Обучение диалогической речи на уроках английского языка на начальном этапе в средней школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 10:48, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: выявление особенностей обучения диалогической речи учащихся младшего школьного возраста на уроках английского языка.
Для успешного достижения цели решается ряд задач:
1. Сделать анализ методической и теоретической литературы по проблеме данного исследования.
2. Исследовать лингвистическую и психологическую характеристику диалогической речи.
3. Определить специфику овладения иностранными языками на начальном этапе обучения.
4. Рассмотреть подходы к обучению диалогической речи.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………. ………...3
ГЛАВА 1. Диалогическая речь как форма говорения и объект изучения…………………..........................................................................................6
1.1 Лингвистическая и психологическая характеристики диалогической речи…………………………………………………………………………………..6
1.2 Специфика овладения иностранными языками на начальном этапе обучения……………………………………………………………………………..9
1.3 Диалогическая речь как объект изучения в школе………………………………………………………………………………..10
1.4 Подходы к обучению диалогической речи…………………………………...15
1.5 Упражнения в обучении диалогической речи………………………………..16
1.6 Анализ методик обучения диалогу младших школьников на уроках английского языка в начальной школе……………………………….. ………….24
ГЛАВА 2. Опытно - экспериментальная работа по формированию и развитию диалогических умений учащихся на уроках английского языка на начальном этапе…………………………………………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………….43
Список литературы……………………………………………………....................46

Файлы: 1 файл

Обучение диалогической речи на уроках английского языка на начальном этапе в средней школе.doc

— 385.50 Кб (Скачать файл)

        Обучение диалогической речи не должно быть формальным, оно должно носить коммуникативный характер. Для этого учитель использует разнообразные игры и инсценировки.

       Учащиеся с самого начала знакомятся с изучаемым иностранным языком как средством общения. Они учатся понимать иноязычную речь на слух (аудирование), выражать свои мысли посредством иноязычной речи (говорение), читать и понимать иностранный текст, писать, другими словами использовать графику и орфографию иностранного языка.

Таким образом, в результате исследования используемой литературы и самостоятельной работы над темой, мы:

1. Рассмотрели лингвистические  и психологические характеристики  диалогической речи.

2. Рассмотрели диалог как объект изучения, виды коммуникативных упражнений.

3. Установили, что в систему обучения диалогу включены диалогические единства и короткие диалоги, а основными подходами к изучению диалогической речи являются:

а) дедуктивный (изучение диалога как объединения, которое состоит из нескольких диалогических единств),

б) индуктивный (путь от усвоения компонентов диалога до самостоятельного его ведения).

4. Было определено, что главным при формировании диалогического общения на начальном этапе обучения является создание положительного эмоционального настроения к  деятельности, которую выполняют дети. Формальное выполнение тренировочных заданий, помогающих развитию навыков диалогической речи, приводит к нулевому практическому результату обучения диалогу.

Для проведения опытно-экспериментальной работы нами была выбрана система по формированию диалогических умений учащихся младшего школьного возраста по Филатову В.М., потому что система работы этого методиста в области английского языка позволит заложить базисную почву для развития диалогических умений и навыков в среднем и старшем звене общеобразовательной школы.

Выделенные этапы формирования и развития диалогических умений учащихся на начальном этапе обучения иноязычному общению в школе были апробированы в ходе опытного обучения на базе МБОУ «Гимназия № 3» города Чистополь. Результаты опытного обучения показали, что использование специально созданных упражнений как средства развития устной речи учащихся на уроке, позволяет приблизиться к целям обучения иноязычному общению, то есть позволяет сформировать навык устной речи учащихся. Опытно- экспериментальная работа доказала выдвинутую гипотезу и можно говорить о том, что специально созданные условия (упражнения) на уроке будут способствовать более эффективному обучению диалогической речи учащихся.

          Как показало изучение научной литературы по проблеме исследования, начальный этап обучения гораздо важнее последующих этапов. Так как именно от того, как будет происходить обучение на первых ступенях, зависит успешное овладение предметом на следующих этапах.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Алпатова Р.С. Проблема обучения полилогу на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 1989. № 5. С. 73
  2. Ариян М. А. Использование воспитательного потенциала речевого этикета на иностранном языке// Иностранные языки в школе. – 1991. - № 2. C. 73
  3. Брагина Л.Ф. О системе упражнений в процессе обучения диалогической речи// Иностранные языки в школе. – 1985. - № 3 - С. 27.
  4. Борзова Е. В. Диалогическая речь как цель и средство обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. – 1985. - № 2. - С. 43.
  5. Будниченко Е. П. Обучение диалогической речи на уроках английского языка// Иностранные языки в школе. – 1991. - № 3. - С. 60.
  6. Букичева О. А. Коммуникативно-ориентированный подход при обучении диалогической речи на начальном этапе// Иностранные языки в школе. – 2006. - № 5. - С. 53.
  7. Вишневский Е. И. Опыт построения упражнений для работы в парах// Иностранные языки в школе. – 1974. - № 3. - С. 48.
  8. Гез Н. И., Ляховицкий М. В. , Миролюбов А. А., Фоломкина С. К., Шатилов С. Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Высшая школа, 1982. C. 350
  9. Горская Л. Н. Начальный этап обучения диалогической речи// Иностранные языки в школе. – 1984. - № 2. С. 54.
  10. Жолнерик Л. И. Обучение диалогической речи// Иностранные языки в школе. – 1985. - № 3. - С. 55.
  11. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М.: Просвещение, 1985. C. 350
  12. Кувшинов В.И. Речевая зарядка на уроках английского языка// Иностранный язык в школе. -1991.- № 6 С. 54.

 

  1. Кучерова Л. М. Некоторые вопросы обучения диалогической речи на страницах зарубежных авторов// Иностранные языки в школе. – 1974. - № 2. С. 97.
  2. Логинова Л. И. Как помочь ребенку заговорить по английски. – М.: ВЛАДОС, 2003. С. 206
  3. Маслыко Е. А. Настольная книга преподавателя. – Минск: Высшая школа, 1999. C. 240
  4. Обучение устной речи и чтению на иностранных языках/ Под ред. Л. С. Желяниной, М. Л. Вайсбурд, С. В. Калининой. – М.: Изд. Академии Пед. Наук РСФСР. C. 250
  5. Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам. – М.: Русский язык, 1971.C. 200
  6. Перкас С. В. Повторяемость и вариативность в процессе обучения диалогической речи// Иностранные языки в школе. – 1997. - № 3 С. 24.
  7. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. – М.: Просвещение, 1988. C. 230
  8. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе./ Под ред. А. Д. Клименко. – М.: Педагогика, 1981. C. 200
  9. Травкина Л. И. Использование тематического опорного диалога при обучении английскому языку// Иностранные языки в школе. – 1999. - № 4. - С. 23.
  10. Филатов В.М. Теория и практика раннего обучения иностранным языкам.- Ростов-на-Дону: Онион.-1996. С. 323.
  11. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной основной школе.- Ростов-на-Дону: Онион.- 2004. С. 230.
  12. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. – М.: Филоматис, 2004. С. 478
  1.  Социальная сеть работников образования «Наша сеть»: [Электронный ресурс]. URL:  http://nsportal.ru/ (Дата обращения: 24. 10.12)

 

 

 


Информация о работе Обучение диалогической речи на уроках английского языка на начальном этапе в средней школе