Разработка модели обучения устно-речевому общению на уроках английского языка в восьмых классах на основе индивидуального внимания к каж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 20:31, научная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в разработке индивидуализированной модели обучения на уроках английского языка в условиях групповых занятий.

Содержание работы

Введение
Глава I. Научные основы индивидуального подхода в обучении
1.1 Предпосылки введения индивидуального подхода в обучение
1.2 Методические подходы к решению проблемы индивидуализации обучения в общей педагогике
Глава II. Разработка модели обучения устно-речевому общению на основе индивидуального внимания к каждому ученику
2.1 Особенности когнитивной сферы подростков связанной с активизацией познавательной деятельности
2.2 Экспериментальная разработка модели обучения на уроках английского языка в восьмых классах устно-речевому общению на основе индивидуального внимания к каждому ученику
2.3 Результаты педагогического эксперимента
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

РАБОТА НА КОНФЕРЕНЦИЮ.doc

— 497.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Беларусь

Учреждение образования политехническая гимназия №6

Кафедра иностранных  языков

 

 

 

 

                 

 

                       Научно-практическая конференция учителей

 

Тема «РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ УСТНО-РЕЧЕВОМУ ОБЩЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВОСЬМЫХ КЛАССАХ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВНИМАНИЯ К КАЖДОМУ УЧЕНИКУ»

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Разработано учителем

                                                                                  английского языка: Лой О.Г.

                                                               

 

 

 

 

 

Минск

2007-2008гг.

 

Оглавление

 

Введение            

Глава I. Научные основы индивидуального подхода в обучении   

    1. Предпосылки введения индивидуального подхода в обучение 
    2. Методические подходы к решению проблемы индивидуализации обучения в общей педагогике        

Глава II. Разработка модели обучения устно-речевому общению на основе индивидуального внимания к каждому ученику      

2.1 Особенности когнитивной  сферы подростков связанной с  активизацией познавательной деятельности         

2.2 Экспериментальная разработка модели обучения на уроках английского языка в восьмых классах устно-речевому общению на основе индивидуального внимания к каждому ученику          

2.3 Результаты педагогического  эксперимента      

Заключение           

Литература            

Приложение 
ВВЕДЕНИЕ.

 

Особенностью современного этапа  развития общества стало выдвижение в образовательном процессе на первый план личности учителя и учащегося, их творческого развития. В законе РБ «Об общем среднем образовании», принятом Палатой представителей 14 июня 2006 года, одобренном Советом Республики 16 июня 2006 года, закреплено требование к образовательным учреждениям - создать условия для самореализации и саморегуляции личности, обеспечить ее самоопределение, с учетом национальных традиций, индивидуальных потребностей, способностей учащихся (Глава 1.Статья 4)

Однако продекларировать личностную ориентацию образования еще не значит ее осуществить в образовательной практике. Этот процесс не претворяется в жизнь автоматически, его нужно культивировать.

Долгое время основной целью  отечественной педагогики было усвоение учащимися определенных государственных стандартов. При этом ценностью выступала не сама личность учащегося, а его способность к усвоению содержания образования, что, в свою очередь, ограничивало возможности преподавателя в учете индивидуальных особенностей учащихся и не способствовало разностороннему изучению школьников.

Этот недостаток образовательного процесса снимает индивидуальный подход, позволяющий преподавателю в процессе обучения акцентировать внимание на личностно-субъективных качествах учащихся (уровне развития внимания, памяти, способности.)

Проблема индивидуального обучения - не новая в теории и школьной практике. Необходимость личностного подхода наглядно обозначилась уже тогда, когда появилась классно-урочная система обучения, В разные периоды развития общества и школы эта проблема решалась по-своему, охватывая различные ее стороны.

 В современных условиях индивидуальный подход основывается на принципах гуманизма, который признает ценность человека как личности и ученика, в частности, его право на свободу, развитие и проявление всех способностей.  
В психолого-педагогической литературе ряд ученых (Е.С.Рабунская, А.А.Бударный, Н.А.Менчинская, Л.В.Занков, Б.М.Теплов, И.Э.Унт) обосновали сущность индивидуализации и выделили особенности развития учащихся разного возраста (психологические особенности, познавательные возможности, особенности мышления и т.п.), которые необходимо учитывать при индивидуализации обучения. Общие выводы относительно индивидуализации обучения содержатся в учебных пособиях по педагогике М.Н.Скаткина, Г.И.Щукиной, И.Т.Огородникова, Ю.К.Бабанского. Теоретически индивидуальный подход – стандартное требование педагогики, предъявляемое к каждому преподавателю иностранного языка.

Вопросы о том, какие индивидуальные различия учащихся необходимо учитывать в обучении для активизации учебного процесса всего класса, как осуществлять систему отслеживания и оценку результатов деятельности учащихся на уроке, какие методические приемы необходимо использовать с учетом индивидуальности учащихся в педагогике, еще недостаточно разра-ботаны.

 Научная новизна моей работы заключается в теоретическом обосновании индивидуального подхода для обучения восьмых классов устно-речевому общению на основе индивидуального внимания к каждому ученику.

Актуальность исследования — в  разработке методики индивидуального подхода к учащимся на уроке английского языка.

Объект исследования: учебная деятельность учащихся восьмых классов на уроке английского языка. Предмет исследования: методика обучения устно-речевому общению на основе индивидуальных особенностей учащихся в рамках классно-урочной системы.

 Цель исследования заключается в разработке индивидуализированной модели обучения на уроках английского языка в условиях групповых занятий. 
Реализация цели исследования потребовала решения следующих задач:  
- анализ существующей учебной и методической литературы с целью выявления возможностей индивидуального подхода в процессе обучения в условиях групповых занятий;

- создание психологических тестов для выявления индивидуального уровня обучения каждого учащегося.

Осуществление намеченных задач потребовало  использование ряда методов исследования:  
- исторического, психологического и методического анализа исследуемой проблемы;  
- наблюдения, контрольных и психолого-педагогических тестов;

- обобщения данных анализа, разработки и экспериментальной проверки методики индивидуального подхода в обучении на уроках английского языка.

Гипотеза исследования: индивидуальный подход в условиях группового обучения позволяет значительно активизировать учебный процесс, если в ходе обучения педагог:

• особое внимание уделяет  психолого-педагогичеким особенностям организации учебной деятельности учащихся восьмых классов;  
• применяет систему тестов для выявления индивидуальных и психологических различии и уровней развития коммуникативных способностей у учащихся и на этой основе определяет группы по уровню учебной активности;

• осуществляет систематический  контроль за развитием учебной активности каждого учащегося класса.

Организация исследования:

На первом этапе анализировались научные источники с целью определения общей концепции исследования.

На втором этапе исследования был проведен констатирующий эксперимент с целью диагностики индивидуальных различий учащихся переходного возраста. Разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы.  
Третий этап исследования был посвящен реализации программы формирующего эксперимента по внедрению педагогических условий индивидуализации обучения.

Четвертый этап был посвящен анализу полученных результатов, их обобщению и систематизации.

Теоретическая значимость определяется освещением состояния проблемы в научной и методической литературе, адаптацией теории индивидуального подхода к учащемуся в условиях групповых. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные системы тестирования индивидуальных особенностей учащихся, методическая разработка по методике преподавания могут быть использованы в практике работы школ, решающих эту проблему.

Опытно-экспериментальная  работа проводилась на базе политехнической гимназии №6 города Минска.

Структура моей работы. Выполненное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.  
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются цель, гипотеза и задачи, раскрываются этапы и методы исследования, определена научная новизна и практическая значимость работы.  
В первой главе «Научные основы индивидуального подхода в обучении» дан теоретический анализ состояния проблемы в психологии и педагогике.  
Во второй главе «Разработка модели обучения устно-речевому общению на основе индивидуального внимания к каждому ученику» описана предлагаемая методика и ее воздействие на развитие индивидуальных возможностей учащихся.

В заключении подводятся итоги, делаются выводы.

 

 ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ.

 

1.1 Предпосылки введения индивидуального подхода в обучение

 

В современной педагогике все более актуальной становится проблема учета индивидуальности учащихся в процессе обучения: в этом заключаются социальные требования нового времени. Наиболее эффективным способом решения этих задач является индивидуализация процесса обучения. На сегодняшнем этапе развития концепции личностно-ориентированного образования происходит проникновение индивидуального подхода к учащемуся в самую сердцевину школьного обучения. Таким образом, индивидуализация процесса обучения во многом обусловлена социо-культурными факторами. Рассмотрим теперь, в чем заключаются педагогические предпосылки применения этого принципа в школьном обучении.

Целью индивидуализации процесса обучения является развитие активно-творческих возможностей человека, создание реальных условий для обогащения интеллектуального, эмоционально-волевого и морального потенциала личности, стимулирование у обучаемого потребности в реализации своих способностей и задатков. Это достигается путем создания таких условий обучения, которые обеспечивают максимальный психологический комфорт для учащихся и возможность их интенсивного развития. В условиях групповых занятий изложенный педагогом учебный материал усваивается каждым учащимся по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей мышления, темперамента, способности. И в этом заключается основная предпосылка обращения многих видных педагогов прошло и современности к проблеме индивидуализации обучения.

Уже  в  педагогической  системе  Я.А.Коменского четко обозначены  положения  о  том,  что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить  с  учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.[15,с156] Замечательный русский педагог К.Д.Ушинский  разработал  обширную методику   приемов   индивидуального   подхода   к    детям,    основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода   к ребенку  нельзя  давать  какие-то  определенные  рецепты,  тем  самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы.[26,с.123]

Педагоги и общественные деятели дореволюционной  России  уделяли внимание разработки теоретических положений индивидуального подхода  к детям  подросткового возраста, внедряла их в практику. Так, Е.Н.Водовозова  предупреждала, что невозможно выработать единые правила подхода ко  всем  детям,  без исключения, так как дети по своим индивидуальным   особенностям  очень разные.[1.с.20] Н.К.Крупская рассматривала  развитие  индивидуальных  качеств  каждого ребенка как  обязательное  и  необходимое  условие его всестороннего воспитания. «Советское воспитание,- писала она, - направлено на  то, чтобы в каждом ребенке развивать все его способности,  поднять его активность, его сознательность, всесторонне развить его личность, его индивидуальность».[18,с.23]Воспитание личности, как указывала Н.К.Крупская, развивала принципиально новое направление в вопросе об индивидуальном подходе к детям, обращала внимание на то, что только при условии воспитания ребенка в коллективе может полностью раскрыться его индивидуальность, способности: «Мы считаем, что лишь в коллективе личность  ребенка может  наиболее  полно  и  всесторонне   развиться. Коллектив  не  поглощает  личность  ребенка,  но  влияет  на  качество воспитания, на его содержание».[18,с.98]В работах  Н.К.Крупской  раскрывается  значение  индивидуального подхода для всестороннего  развития  личности  ребенка  в   условиях воспитания в коллективе, развитие самого раннего возраста нравственных качеств, способностей, интересов в соответствии с задачами  подготовки детей к жизни, к труду. Ее советы ориентируют воспитателя на  гуманное отношение к ребенку, уважение его индивидуальности, стремление  понять его сложный духовный мир.

А.С.Макаренко считал принцип  индивидуального  подхода  к  детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например, при организации и воспитании  детского  коллектива,  трудовом  воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя  общую  программу воспитания личности, педагог  должен  вносить  в  нее  «коррективы»  в соответствии  с  индивидуальными  особенностями   ребенка.   Общее   и особенное  в  характере  человека  тесно  переплетаются,  образуя  так называемые  «запутанные  узлы».   Этим   определением А.С.Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал,  что в  процессе  воспитания  и  обучения  необходимо  ориентироваться   на положительные качества  ребенка - это  главная  точка  опоры  в  общей системе воспитания и в  индивидуальном  подходе  к  детям.  Поэтому  у каждого ребенка, прежде всего,  нужно  выявить  положительные  стороны характера и поступков  и  на  этой  основе  укреплять  в  нем  веру  в собственные силы и возможности. С самого раннего  возраста  воспитание должно  быть  таким,  чтобы  оно  развивало  творческую  деятельность, активность, инициативу. Предавая большое значение индивидуальному подходу, А.С.Макаренко не рекомендовал какие-то специальные методы. Один и тот же  метод  или прием можно использовать по-разному,  в  зависимости  от  определенных условий и  индивидуальных особенностей  воспитанника.  Педагог  всегда должен  выбирать  соответствующие  средства,  исходя  из   сложившейся ситуации, причем каждое средство  будет  иметь  значение  лишь  тогда, когда применяется, не изолировано от общей системы воспитания.

Информация о работе Разработка модели обучения устно-речевому общению на уроках английского языка в восьмых классах на основе индивидуального внимания к каж