Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 00:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Русскому языку"
Сегодня быть он обещал, да, видно, почта задержала. (П.)
Обратите внимание на запятую после союза «да»: паузы после него нет, а знак ставится, поскольку мы должны выделить вводное слово с двух сторон.
Смысловой
Подчиненный принцип пунктуации,
который предписывает знаки в
предложении ставить в
Кот несся на трех лапах, а четвертой, передней лапой бил петуха по спине (Пауст.).
Если не поставить запятую между двумя определениями, не считая их однородными по контексту, то получится, что у кота три лапы, на которых он несется, и еще четыре передних. Не кот, а осьминог какой–то.
Интонационный
Подчиненный принцип пунктуации,
который предписывает знаки в
предложении ставить в
Да. Да! Да?! Да…
Видите, как по–разному можно произнести одно и то же слово. И смысл совсем разный.
В современной кириллической, латинской, арабской, еврейской, индийской письменности выделяются знаки препинания, выполняющие следующие функции:
34. Морфе́ма (от др.-греч. μορφή «форма») — мельчайшая значимая единица языка, выделяемая в составе слова и выполняющая функции словообразования и формообразования (словоизменения). Понятие морфемы в науку ввёл Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ. Если фонема неделима с точки зрения формы, то морфема неделима с точки зрения содержания.
Mорфема — двусторонняя единица, одна её сторона — семантическая, то есть план содержание (означаемое), вторая — фонетическая или графическая форма, то есть план выражение (означающее).
классификация морфем
1) по функции, выполняемой в языке:
а) словообразующие морфемы, несущие часть лексического значения и служащие для образования новых слов;
б) формообразующие (словоизменительные), несущие грамматическое значение и служащие для образования грамматических форм слова;
2) по роли и положению в структуре слова:
а) корень – основная, обязательная морфема в слове, несущая главную часть его лексического значения;
б) аффиксы – служебные, факультативные морфемы: постфиксы, префиксы, интерфиксы, конфиксы (циркумфиксы), трансфиксы, амбификсы;
3) по количеству
фонем в плане выражения
а) однофонемные;
двухфонемные, многофонемные;
4) по количеству
сем в плане содержания
а) моносемные
б) полисемные.
35. Cемантический путь обогащения словарного состава состоит не столько в образовании новых лексем, сколько в образовании новых значений уже существующих слов. Поэтому семантический способ обогащения лексики охватывает правила образования новых значений и правила образования новых слов (это лексико-семантический способ).
Отмечаются три вида этого лексико-семантического процесса:
1) образование омонимов
2) распределение значений
слов по разным периодам
3) соотношение между именами
собственными и нарицательными:
Любовь – любовь. При расширении
значения имя собственное
Заимствование как путь обогащения словарного состава языка
Говоря о заимствованиях,
различают «материальное
Иногда одна часть слова заимствуется материально, а другая калькируется. Пример такой полукальки–слово телевидение, в котором первая часть – интернациональная, по происхождению греческая, а вторая – русский перевод латинского слова visio 'видение' (и 'видение') или его отражений в современных языках (ср. с тем же значением и укр. телебачення, где второй компонент от бачити 'видеть').
Заимствование может быть прямым или опосредованным (второй, третьей и т. д. степени), т. е. заимствованием заимствованного слова. Так, в русском языке есть прямые заимствования из немецкого, например эрзац 'суррогат, заменитель (обычно плохой)' (нем. Ersatz с тем же значением), рейхстаг, бундестаг и т. д., а есть заимствования через посредство польского языка, например бляха (ср. польск. blacha с тем же значением и нем. Blech 'жесть'), крахмал (ср. польск. krochmal и нем. Kraftmehl с тем же значением), рынок (ср. польск. rynek 'площадь, рынок' и нем. Ring 'кольцо, круг'). В языки народов Балканского полуострова за время турецкого ига вошло много «турцизмов», но значительная часть этих слов в самом турецком языке – заимствования из арабского или персидского.
Заимствование есть активный процесс: заимствующий язык не пассивно воспринимает чужое слово, а так или иначе переделывает и включает его в сеть своих внутренних системных отношений.
Способы морфологического словообразования
Морфологический путь обогащения словарного состава опирается на наличие в языке словообразовательных моделей и способов словообразования: суффиксальный, префиксальный, суффиксально-префиксальный, безаффиксный (фонетико- морфологический, обратный). Способ словообразования выявляется при сравнении строения и значения производящего и производного, т. е. вновь образованного, слова. Так, сравнивая слова целинник,, задачник и намордник, мы обнаруживаем, что словообразующим суффиксом является -ник и что все слова образованы от существительных (целина, задача, морда). Однако словообразование рассматриваемых слов отличается по словообразовательному значению (целинник имеет значение лица, тогда как два других слова обозначают предмет) и по словообразовательным средствам (при образовании таких слов, как намордник, подснежник, сокурсник и т. п., используется не только суффикс, но и префикс).
Способы морфологического словообразования
отличаются друг от друга производящей
основой и
По словообразовательным
средствам различают
Сложносокращенные слова
Сложносокращённые слова
в системе любого языка занимают
значительное место, носители языка
активно пользуются ими. Данный класс
слов является уникальным, так как
сложносокращённые слова
Мы понимаем под сложносокращёнными словами языковые единицы, образованные в результате усечения, а затем сложения усечённых частей словосочетания или сложного слова и выделяем их как особую группу аббревиатур. Они квалифицируются как особая разновидность слов, создаваемых в рамках аббревиации путём преобразования описательных многолексемных наименований (преимущественно двучленных номинативных словосочетаний) в однословное обозначение благодаря сокращению компонентов. В образовании сложносокращённых слов совмещены процессы усечения и сложения.
36. Грамматическая основа (предикативная основа, предикативное ядро) предложения — основная часть (структурная схема) предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, или одного из них.
Предикативная основа предложения — это его члены, связанные предикативной связью.
Любая синтаксическая работа с предложением начинается с нахождения грамматической основы предложения
Связанные определения
Односоставное предложение состоит из одного главного члена (только подлежащее или только сказуемое или их части). Например без подлежащего бывают безличные, неопределённо-личные, определённо-личные и обобщенно-личные предложения. Без сказуемого — назывные.
Двусоставное предложение состоит из двух главных членов (есть и подлежащее, и сказуемое, хотя бы частично).
Простое предложение — с одной грамматической основой.
Сложное предложение — с двумя и более основами, полипредикативные. Такие предложения делятся дальше по виду связи между основами — например, сложносочинённые и сложноподчинённые.
Если предложение не содержит ничего, кроме основы, то оно называется нераспространённым, иначе — распространённым.
Иногда сложно определить, является ли грамматическая связь предикативной; тогда появляется понятие полупредикативности. Пример: Мальчик воровал яблоки.
Предикативность - Выражение языковыми средствами отношения содержания высказываемого к действительности как основа предложения. Грамматическими, средствами выражения предикативности являются категория времени (все явления действии дельности происходят во времени, и содержание высказывания осознается в каком-либо временном плане, категория лица (высказывание, как правило, соотносит действие с одним из трех лиц) и категория модальности (высказывание говорящего сопровождается выражением его отношения к содержанию высказываемого). Предикативность и интонация сообщения являются общими характерными признаками предложения.
Двусоставные - это предложения, имеющие два главных члена: подлежащее и сказуемое, например:
Эта пара отлично танцует.
Односоставные - это предложения, имеющие только один главный член, например:
Тишина. Светает. На улице ни души. Мне холодно игрустно.
Главный член:
|
Животные зевают, как и люди. Он что-то кричит. Больной выздоравливает. Присутствующие недоумевают. Один зевнёт, и все начинают зевать. |
|
Мы с братом дерёмся от скуки. Пять человек дописывают Самые маленькие скучают: им ничего непонятно. Кто-нибудь знакомый зайдёт, я радуюсь. |