Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 20:31, научная работа
Цель исследования заключается в разработке индивидуализированной модели обучения на уроках английского языка в условиях групповых занятий.
Введение
Глава I. Научные основы индивидуального подхода в обучении
1.1 Предпосылки введения индивидуального подхода в обучение
1.2 Методические подходы к решению проблемы индивидуализации обучения в общей педагогике
Глава II. Разработка модели обучения устно-речевому общению на основе индивидуального внимания к каждому ученику
2.1 Особенности когнитивной сферы подростков связанной с активизацией познавательной деятельности
2.2 Экспериментальная разработка модели обучения на уроках английского языка в восьмых классах устно-речевому общению на основе индивидуального внимания к каждому ученику
2.3 Результаты педагогического эксперимента
Заключение
Литература
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования политехническая гимназия №6
Кафедра иностранных языков
Научно-практическая конференция учителей
Тема «РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ УСТНО-РЕЧЕВОМУ ОБЩЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВОСЬМЫХ КЛАССАХ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВНИМАНИЯ К КАЖДОМУ УЧЕНИКУ»
Минск
2007-2008гг.
Оглавление
Введение
Глава I. Научные основы индивидуального подхода в обучении
Глава II. Разработка модели обучения устно-речевому общению на основе индивидуального внимания к каждому ученику
2.1 Особенности когнитивной сферы подростков связанной с активизацией познавательной деятельности
2.2 Экспериментальная разработка модели обучения на уроках английского языка в восьмых классах устно-речевому общению на основе индивидуального внимания к каждому ученику
2.3 Результаты педагогического эксперимента
Заключение
Литература
Приложение
ВВЕДЕНИЕ.
Особенностью современного этапа развития общества стало выдвижение в образовательном процессе на первый план личности учителя и учащегося, их творческого развития. В законе РБ «Об общем среднем образовании», принятом Палатой представителей 14 июня 2006 года, одобренном Советом Республики 16 июня 2006 года, закреплено требование к образовательным учреждениям - создать условия для самореализации и саморегуляции личности, обеспечить ее самоопределение, с учетом национальных традиций, индивидуальных потребностей, способностей учащихся (Глава 1.Статья 4)
Однако продекларировать личностную ориентацию образования еще не значит ее осуществить в образовательной практике. Этот процесс не претворяется в жизнь автоматически, его нужно культивировать.
Долгое время основной целью отечественной педагогики было усвоение учащимися определенных государственных стандартов. При этом ценностью выступала не сама личность учащегося, а его способность к усвоению содержания образования, что, в свою очередь, ограничивало возможности преподавателя в учете индивидуальных особенностей учащихся и не способствовало разностороннему изучению школьников.
Этот недостаток образовательного процесса снимает индивидуальный подход, позволяющий преподавателю в процессе обучения акцентировать внимание на личностно-субъективных качествах учащихся (уровне развития внимания, памяти, способности.)
Проблема индивидуального
В современных условиях индивидуальный
подход основывается на принципах гуманизма,
который признает ценность человека как
личности и ученика, в частности, его право
на свободу, развитие и проявление всех
способностей.
В психолого-педагогической литературе
ряд ученых (Е.С.Рабунская, А.А.Бударный,
Н.А.Менчинская, Л.В.Занков, Б.М.Теплов,
И.Э.Унт) обосновали сущность индивидуализации
и выделили особенности развития учащихся
разного возраста (психологические особенности,
познавательные возможности, особенности
мышления и т.п.), которые необходимо учитывать
при индивидуализации обучения. Общие
выводы относительно индивидуализации
обучения содержатся в учебных пособиях
по педагогике М.Н.Скаткина, Г.И.Щукиной,
И.Т.Огородникова, Ю.К.Бабанского. Теоретически
индивидуальный подход – стандартное
требование педагогики, предъявляемое
к каждому преподавателю иностранного
языка.
Вопросы о том, какие индивидуальные различия учащихся необходимо учитывать в обучении для активизации учебного процесса всего класса, как осуществлять систему отслеживания и оценку результатов деятельности учащихся на уроке, какие методические приемы необходимо использовать с учетом индивидуальности учащихся в педагогике, еще недостаточно разра-ботаны.
Научная новизна моей работы заключается в теоретическом обосновании индивидуального подхода для обучения восьмых классов устно-речевому общению на основе индивидуального внимания к каждому ученику.
Актуальность исследования — в разработке методики индивидуального подхода к учащимся на уроке английского языка.
Объект исследования: учебная деятельность учащихся восьмых классов на уроке английского языка. Предмет исследования: методика обучения устно-речевому общению на основе индивидуальных особенностей учащихся в рамках классно-урочной системы.
Цель исследования заключается в
разработке индивидуализированной модели
обучения на уроках английского языка
в условиях групповых занятий.
Реализация цели исследования потребовала
решения следующих задач:
- анализ существующей учебной и методической
литературы с целью выявления возможностей
индивидуального подхода в процессе обучения
в условиях групповых занятий;
- создание психологических тестов для выявления индивидуального уровня обучения каждого учащегося.
Осуществление намеченных задач потребовало
использование ряда методов исследования:
- исторического, психологического и методического
анализа исследуемой проблемы;
- наблюдения, контрольных и психолого-педагогических
тестов;
- обобщения данных анализа,
Гипотеза исследования: индивидуальный подход в условиях группового обучения позволяет значительно активизировать учебный процесс, если в ходе обучения педагог:
• особое внимание уделяет
психолого-педагогичеким
• применяет систему тестов для выявления
индивидуальных и психологических различии
и уровней развития коммуникативных способностей
у учащихся и на этой основе определяет
группы по уровню учебной активности;
• осуществляет систематический контроль за развитием учебной активности каждого учащегося класса.
Организация исследования:
На первом этапе анализировались научные источники с целью определения общей концепции исследования.
На втором этапе исследования
был проведен констатирующий эксперимент с целью диагностики индивидуальных
различий учащихся переходного возраста.
Разрабатывалась программа опытно-экспериментальной
работы.
Третий этап исследования был посвящен
реализации программы формирующего эксперимента
по внедрению педагогических условий
индивидуализации обучения.
Четвертый этап был посвящен анализу полученных результатов, их обобщению и систематизации.
Теоретическая значимость определяется освещением состояния проблемы в научной и методической литературе, адаптацией теории индивидуального подхода к учащемуся в условиях групповых. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные системы тестирования индивидуальных особенностей учащихся, методическая разработка по методике преподавания могут быть использованы в практике работы школ, решающих эту проблему.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе политехнической гимназии №6 города Минска.
Структура моей работы. Выполненное исследование
состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность
темы исследования, формулируются цель,
гипотеза и задачи, раскрываются этапы
и методы исследования, определена научная
новизна и практическая значимость работы.
В первой главе «Научные основы индивидуального
подхода в обучении» дан теоретический
анализ состояния проблемы в психологии
и педагогике.
Во второй главе «Разработка модели обучения
устно-речевому общению на основе индивидуального
внимания к каждому ученику» описана предлагаемая
методика и ее воздействие на развитие
индивидуальных возможностей учащихся.
В заключении подводятся итоги, делаются выводы.
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ.
1.1 Предпосылки введения индивидуального подхода в обучение
В современной педагогике все более актуальной становится проблема учета индивидуальности учащихся в процессе обучения: в этом заключаются социальные требования нового времени. Наиболее эффективным способом решения этих задач является индивидуализация процесса обучения. На сегодняшнем этапе развития концепции личностно-ориентированного образования происходит проникновение индивидуального подхода к учащемуся в самую сердцевину школьного обучения. Таким образом, индивидуализация процесса обучения во многом обусловлена социо-культурными факторами. Рассмотрим теперь, в чем заключаются педагогические предпосылки применения этого принципа в школьном обучении.
Целью индивидуализации процесса обучения является развитие активно-творческих возможностей человека, создание реальных условий для обогащения интеллектуального, эмоционально-волевого и морального потенциала личности, стимулирование у обучаемого потребности в реализации своих способностей и задатков. Это достигается путем создания таких условий обучения, которые обеспечивают максимальный психологический комфорт для учащихся и возможность их интенсивного развития. В условиях групповых занятий изложенный педагогом учебный материал усваивается каждым учащимся по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей мышления, темперамента, способности. И в этом заключается основная предпосылка обращения многих видных педагогов прошло и современности к проблеме индивидуализации обучения.
Уже в педагогической системе Я.А.Коменского четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.[15,с156] Замечательный русский педагог К.Д.Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы.[26,с.123]
Педагоги и общественные
деятели дореволюционной России
уделяли внимание разработки теоретических положений
индивидуального подхода к детям
подросткового возраста, внедряла их в
практику. Так, Е.Н.Водовозова предупреждала,
что невозможно выработать единые правила
подхода ко всем детям, без исключения,
так как дети по своим индивидуальным
особенностям очень разные.[1.с.20] Н.К.Крупская
рассматривала развитие индивидуальных
качеств каждого ребенка как обязательное
и необходимое условие его всестороннего
воспитания. «Советское воспитание,- писала
она, - направлено на то, чтобы в каждом
ребенке развивать все его способности,
поднять его активность, его сознательность,
всесторонне развить его личность, его
индивидуальность».[18,с.23]
А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например, при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Общее и особенное в характере человека тесно переплетаются, образуя так называемые «запутанные узлы». Этим определением А.С.Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка - это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу. Предавая большое значение индивидуальному подходу, А.С.Макаренко не рекомендовал какие-то специальные методы. Один и тот же метод или прием можно использовать по-разному, в зависимости от определенных условий и индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причем каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется, не изолировано от общей системы воспитания.