Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 20:45, курсовая работа
Актуальность исследования связана с диссонансом между устойчивыми индивидуальными особенностями подростков в овладении иностранным языком и односторонним применением обучающих технологий в свете повышающихся требований к знанию иностранного языка. Именно на среднем этапе оформляются основы речевых навыков и умений, что позволяет сделать использование аудирования, говорения, чтения и письма наиболее эффективными и как цель, и как средство в обучении иностранному языку.
Введение……………………………………………………….…….…..…........…...31. Обучение иностранному языку на среднем этапе.…........................…..……5
1.1. Развитие речевой деятельности с учетом возрастных
особенностей подросткового периода.............................................................5
1.2. Методика обучения аудированию.............................…………………...........17
1.2.1. Аудирование как вид речевой деятельности………...…......……...............17
1..2. Обучение аудированию - цели и содержание.……….………........….…….19
1.3. Говорение как вид речевой деятельности...............………..........……..….…22
1.3.1. Формы говорения……………………….....……..………...........…………22
1.3.2. Существующие методы обучения говорению ……………………......…...25
1.4. Чтение как вид речевой деятельности………………………………....…......30
1.4.1. Теория обучения чтению...………………………………………….............30
1.4.2. Чтение на уроках английского языка….……...............................................33
1.5. Обучение письму в среднем школьном возрасте.......................………….…35
1.5.1. Письмо как средство обучения иностранному языку…....................….….35
1.6. Использование информационных технологий в обучении основным видам
речевой деятельности............................……........................................................…37
2. Упражнения по развитию основных видов речевой деятельности..................45
2.1. Комплекс упражнений для обучения аудированию..................................45
2.2. Упражнения на формирование навыков говорения на среднем этапе.......50
2.3. Типы упражнений по овладению навыками чтения..................................53
2.3.1. Упражнения по овладению структурно-композиционными
особенностями текстов разных функциональных стилей................................54
2.4. Упражнения для обучения письму.............................................................57
2.5. Образец урока коммуникативной направленности...................................62
2.6. Метод проектов.............................................................................................63
Заключение..................................................................……………....….…........67
Список используемой литературы……………………………………….…........70
Текущий и итоговый контроль осуществляется в ходе выполнения условно–коммуникативных и коммуникативных заданий в устной форме.
Говорение как вид речевой деятельности, в первую очередь, опирается на язык как средство общения. Язык обеспечивает коммуникацию между общающимися, потому что его понимает и сообщающий информацию, кодируя ее в значениях слов, отобранных для этой цели, и принимающий эту информацию, декодируя ее, т.е. расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой информации свое поведение [5, 12].
Человек, адресующий информацию другому человеку (коммуникатор), и тот, кто ее принимает (реципиент), для осуществления целей общения и совместной деятельности должны пользоваться одной и той же системой кодификации и декодификации значений, т.е. говорить на одном, понятном друг другу языке. Именно эту цель и преследует обучение английскому языку в школе. Если коммуникатор и реципиент используют различные системы кодификации, то они явно не смогут добиться взаимопонимания и успеха в совместной деятельности. Обмен информацией становится возможен лишь в том случае, если значения, закрепленные за используемыми знаками (словами, жестами, иероглифами и т.д.), известны участвующим в общении лицам.
Значение - это содержание знака как элемента, опосредствующего познание окружающего мира. Знаки опосредствуют их познавательную деятельность и общение. Система словесных знаков образует язык как средство существования, усвоения и передачи общественно-исторического опыта.
Через общение с помощью языка отражение мира в мозгу отдельного человека постоянно пополняется тем, что отражается или было отражено в мозгу других людей - так происходит обмен мыслями, передача информации.
1.3.2. Существующие методы обучения говорению
В основе современных методов обучения говорению заложены такие категории устноязычного общения как ситуация, роль, позиция, общность, вид и сфера коммуникации, которые рассматриваются современной наукой, как модели речевой коммуникации. Важнейшим из перечисленных методов обучения является коммуникативная (речевая) ситуация. Коммуникативная ситуация, как метод обучения говорению, состоит из четырех факторов:
1) обстоятельств действительности (обстановка), в которых осуществляется коммуникация (включая наличие посторонних лиц);
2) отношений между коммуникантами (субъективно - личность собеседника);
3) речевого побуждения;
4) реализации самого акта общения, создающего новое положение, стимулы к речи.
Каждый из указанных факторов рассматриваемого метода обучения говорению оказывает определенное влияние на речь собеседников (выбор темы и направление ее развития, отбор языковых средств, эмоциональная окраска речи, ее развернутость и т.д.). Современная система обучения иностранному языку исходит из того, что для методики обучения иностранным языкам имеют значение не коммуникативные ситуации как таковые, ежесекундно случающиеся в языковом коллективе и практически не поддающиеся учету, а лишь повторяющиеся, наиболее типичные или стандартные ситуации. Под термином "типичная коммуникативная ситуация" понимается некоторое воображаемое построение или модель реального контакта, в котором реализуется речевое поведение собеседников в их типичных социально-коммуникативных ролях.
Примерами типовой коммуникативной ситуации могут служить разговор клиента с продавцом, пассажира такси с водителем, беседа отца с сыном по поводу его экзаменов в школе, преподавателя с учеником, беседа бывших одноклассников, встреча друзей и т.д.
Другой важной составляющей метода обучения говорению является вид общения. Речевые контакты людей происходят в условиях, отличающихся количеством участников общения, характером отношений между ними, наличием смены ролей говорящего и слушающего в пределах одного акта коммуникации. По первому принципу можно выделить 3 вида общения: индивидуальное, групповое и публичное, которые определяют специфику методологии обучения говорению.
В индивидуальном общении участвуют два человека. Оно непосредственно, доверительно. Здесь партнеры-коммуниканты равноправны в доле своего участия в общем речевом «продукте». Каждый из них может поддержать предложенную тему или заменить ее другой. Если любой из партнеров индивидуального общения прекращает разговор, коммуникативный акт заканчивается. При групповом общении в едином акте коммуникации участвует несколько человек (беседа в компании друзей, учебное занятие, совещание). Коммуникативное положение члена группы в групповом общении существенно отличается от индивидуального. Он может, например, безмолвно «проучаствовать» в длительной беседе или совещании. В таком общении вставить слово, а тем более своим высказыванием заинтересовать слушающих иногда трудно и требует от говорящего дополнительных качеств. Понятно, что роль пассивного участника группового общения (слушающего) проще, чем в индивидуальном общении, хотя «управлять» приемом информации в этих условиях гораздо сложнее.
Публичное общение происходит при относительно большом количестве человек. Поэтому коммуникативные роли участников подобного общения, как правило, предопределены: малое их число выступает как ораторы, остальные - слушающие в фиксированных ролях (собрания, митинги, диспуты и т. д.). По характеру отношений между коммуникантами бывает общение официальное и неофициальное. Официальное общение идёт между лицами, когда отношения между ними определены выполнением ими неких социальных функций (ученик - учитель, пассажир - водитель, директор - менеджер). Сюда относятся заседания, совещания, инструктаж, интервью, переговоры. Публичному общению присущ официальный характер в любой его форме.
Неофициальное же общение характерно своей непринужденностью, раскованностью, даже фамильярностью и как в поведении индивидов, так и в тоне их речи, свободой в выборе языковых средств. При неофициальном общении содержание высказываний индивидов, как правило, не продумывается заранее, им свойственна спонтанность. В отличие от официального общения, в условиях которого используется официально-деловой стиль устной речи, в неофициальном общении повсеместно применяется разговорный язык в различных его вариациях, в том числе и профессиональный жаргон. В современной методологии обучения говорению существуют два вида неофициального общения - деловой разговор и свободная беседа.
Деловой разговор рассматривается как неотъемлемая часть внеречевой деятельности, как средство решения вытекающих из невербальных действий задач (например, обсуждение способа проведения зимнего отдыха между членами семьи, выбор ВУЗа для оканчивающей школу дочери.
Свободная беседа - это самостоятельная деятельность общения или такая деятельность, цель которой есть установление взаимопонимания, контакта, воздействие на знания и умения, систему социальных ценностей и убеждений, эмоциональное состояние другого индивида. В социально-культурной сфере устной коммуникации свободная беседа является основным, самым распространенным видом человеческого общения. Тематика свободной беседы имеет различный диапазон и совсем не зависит от какой-либо внеречевой деятельности или места действия событий: беседующие могут начать обшаться с обсуждения нового фильма, а закончить общение обменом мнений о покупке автомобиля.
Свободная беседа - это большое разнообразие речевых стимулов для общения её участников. Это может быть желание поделиться радостью и успехом, узнать как дела, либо просто заполнить время в ожидании. Свободная беседа очень широко используется для установления контактов между членами временной группы, например, во время приёма гостей.
Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что современная методология обучения иностранному языку различает следующие виды речевой коммуникации:
1) официальный индивидуальный контакт;
2) деловой разговор;
3) свободная беседа;
4) групповая официальная беседа;
5) монолог в групповой беседе;
6) публичное общение.
Наблюдения за коммуникацией в различных условиях, а также исследование драматических произведений дали возможность определить весьма обширный набор коммуникативных ситуаций. Дальнейшее сопоставление выделенных ситуаций показало их вариативность и возможность объединить их в группы по принципу явного тождества. Для этого было введено понятие сферы устного общения как комплекса коммуникативных ситуаций с характерной однотипностью речевого побуждения человека, отношений между собеседниками и окружающей обстановки.
Исходя из этого, можно выделить восемь сфер устного общения, которые присущи любому современному языковому коллективу:
1) сфера обслуживания (социально-коммуникативные роли покупателя, пассажира, пациента, абонента, посетителя столовой и т.д.);
2) семейная сфера (социально-коммуникативные роли отца, матери, сына, дочери, сестры и т.д.);
3) профессионально-трудовая сфера (роли руководителя, подчиненного, ученика, коллеги, сотрудника и т.д.);
4) социально-культурная сфера (роли знакомого, друга, приятеля и т.д.);
5) сфера общественной деятельности (роли члена общественной организации или избирательного органа, публициста и т.д.);
6) административно-правовая сфера (роли посетителя государственного учреждения, истца и т.д.);
7) сфера игр и увлечений (роли коллекционера, садовода, умельца, кинолога, любителя природы и т.д.);
8) культурно-зрелищная сфера (телезритель, зритель в театре, цирке, кино и т.д.).
Все современные системы обучения иностранным языкам используют в эти 8 сфер устного общения. Современная методология преподавания иностранных языков основывается на следующих принципах обучения устной речи:
- принцип коммуникативной направленности;
- принцип моделирования типичной коммуникативной ситуации;
- принцип коммуникативной деятельности;
- принцип интенсивной практики;
- принцип поэтапности речевых умений;
- принцип адекватности.
Принцип коммуникативной направленности. Его значимость в обучении иностранным языкам и в особенности устной речи в наше время общепризнанна.
Настоящий принцип проходит через все базовые этапы организации обучения речи. Его соблюдение требует, чтобы отобранный минимум языковых инструментов давал возможность участия в реальном общении. Включая речевой материал в программу, нужно оценивать каждую фразу с точки зрения её реальности в естественных условиях устного общения, с позиции повторяемости данных предложений как «готовых» языковых знаков. В тематике учебного материала следует учесть возможность формирования социально-коммуникативной позиции ученика, а в будущем - взрослого члена общества.
Следуя принципу коммуникативной направленности вся система работы учителя подчиняется созданию у ученика мотивированной потребности в иноязычно-речевой деятельности. Речевые действия при работе над языковым материалом должны при малейшей возможности носить коммуникативный характер. В целом, в основе обучения устной речи должно быть общение, потребность в общении, возможность общения, практика общения [10, 17].
Принцип моделирования типичной коммуникативной ситуации. Коммуникативная ситуация является единицей устного общения. Речь и ситуация очень тесно связаны между собой. Язык развивается через ситуацию, он от нее никак неотделим. Язык необходим в определенных ситуациях, отсюда исходным моментом обучения должна быть ситуация. В методике типичные коммуникативные ситуации служат аналогом реальных ситуаций.
Данный принцип подразумевает, что программа обучения устной речи строится, прежде всего, как последовательная серия отобранных и обработанных в соответствии с воспитательными, коммуникативными и дидактическими требованиями ТКС. Любая программная тема должна раскрываться как комплекс определенных коммуникативных ситуаций.
Принцип коммуникативной деятельности. Современная методика преподавания иностранного языка исходит из того, что иноязычной речи нужно обучать не как какому-то отвлеченному понятию, а как специфической психофизиологической деятельности, обеспечивающей речевое действие и восприятие высказываний на иностранном языке, как оперативной готовности включения в ту или иную ситуацию реального общения.
Какие же есть предпосылки для развития речевой деятельности? Речевые способности людей на родном языке развиваются через активную коммуникативную деятельность, в процессе чего языковые элементы - слова, выражения, модели высказывания - постепенно накапливаются в индивидуальном опыте. Ребенок начинает говорить, вовсе не владея всей языковой системой. Возможность использования только «части языка» для общения говорит о весьма специфических свойствах речи как кода. Но именно эта особенность языка поясняет, почему при овладении иноязычной речью ученика можно вовлекать в реальную коммуникативную деятельность уже на самых ранних этапах обучения.
При овладении иноязычной речью современная методология преподавания отмечает существенность и другого аспекта обучения речи как деятельности. Учитель должен добиваться не только умения высказываться устно, но и уметь выражать определенное ролевое поведение в ходе общения. Учащиеся должны овладеть ролью и говорящего, и ролью слушающего. Коммуникативная задача говорящего - завладеть вниманием слушателя, добиться приёма своего сообщения, получить на него ответную реакцию, учитывая при порождении высказываний реальную ситуацию общения, личность слушающего. Следовательно, обучение иноязычной речи рассматривает также овладение определенной коммуникативной техникой.
Принцип интенсивной практики. Психофизиологической основой речевой деятельности является навык, ставший наиболее экономным и свободным способом выполнения данного действия в результате многократного повторения. Разумеется, что не все языковые элементы и в родном языке являются навыками у его носителей. Некоторые являются лишь умениями или только знаниями, чаще усвоенными только в процессе данного акта общения. Но владение базовым ядром лексических единиц и моделей предложений всегда высоко автоматизировано. Отсюда появляется необходимость организации целенаправленной интенсивной практики использования в речи языковых знаков в учебных условиях.
Информация о работе Упражнения по развитию основных видов речевой деятельности