Применение опор при обучении чтению на начальном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Настоящая работа посвящена рассмотрению проблемы применения опор в обучение чтению на начальном этапе, что является одним из составных компонентов формирования навыков и умения чтения на иностранном языке.
Актуальность. Одной из основных задач обучения иностранному языку в средней школе является обучение чтению на иностранном языке. Умение читать предполагает сформированность, не только умения правильно озвучивать иноязычный текст, но и главным образом понимать его, оценивать и использовать полученную информацию. Этап понимания текста, фиксирование в памяти полученной информации из текста, использование данной информации - самый сложный процесс чтения на иностранном языке и именно на этом этапе приходят на помощь опоры. Опоры позволяют понять воспринимаемые сообщения при чтении. Они ограничивают зону поиска в процессе чтения, концентрируют внимание на главном. Особенно актуально применение опор при обучении чтению на иностранном языке при организации процесса чтения на начальном этапе. Это объясняется психологическими особенностями среднего школьного возраста. Для учащихся данного школьного возраста опора является стимулом к процессу чтения. Она способствует развитию мышления, активности учащихся, росту интереса к чтению на иностранном языке и дает ключ к пониманию текста не только на уровне значения, но и на уровне смысла. Чтение на уровне понимания очень сложная работа для учащихся на начальном этапе. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы выбрать наиболее эффективные и качественные опоры, учитывая цели и задачи обучения иностранным языкам.
Следовательно, данная проблема заслуживает внимания и тщательного исследования.
Объектом нашего исследования является применение опор при обучении иностранным языкам.
Предметом исследования выступают опоры при обучению чтению на начальном этапе.
Цель исследования: отбор, анализ и разработка опор в обучении чтению на начальной ступени обучения.
Цель исследования обусловила постановку следующих задач:
выявление психилого-педагогических особенностей среднего школьного возраста;
рассмотрение чтение как вида речевой деятельности;
исследование лингвистического и психологического компонента при обучении чтению;
изучение характеристики опоры;
рассмотрение классификации опор;
отбор и анализ опор для формирования навыков и умений чтения на иностранном языке учащихся среднего школьного возраста.
Объем и структура работы: материал курсовой работы изложен на страницах печатного текста, состоящего из введения, трех глав, заключения, библиографии.
Структура курсовой работы определяется целями и задачами, поставленными в исследовании. Во введении обосновывается выбор темы данной работы, ее актуальность, определяются цели и задачи.
В первой главе рассматривается психология учащихся среднего школьного возраста. В данной главе мы выявляем особенности младшего и старшего подросткового возраста, опираясь на таких авторов как Петровский А.В., Золотницкая С.П., Андриевская В.В..
Во второй главе мы рассматриваем чтение как один из видов речевой деятельности и лингвистический и психологический компонент при обучении чтению.
Третья глава посвящена исследованию опоры как важному средству обучения; рассматривается характеристика опоры; приводятся классификации опор Пассова Е.И., Царьковой В.Б., Коростелева В.С.; выявляются виды опор , применяемые при обучении чтению на начальном этапе и даются примеры данных опор, которые применялись на практике.
Апробация работы. Работа была апробирована на научной конференции 21 апреля 2004 года.
Методы исследования. В настоящей работе в качестве методов исследования использовались изучение и анализ литературы. Основным методом исследования являлся сопоставительный метод при анализе методик обучения чтению на иностранном языке на начальной ступени.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Психолого-педагогические особенности среднего школьного возраста 6
Выводы по главе I 8
Глава II. Технология обучения чтению на среднем этапе 10
2.1. Определение чтения как вида речевой деятельности 10
2.2 Лингвистический и психологический компонент при обучении чтению 11
Выводы по главе II 14
Глава III. Использование опор в обучении иностранным языкам 16
3.1. Характеристика опоры 16
3.2 Классификации опор 21
3.3 Виды опор при обучение чтению на начальном этапе 27
Выводы по главе III 39
Заключение 41
Библиография 44

Файлы: 1 файл

Курсовая (полностью).doc

— 521.50 Кб (Скачать файл)

     Во  втором случае, опоры не содержатся в тексте, они представляют задания  к чтению текста. Этими опорами являются задание на заполнение схем, таблиц до и в процессе чтения. Данные опоры выполняют коммуникативно-познавательную задачу.

     Отобрав и проанализировав материал по нашей  теме мы разработали опоры при  обучение чтению на начальном этапе и пришли к выводу, что применение опор при обучение чтению на начальном этапе имеет исключительно важное значение, так как психологические особенности среднего школьного возраста соответствуют требованиям применение опор. Для учеников этого возраста опора-это стимул к процессу чтения, также она способствует развитию мышления, активности, росту интереса к чтению на иностранном языке, даёт ключ к пониманию текста на уровне значения и смысла.

     Подводя итог, хотелось бы заметить, что примеры, приведённые нами в данной курсовой работе успешно применялись на практике, что свидетельствует о том, что наше исследование достигло своих целей и задач, не только на уровне теоретического изложения материала, но и на практическом использование данного материала.

     Библиография

  1. Андриевская В. В. Психология усвоения иностранного языка на среднем этапе обучения. //Иностранные языки в школе. – 1985 - №4.
  2. Береговская Э. М., Туссен М. Синяя птица. Учебник французского языка для 5 класса общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1999.
  3. Вайсбурд М. Л., Блохина С. А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности // Иностранные языки в школе. – 1997 - №1,2.
  4. Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Высшая школа, 1989.
  5. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991.
  6. Золотницкая С. П. Интенсификация учебного процесса на уроках французского языка. – М.: Просвещение, 1979.
  7. Иванова Е. Ф. Опоры в обучении иностранным языкам. – Улан-Удэ, 2002.
  8. Клементьев Т. Б., Монк Б. Счастливый английский. Учебник английского языка для 5-6 классов средней школы. - М.: Просвещение, 1993.
  9. Коростелев В. С. Обучение иноязычному общению на начальном этапе // Иностранные языки в школе. – 1992 - №1.
  10. Маева Т. С. Некоторые приемы обучения чтению // Иностранные языки в школе. – 1999 - №5.
  11. Пасов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.
  12. Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Высшая школа, 1999.
  13. Полякова Е. Б., Раббот Г. П., Шалаева Г. П. Английский для детей. Учебник английского языка для школьников младших классов. – М.: Слово, 1996.
  14. Прокофьева В. Л. Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при обучении устному иноязычному обучению // Иностранные языки в школе. – 1990 - №5.
  15. Рабинович Ф. М. К проблеме опор при развитии экспрессивных форм речи // Иностранные языки в школе. – 1986 - №5.
  16. Рогова Г. В., Верещагина Н. И. Методика обучения английскому языку. – М.: Просвещение, 2000.
  17. Турчина Б. И., Писаренко О. А. Занимательный французский. Книга для чтения на французском языке для учащихся средней школы. М.: Дом педагогики, 1998.
  18. Царькова В. Б. Классификация опор в целях развития речевого умения // Проблемы коммуникативного метода обучения иноязычной речевой деятельности. – Воронеж, 1980.
  19. Царькова В. Б. Критерий оценки прагматического аспекта речи при развитии речевого умения // Проблемы коммуникативного метода обучения иноязычной речевой деятельности. – Воронеж, 1980.
  20. Царькова В. Б. Речевые обучения на немецком языке. – М.: Просвещение, 1980.
  21. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1990.

Информация о работе Применение опор при обучении чтению на начальном этапе