Шпаргалка по "Русскому языку"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 00:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Русскому языку"

Файлы: 1 файл

Шпаргалка по русскому языку.docx

— 181.24 Кб (Скачать файл)

      В предложении  основная роль причастия та  же, что и прилагательного: оно  обычно служит второстепенным  членом предложения (определением).

. Действительное и страдательное  причастия.

     Действительные причастия  могут образоваться от глаголов  как переходных, так и непереходных. Страдательные причастия образуются  только от переходных.

      Д е  й с т в и т е л ь н о е   п р и ч а с т и е – это причастие, показывающее признак того предмета, который сам производит или производил действие: ученик, рисующий, рисовавший (или нарисовавший) картину.

      С т  р а д а т е л ь н о е   п р и ч а с т и е – это причастие, показывающее признак того предмета, который испытывает действие со стороны другого лица или предмета: картина, рисуемая (или нарисованная) учеником.

Причастия совершенного и  несовершенного вида.

     Действительные и страдательные причастия сохраняют вид того глагола, от которого они образованы: читать – читающий, читавший, читаемый (несоверш. вид); прочитать – прочитавший, прочитанный (соверш. вид). При этом от глаголов несовершенного вида образуются причастия как настоящего, так и прошедшего времени. А от глаголов совершенного вида образуются только причастия прошедшего времени.

Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени.

     I. Д е й с т в и т е л ь н ы е   п р и ч а с т и я   н а с т о я щ е г о   в р е м е н и образуются от основы настоящего времени при помощи суффиксов -ущ- (-ющ-) для лаголов 1-го спряжения, -ащ- (-ящ-) для глаголов 2-го спряжения.  1) Вез-ут – везущий

    Работа-ют – работающий

    Бор-ют-ся – борющийся   2) Держ-ат – держащий

 Вид-ят – видящий

 Стро-ят-ся – строящийся

     II. Д е й с т в и т е л ь н ы е   п р и ч а с т и я   п р о ш е д ш е г о   в р е м е н и образуются от основы неопределённой формы при помощи суффикса -вш-, если основа оканчивается на гласный звук, и суффикса -ш-, если основа оканчивается на согласный: чита-ть – читавший, виде-ть – видевший, нес-ти – нёсший.

      Действительные причастия  настоящего и прошедшего времени  от возвратных глаголов сохраняют  частицу -ся: борются – борющийся; бороться – боровшийся.

      Падежные и родовые  окончания причастий те же, что  и у прилагательных.

      П р и м е ч а н и е.  Причастия на -щий (могущий, лежащий) проникли в литературный язык из старославянского языка. В древнерусском языке этим причастиям соответствовали причастия на -чий (могучий, лежачий), которые позже превратились в обыкновенные прилагательные, т. е. утратили значение времени действия. Поэтому в русском языке имеются такие пары: стоящий – стоячий, текущий – текучий, колющий – колючий. Первое слово каждой пары – старославянского происхождения, второе – русского.

Образование страдательных  причастий настоящего и прошедшего времени.

     С т р а д а т е л ь н ы е   п р и ч а с т и я   образуются от переходных глаголов.

I. Страдательные причастия   н а с т о я щ е г о   в р е м е н и образуются от основы настоящего времени при помощи суффикса -ем- для многих глаголов 1-го спряжения и суффикса -им- для глаголов 2-го спряжения: чита-ют – чита-ем-ый; видят – вид-им-ый.

      П р и м е ч а н и е.  От некоторых глаголов 1-го спряжения страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффикса -ом-: вед-ут – вед-ом-ый; влек-ут – влек-ом-ый. Эти причастия носят книжный характер.

     II. Страдательные  причастия  п р о ш е д ш е г о   в р е м е н и обра зуются от основы неопределённой формы глагола:

     а) При помощи суффикса -нн-, если основа неопределённой формы глагола оканчивается на -а (-я), -е: чита-ть – читанный; посея-ть – посеянный; виде-ть – виденный.

      б) При помощи  суффикса -енн (-ённ-), если основа неопределённой формы глагола оканчивается на согласный звук или на и (причём суффикс -и- опускается): унес-ти – унесённый; запеч-ь – запечённый; раскраси-ть – раскрашенный; освети-ть – освещённый; убеди-ть – убеждённый; прослави-ть – прославленный.

      При этом у глаголов 2-го спряжения происходят чередования  звуков (с – ш, з – ж, т – ч – щ, д – ж – жд, в – вл и т. д.) согласно § 25.

      в) От некоторых  глаголов страдательные причастия  прошедшего времени образуются  при помощи суффикса -т-:

     мы-ть – мытый; ви-ть – витый; мя-ть – мятый; трону-ть – тронутый; тере-ть – тёртый; запере-ть – запертый; моло-ть – молотый; коло-ть – колотый.

      П р и м е ч а н и я. 1. К глаголам группы "в" относятся глаголы 1-го спряжения, если основа неопределённой формы оканчивается на и, ы, у, о, a также я (а), чередующееся с н или м: ви-ть – витый, мы-ть – мытый, трону-ть – тронутый, коло-ть – колотый, мять (мн-у) – мятый, сжа-ть (сожн-у, сожм-у) – сжатый.

      2. У глаголов, основа  неопределённой формы которых  оканчивается на -ере-, конечное е основы пропускается: тере-ть – тёртый.

Краткая форма страдательных  причастий.

     Страдательные причастия  имеют две формы-полную и краткую: прочитанный-прочитан; открытый-открыт. Полная форма причастий в предложении обычно бывает определением. Краткая форма страдательных причастий ^ не склоняется и служит в предложении сказуемым. Сравните: 7. Шумит окутанный туманом лес.- Лес оку тан туманом. (Слово окутанным - определение, а слово окутан - сказуемое.) 2. Дети подошли к открытой двери.-Дверь открыта. (Слово открытой-определение, а слово открыта- :. сказуемое.) Страдательные причастия краткой формы образуются при по--. мощи суффикса -н- или реже -т-. с В отличие от причастий полной формы в кратких причастиях одно н: прочитанная книга-книга прочитана, выкрашенные попы-тли выкрашены. .(О сохранении двух н в кратких формах при лагательных см. § 67.)

 

14. Фоне́тика (от греч. φωνή — «звук», φωνηεντικός — «звуковой») — раздел лингвистики, изучающий [[Речевые звуки и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Предмет фонетики

К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и  письменной речью. В отличие от других языковедческих дисциплин, фонетика исследует  не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного  аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. В отличие от нелингвистических  дисциплин фонетика рассматривает  звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение  невозможно. В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику и фонологию.

Задачи: установить звуковой состав данного языка в определенный период его развития; изучить его в статическом состоянии или изучить эволюцию и развитие звуковой стороны на протяжении ряда эпох истории этого языка; определить последовательные изменения звуков речи и выяснить причины этих изменений; изучить фонетические явления данного языка в сравнении с фонетическими явлениями других родственных языков; исследовать звуковые структуры двух и более языков с целью нахождения у них общего и специфического. Как и все лингвистические науки, фонетика может исследовать языковые явления в плане синхронии и диахронии.

Задача фонетики - изучить общие закономерности создания звуков, их классификацию, охарактеризовать звуковые изменения, определить другие фонетические единицы - состав и ударение.

Три аспекта:

1) анатомо-физиологический (артикуляционный)

Исследует звук речи с точки зрения его создания:

Какие органы речи участвуют в его  произношении;

Активны или пассивны голосовые  связки

Вытянуты ли губы вперед и т. д.

2) акустический (физический)

Рассматривает звук как колебание  воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.

3) функциональный аспект (фонологический)

Изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.

 

15. Основа слова - это часть слова без окончания и формообразующих суффиксов.

В неизменяемых словах основа по своему звуковому составу совпадает  со словом (купэ, леди, вдруг, вдвоем). Основа большинства слов непрерывная. Существуют 3 типа слов, которые имеют прерывистую основу:

1) возвратные глаголы и их  формы: улыбаться - улыбаясь;

2) части речи, имеющие словообразовательные  постфиксы: какой-нибудь, кого-либо;

3) слова, которые имеют два  корня: пятьсот, пятисот, кресло-кровать.

Грамматический признак основы - неизменяемость. Иногда при формообразовании возможно изменении основы:

а) усечение основы: замерзнуть-замерз, далекий - дальше;

б) наращение основы: имя - имена, небо - небеса;

в) суплетивизм основ: маленький - малый, мы - нас, он - его (окончание -ого, корень j, основа j).

Семантический признак основы - основа выражает ядро лексического значения.

Таким образом, основа - это грамматическая неизменяемая часть слова, выражающая ядро его лексического значения.

Типы основ

1. По членимости на морфемы:

членимая - т.е. такая, которая кроме корня включает хотя бы один словообразовательный аффикс;

нечленимая - основа, равная по составу корню.

2. По мотивированности:

1) производная;

2) непроизводная.

Море - морской, лес - перелесок, пальто - пальтецо (производная, членимая).

                                                   Соотношение производности и  членимости

Если основа производная, то она, как  правило, членима на морфемы. Она  должна включать в себя аффикс, который  участвует в её образовании. Причем этот аффикс может быть нулевым.

ТишьØ <- тихий, ходØ <- ходить.

Но из этой закономерности есть исключение - слова, образованные путем усечения по аббревиатурному типу.

Спец - специалист, маг - магнитофон.

Если основа членимая, то:

1) она может быть производной;

2) может быть непроизводной.

Степень членимости основы

Степень членимости основы может быть различной. Есть слова, которые без труда расчленяются на морфемы. Другие слова членятся хуже. И сама возможность из разделения на морфемы представляет собой вопрос, на который разные лингвисты (Панов, Треницкая, Шанский) отвечают по-разному.

I степень. Слова с  высокой степенью членимости.

а). Слова с наивысшей степенью членимости - это слова, которые имеют свободные корни и регулярные аффиксы.

Для них хорошо то, что корень и  аффикс встречаются в сочетании с другими морфемами, т.е. данные слова входят в два соотносительных ряда - слов с тем же корнем и слов с тем же аффиксом.

Например, домик, дом, домище, домовой, одомашнить (один корень "дом"); домик, столик, гномик, мячик (один суффикс "ик").

б). Слова второй степень членимости - тоже хорошо делятся на морфемы, это слова со связанным корнем и регулярным аффиксом, т.к. они также входят в два соотносительных ряда с тем же корнем и с тем же аффиксом.

Агитировать, агитация, агитатор, агитационный (один корень "агит"); агитировать, транслировать, корреспондировать, транслировать (общий суффис "ирова").

II степень. Слова с  остаточной членимостью.

Они входят только в один соотносительный  ряд: или с тем же корнем, или  с тем же суффиксом.

III степень. Слова со  свободным корнем и унификсом.

Почтамт, почта, почтальон, почтовый, почтовик (слова с общим корнем "почт"), суффикс "амт" болше нигде не встречается.

Стеклярус, стекляшка, стекловата (общий  корень "стекл"), суффикс "арус" больше нигде не встречается.

IV степень. Слова со  связанным корнем, нередко уникальным, и регулярным аффиксом.

Буженина (уникальный корень "бужен"), суффикс "ин" - регулярный: буженина, осетрина, конина, свинина.

V степень. Слова со  связанным корнем (также нередко  уникальны) и суффиксом, который  встречается также в плохочленимых словах.

Малина, малиновый, малинник (корень "малин"), малина, калина, смородина (суффикс "ин").

Членимость данных слов называется остаточной, т.к. одна из частей выделяется только после вычленения соседнего очевидного морфа, да и сама возможность членения их проблематична.

В языкознании проходила широкая  дискуссия по названием "спор о калине и малине".

Непроизводная основа (немотивированная) - это единое целое, неразложимое на отдельные морфемы (значащие части);  производная основа (мотивированная) - составное единство, членимое на отдельные морфемы.

Основы всех знаменательных слов по своему морфологическому составу делятся  на две группы: основы непроизводные  и производные. Слова вода, гора имеют  непроизводную основу, а паводок, пригорок - производную (вод-а, гор-а, па-вод-ок, при-гор-ок).

 

16. Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количество, но не называет их. Отвечает на вопросы кто? что? какой? чей? сколько?

Личные

Используются как замена существительных.

 

Указывают на лица, которые участвуют  в речи.

я, ты, он, она, оно, мы, вы, они

Указательные

 

Служат для выделения предмета, признака

этот, тот, такой, таков, столько, там, тут, туда, тогда, поэтому, оттуда, так, отсюда, сюда, здесь

Притяжательные

Обозначают принадлежность определённому  лицу

мой, свой, твой, его, ее, наш, ваш, их

Отрицательные

Отрицают предмет, признак, количество и усиливают отрицание или  утверждение

никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего

Неопределенные

Указывают на неопределённый предмет, признак, количество

некто, нечто, кое-что, некий, некоторые, несколько, что-то, кто-нибудь, кто-либо

Определительные

Служат для уточнения предмета

сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой, всюду, везде, всегда

Вопросительные

Употребляются только в вопросительных предложениях, сопровождаются вопросительной интонацией

кто? что? какой? который? чей? сколько?

Относительные

Связывают простые предложения  в составе сложноподчиненного, где  являются союзными словами

кто, что, какой, который, чей, сколько

 

 

 

Я знаю, что сказал Дима

Возвратное

Указывает на того, о ком говорится.

 

Не имеет именительного падежа

себя

Информация о работе Шпаргалка по "Русскому языку"