       Для формирования  навыка ставить цели и задачи  учебной деятельности, находить  пути с способы их решения,  а также навыка внимательно  читать инструкции целесообразно  выполнять упражнения на определения  типа аудирования исходя из формулировки задания.

 

      Например, учащимся предлагается следующее упражнение:

Match the following instructions for listening exercises to their types:

Instructions

Types of listening exercises

You will hear people talking about events they attended. Choose form the list A-F which event each speaker attended.

Skim listening

You will hear a woman talking on local radio about different events in an arts festival. Fill in the missing information.

 

You will hear a woman giving her life story. In which century do you think she lived?

Listening for detailed comprehension

You will hear a programme about reintroducing native species from areas which they have disappeared. For questions 1-10, fill in the answers.

 

Selective listening

Listen to a quiz show. Choose the correct dates.

 

 

Listen to a short detective story. Write its summary.

 

Listening for partial comprehension

 

You will hear an interview with a famous travelller and adventurer. Write down the names of the countries he has visited do far.

 

Listen and write the correct day under each picture.

 

Listening for gist

Put the utterances of the dialogue in the correct order. Then listen and check your answers.

 

 

 

 

     Использование аудирования на уроках домашнего чтения возможно если художественное произведение существует в как в печатном так и в аудио форматах. 

      Принцип  работы следующий: учащиеся получают для домашней работы только аудио носитель, печатный текст присутствует только в определенные моменты урока.

     Этапы работы:

- «до прослушивания»: прогнозирование возможного содержания исходя из названия, прогнозирование лексических единиц и грамматических структур (времени глагола);

- «во время прослушивания», выполняется дома и в классе: понимание общего содержания, извлечение специфической информации (заполнение пропусков, задания типа – верно/неверно, ранжирование информации), диктант;

- «после прослушивания», выполняется в классе: работа с текстом для детального понимания содержания и для полного понимания лексики и грамматики; послетекстовые упражнения на развитие лексики (выделить и преобразовать лексические единицы определенной группы слов, подобрать синонимы/антонимы), грамматики (выделить грамматические структуры, объяснить их использование в тексте, задать вопросы, построить отрицательные предложения) и навыков устной речи (пересказ, обсуждение, прогнозирование дальнейшего развития событий).

   

     Использование аудирования для работы с новостной информацией разного порядка очень увлекательно и интересно для учащихся, поскольку способствует их личностному развитию, формированию личного ценностного поля и развитию критического мышления. Интернет пространство является неиссякаемым источником  материалом для данного вида работы. Можно использовать новостные сайты ВВС, а также сайт bbclearningenglish.com, где можно пообобрать адаптированную информацию разного уровня сложности для изучающих английский язык. Ценность этого подхода в том, что преподаватель может подбирать текст соответствующий возрастным особенностям и интересам определенной группы учащихся. Также выполняется такое требование к тексту для аудирования как его релевантность. Предметом обсуждения становятся современные события и явления, что повышает мотивацию и эффективность восприятия информации. Данный вид работы представляет пример деятельностного подхода к изучению иностранного языка, поскольку предполагает дальнейшее самостоятельное изучение проблемы при помощи интернета.

 

     Изучение грамматических конструкций при помощи аудирования возможно при выполнении упражнений типа «вовремя прослушивания». Это упражнения на внимание: выпиши услышанные в тексте глаголы в прошедшем времени; определи сколько раз употребляются разделительные вопросы; восстанови редуцированные грамматические формы и т.д.)

       Отработка грамматических конструкций и явлений возможна при текстовом этапе работы с аудиоматериалом, когда в тексте выделяются грамматические конструкции, объясняется их назначение и употребление, выполняются дополнительные упражнения,  вытекающие из контекста.

      Один из простых и приятных способов изучения и отработки грамматики – это грамматические песни. К сожалению, очень мало материала для данного вида деятельности, но есть серия, так называемых, «синтетических песен» Mr. Monday записанных английской группой под названием Solid British Hat Band в 80 годы. В этих песнях отрабатываются следующие времена английского глагола: Present Simple, Past Simple, Past Continuous, Present Perfect Continuous, Future going to, Future will и некоторые типы условных предложений:

   MR MONDAY,  by the Solid British Hat Band

1

Present Progressive, Baby

 

2

Mr Monday

Simple Present, daily routine

3

Dream of a City Man

Going to + v

4

It’s only half past 3

Pres Perfect (has just + V3_

5

Tomorrow will be Wonderful

Will+v

6

Alice’s Song

Past prog

7

Did you Used to be Like me

Used to +v

8

If you go to Rome

If 1

9

I’m sitting all alone

Pres Perfect Progressive

10

When You Awake

Future Perfect


 

     Ценность этого материала в том, что учитель сам может составлять упражнения различного типа взяв текст песни за основу. Это могут быть упражнения на заполнение пропусков, на прогнозирование грамматических структур, восстановление редуцированных грамматических структур, преобразование и трансформация (отрицательные, вопросительные предложения). Например, можно использовать песню Did you use to be like me? Следующим образом:

А) учащиеся прослушивают песню с целью понимания общего содержания, строя высказывания типа It is a story about….

Б) учащиеся слушают песню и заполняют пропуски:

Did You use to be like me?

I used to ___________ in the morning

Watch  the sun _________in my garden

I used to________ the flowers every day.

I  used to buy her ___________ and diamonds

I used to_________ she was an angel

I used to be __________ that, but now I am not.

Did you use to be __________ me?

Standing with your __________ up in the clouds?

No, I didn’t use to be __________ you

I didn’t use to ___________

I didn’t use to ___________ that love was real

She used to take the ___________ and diamonds

She used to ___________ for more and more

She used to say she’d ____________ to marry me.

She used to have _____________ lover.

He used to live in the house _____________ door

He used live there, yes, but now he’s _____________

He used to _____________ her that he loved her

He used to _____________ her telephone

He used to take her money to pay his _____________

But now he is ____________, she’s unhappy

He took away her _____________ and diamonds

She used to watch them ______________ but now she can’t.

 

В) учащиеся анализируют  использование лексических единиц и грамматической конструкции Used to do, объясняют смысловую нагрузку, которая передает данная конструкция в повествуемой истории

Г) учащиеся пишут короткую историю, основанную на содержании песни,

используя новую лексику  и грамматическую структуру Used to do. История

начинается словами: Once there was a man who…

 

    Использования данного материала для аудирования предполагает творческие задания – составление своих грамматических песен по образу и подобию, сочинить или подобрать музыку к грамматическим песням или написание художественных рассказов по содержанию песни с использованием, отрабатываемых грамматических структур.

 

   

Практическая часть.

 

  1. Урок  по теме: Citizen Journalism.

Уровень: pre-intermediate- intermediate.

10 класс общеобразовательной школы

 

Цели и задачи:

1.Отработка навыка аудирования с использованием различных типов заданий (аудирования с целью понимания общего содержания, аудирования с полным пониманием содержания и смысла, избирательного аудирования).

2. Развитие навыка структурного прогнозирования при выполнении задания по аудированию с полным пониманием содержания и смысла.

3. Развития и отработка навыков устной речи в процессе обсуждения вопросов по теме аудированияю

 

Учебный материал:

Аудио запись и статья “Citizen Journalism”. Программа “6 Minute English”, сайт bbclearningenglish.com, март 2011.

http://www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish/general/sixminute/2011/03/110310_6min_english_citizen_journalism_page.shtml

 

 

  1. Представление темы: Citizen Journalism.

 

     Тема представляется виде беседы учителя с классом. Учащиеся отвечают на вопросы учителя и высказывают свое мнение или делятся личным опытом.

Вопросы: What do these two words mean on their own?

                Who is a citizen? Who is a journalist?

                 What does it mean when you put two words together?

                What might a word ‘netizen’ mean?

Затем учащиеся слушают вводную часть программы и проверяют насколько верны были их ответы.

Информация о работе Обучение аудированию на уроках английского языка