Обучение лексике английского языка на этапе формирования навыков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

В конце ХХ в. человечество вступило в стадию развития, которая получила название постиндустриальное или информационное общество. Но суждение «Мы живём в век информации и коммуникаций» не совсем верно, поскольку и информация, и коммуникации были всегда. В течение всей тысячелетней истории человеческое общество накапливало знания и совершенствовало способы хранения и обработки информации. Сначала распространялась письменность, затем – печатный станок, телефон, телевидение.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения учащихся средней школы иноязычной лексике
1.1 Цели и задачи обучения учащихся иноязычной лексике
1.2 Характеристика лексического навыка как объекта изучения
1.3 Дидактические возможности использования компьютерных технологий в обучении учащихся иноязычной лексике
Глава 2. Методические основы обучения учащихся средней школы иноязычной лексике с использованием компьютерных технологий
2.1 Методические принципы обучения иноязычной лексике
2.2 Методический анализ компьютерных программ, предполагающих обучение лексике английского языка
2.3 Комплекс заданий и упражнений для обучения учащихся 7 класса иноязычной лексике с использованием компьютерных программ (на материале темы-проблемы It makes many kinds to make the world (behavior and manners, personality, likes and dislikes, beliefs and opinions))
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Курсовой окончательный вариант.docx

— 72.81 Кб (Скачать файл)

Принцип ситуативно-тематической представленности учебного материала, (ситуативно-тематическое представление учебного материала), предполагающий такую организацию учебного материала и отбор лексики, которые отражают специфику функционирования отобранного языкового материала в жизненных ситуациях и темах. Образование речевых навыков и умений происходит быстрее и легче, если процесс овладения языком максимально приближен к реальным условиям общения, для обучения отбираются типичные и жизненно важные для данного контингента учащихся ситуации и темы общения, на занятиях создается атмосфера, имитирующая реальное общение. В современной методике данный принцип рассматривается в рамках коммуникативного обучения.

Принцип комплексности и дифференцированности, (комплексный и дифференцированный подход), предполагает комплексное овладение видами речевой деятельности их структурными компонентами и отражает, с одной стороны, тесную взаимосвязь фонетики, лексики, грамматики и аудирования, говорения, чтения, письма, с другой - специфику каждого аспекта языка и вида речевой деятельности. Принцип комплексности и дифференцированности реализуется в параллельном усвоении произношения, лексики, грамматики и развитии устной речи, чтения и письма с самого начала обучения. Однако между устными и письменными, продуктивными и рецептивными видами речевой деятельности существуют различия, связанные с набором лингвистических средств, распределением функций между анализаторами и сущностью процессов порождения и восприятия речи. При обучении видам речевой деятельности и аспектам языка происходит их взаимное подкрепление, что облегчает вывод языкового материала в речь и перенос языковых навыков и умений из одного вида речи в другой.

     Обучение  лексической стороне речи с применением  мультимедийных технологий определяется не только общеметодическими, но и дополнительными специальными принципами. К ним относятся:

1) принцип  интеграции мультимедийного комплекса  в образовательный процесс; 

2) принцип  интерактивности обучения; Принцип  интерактивности в традиционном  учебном процессе обычно понимается  как взаимодействие субъектов  обучения с помощью непосредственного  контакта. В обучении с применением  ИТ интерактивность - это «возможность пользователя активно взаимодействовать с носителем информации, по своему усмотрению осуществлять ее отбор, менять темп подачи материала» [20]. Согласно авторам работ по проблемам информатизации образования, самый высокий уровень интерактивности имеют электронные средства доставки информации или телекоммуникационные технологии Интернета.

Одним из новых требований, предъявляемых  к обучению иностранным языкам с  использованием компьютерных технологий, является создание взаимодействия на уроке, что принято называть в  методике интерактивностью. Данный принцип  не является новым, однако до сих пор  не существует единого определения  данного подхода. Согласно определению  отечественного исследователя Р. II. Мильруда интерактивность - это "объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами". Согласно этому определению можно сделать вывод, что интерактивный подход в виртуальном пространстве служит одним из средств достижения коммуникативной цели на уроке. От принципа коммуникативности он отличается наличием истинного сотрудничества, незаданности, где основной упор делается на развитие умений общения и групповой работы, в то время как для коммуникативного задания это не является обязательной целью (ведь одним из самых распространенных видов коммуникативного задания является монолог) [21]  

И.В. Роберт определяет интерактивный диалог как  «взаимодействие пользователя с  программной системой, отличающееся от диалогового, предполагающего обмен  текстовыми командами (запросами) и  ответами (приглашениями), реализацией  более развитых средств ведения  диалога (например, возможность задавать вопросы в непроизвольной форме  с использованием ключевого слова, в форме с ограниченным набором  символов), при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режим работы» [12]. Н.В. Апатова ставит знак равенства между интерактивным и компьютерным диалогом, который «обеспечивает коммуникацию между двумя партнерами - обучающим средством (компьютером) и обучаемым [2];

3) Принцип индивидуализации обучения; Компьютерные классы позволяют разместить каждого ученика за компьютером, задать для каждого обучаемого индивидуальную программу с определенным уровнем сложности.

4) принцип  предоставления полной ориентировочной  основы при формировании лексических  действий; Компьютерная программа позволяет создать основу для действий. Вводная инструкция, слайд-шоу, видеоролик могут предоставить обучаемому полную информацию об уроке и его целях.

5) принцип  автоматизированности контроля уровня сформированности навыков. Контроль осуществляется запрограммированными алгоритмами программы и не требуют

Выделенные  принципы являются базовыми для создания мультимедийного средства обучения иноязычной лексике - программного комплекса.

2.2 Методический анализ компьютерных программ, предполагающих обучение лексике английского языка

     При введении и отработке тематической лексики, например покупки, продукты питания, одежда и т.д., можно использовать компьютерные программы “Triple play plus in English”, “English on holidays”, “English Gold' и другие. Этапы работы с компьютерными программами следующие: демонстрация, закрепление, контроль. На примере компьютерной программы "English on holidays" рассмотрим эти этапы.

На I-м  этапе - введение лексики, например, по теме "Weather". Используя демонстрационный компьютер, учитель выбирает автоматический режим: на экране появляются картинки, изображающие природные явления: снег-snow, ливень-shower, гроза-thunderstorm, пасмурно-humidity, изморозь-drizzle, ясно-clear, солнечно-sunny, холодно-cold, облачно-cloudy, град-hail и другие. Затем следуют фразы:

What a beautiful day! - Какой прекрасный день!

What an awful weather! - Какая ужасная погода!

Is it usually as hot as this? - Здесь всегда так жарко?

What's the forecast for tomorrow? - Какой прогноз погоды на завтра?

It's windy! - Дует сильный ветер!

It's raining - идёт дождь

Учащиеся  смотрят и слушают. Время работы - примерно 1 минута.

     На II-м этапе идёт работа по отработке  произношения и закрепление лексики. Учитель или учащийся переключает программу с автоматического режима в обычный, щёлкает мышкой наведя стрелку на нужное слово или фразу. Учащиеся повторяют за диктором хором. При наличии в классе нескольких компьютеров, учащиеся работают индивидуально или парами, используя наушники и микрофон. Время работы - примерно 5 - 10 минут, оно зависит от количества слов изучаемой темы.

     На III-м этапе проводится контроль изученной  лексики. Учащиеся выбирают задание, содержащее разное количество вопросов по теме: 10, 20, 30. По окончании сдачи экзамена на экране появляется таблица результатов  в процентах. Конечно, каждый ученик стремится добиться лучших результатов.

Если  в классе только один компьютер, он используется как демонстрационный при введении и фронтальном закреплении  лексики. Контроль тематической лексики  можно осуществлять, индивидуально  используя раздаточный материал - карточки. Задания на карточках  могут быть аналогичны заданиям компьютерной программы, например:

Укажите правильный вариант перевода:

снег - tennis, shower, snow, umbrella, thunderstorm, boxing, basketball

Какое из написанных слов является лишним по смыслу:

winter, February, cool, December, November, January

Выберите  самую подходящую фразу к данному  слову - warm:

What awful weather! It's windy! Is it usually as hot as this? It's too dark. It's raining.

Выберите самую неподходящую фразу к данной - What's the forecast for tomorrow?:

What awful weather! It's windy! It's raining. I can't sleep. Is it usually as hot as this? What a beautiful day!

     Компьютерная  программа "English on holidays" охватывает лексический материал по теме "Город" и позволяет контролировать лексику сразу по всем разделам темы. В этом случае предлагается большее количество вопросов: 60, 90, 120 [22].

В программе  для обучения лексике "Winnie the Pooh" компьютерное ознакомление позволяет выполнять следующие операции с ЛЕ.

Рецептивный аспект.

- распознавание  графического образа слова на  основе его звукового обра-за: компьютер произносит слово, учащимся следует найти его в списке слов;

- распознавание  значения слова на основе его  звукового образа: компьютер «произносит»  слово, ребята находят соответствующую  картинку (или слово родного языка);

- распознавание  значения слова на основе его  графического образа: компьютер  показывает слово, школьники подбирают  соответствующую картинку (или слово  родного языка);

- распознавание  графического образа слова на  основе его значения: компьютер  показывает картинку (или слово  родного языка), ученики находят  слово иностранного языка, соответствующее  картинке (или слову родного языка).

Классификация имеющихся слов по значению: компьютер  показывает слова, учащимся следует  подобрать к каждой картинке слово  из имеющихся слов, помещая их на соответствующие картинки.

Рецептивно-продуктивный аспект.

Актуализация  графического образа слова по его  звуковому образу: компьютер произносит слово, школьнику следует написать его.

Продуктивный  аспект.

     Актуализация  графического образа слова по его  значению: компьютер показывает картинку, ученик пишет соответствующее слово.

Все эти  операции с ЛЕ выполняются в строгой  последовательности. Компьютер «не  пропускает» учащегося к следующей  операции, пока предыдущая операция со всеми ЛЕ не будет полностью выполнена  правильно. Многократное выполнение этих операций способствует более прочному закреплению каждой ЛЕ. Кроме того, благодаря компьютеру такие упражнения не отнимают много времени.

Следует отметить, что при компьютерном ознакомлении с лексикой соблюдается принцип  индивидуализации обучения. Одни школьники  хуже воспринимают графический образ  слова, другие -- звуковой. Компьютер дает возможность выполнять упражнения, направленные на отработку той или иной операции в зависимости от трудностей, с которыми встречаются отдельные учащиеся. Это помогает улучшить знания ЛЕ каждым учеником.

Этап  ознакомления всегда заканчивается  первичным закреплением и включением слов в речевую деятельность. Первичное  закрепление предполагает отработку  разных аспектов слова: его формы, значения и употребления. Использование компьютера помогает включить все эти аспекты.

Приведем  примеры компьютерных упражнений, направленных на отработку разных аспектов слова  и рассмотрим их специфику. Упражнения на отработку формы слова. Звуковая форма. Экран дисплея разделен на три колонки, в которых написаны звуки [i:], [а:], [i]; справа даются слова, в  которых есть один из этих звуков; rich, field, classroom, green, dark, finish, tree, dinner, eagle, heart. Дети распределяют слова по колонкам.

Графическая форма. На экране даны буквы i, l, k, е. Ребятам  предлагается составить из них слово.

Грамматическая  форма. Школьники группируют слова  по частям речи (существительное -- letter, bird, blackboard; прилагательное -- blue, hungry, big, beautifiil; глагол -- give, take, know), помещая их в соответствующую колонку.

Для отработки  значения слова может служить, например, упражнение на распределение слов по тематическим группам (vegetables: tomato, potato, cabbage, carrot; fruit: orange, lemon, apple).

Для тренировки в употреблении слов с помощью  компьютера можно, например, предложить учащимся составить предложение  из данных слов: is, а, big, there, window, bedroom, in, my. (There is a big window in my bedroom.).

Специфика всех перечисленных компьютерных упражнений заключается в том, что все  они связаны с движением (перемещением лексического материала на экране дисплея). При работе с компьютером к  зрительному каналу восприятия добавляется  моторный. Возможность перемешать ЛЕ способствует запоминанию, формированию произвольного внимания, повышению устойчивости внимания, управляемости восприятия у младших школьников, поскольку, как утверждают психологи, ученик гораздо быстрее усваивает материал, если он связан непосредственно с действием, которое он видит или выполняет сам.

Безусловно, что дети могут выполнять предметные действия и с раздаточным материалом, но при этом учителю трудно проследить за правильностью действий каждого  учащегося.

Информация о работе Обучение лексике английского языка на этапе формирования навыков