Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:17, курсовая работа
Настоящая работа посвящена рассмотрению проблемы применения опор в обучение чтению на начальном этапе, что является одним из составных компонентов формирования навыков и умения чтения на иностранном языке.
Актуальность. Одной из основных задач обучения иностранному языку в средней школе является обучение чтению на иностранном языке. Умение читать предполагает сформированность, не только умения правильно озвучивать иноязычный текст, но и главным образом понимать его, оценивать и использовать полученную информацию. Этап понимания текста, фиксирование в памяти полученной информации из текста, использование данной информации - самый сложный процесс чтения на иностранном языке и именно на этом этапе приходят на помощь опоры. Опоры позволяют понять воспринимаемые сообщения при чтении. Они ограничивают зону поиска в процессе чтения, концентрируют внимание на главном. Особенно актуально применение опор при обучении чтению на иностранном языке при организации процесса чтения на начальном этапе. Это объясняется психологическими особенностями среднего школьного возраста. Для учащихся данного школьного возраста опора является стимулом к процессу чтения. Она способствует развитию мышления, активности учащихся, росту интереса к чтению на иностранном языке и дает ключ к пониманию текста не только на уровне значения, но и на уровне смысла. Чтение на уровне понимания очень сложная работа для учащихся на начальном этапе. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы выбрать наиболее эффективные и качественные опоры, учитывая цели и задачи обучения иностранным языкам.
Следовательно, данная проблема заслуживает внимания и тщательного исследования.
Объектом нашего исследования является применение опор при обучении иностранным языкам.
Предметом исследования выступают опоры при обучению чтению на начальном этапе.
Цель исследования: отбор, анализ и разработка опор в обучении чтению на начальной ступени обучения.
Цель исследования обусловила постановку следующих задач:
выявление психилого-педагогических особенностей среднего школьного возраста;
рассмотрение чтение как вида речевой деятельности;
исследование лингвистического и психологического компонента при обучении чтению;
изучение характеристики опоры;
рассмотрение классификации опор;
отбор и анализ опор для формирования навыков и умений чтения на иностранном языке учащихся среднего школьного возраста.
Объем и структура работы: материал курсовой работы изложен на страницах печатного текста, состоящего из введения, трех глав, заключения, библиографии.
Структура курсовой работы определяется целями и задачами, поставленными в исследовании. Во введении обосновывается выбор темы данной работы, ее актуальность, определяются цели и задачи.
В первой главе рассматривается психология учащихся среднего школьного возраста. В данной главе мы выявляем особенности младшего и старшего подросткового возраста, опираясь на таких авторов как Петровский А.В., Золотницкая С.П., Андриевская В.В..
Во второй главе мы рассматриваем чтение как один из видов речевой деятельности и лингвистический и психологический компонент при обучении чтению.
Третья глава посвящена исследованию опоры как важному средству обучения; рассматривается характеристика опоры; приводятся классификации опор Пассова Е.И., Царьковой В.Б., Коростелева В.С.; выявляются виды опор , применяемые при обучении чтению на начальном этапе и даются примеры данных опор, которые применялись на практике.
Апробация работы. Работа была апробирована на научной конференции 21 апреля 2004 года.
Методы исследования. В настоящей работе в качестве методов исследования использовались изучение и анализ литературы. Основным методом исследования являлся сопоставительный метод при анализе методик обучения чтению на иностранном языке на начальной ступени.
Введение 3
Глава I. Психолого-педагогические особенности среднего школьного возраста 6
Выводы по главе I 8
Глава II. Технология обучения чтению на среднем этапе 10
2.1. Определение чтения как вида речевой деятельности 10
2.2 Лингвистический и психологический компонент при обучении чтению 11
Выводы по главе II 14
Глава III. Использование опор в обучении иностранным языкам 16
3.1. Характеристика опоры 16
3.2 Классификации опор 21
3.3 Виды опор при обучение чтению на начальном этапе 27
Выводы по главе III 39
Заключение 41
Библиография 44
petit chien pour mon anniversaire.
C'est donc mon Cadeau a moi.
— Ca, au mur, c'est ton Cadeau?
— Oui, mon petit frère a dessiné hier
son
portrait. Cadeau, viens ici!
Из этого примера видно, о ком будет идти речь, какой подарок получила Садрина.
Языковые
трудности при чтении могут быть
сняты с помощью толкования отдельных
слов на изучаемом языке, которые помещены
в сноске. Такой пример приведен ниже:
Christmas Day
In the weeks before Christmas people are busy. They make or buy Christmas cards and send them to their friends, grandparents, cousins, aunts and uncles. They also buy Christmas presents. Many children make their Christmas cards at school. People buy Christmas trees2 and put them in their living rooms. The children decorate the Christmas tree with toys and little coloured lights. There are beautiful Christmas decorations in the streets.
On Christmas Eve3 everybody puts their presents under the Christmas tree. People say that at night Father Christmas puts presents into the stockings which children usually hang on their beds. The traditional Christmas meal is roast turkey and Christmas pudding
2 Christmas tree — рождественская елка
3 Christmas Eve [i:v] — канун Рождества
Предметное содержание текста облегчается, если в качестве подсказок используются экспозиция, иллюстрации в виде комиксов, как в следующем примере:
Прочитай историю, которая случилась с Софи, когда она гуляла со своей собакой
Для снятия трудностей, связанных со способом изложения текстового материала, в котором много деталей, важна последовательность действий и так далее, могут быть предложены опоры в форме схемы, иллюстраций представленных в последовательности фактов, событий.
Приведем еще один пример изобразительной опоры, выполненной в технике кроки:
Прочитайте рассказ «Noun allons au magasin», обратите внимание на маршрут, совершаемый мальчиком.
Noun allons au magasin
Je suis avec papa au Monoprix. Papa cherche sa carte pour payer. Moi, je dépose les provisions: le lait, l'eau, le vin, la viande, le fromage, les fruits. Papa ne trouve pas sacarte. Elle est à la maison! On habite derrière le magasin. Je cours à lamaison. Je monte très vite. J'arrive en'haut. Je sonne. Maman ouvre. «Vite! Papa n'a pas sa carte. Tiens, voilà! C'est ma carte». Je descends très vite. J'arrive en bas. Je cours, je cours. Papa est là, devant la caisse, avec les provisions. «Regarde, voilà ma carte!»
Изобразительная опора не только облегчает понимание содержания текста, но и способствует формированию догадки о значении незнакомых слов.
Во всех вышеприведенных примерах до текста дается задание с целью привлечь произвольное внимание читающих к опорам. Привлечение внимания к опоре осуществляется в задании дополнительно к коммуникативно-познавательной задаче. Цель такого задания заключается в указании на способ выполнения задачи, в управлении вниманием читающего, стимулировании и/или поддержании интереса к предмету чтения.
Иллюстрации в качестве изобразительных опор к чтению текста выполняют разные роли. Во-первых, они содержат ту же информацию, что и текст, и помогают понять ее глубже, полнее, точнее. Они зрительно дублируют вербальный текст с целью облегчения понимания на уровне значения и смысла.
Во-вторых, изобразительные опоры могут иллюстрировать лишь часть текста.
В-третьих, наличие изобразительной опоры является обязательным условием решения коммуникативной задачи чтения. Без иллюстраций, задачи теряя смысл, становятся невыполнимыми.
Следующий пример основан на сопоставлении фотографий достопримечательностей Парижа с небольшими текстами. Сначала следует найти фотографию, соответствующую определенному тексту, затем рассмотреть ее как иллюстрацию к написанному.
В отличии от предыдущего, это задание требует соотнесения трех компонентов: картинок с изображением животных, с их названием, а затем с краткой информацией о них.
Chauve-souris
Tortue
Hérisson
Escargot
Сet animal se roule en boule quand il voit ennemi.
Сet animal dort la tête en bas.
Cet animal se déplace lentement.
Cet animal porte sa maison.
Не трудно заметить, что картинки в данных примерах не являются опорами, так как они не облегчают решение коммуникативной задачи. Информация заключена в заголовках и коротких текстах после картинок. Для выполнения заданий нужно правильно соотнести эти две части. Картинки здесь играют роль не опор, а средства изобразительной наглядности с целью привлечения внимания, придание большей достоверности предлагаемых ситуативных условий.
Все
выше описанные опоры, заключенные
в тексте, в его оформлении, способе
подачи, предложенные в упражнении
в качестве способа решения
Во время чтения текста используются как готовые опоры, так и не полностью готовые. Это своеобразные «полуфабрикаты» должны быть доведены до состояния полного развертывания по мере понимания читаемого. Такие опоры можно назвать инструментальными.
Цель
действий с опорами во время чтения
текста состоит в углублении и
направлении понимания
Рассмотрим пример на уже упомянутом ранее тексте „Je prépare une surprise“. По мере чтения заполните предлагаемую таблицу:
Qu’achéte-t-elle? | Combien? |
Подводя итог отметим, что обучение рациональным приемам чтения заключается в формировании умений читающего находить опоры и использовать их для понимания иноязычного текста. С этой целью опоры помещаются в тексте, дидактически оформляются, к ним привлекается произвольное внимание обучающихся.
Делая вывод, следует отметить, что опора играет важную роль в обучение иностранным языкам. Леонтьев .А.А. определяет опору как опосредованную подсказку, служащую «внешней опорой внутренних действий»,то есть по мере усвоения учебного материала опора должна переходить во внутренний план, а затем вообще снята. Отсюда следует, что опора является временным явлением, промежуточным рабочем средством.
Задача опоры - сообщение определенной информации, которая служит помощником для дальнейших действий.
Назначение опоры - вызвать ассоциацию с жизненным опытом учащегося и с тем, что возможно (в силу его языковой подготовки) в его речевом опыте.
В процессе обучения используется различные опоры. Чтобы понять какие опоры, когда нужно применять, мы изучили несколько классификаций опор и пришли к выводу, что самая полная классификация представлена в работе Ивановой Е.Ф. Данный автор суммировал различные классификации. За основу была взята классификация Царьковой В.Б., добавлена классификация Коростелева В.С. В своей классификации Иванова распределила опоры на содержательные (смешанные, вербальные, изобразительные) и смысловые (аналогичные варианты); на объективные (обобщенные, неиндивидуальные) и субъективные (индивидуальные).
Выбор конкретной опоры зависит от вида речевой деятельности, и так как мы в своей работе рассматриваем опоры при обучении чтению, мы исследовали виды опор при обучению чтению.
Опоры рассматриваются с точки зрения текста и самого процесса чтения. С точки зрения текста опоры заключаются в содержании текста и в его оформлении. Эти опоры представлены заголовками, экспозициями, иллюстрациями, переводами отдельных слов, схемами, реалиями, общеизвестными фактами, упомянутые в самом тексте и выделенные шрифтом, цветом.
С точки зрения самого процесса чтения, опоры содержатся в задании к чтению текста. Эти задания разнообразные: заполнение схем, таблиц, памятки.
Данные виды опор облегчают понимание читаемого текста, вызывают интерес к чтению текста. И правильное использование данных видов опор ведет к более успешному обучению учащихся чтению, к пониманию прочитанного, к использованию полученной информации.
Целью данного исследования было отобрать, проанализировать материал по теме курсовой работы и разработать опоры при обучение чтению на начальной ступени обучения.
Проанализировав материал, мы выявили, что опора занимает по праву одно из важнейших мест в учебном процессе. Она является важным средством обучения и рассматривается как временное явление. Опора эффективна только на начальном этапе обучения, то есть на этапе формирование навыка. В процессе применения навыка опора должна переходить во внутренний план, а затем исчезать.
Исследуя опору как средство обучения, мы определили, что задача опоры - это сообщение определенной информации; назначение опоры - вызывание ассоциации с жизненным опытом учащегося и с тем, что возможно (в силу его языковой подготовки) в его речевом опыте. Психологическая функция опоры заключается в том, что она служит «как бы внешней опорой внутренних действий» обучаемого.
Во время нашего исследования, мы рассматривали и анализировали разные классификации опор и даже пытались составить свою классификацию опор, но неудачно, так как этот вопрос является проблемным, и полная классификация опор до сих пор отсутствует. Отсутствие полной классификации затрудняет применение опор. Изучив разные классификации, в основе которых лежат различные критерии, мы пришли к выводу, что более полная классификация Ивановой Е.Ф., в которой суммированы классификации Пассова Е.И., Царьковой В.Б., Коростелева В.С. Иванова Е.Ф. разграничила все опоры на содержательные и смысловые. Содержательные опоры учитывают уровень значения, то есть касаются фактической стороны. Смысловые опоры учитывают уровень смысла, то есть направлены на выявление причинно-следсвенных связей.
Содержательные
и смысловые опоры
Вербальные опоры ввязывают ассоциацию посредством слов, изобразительные посредством изображения реальной действительности.
К вербально-содержательным опорам относятся микротекст, текст, подстановочная таблица, «структурный скелет», план с ключевыми словами, традиционный план.
К вербально-смысловым: слова как смысловые вехи, афоризм, лозунг, подпись, поговорка.
Изобразительно-смысловые: плакат, карикатура, цифры, даты, символика.
Изобразительно-
Смешанные содержательные: озвученный фильм, лексико-семантическая схема, плакат-таблица, конспект-схема, изобразительная опора+скелет.
Смешанные смысловые: разнообразные сочетания изобразительно-смысловых и вербально-смысловых опор.
Иванова Е.Ф. добавляет к вышеизложенной классификации, классификацию предложенную Коростелевым В.С. Коростелев выделял субъективные и объективные опоры. Субъективные опоры - создает сам учащийся, И они более индивидуальные, а соответственно более эффективны. Объективные опоры даются ученикам в готовом виде.
Из вышеприведённой классификации Ивановой Е. Ф. следует, что опоры распределяются от содержательных (смешанных, вербальных, изобразительных) к смысловым (в аналогичных вариантах). Что касается деления опор на объективные и субъективные, то в процессе обучения сначала ученикам предлагается готовая опора-объективная, а далее ученик составляет свою опору-субъективную, которая является индивидуальной и способствует более успешному обучению.
Выбор конкретной опоры зависит от вида речевой деятельности.
Виды опор при обучение чтению, на наш взгляд, рассматриваются с точки зрения текста для чтения и сам процесс чтения. В первом случае это опоры представленные в содержании текста, в его оформление. Данными опорами являются заголовок , который формирует действия антиципации, гарнитура, кегль, стиль, расположение, которые привлекают внимание читателя, экспозиция, которая направлена на общее представление о содержание текста, иллюстрация, которая даёт ключ к пониманию текста на уровне значения и смысла, перевод отдельных слов, который облегчает понимание текста, схема действий, происходящих в тексте, для снятий трудностей изложения текстового материала. Все перечисленные опоры даются с целью привлечь произвольное внимание читающего.
Информация о работе Применение опор при обучении чтению на начальном этапе