Шпаргалка по "Русскому языку"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 00:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Русскому языку"

Файлы: 1 файл

Шпаргалка по русскому языку.docx

— 181.24 Кб (Скачать файл)

Возвратные глаголы – это глаголы с постфиксом –ся. Постфикс –ся не однозначен: в одних случаях, присоединяясь к глаголам, он образует страдательный залог: Почтальон доставляет письма и газеты. – Письма и газет доставляются почтальоном.

В других случаях постфикс –ся, изменяя лексическое значение, образует словообразовательные типы глаголов, которые объединены одним семантическим компонентом: действие, не направленное на субъект, а сосредоточенное в самом субъекте (мальчик умывается, толпа собирается и т.п.).

В зависимости от того, какой  глагол является производным (мотивирующим), выделяются две разновидности возвратных глаголов действительного залога: глаголы, образованные от переходных глаголов, и глаголы, образованные от непереходных глаголов.

Возвратные глаголы, образованные от переходных глаголов. Распределяются по нескольким лексико-грамматическим разрядам:

1. Собственно-возвратные  глаголы выражают действие, субъект  и прямой объект которого являются  одним и тем же лицом, т.ею. действие возвращается на самого субъекта: Дочки надушатся да припомадятся, что куклы нарядятся (Д.Бедный). Аффикс –ся в этих глаголах имеет значение «себя». Это могут быть глаголы со значением физического действия (мыться, умываться, одеваться, бриться) и состояния (сдерживаться, настраиваться, возбуждаться, унижаться).

2.Взаимно-возвратные глаголы  обозначают действие нескольких  лиц, из которых каждое лицо  одновременно является и субъектом  и объектом обозначенного действия. Аффикс –ся у таких глаголом имеет значение «друг друга»: И новые друзья ну обниматься и целоваться (Крылов).

3. Общевозвратные глаголы  выражают внутреннее состояние  субъекта, замкнутое в самом субъекте, или изменение в состоянии,  положении, движении субъекта. Такие глаголы допускают присоединение слов «самому», «сам» – огорчаться, передвигаться (самому); огорчался, передвигался (сам): Попадья Балдой не нахвалится, поповна о Балде лишь и печалится (Пушкин).

4. Косвенно-возвратные глаголы  обозначают действие, совершаемое  субъектом в своих интересах,  для себя, но ни ив самом  глаголе, ни в его синтаксических  связях это значение специально  не выражается: Он был парень  аккуратный. Всем запасся в путь  обратный (Пушкин).

5. Активно-безъобектные глаголы (или безобъектно-возвратные) обозначают действие вне отношения к объекту, замкнутое в субъекте как постоянное его свойство и отличительная черта: Уж жжется солнышко (Некрасов). Сюда можно отнести такие примеры: кошки царапались, корова бодается, верблюд плюется, собака кусается, крапива жжется.

6. Побочно-возвратные глаголы  (или глаголы непроизвольного  действия) называют действие как  соприкосновение с объектом, причем  объект своим наличием как  бы стимулирует, порождает само  это действие, делает его возможным:  держаться за перила, взяться  на ручку двери, стукнуться, удариться,  пораниться, убиться, ушибиться и т.п.

7. Пассивно-качественные  глаголы (или глаголы, характеризующе-качественного значения) называло (при тех же условиях, что и в п.5) действие как характерную для субъекта склонность или способность подвергаться какому-либо воздействию: нитки плохие, рвутся; машина хорошо заводится, вода испаряется, фарфор легко бьется, резина легко растягивается, железо окисляется.

Последние два разряда  указываются в научной литературе не всегда, их включают в разряд активно-безобъектных глаголов (например, в  учебнике «Современный русский язык /Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И.Фомина. – М., 1987).

Глаголы, образованные от непереходных глаголов, не организуются в более  или менее четкие лексико-грамматические разряды. Сочетанием непереходного  глагола с постфиксом –ся очень часто образуется глагол, который лексически близок к глаголу без постфикса –ся: грозить – грозная, стучать – стучаться, звонить – звониться. В некоторых контекстах подобные глаголы обозначают действие более интенсивное, чем  соотносительным с ними глаголы без –ся, например: Мы звонились долго, но напрасно (Вересаев). Я стал стучаться в дверь. Вышел хозяин (Пушкин) или менее интенсивное со значением неопределенности, слабости выявления признака: белеть – белеться, краснеть – краснеться, чернеть – чернеться и т.п.

Постфикс –ся может переводить непереходный глагол в класс безличных, называющих состояние, переживаемое субъектом помимо его воли. Например: И верится, и плачется, и так легко (Лермонтов). Это глагол типа: спать – спится, дышать – дышится, жить – живется, думать – думается.

Некоторые глаголы без  постфикса –ся не употребляются, например: бояться, улыбаться, драться, смеяться, нравиться, надеяться, гордиться, лениться, стараться, сомневаться, понадобиться, карабкаться, среди них есть также безличные глаголы, например: смеркаться, нездоровиться (примерно 80 слов).

 

31. Залог глагола – это категория, которая выражает различные отношения между субъектом и объектом действия.

До сих пор нет единой точки зрения на данную категорию. В  настоящее время категория залога рассматривается по-разному: 1) как  двучленная оппозиция форм действительного  и страдательного залога. Эта точка  зрения нашла отражение в Русской  грамматике (1980); 2) как трехчленная  категория, представленная действительным, средневозвратным и страдательным  залогами. Второе направление  связано с  именем В.В.Виноградова. Согласно первой точке зрения, залог определяется как отношение действия к субъекту, выраженное средствами морфологии и синтаксиса. При этом все глаголы будут иметь залог: действительный или страдательный, т.к. отношение действия к субъекту может быть двояким. Если действие, выраженное глаголом, направлено на субъект, то это глаголы страдательного залога: Лекциязаписывается  студентом. Груз доставляется самолетом. Ребенок умывается матерью. Значения страдательного залога могут выражать только возвратные глаголы, образованные от переходных, и страдательные причастия. Если нет направленности действия на субъект, то это глаголы действительного залога: Студент записывает лекцию. Самолет доставляет груз. Ребенокумывается.

По этой точке зрения все  глаголы делятся на две группы: глаголы, вступающие в залоговую  корреляцию (т.е. образуют обе формы  залога), и глаголы однозалоговые. Переходные глаголы имеют два залога: рисовать, писать, мыть и т.п. (например: дети рисуют картинки –т картинки рисуются детьми). Глаголы непереходные имеют только один залог – действительный, являются однозалоговыми: Он спит. Он сидит. С утра идет дождь. За ночьподморозило.

Таким образом, категория  залога понимается как универсальная  лексико-грамматическая независимая  категория, свойственная всем глаголам и представленная оппозицией двух форм.

Категория залога тесно связана  с переходностью/непереходностью  и возвратностью глаголов, что  ещё ярче проявляется при рассмотрении залога как трехчленной категории.

Согласно второй точке  зрения категория залога определяется как категория, выражающая отношение  действия к субъекту (производного действия) и объекту действия (предмету, над которым совершается действие). В этом случае залог рассматривается  как трехчленная категория, но при  этом не все глаголы имеют залог, а только переходные. Переходные глаголы  имеют три залога: действительный, средневозвратный и страдательный. Например: Мать одевает ребенка – Ребенок одевается – Одевается матерью.

Действительный  залог имеют переходные глаголы, обозначающие действие, производимое субъектом и активно направленное на объект. Действительный залог имеет синтаксическую характеристику: субъект действия является подлежащим, а объект – дополнением в винительном падеже без предлога: Мир победит войну.

Средневозвратный  залог имеют глаголы, образованные от переходных глаголов (действительного залога) посредством аффикса –ся. Они выражают действие субъекта, не переходящее на прямой объект, а как бы возвращающееся к самому субъекту, сосредоточенное в нем; ср.: возвращать книгу и возвращаться (самому), сосредоточить внимание и сосредоточиться (самому).

Страдательный залог по значению соотносится с действительным залогом. Но имеет свою морфологическую и синтаксическую характеристику. Страдательный залог выражается присоединением к глаголам действительного залога аффикса –ся (ср.: Рабочие строят дома – Дома строятся рабочими). Кроме того, значение страдательного залога может быть выражено формами страдательных причастий – полных и кратких. Например: Тема изучена (изученная). Лекция прочитана (прочитанная).

В страдательной конструкции (с возвратным глаголом) подлежащим становится объект, а бывший субъект  оказывается дополнением в творительном падеже. Таким образом, страдательный  залог представляет действие как  пассивно направленное от объекта к  субъекту.

Важнейшим грамматическим показателем  страдательного залога является творительный падеж существительного со значением  деятеля, реального субъекта действия. Отсутствие такого творительного падежа сближает страдательное значение глагола  со средневозвратным, особенно в том  случае, когда подлежащим является название лица (ср.: Туристы отправляются в поход – Письма отправляются по почте).

Очень важно уметь отличать две омонимичные формы: страдательный  залог и средневозвратный залог (или возвратный глагол). Это можно  сделать только в контексте. Ср.:Рабочие строят дом (нет –ся, действительный залог). Дом строится рабочими (есть –ся, в роли подлежащего выступает объект, а субъект оказался дополнением в форме творительного падежа, страдательный залог). Иван уже много лет строится (есть –ся, но действие не направлено на объект, а как бы возвращается к самому субъекту, производится субъектом в своих интересах, средневозвратный залог или возвратный глагол действительного залога).

Таким образом, согласно второй точке зрения залог – это неуниверсальная трехчленная категория, связанная с переходностью/непереходностью.

Грамматические средства выражения залоговых значений могут  быть морфологическими и синтаксическими. Морфологическими средствами при образовании  залогов служат: а) аффикс –ся, присоединяемый к глаголу: радовать – радоваться; б) суффиксы действительных и страдательных причастий (ср.: видящий – видевший и видимый – виденный).

Синтаксическими средствами  выражения залоговых значений являются: а) синтаксическое различие в выражении субъекта и объекта действия (ср.: Вода размывает берег – Берег размывается водой); б) наличие объекта действия и полное отсутствие его (ср.:Дождь повышает урожай – Дождь начинается); в) различие форм и значения существительных, управляемых глаголом (ср.: Договор заключается фирмой – Договор заключается с фирмой).  

 

32.Синтаксические связи – это соединения слов, частей предложения и смостоятельных предложений в тексте, эти связи обнаруживаются посредством союзов, словосочетаний, реляционных показателей слов (падежей, предложно-падежных сочетаний). Синтаксические связи относятся к плану выражения языка.   
        Между связями и отношениями нет однозначных соответствий, то есть одни и те же отношения выражаются несколькими видами связей и наоборот. Синтаксические связи принято делить на два разряда – сочинительные связи(связи равноправных единиц) и подчинительные связи (связи неравноправных единиц).   
        Сочинительные связи принято дифференцировать на соединительные (формальные показатели - союзы и и да), противительные (формальные показатели - союзы а и но), разделительные (формальные показатели - союзы или и либо), сопоставительные (формальные показатели - союзы как – так и и не только – но и), присоединительные (формальные показатели - союзы да и, а и, но и).   
        Вопрос о дифференциации подчинительных связей не решен в лингвистике однозначно, однако принято выделять следующие виды подчинительных связей:

  • подчинительные  субординативные – такие связи, когда один элемент является господствующим, а другой – зависимым;
  • координативные (предикативные) – сочетания слов типа «предмет и его действие» (лес шумит), однако в последнее время координативные связи многие исследователи выводят за пределы подчинения;
  • тяготение – вид связи, когда одно слово соединяется с другим через посредство третьего компонента: мать пришла домой усталая;
  • аппликативная – связь-наложение, когда одни словесные единицы как бы накладываются на другие: мой друг, Алексей Иванович, учится в университете.

 Различаются два вида связи слов: сочинение и подчинение.

Сочинение - это соединение синтаксически равноправных, независящих одна от другой частей (слов в предложении, предикативных частей сложного предложения). Отношения между элементами при сочинительной связи обратимы:газеты и журналы — журналы и газеты; Шел дождь, и дул холодный ветер. — Дул холодный ветер, и шел дождь.

Подчинение - это соединение синтаксически неравноправных элементов (частей сложноподчиненного предложения): читать книгу, любоваться закатом; Когда стемнело, в комнате зажгли свет.

В предложении используются оба  вида связи — сочинение и подчинение, в словосочетании — только подчинительная связь. Основными видами подчинения являются: согласование, управление и примыкание.

Согласование - это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется в своей форме господствующему слову: новый дом, в новом доме, в новых условиях.

Управление - это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (имя существительное, местоимение, субстантивированное слово) ставится в падежной форме (без предлога или с предлогом), которая обусловлена лексико-грамматическим значением господствующего слова.

Примыкание - это вид подчинительной связи, при котором зависимость подчиненного слова выражается лексически, порядком слов и интонацией. Примыкают неизменяемые знаменательные слова: наречие, инфинитив, деепричастие. Господствующим словом может быть: глагол (много читать, пригласить зайти, говорить улыбаясь), имя существительное (кофе по-варшавски, езда верхом, желание путешествовать), имя прилагательное (весьма полезный, склонный преувеличивать), наречие (очень странно, слишком поздно, желательно пригласить).

 

33. ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ  ПУНКТУАЦИИ

Грамматический

Основной принцип пунктуации, который предписывает знаки в  предложении ставить в соответствии с его грамматическим строением. Таковы, например, знаки в конце  предложения, знаки между частями  сложного предложения, между однородными  членами предложения и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Русскому языку"