Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 13:31, курсовая работа
В конце ХХ в. человечество вступило в стадию развития, которая получила название постиндустриальное или информационное общество. Но суждение «Мы живём в век информации и коммуникаций» не совсем верно, поскольку и информация, и коммуникации были всегда. В течение всей тысячелетней истории человеческое общество накапливало знания и совершенствовало способы хранения и обработки информации. Сначала распространялась письменность, затем – печатный станок, телефон, телевидение.
Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения учащихся средней школы иноязычной лексике
1.1 Цели и задачи обучения учащихся иноязычной лексике
1.2 Характеристика лексического навыка как объекта изучения
1.3 Дидактические возможности использования компьютерных технологий в обучении учащихся иноязычной лексике
Глава 2. Методические основы обучения учащихся средней школы иноязычной лексике с использованием компьютерных технологий
2.1 Методические принципы обучения иноязычной лексике
2.2 Методический анализ компьютерных программ, предполагающих обучение лексике английского языка
2.3 Комплекс заданий и упражнений для обучения учащихся 7 класса иноязычной лексике с использованием компьютерных программ (на материале темы-проблемы It makes many kinds to make the world (behavior and manners, personality, likes and dislikes, beliefs and opinions))
Заключение
Библиография
Учебная компьютерная программа в свою очередь обеспечивает задание и контроль над ходом его выполнения. При обучении с помощью компьютера обучающие учебные действия чередуются с контролирующими, тем самым обеспечивается пошаговая обратная связь и, следовательно, пошаговая управляемость учебного процесса. Преподаватель, использующий ЭВМ, имеет возможность сразу же узнать, как каждый ученик усвоил лексический материал.
Как мы уже отмечали, основная задача в овладении лексикой - развитие лексических навыков, а развитие навыка состоит в закреплении операций в речевой деятельности. Придерживаясь точки зрения В.А. Бухбиндера об операционном составе лексического навыка, рассмотрим операции, характеризующие продуктивные и рецептивные лексические навыки и возможность их отработки с помощью компьютерных упражнений.
На этапе тренировки и применения лексики для продуктивной деятельности определяющими будут операции по соединению слов, исходя из содержания высказывания. С целью формирования продуктивных лексических навыков учитель использует компьютер для тренировки учащихся в действиях по сочетанию лексических единиц. Приведем пример упражнения для отработки этой операции: Скажи, какими могут быть перечисленные предметы (envelope, stamp, paper, letter). Школьник должен правильно составить словосочетания из данных прилагательных и существительных, перемещая их из соответствующих колонок на строчки снизу. При этом количество незаполненных строчек «подсказывает» ученику, что есть другие возможные словосочетания, которые он еще не составил.
Учащийся, составивший словосочетаний больше других, получает большее количество баллов. Поскольку все дети работают одновременно, компьютер сразу же «сообщает», кто стал победителем, и «вносит» результаты каждого школьника в журнал успеваемости.
С целью формирования продуктивного лексического навыка выполняется упражнение по заполнению пропуска в высказывании. Показателем правильности в данном случае является соответствие смыслового значения подставляемой ЛЕ с той, с которой она сочетается. Например, учащимся предлагается заполнить пропуски в диалогах подходящими ЛЕ. Или, например, дается задание выбрать фразу для ответа на вопрос:
Would yon like some cabbage?
You are welcome.
Yes, please.
Help yourself.
Быстрое выполнение подобных упражнений дает возможность увеличить объем изучаемой лексики за счет сэкономленного времени.
Компьютер
позволяет также
1) -- Yes, yes, take it, please.
Would you like potatoes and cheese?
Help yourself.
Yes, please. May i have five potatoes, please?
Thank you! 1 like apples. May 1 have an apple?
2) -- It's a pity. Bye-bye.
Good morning, Winnie!
Would you like some tea and sweets?
Here you are. Help yourself.
You are welcome.
Good morning, Rabbit!
I would like some cabbage and a big red carrot, please.
Thank you, Winnie.
I must go home. Goodbye.
Школьники,
которые составили одинаковые диалоги,
объединяются в пары. Они читают
и заучивают диалоги по ролям.
После этого диалоги
При выполнении
таких заданий возможна работа двух
учащихся с одним компьютером, т.е.
компьютер кроме обеспечения
вариативности заданий
Рассмотрим операции, входящие в рецептивный лексический навык.
Первой из них является восприятие ЛЕ на основе звуковой стороны или графических символов, а также выделение формальных признаков, отличающих эту ЛЕ от других. Показателем успешности выполнения этой операции является умение вычленять разного рода признаки. Упражнения, направленные на отработку этой операции, носят в основном аналитический характер, например: Выбери из данных английских слов ЛЕ с суффиксом -man: worker, postman, letter-box, seaman, snowman.
Вторая операция состоит в идентификации и дифференциации ЛЕ. Показателем успешности ее выполнения может служить главным образом способность дифференцировать в чем-либо сходные слова, например: Переведи следующие предложения: После школы Джейн обычно идет домой. -- Она приходит домой в два часа.
Третья операция связана с соотнесением формы слова со значением. Показателем ее служит понимание. При формировании рецептивных (как и продуктивных) лексических навыков ЭВМ дает возможность создавать задания равной сложности. Так, например, каждому ученику первой группы предлагается прочитать текст и подчеркнуть предложения, в которых говорится о том, как правильно писать письма, а каждому ученику второй группы -- по порядку расставить предложения в памятке о том, как правильно писать письма. После выполнения задания каждая группа дает свой вариант ответа. (В этом виде упражнения можно предложить чтение по цепочке, при этом другая группа слушает своих товарищей.) Тем самым компьютерная программа помогает увеличить количество видов заданий и включить всех учащихся в работу.
Компьютер способствует также формированию навыков самостоятельной работы у школьников начальных классов. Несмотря на то, что у детей во II-III классах только начинают формироваться навыки самостоятельной работы, у каждого из них возникают свои трудности в процессе овладения лексикой, которые ребенок должен уметь самостоятельно преодолевать, выполняя пред-назначенные только для него серии упражнений.
Компьютер фиксирует количество ошибок каждого ученика при выполнении каждого упражнения. Просмотрев компьютерный журнал успеваемости, учитель сразу же видит, как формируется лексический навык у того или иного школьника. Вид и количество ошибок, зафиксированных в журнале успеваемости, позволяют учителю дать учащемуся конкретные упражнения, направленные на отработку той операции, при выполнении которой он допускает ошибки.
При обучении
лексике компьютер позволяет
создавать комбинированные
Компьютер помогает организовать и контроль лексики на всех этапах ее изучения. При обучении с использованием компьютера ребята выполняют упражнения одновременно, при этом каждому ученику сразу же сообщается результат. Без применения ЭВМ учителю очень сложно проверить выполнение всех упражнений всеми учащимися одновременно из-за недостатка времени на уроке. В связи с этим учитель предполагает, что если школьник умеет выполнять какую-то операцию с лексическим материалом при выполнении одного конкретного упражнения, то он, наверняка, умеет выполнять эту же операцию (или аналогичную) в других упражнениях, которые у этого ученика не проверялись. Учителю приходится делать вы-воды об уровне сформированности лексического навыка на основе отдельных ответов не только у отдельных ребят, но и у всего класса.
Контроль
со стороны учителя заключается
в непосредственном наблюдении за выполнением
тренировочных упражнений, при этом
учитель вызывает отдельных учеников,
чтобы проверить, правильно или
неправильно оно выполнено, либо
использует отсроченную проверку в
устной и письменной форме. А промедление
в сообщении результатов
Заключение
Подводя итог всей работе, следует сказать, что проблема противоречия между возрастающей ролью и долей компьютерных технологий, повышающей эффективность формирования лингвистической и коммуникативной компетенции, при обучении иностранному языку и отсутствием научно обоснованной методики организации подобной деятельности действительно недостаточно изучена.
Анализ
существующего программного обеспечения
информационных технологий в области
преподавания английского языка
выявил, что выбранные дидактические
компьютерные программы адекватны
разработанным моделям
В первую очередь следует отметить предоставляемые компьютером технологические и методические преимущества:
- индивидуализация обучения;
- оперирование большими объёмами информации;
- комплексное
мультисенсорное воздействие
- неограниченное
количество обращений к
- немедленное предоставление обратной связи и др.
При работе
с компьютерными технологиями меняется
роль педагога, основная задача которого
- поддерживать и направлять развитие
личности учащихся, их творческий поиск.
Отношения с учениками строятся
на принципах сотрудничества и совместного
творчества. В этих условиях неизбежен
пересмотр сложившихся сегодня
организационных форм учебной работы:
увеличение самостоятельной индивидуальной
и групповой работы учащихся, отход
от традиционного урока с
Компьютерная
технология содержит огромный культурный
и дидактический потенциал, который
уже используется в обучении во всем
мире. Однако для оптимального и
эффективного использования
Библиография
1. Азимов,
Э.Г Словарь методических
2. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании/ Н.В. Апатова. -М.:ИОШ РАО, 1994. с.48
3. Беляев,
Б.В. Очерки по психологии
4. Бим,
И.Л. Теория и практика
5. Богоявленская,
Д.Б. Проблемы
6. Бухбиндер, В.А. Основы обучения лексике в средней школе (на материале немецкого языка)/ В.А. Бухбиндер.- Киев, 1971.
7. Гальперин,
П.Я. Развитие исследований по
формированию умственных
8. Гальскова,
Н.Д. Теория обучения
9. Ефременко,
В.А. Применение
10. Пассов, Е.И.Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению/Е. И. Пассов.-М: «Русский язык» (1989)-276 с.
11. Пономарев,
Я.А. К вопросу об
12. Роберт,
И.В. Современные
13. Симонов,
В.П. Образовательный минимум:
измерение, достоверность,
14. Телицына, Т.Н. Использование компьютерных программ на уроках английского языка/ Т.Н Телицына, А.Ф. Сидоренко//Иностранные языки в школе.-2002.-№2.-С.41-43
15. Цветкова,
Л. А. Использование
Информация о работе Обучение лексике английского языка на этапе формирования навыков