Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 00:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Русскому языку"
В предложении
основная роль причастия та
же, что и прилагательного: оно
обычно служит второстепенным
членом предложения (
. Действительное и
Действительные причастия
могут образоваться от
Д е й с т в и т е л ь н о е п р и ч а с т и е – это причастие, показывающее признак того предмета, который сам производит или производил действие: ученик, рисующий, рисовавший (или нарисовавший) картину.
С т р а д а т е л ь н о е п р и ч а с т и е – это причастие, показывающее признак того предмета, который испытывает действие со стороны другого лица или предмета: картина, рисуемая (или нарисованная) учеником.
Причастия совершенного и несовершенного вида.
Действительные и страдательные причастия сохраняют вид того глагола, от которого они образованы: читать – читающий, читавший, читаемый (несоверш. вид); прочитать – прочитавший, прочитанный (соверш. вид). При этом от глаголов несовершенного вида образуются причастия как настоящего, так и прошедшего времени. А от глаголов совершенного вида образуются только причастия прошедшего времени.
Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени.
I. Д е й с т в и т е л ь н ы е п р и ч а с т и я н а с т о я щ е г о в р е м е н и образуются от основы настоящего времени при помощи суффиксов -ущ- (-ющ-) для лаголов 1-го спряжения, -ащ- (-ящ-) для глаголов 2-го спряжения. 1) Вез-ут – везущий
Работа-ют – работающий
Бор-ют-ся – борющийся 2) Держ-ат – держащий
Вид-ят – видящий
Стро-ят-ся – строящийся
II. Д е й с т в и т е л ь н ы е п р и ч а с т и я п р о ш е д ш е г о в р е м е н и образуются от основы неопределённой формы при помощи суффикса -вш-, если основа оканчивается на гласный звук, и суффикса -ш-, если основа оканчивается на согласный: чита-ть – читавший, виде-ть – видевший, нес-ти – нёсший.
Действительные причастия
настоящего и прошедшего
Падежные и родовые окончания причастий те же, что и у прилагательных.
П р и м е ч а н и е. Причастия на -щий (могущий, лежащий) проникли в литературный язык из старославянского языка. В древнерусском языке этим причастиям соответствовали причастия на -чий (могучий, лежачий), которые позже превратились в обыкновенные прилагательные, т. е. утратили значение времени действия. Поэтому в русском языке имеются такие пары: стоящий – стоячий, текущий – текучий, колющий – колючий. Первое слово каждой пары – старославянского происхождения, второе – русского.
Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
С т р а д а т е л ь н ы е п р и ч а с т и я образуются от переходных глаголов.
I. Страдательные причастия н а с т о я щ е г о в р е м е н и образуются от основы настоящего времени при помощи суффикса -ем- для многих глаголов 1-го спряжения и суффикса -им- для глаголов 2-го спряжения: чита-ют – чита-ем-ый; видят – вид-им-ый.
П р и м е ч а н и е. От некоторых глаголов 1-го спряжения страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффикса -ом-: вед-ут – вед-ом-ый; влек-ут – влек-ом-ый. Эти причастия носят книжный характер.
II. Страдательные причастия п р о ш е д ш е г о в р е м е н и обра зуются от основы неопределённой формы глагола:
а) При помощи суффикса -нн-, если основа неопределённой формы глагола оканчивается на -а (-я), -е: чита-ть – читанный; посея-ть – посеянный; виде-ть – виденный.
б) При помощи суффикса -енн (-ённ-), если основа неопределённой формы глагола оканчивается на согласный звук или на и (причём суффикс -и- опускается): унес-ти – унесённый; запеч-ь – запечённый; раскраси-ть – раскрашенный; освети-ть – освещённый; убеди-ть – убеждённый; прослави-ть – прославленный.
При этом у глаголов
2-го спряжения происходят
в) От некоторых
глаголов страдательные
мы-ть – мытый; ви-ть – витый; мя-ть – мятый; трону-ть – тронутый; тере-ть – тёртый; запере-ть – запертый; моло-ть – молотый; коло-ть – колотый.
П р и м е ч а н и я. 1. К глаголам группы "в" относятся глаголы 1-го спряжения, если основа неопределённой формы оканчивается на и, ы, у, о, a также я (а), чередующееся с н или м: ви-ть – витый, мы-ть – мытый, трону-ть – тронутый, коло-ть – колотый, мять (мн-у) – мятый, сжа-ть (сожн-у, сожм-у) – сжатый.
2. У глаголов, основа неопределённой формы которых оканчивается на -ере-, конечное е основы пропускается: тере-ть – тёртый.
Краткая форма страдательных причастий.
Страдательные причастия имеют две формы-полную и краткую: прочитанный-прочитан; открытый-открыт. Полная форма причастий в предложении обычно бывает определением. Краткая форма страдательных причастий ^ не склоняется и служит в предложении сказуемым. Сравните: 7. Шумит окутанный туманом лес.- Лес оку тан туманом. (Слово окутанным - определение, а слово окутан - сказуемое.) 2. Дети подошли к открытой двери.-Дверь открыта. (Слово открытой-определение, а слово открыта- :. сказуемое.) Страдательные причастия краткой формы образуются при по--. мощи суффикса -н- или реже -т-. с В отличие от причастий полной формы в кратких причастиях одно н: прочитанная книга-книга прочитана, выкрашенные попы-тли выкрашены. .(О сохранении двух н в кратких формах при лагательных см. § 67.)
14. Фоне́тика (от греч. φωνή — «звук», φωνηεντικός — «звуковой») — раздел лингвистики, изучающий [[Речевые звуки и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).
Предмет фонетики
К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческих дисциплин, фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику и фонологию.
Задачи: установить звуковой состав данного языка в определенный период его развития; изучить его в статическом состоянии или изучить эволюцию и развитие звуковой стороны на протяжении ряда эпох истории этого языка; определить последовательные изменения звуков речи и выяснить причины этих изменений; изучить фонетические явления данного языка в сравнении с фонетическими явлениями других родственных языков; исследовать звуковые структуры двух и более языков с целью нахождения у них общего и специфического. Как и все лингвистические науки, фонетика может исследовать языковые явления в плане синхронии и диахронии.
Задача фонетики - изучить общие закономерности создания звуков, их классификацию, охарактеризовать звуковые изменения, определить другие фонетические единицы - состав и ударение.
Три аспекта:
1) анатомо-физиологический (
Исследует звук речи с точки зрения его создания:
Какие органы речи участвуют в его произношении;
Активны или пассивны голосовые связки
Вытянуты ли губы вперед и т. д.
2) акустический (физический)
Рассматривает звук как колебание
воздуха и фиксирует его
3) функциональный аспект (фонологический)
Изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.
15. Основа слова - это часть слова без окончания и формообразующих суффиксов.
В неизменяемых словах основа по своему звуковому составу совпадает со словом (купэ, леди, вдруг, вдвоем). Основа большинства слов непрерывная. Существуют 3 типа слов, которые имеют прерывистую основу:
1) возвратные глаголы и их формы: улыбаться - улыбаясь;
2) части речи, имеющие словообразовательные постфиксы: какой-нибудь, кого-либо;
3) слова, которые имеют два
корня: пятьсот, пятисот,
Грамматический признак основы - неизменяемость. Иногда при формообразовании возможно изменении основы:
а) усечение основы: замерзнуть-замерз, далекий - дальше;
б) наращение основы: имя - имена, небо - небеса;
в) суплетивизм основ: маленький - малый, мы - нас, он - его (окончание -ого, корень j, основа j).
Семантический признак основы - основа выражает ядро лексического значения.
Таким образом, основа - это грамматическая неизменяемая часть слова, выражающая ядро его лексического значения.
Типы основ
1. По членимости на морфемы:
членимая - т.е. такая, которая кроме корня включает хотя бы один словообразовательный аффикс;
нечленимая - основа, равная по составу корню.
2. По мотивированности:
1) производная;
2) непроизводная.
Море - морской, лес - перелесок, пальто - пальтецо (производная, членимая).
Если основа производная, то она, как правило, членима на морфемы. Она должна включать в себя аффикс, который участвует в её образовании. Причем этот аффикс может быть нулевым.
ТишьØ <- тихий, ходØ <- ходить.
Но из этой закономерности есть исключение - слова, образованные путем усечения по аббревиатурному типу.
Спец - специалист, маг - магнитофон.
Если основа членимая, то:
1) она может быть производной;
2) может быть непроизводной.
Степень членимости основы
Степень членимости основы может быть различной. Есть слова, которые без труда расчленяются на морфемы. Другие слова членятся хуже. И сама возможность из разделения на морфемы представляет собой вопрос, на который разные лингвисты (Панов, Треницкая, Шанский) отвечают по-разному.
I степень. Слова с высокой степенью членимости.
а). Слова с наивысшей степенью членимости - это слова, которые имеют свободные корни и регулярные аффиксы.
Для них хорошо то, что корень и аффикс встречаются в сочетании с другими морфемами, т.е. данные слова входят в два соотносительных ряда - слов с тем же корнем и слов с тем же аффиксом.
Например, домик, дом, домище, домовой, одомашнить (один корень "дом"); домик, столик, гномик, мячик (один суффикс "ик").
б). Слова второй степень членимости - тоже хорошо делятся на морфемы, это слова со связанным корнем и регулярным аффиксом, т.к. они также входят в два соотносительных ряда с тем же корнем и с тем же аффиксом.
Агитировать, агитация, агитатор, агитационный (один корень "агит"); агитировать, транслировать, корреспондировать, транслировать (общий суффис "ирова").
II степень. Слова с остаточной членимостью.
Они входят только в один соотносительный ряд: или с тем же корнем, или с тем же суффиксом.
III степень. Слова со свободным корнем и унификсом.
Почтамт, почта, почтальон, почтовый, почтовик (слова с общим корнем "почт"), суффикс "амт" болше нигде не встречается.
Стеклярус, стекляшка, стекловата (общий корень "стекл"), суффикс "арус" больше нигде не встречается.
IV степень. Слова со связанным корнем, нередко уникальным, и регулярным аффиксом.
Буженина (уникальный корень "бужен"), суффикс "ин" - регулярный: буженина, осетрина, конина, свинина.
V степень. Слова со
связанным корнем (также нередко
уникальны) и суффиксом,
Малина, малиновый, малинник (корень "малин"), малина, калина, смородина (суффикс "ин").
Членимость данных слов называется остаточной, т.к. одна из частей выделяется только после вычленения соседнего очевидного морфа, да и сама возможность членения их проблематична.
В языкознании проходила широкая дискуссия по названием "спор о калине и малине".
Непроизводная основа (немотивированная) - это единое целое, неразложимое на отдельные морфемы (значащие части); производная основа (мотивированная) - составное единство, членимое на отдельные морфемы.
Основы всех знаменательных слов по своему морфологическому составу делятся на две группы: основы непроизводные и производные. Слова вода, гора имеют непроизводную основу, а паводок, пригорок - производную (вод-а, гор-а, па-вод-ок, при-гор-ок).
16. Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количество, но не называет их. Отвечает на вопросы кто? что? какой? чей? сколько?
Личные |
Используются как замена существительных.
Указывают на лица, которые участвуют в речи. |
я, ты, он, она, оно, мы, вы, они |
Указательные
|
Служат для выделения предмета, признака |
этот, тот, такой, таков, столько, там, тут, туда, тогда, поэтому, оттуда, так, отсюда, сюда, здесь |
Притяжательные |
Обозначают принадлежность определённому лицу |
мой, свой, твой, его, ее, наш, ваш, их |
Отрицательные |
Отрицают предмет, признак, количество и усиливают отрицание или утверждение |
никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего |
Неопределенные |
Указывают на неопределённый предмет, признак, количество |
некто, нечто, кое-что, некий, некоторые, несколько, что-то, кто-нибудь, кто-либо |
Определительные |
Служат для уточнения предмета |
сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой, всюду, везде, всегда |
Вопросительные |
Употребляются только в вопросительных предложениях, сопровождаются вопросительной интонацией |
кто? что? какой? который? чей? сколько? |
Относительные |
Связывают простые предложения в составе сложноподчиненного, где являются союзными словами |
кто, что, какой, который, чей, сколько
Я знаю, что сказал Дима |
Возвратное |
Указывает на того, о ком говорится.
Не имеет именительного падежа |
себя |