Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 15:27, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Лексикологии"
1)Своеобразие лексикологии как языковой дисциплины, ее внутреннее членение.
Лексикология (гр. lexikos - относящийся к слову, logos - учение) - это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка, или лексику. В лексикологии изучается слово как индивидуальная единица, а также место слова в лексической системе современного русского литературного языка.
Одним из основных разделов лексикологии является семасиология (гр. semasia - значение, logos - учение), или семантика (гр. sema - знак) которая изучает все вопросы, связанные со значением слова, а также изменения значения слова.
Помимо семантики
слова, лексикология изучает вопросы
происхождения и формирования лексики
современного русского языка, отношения
слова к активному или
Лексикология изучает словарный состав языка в его современном состоянии, а также вопросы изменения словарного состава языка, изменения значения слова, основные тенденции развития словарной системы языка, выявляются причины изменения значения слова и словарного состава языка в целом.
Впервые идеи изучать лексический состав языка родились во Франции (французская академия). В 19 веке как самостоятельная научная дисциплина, а в России как учебная дисциплина. Различают общую и частную лексикологию. Частная занимается проблемами лексики отдельного языка, а общая занимается общей проблемой. Еще выделяют сопоставительную, которая изучает лексику языка в сравнении.
Лексикология синхронна и диахронна (историческая). Синхронная изучает лексику на одном временном срезе. Диахронная занимается историческим изучением лексики. Иногда выделяют прикладную лексикологию. В прикладную входит лексикография (наука о словарях).
Л-я может быть описательной(=синхронической) - тогда она исследует словарный состав языка в его современном состоянии, и исторической(=диахронической) - тогда ее предметом является развитие лексики данного языка.
Л-я: - в узком смысле: частная/общая;
- в широком
смысле: частная→описательная→
- общая→историческая→
В курсе СРЯ
рассматривается описательная л-я.
В задачи л-и входит изучение значений
слов, их стилистической хар-ки, описание источников
формирования лексической системы, анализ
процессов ее обновления и архаизации.
Л-я исследует слова сами по себе и в определенной
связи друг с другом.
Главная задача лексикологии – изучение
стилистической неоднородности словарного
состава РЯ. Еще задачи:
1.теоретическое
осмысление рус. словарной
2.усвоение основных норм литературного
употребления слов
Предмет лексикологии – значение слова,
внутр. сторона слова, а также происхождение,
стилистическая окраска слова и смысловые
отношения в языке.
В задачи лексикологии входит изучение значений слов, их стилистической характеристики, описание источников формирования лексической системы, анализ процессов ее обновления и архаизации. Объектом рассмотрения в этом разделе курса современного русского языка является слово как таковое. Следует заметить, что слово находится в поле зрения и других разделов курса. Но словообразование, например, внимание сосредоточивает на законах и типах образования слов, морфология - грамматическое учение о слове, и только лексикология исследует слова сами по себе и в определенной связи друг с другом.
СРЯ (3 т.зр):
1) язык от Пушкина и до наших дней;
2) от 90-х 19 века (от Горького) до наших дней
А) от Пушкина до революции 1917
Б) от 1917 до наших дней
3) язык СССР и постперестроечного времени
4) вторая половина 80-х – начало 20 века
Узкий смысл: проблема лз слова, связь значения с понятием, типы значений слов и Лз, разл. Группировки слов, пути и способы обновления лекс. Системы рус.яз
Широкий смысл: фразеология, учение о значении в языке (семасиология), о происхождении слов (этимология), установление родств. Отношений между словами, учение о словарях (лексикография), ономосиология – наука о названиях, ономастика.
Особенности:
1) Очень большое количество объектов (более 120 000 слов)
2) тесная связь
с экстралингвистическими
3) открытая система (в отличие от грамматической)
4) тесные связи с контекстом
5) подвижность лексических единиц.
2), 3), 4) Слово как основная единица лексико-семантического уровня языка. Другие ед-цы этого уровня. Об определении слова. Различные подходы к определению слова. Проблемы отдельности. Дифференциальные признаки.
Щерба, Блумфилд: С. – предельный минимум предложения.
Б. де Куртене: С. – минимальная лекс. Единица.
Реформатский: С. – миним. Знач. Единица речи.
Виноградов: С. – обозначение кусочка действительности.
Словарь лингв.терминов Ахмановой: С. – предельная составляющая предложения, способная непосредственно соотноситься с предметом мысли, как обобщающее отражение дан.участка действительности и направляющееся на эту последнюю.
С. вообще – это фикция, оно не существует. Существует графические, словарные, фиктивные слова.
В определении С. Надо отразить все наиболее существенные признаки шанский – 12 признаков:
1) фонет.оформленность (каждое слово имеет звучание)
2) семант.валентность (значение)
3) непроницаемость (внутрь нельзя вставить еще одно слово)
4) недвуударность (не более 1 ударения)
5) лекс.-грам.адресованность (ГЗ)
6) постоянство звучания и значения
7) воспроизводимость
(воспроизводится всегда в
8) цельность и единооформленность
9) преимущественно употребл.в сочетаниях слов
10) номинативность
11) изолируемость
12) фразеологичность (Шмелев: «идиоматичность»)
Min кол-во признаков: первые 5.
Шанский: С. – лингв. Единица, имеющая, если она не безударна, в своей исходной форме одно основное ударение, обладает значением, лекс.-грам. отнесенностью и непроникаемостью => отграниченность от других единиц языка.
Шмелев: С. - это единица наименования, характеризующаяся цельнооформленностью (фонетической и грамматической) и идиоматичностью
Слово – это минимальная линейно-целостная единица языка, обладающая позиционной самостоятельностью (может быть чем угодно в предложении). С точки зрения морфологии – это максимальная единица, с т.з. синтаксиса – минимальная. Специфика слова связана с грамматическим строем языка: синтетическим или аналитическим.
Лексема – яз.ед., которая взята со всей совокупностью своих форм и значений.
Знак – двусторонен: означающее (десигнатор) и означаемое (десигнат). Связь м\д десигнатором и десигнатом может быть условной и мотивированной.
Лексико-семантическая система языка - система лексики данного языка, множество элементов, находящихся в закономерных отношениях и образующих целостность.
(пригодится в №4)Слово является важнейшей номинативной единицей языка. Представление о слове как основной единице наименования явлений действительности складывается непосредственно в речевой практике людей. Однако дать научное определение слову значительно сложнее, так как слова многообразны по структурно-грамматическим и семантическим признакам. Наряду с "настоящими" словами есть и такие, которые представляют собой, по замечанию Д. Н. Шмелева, как бы "переходные случаи от слова к не-слову"2; ср.: дом, говорить, так сказать, мало, с гулькин нос, из, к, ой!, и. Поэтому найти единый критерий для определения всех слов сразу не удается: признаки, по которым выделяется основная масса слов, не в одинаковой степени характерны для всех языковых единиц, которые мы привыкли считать словами.
Калинин: С.- звук или комплекс звуков, обладающий значением и употребляющийся в речи как самостоятельное целое. У него две природы: внешняя и внутренняя. С. – основной элемент языка. Из слов складываются словосочетания, а из них – предложения. С помощью предложений человек выражает свои мысли и передает их другим. Так осуществляется процесс общения между людьми, без которого немыслимо существование человеческого коллектива.
Слово - единство знака (звуковой и графической оболочки) и значения (специфического языкового отражения действительности). Оболочка становится знаком, потому что имеет значение.
Другие единицы:
Лексема – план выражения слова и ЛСВ. Л.– знак, звуковая или графическая оболочка лексической единицы, ее форма. (Слово как основная лексическая единица – структура взаимосвязанных элементарных лексических единиц – его лексико-семантических вариантов(ЛСВ).)
Различные формальные и семантические комбинации ЛСВ дают в итоге многозначные слова, синонимические ряды, ант. противопоставления и т.д.
Сема – минимальная, предельная единица плана содержания, выделяемая в результате специального компонентного анализа значения слова. С помощью сем описываются сходства и различия л.е., осуществляется их отождествление и противопоставление. Архисема.
Семема – план содержания слова и ЛСВ; элементарное значение л.е., содержание, которое реализуется в тексте кадый раз, когда употребляется эта единица. С-мы имеют коммуникативный, социальный хар-р. Словари их фикс. в качестве значений слов. Семема предст. собой структуру сем. + Семантема - языковая единица, обозначает смысловую сторону.
4) Слово как единство его форм и значений. Проблема тождества. (ОЧЕНЬ СТРАННЫЙ ОТВЕТ..)
Проблема тождества слова: что такое с. по отношению к самому себе: одно и то же или они разные?
Система форм и функций, кот.осознаются на фоне структуры языка в целом.
Форма – разновидность слова , которая связывается между собой отношениями противопоставления на основе 1-й грам.формы. + форма – реализация граф.значения + грам.оболочка и структура.
Все формы слова равноправны.
Понятие формы и варианта разграничиваются.
Варианты:
+ орфоэпические, стилистические (1000 и простореч тыща)
Важная функция с. – номинативная. С. называет явления, понятие => выполняет эту ф-ю. помогает выделить предмет из ряда подобных или различных.
В языке выделяются:
- самостоятельные с. – явления действительности;
- несамостоятельные – не обозначают предметов и вещей, служат для связи слов и не являются членами предложения.
В сознании же проявляется образ предмета/слова. Связь тесная, но она не является предметно-обусловленной. В звук.стороне с. никак не отражены свойства. Фонет.изменения не отражаются на внутр.стороне слова. Фонет. и семант.изм-ния происходят независимо друг от друга.
Значение – соотнесенность с миром явлений и свойст действительности. Возникает связь, кот. идет через сознание: явление оформл-ся в понятие.
Понятие и значение – не одно и то же. В понятии отражается только основные признаки, без которых предмет просто не существует.
Понятие – обобщенное отражение в сознании человека о явлении действительности.
Понятие – это мысль о предмете.
Значение – близко к понятию, но разница есть, т.к. в значении – только отличительные признаки, кот.позволяют отделить предмет из ряда других. (лошадь-кляча-кобыла)
П. – внутр.стержень, на кот.нанизывается отлич.признаки. + категория мышления.
Значение слова – диалектное единство.
Таким образом, зн. является значением внеязык.действительности, ЛЗ включает в себя много компонентов, кот.отличает его от других. Есть и такие слова, в которых зн.=понятие – термины.
Т.о. понятие – является важным компонентом ЛЗ, на З. все равно шире. Оценочные компоненты включаются даже в термины.
6) типология слов с т.зр. семантики, грам-ки и функции в системе языка.
Существуют различные систематизации лексических значений слов. Виноградов в статье "Основные типы лексических значений слов" предложил следующую:
1. Прямое номинативное значение - непосредственно направлено на предметы и явления, фундамент всех других значений. Они свободно сочетаются, контексты соответствуют отношениям в действительности и первичной семантической функции.
2. Номинативно-производное значение - непосредственно отражают предметы, но закреплены за определенной грамматической формой (капли как лекарство, лексикализация множественного числа существительных). Объединяются с прямым значением в смысловую структуру, но при этом синтагматически обусловлены.
3. Синтагматически обусловленные значения:
а) Фразеологически связанное - реализуется в сочетании со строго ограниченным кругом слов, употребление обусловлено не логическими отношениями, а закономерностями функционирования в языке. Ряды фразеологически обусловленных слов нельзя расширять - нарушатся нормы словоупотребления.
б) Синтаксически связанное значение - свойственно ЛСВ, функции которых в предложении ограничены определенной синтаксической позицией (сказуемого с предикативно-характеризующим значением) (он такой осел). Такое значение может быть единственным ЛСВ слова (загляденье, капут).
в) Конструктивно связанное значение - требует для своего раскрытия определенных грамматических конструкций, благодаря которым ЛСВ выделяется в пределах многозначного слова (втянуться что - втянулись щеки; втянуться куда - втянуться в работу).
Все типы значений
могут перекрещиваться и сочета