Обучение диалогической речи на уроках английского языка на начальном этапе в средней школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 10:48, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: выявление особенностей обучения диалогической речи учащихся младшего школьного возраста на уроках английского языка.
Для успешного достижения цели решается ряд задач:
1. Сделать анализ методической и теоретической литературы по проблеме данного исследования.
2. Исследовать лингвистическую и психологическую характеристику диалогической речи.
3. Определить специфику овладения иностранными языками на начальном этапе обучения.
4. Рассмотреть подходы к обучению диалогической речи.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………. ………...3
ГЛАВА 1. Диалогическая речь как форма говорения и объект изучения…………………..........................................................................................6
1.1 Лингвистическая и психологическая характеристики диалогической речи…………………………………………………………………………………..6
1.2 Специфика овладения иностранными языками на начальном этапе обучения……………………………………………………………………………..9
1.3 Диалогическая речь как объект изучения в школе………………………………………………………………………………..10
1.4 Подходы к обучению диалогической речи…………………………………...15
1.5 Упражнения в обучении диалогической речи………………………………..16
1.6 Анализ методик обучения диалогу младших школьников на уроках английского языка в начальной школе……………………………….. ………….24
ГЛАВА 2. Опытно - экспериментальная работа по формированию и развитию диалогических умений учащихся на уроках английского языка на начальном этапе…………………………………………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………….43
Список литературы……………………………………………………....................46

Файлы: 1 файл

Обучение диалогической речи на уроках английского языка на начальном этапе в средней школе.doc

— 385.50 Кб (Скачать файл)

    Мини диалог можно  представить в виде совокупности  двух и более диалогических  единиц.

      Обучение мини диалогу начинается с обучения, реагированию на реплику собеседника. Сначала учитель дает стимулирующие реплики, разнообразя их в зависимости от мини диалогических единиц, а учащиеся, овладевают умением реагировать на них. Разнообразие реакций зависит от языковых средств, которыми они располагают, от индивидуальных особенностей учащихся.

  1. Дети обучаются диалогу. При обучении диалогу выделяются те пути, что и при обучении монологу. Очевидно, что обучение диалогу путем «сверху - вниз» является наиболее оптимальным для обучения стандартным или типовым диалогам.

          Опорами для составления собственных диалогов в данном случае могут служить: сами тексты диалогов-моделей, содержание речевой установки учителя и составление видоизмененных диалогов, описание ролей, получаемых отдельно каждым из участников диалога, картинки или видеосюжеты, проигрываемых без звука.

         Следует отметить, что речь идет не просто об использовании диалога, а об обучении диалогической форме общения. Следовательно, даже без диалога-опоры речь идет о совершенствовании диалогических навыков и умений. Некоторые из базовых речевых умений. (см. Приложение № 1)

Система по обучению детей диалогической речи по Филатову включает в себя:

  • подготовительные упражнения, формирующие материально-операционную основу говорения (лексические, грамматические, фонетические упражнения на имитацию, постановку, трансформацию, комбинирование);
  • условно-коммуникативные (коммуникативные), связанные с решением определенной коммуникативной задачи, при которых учащиеся приобретают умение реагировать (произносить стимулирующую и реагирующую реплики), соотносить действия друг с другом (утверждение – перенос, вопрос – ответ), т.е. поддерживать двустороннюю активность.

Для того чтобы обеспечить самостоятельное речевое взаимодействие учащихся и получить искомый речевой продукт, а также планируемый результат – умение осуществлять основные функции общения, чтобы сформулировать такие свойства диалогической речи, как ее мотивированность, экспрессивность, обращенность, ситуативность необходимо моделировать само взаимодействие. Этому в наибольшей степени способствует инсценирование сказок и диалогов этикетного характера, создание игровых ситуаций, использование приемов коллективного взаимодействия. [22]

Алгоритм работы по формированию диалогических умений у младших школьников по В.М Филатову. (см. Приложение № 2)

Теперь рассмотрим методику формирования диалогических умений у младших школьников по Г.В.Роговой и И.Н.Верещагиной, которая более узкая и не обеспечивает преемственности в овладении диалогическими умениями между начальным и средним звеном общеобразовательной школы. Она выглядит следующим образом:

  1. Единицами обучения диалогической речи могут быть диалогические единства. Диалогические единства могут быть разными по структуре. Назовем наиболее распространенные из них:
  • вопрос – ответ:

Do you live near London?- Oh, yes, in a small country house.

  • вопрос – вопрос:

Is it your pen? – Why do you ask me?

  • утверждение – вопрос:

I want to know his address. – What for?

  • утверждение – утверждение:

I’ll go to the library after classes. – And I stay here.

  1. Единицей обучения диалогу может быть не только диалогическое единство, но и целый короткий диалог – образец, состоящий из нескольких (2-3) диалогических единств и  работа с ним проходит три ступени:
  • Восприятие и понимание.
  • Воспроизведение (простое, с модификацией).
  • Использование его в новых ситуациях.

Обучение диалогической речи может стимулироваться наглядностью, текстом, прослушанной или вербально заданной ситуацией. [18]

Каждый творчески работающий учитель, исходя из конкретных условий своей группы, может использовать и другие методики. Самое главное при организации диалогического общения - создание положительного эмоционального настроя к выполняемой детьми деятельности.

       Таким образом, в данной главе нами было выявлено, что в систему обучения диалогу включены диалогические единства и короткие диалоги, а основными подходами к изучению диалогической речи являются: дедуктивный (изучение диалога как объединения, которое состоит из нескольких диалогических единств), индуктивный (путь от усвоения компонентов диалога до самостоятельного его ведения). Существует определенная система коммуникативных упражнений: вопросно-ответные, репликовые и условная беседа, которые в свою очередь строятся на макроситуации и микроситуации. Было выделено две системы работы по формированию диалогических умений учащихся младшего школьного возраста по Филатову В.М. и Роговой Г.В. и Верещагиной И.Н. Система работы по Филатову В.М определена более эффективной для обучения иностранному языку на начальном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по формированию и развитию диалогических умений учащихся на уроках английского языка на начальном этапе

 

        Опытно – экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Гимназия № 3» города Чистополь.

В теоретической части работы мы выделили особенности формирования диалогических умений, дали психологическую и лингвистическую характеристики диалогической речи, рассмотрели специфику овладения иностранными языками на начальном этапе обучения. Кроме того, рассмотрели и проанализировали методики и подходы к обучению диалогическому общению. На основе этого нами было выявлено, что эффективность развития диалогических умений имеет много аспектов  и подразумевает соблюдение конкретных условий.  Например, цели и задачи обучения должны быть осознаны учителем и приняты учащимися; кроме того, при организации уроков английского языка по формированию диалогических умений у младших школьников нужно учитывать сущность диалогических умений, их значение и характеристику, а также необходимо знать методику обучения диалогическим умениям.                         

           Положения, изложенные в теоретической части данной работы, были проверены нами на практике. Исследование проводилось по методу опытно-экспериментального обучения без нарушения обычного хода учебного процесса.

          Основной целью обучения иностранному языку как учебному предмету является развитие иноязычной речевой компетенции, которая предполагает: совершенствование коммуникативных умений в четырех видах деятельности, а также развитие умений планирования речевого и неречевого поведения на иностранном языке. Практика показывает, что обучить иноязычной речевой компетенции можно только в общении. При этом успех обучения зависит от доли реального, практического применения языка. Повысить объем практического применения языка возможно путем создания условий для осознанного общения на иностранном языке.

Исходя из этого, нами были разработаны специальные условия (упражнения), которые бы могли удовлетворить потребность учащихся в речевом общении, и побуждали к выражению мысли и использованию при этом определенного языкового материала.

Работая по УМК под редакцией М. З. Биболетовой, мы разрабатывали систему упражнений по развитию диалогических умений учащихся младшего школьного возраста на уроках английского языка, имитирующие условия реальной речи и соответствующие подтемам изучаемого раздела.

Целью опытно-экспериментальной работы явилось выявление эффективности специально созданных условий (упражнений)  по развитию диалогических умений на уроках английского языка.

Констатирующий эксперимент

        На первом этапе нам предстояло выяснить, на каком уровне находится сформированность диалогических умений у детей. При выявлении нами был использован метод беседы.

          В ходе беседы нами фиксировались проблемы сформированности диалогических умений у младших школьников. На основании проведенной беседы нами было выявлено 3 уровня сформированности диалогических умений учащихся.

      Высокий:

  • умеет свободно вступать в беседу;
  • речь эмоционально окрашена;
  • всегда правильно организует свою речь (грамматически, лексически и         фонетически);
  • умеет быстро и правильно реагировать на реплики оппонента.

Средний:

  • не всегда свободно вступает в беседу;
  • речь не всегда эмоционально окрашена;
  • не всегда правильно организует свою речь (в плане лексики, грамматики, фонетики);

-не всегда быстро и правильно реагирует на реплики оппонентов.

       Низкий:

  • не умеет свободно вступать в беседу;
  • речь эмоционально не окрашена;
  • неточности в плане организации речи;
  • не всегда быстро и правильно реагирует на реплики оппонента.

На основании проведенной беседы были выведены показатели уровня сформированности диалогических умений учащихся 3 «А» и 3 «Б» классов:

       

 

       Кроме того, проведены замеры уровня сформированности умений говорения учащихся 3 «А» и 3 «Б» классов до опытного обучения, что уместно представить в виде диаграммы, где показано процентное количество учащихся по отношению к подготовленному и неподготовленному диалогическому высказыванию:

 

         На основе  полученных в ходе беседы данных, нами был сделан вывод, что  диалогические умения учащихся  обоих классов находятся на  одном уровне.

В теоретической части работы нами было выделено две системы работы по формированию диалогических умений учащихся младшего школьного возраста по Филатову В.М. и Роговой Г.В. и Верещагиной И.Н.

Для проведения опытно-экспериментальной работы нами была выбрана система по формированию диалогических умений учащихся младшего школьного возраста по Филатову В.М., так как она позволит заложить базисную почву для развития диалогических умений и навыков в среднем и старшем звене общеобразовательной школы.

Следует отметить, что опытно – экспериментальная работа в 3 «Б» классе проводилась с использованием специально созданных упражнений и условий на основе этапов, предложенных Филатовым В.М, а в 3 «А» классе работа проводилась только с опорой на стандартные упражнения из учебника.

 

Формирующий эксперимент

Рассмотрим апробацию нашей системы работы по формированию диалогических умений учащихся на уроках английского языка на основе этапов, предложенных Филатовым В.М.

Напоминаем, что данная система выглядит следующим образом:

 

 

 

 

I         Диалогические единицы 

II        Мини диалог 

  III       Диалог  

IV       Полилог

 


 

        В ходе занятий использовались метод тренировки и метод применения и формы организации учебной работы: парная и групповая. Исходя из психологических особенностей и мышления учащихся младшего школьного возраста, на уроках нами использовались наглядные опорные схемы. Диалогические единства, используемые нами на уроках английского языка по формированию диалогических умений у учащихся 3 класса, цель которых – способствовать выработке умений применения данных диалогических единиц в реальном общении, выглядят следующим образом:

№ 1 «Обращение и приветствие».

- Good morning

- Good morning

№ 2 «Прощание».

- Good bye!

- Good bye!

№ 3 «Вопросы»:

- Do you like winter?

- What is your favorite season?

- Why do you like summer?

- When is your birthday?

№ 4 «Ответы»:

- Yes, I do/ No, I do not

- My favorite season is…

- I like summer because…

- My birthday is on the…..of…..

№ 5 «Выражение благодарности»:

Thank you!

You are welcome!

Фрагмент урока по овладению диалогическими единствами “My favorite season” в 3 «Б» классе.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

На доске висят картинки времен года. Рядом названия сезонов (Summer, Autumn, Winter, Spring) и примерное предложение «I like ….»

Boys and girls, look at the blackboard. Answer the question about your favorite season.

Учащиеся, обращая внимание на картинки, названия сезонов и примерное предложение, говорят о любимом времени года.

“I like summer”

“I like winter”

“I like autumn”

“I like spring”

Информация о работе Обучение диалогической речи на уроках английского языка на начальном этапе в средней школе