Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 20:45, курсовая работа
Актуальность исследования связана с диссонансом между устойчивыми индивидуальными особенностями подростков в овладении иностранным языком и односторонним применением обучающих технологий в свете повышающихся требований к знанию иностранного языка. Именно на среднем этапе оформляются основы речевых навыков и умений, что позволяет сделать использование аудирования, говорения, чтения и письма наиболее эффективными и как цель, и как средство в обучении иностранному языку.
Введение……………………………………………………….…….…..…........…...31. Обучение иностранному языку на среднем этапе.…........................…..……5
1.1. Развитие речевой деятельности с учетом возрастных
особенностей подросткового периода.............................................................5
1.2. Методика обучения аудированию.............................…………………...........17
1.2.1. Аудирование как вид речевой деятельности………...…......……...............17
1..2. Обучение аудированию - цели и содержание.……….………........….…….19
1.3. Говорение как вид речевой деятельности...............………..........……..….…22
1.3.1. Формы говорения……………………….....……..………...........…………22
1.3.2. Существующие методы обучения говорению ……………………......…...25
1.4. Чтение как вид речевой деятельности………………………………....…......30
1.4.1. Теория обучения чтению...………………………………………….............30
1.4.2. Чтение на уроках английского языка….……...............................................33
1.5. Обучение письму в среднем школьном возрасте.......................………….…35
1.5.1. Письмо как средство обучения иностранному языку…....................….….35
1.6. Использование информационных технологий в обучении основным видам
речевой деятельности............................……........................................................…37
2. Упражнения по развитию основных видов речевой деятельности..................45
2.1. Комплекс упражнений для обучения аудированию..................................45
2.2. Упражнения на формирование навыков говорения на среднем этапе.......50
2.3. Типы упражнений по овладению навыками чтения..................................53
2.3.1. Упражнения по овладению структурно-композиционными
особенностями текстов разных функциональных стилей................................54
2.4. Упражнения для обучения письму.............................................................57
2.5. Образец урока коммуникативной направленности...................................62
2.6. Метод проектов.............................................................................................63
Заключение..................................................................……………....….…........67
Список используемой литературы……………………………………….…........70
В пятом классе завершается формирование техники чтения вслух и про себя. Усиливается работа со словарём, а также по развитию механизмов языковой догадки за счёт опоры на знание правил словообразования. Отрабатываются различные стратегии в обучении чтению: с полным пониманием (изучающее чтение), с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение). Что касается просмотрового чтения, то подготовкой к этому виду чтения являются специальные задания: найти необходимую информацию в тексте, прочитать её вслух, подчеркнуть, выписать.
В 6-7-х классах учащиеся достаточно овладевают изучающим, ознакомительным чтением, а также элементами просмотрового чтения. Причём в области ознакомительного чтения учащиеся должны прочитать и понять основное содержание несложных аутентичных текстов с незнакомыми словами, о значении которых можно догадаться по контексту, словообразованию, сходству с родным языком.
Согласно наблюдениям многие ученики 5-7-х классов не всегда хорошо владеют и техникой чтения, и пониманием прочитанного. Одна из причин - недостаточное внимание, уделяемое самой разработке методики чтения на иностранном языке в новых условиях. Основной акцент теперь делается на развитие навыков устной речи, и невольно учитель всю работу над чтением подчиняет решению этой задачи. В учебниках по иностранным языкам дифференцированный подход к обучению устной речи и чтению получил своё отражение. Тем не менее, вместо того, чтобы учащиеся прочитали текст и выполнили задание, показывающее понимание прочитанного, им предлагают чтение, перевод, пересказ текста и ответы на вопросы по тексту. Чтение на уроке теряет свою самостоятельность и превращается в атрибут устной речи, а материал для чтения - лишь в дополнительный стимул для развития разговорных навыков.
1.5. Обучение письму в среднем школьном возрасте.
1.5.1. Письмо как средство обучения иностранному языку
В методике обучения иностранному языку письмо и письменная речь являются и средством обучения, и целью обучения иностранному языку. Письмо – это техническая составляющая письменной речи. Письменная речь вместе с говорением есть продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности, и выражается он в фиксировании какого-либо содержания через графические знаки. Взаимодействие двигательного, зрительного и слухо-рече-моторного анализаторов есть психофизическая основа письменной речи. Значительно больший эффект в обучении даёт опора на все анализаторы. По данным психологических исследований, услышанная информация усваивается на 10%, увиденная на 20%, услышанная и увиденная - на 30%, записанная на 50%, при проговаривании вслух - на 70%, при обучении другого - на 90%. По мнению психологов устная речь является базой письменной речи. Говорение, как и письмо, можно отследить от замысла (что именно говорить) до отбора нужных средств (какие необходимы слова, как их сочетать в высказывании) и до реализации замысла посредством языка либо устно либо письменно [34, 15].
Письмо очень тесно связано с чтением, т.к. в их системе заложена одна графическая языковая система. При письме с помощью графических символов кодируется или шифруется мысль, при чтении – графические символы декодируются или расшифровываются.
Если верно обозначить цели обучения письму и письменной речи с учётом роли письма в развитии других умений, использовать полностью соответствующие цели упражнения, выполнять их на определённом этапе обучения, то устная речь постепенно обогащается и становится логичнее.
Письмо помогает вырабатывать грамматический навык, когда даются письменные задания на элементарное списывание или задания, требующие творчества, и это всё образует определенные условия к запоминанию. Без письменной работы учащимся весьма нелегко запоминать лексико-грамматический материал.
Всю систему языковых и условно-речевых упражнений, исполняемых в письменной форме, относят к учебной письменной речи. Сочинения, творческие диктанты, изложения, письменное составление планов и тезисов для сообщений на заданную тему, написание личных или деловых писем, то есть письменные задания по заданным ситуациям принадлежат коммуникативной письменной речи. Другими словами – это письменное речевое упражнение по пройденной или тесно соприкасающейся теме устной практики.
При обучении иностранному языку учебная задача включает в себя овладение учащимися основными видами речевой деятельности - аудированием, говорением, чтением и письмом. В программах общеобразовательных школ письмо не рассматривается основной целью обучения. Оно считается средством обучения, способствующим развитию умений и навыков устной речи и чтений, а также усвоению необходимого языкового материала.
Что замечательно - при обучении каллиграфии английского языка ученики заостряют внимание на орфографические особенности английского письма. Каллиграфическое умение на первом этапе – это умение посредством последовательной работы по усвоению и закреплению письменных буквенных форм. Важные моменты для формировании каллиграфии – это умение, осознанность и личная заинтересованность.
Следующий этап - это когда каллиграфия переходит в навык, постоянно подкрепляемый письменной практикой. Задача учителя - сохранить путь от каллиграфии-умения к каллиграфии-навыку и основательно закрепить этот навык. Письмо может стать действенным средством обучения лишь при достижении учащимися определенного уровня орфографических навыков и умений.
На среднем этапе обучения используется самый сложный вид речевого общения такой как рассуждение, требующий от учащихся знаний, обширного запаса слов и выражений, что помогли бы выразить свои мысли на письме.
В последнее время письмо рассматривается как помощник в повышении эффективности обучения иностранному языку. Нельзя не учитывать и практическую значимость письменного речевого общения в свете современных средств коммуникации, таких как электронная почта, интернет и т.п. Здесь письмо как вид речевого общения развивается только на основе аутентичного материала.
Задачи, решаемые при обучении письменной речи, включают в себя формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов, речемыслительных навыков и умений формулировать мысли согласно письменному стилю, расширение кругозора и знаний, овладение культурной и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения речи, формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста.
Письменная речь позволяет сохранить языковые и фактические знания, служит надежным орудием мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке.
Письменная речь рассматривается как творческое коммуникативное умение, понимаемое как способность изложить письменно свои мысли. Для этого надо владеть орфографическими и каллиграфическими навыками, умением композиционно построить и оформить письменно речевое произведение, составленное во внутренней речи, а также умением выбрать адекватные лексические и грамматические единицы.
1.6. Использование информационных технологий
в обучении основным видам речевой деятельности
В наш век высоких технологий всё чаще поднимается вопрос о применении Интернета в средней школе. Это новые технические средства, новые формы и методы преподавания, и наконец, новый подход к процессу обучения. Современные дети не мыслят себя без социальных сетей и продвинутых гаджетов, готовы просиживать сутками в сети, даже не выходя на улицу. Так почему бы не использовать Интернет им же на пользу? Ведь основными характеристиками применения современных информационных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития познавательной творческой активности учащихся [42, 2].
Задача учителя - создать благоприятные условия для практического владения языком каждым учащимся, избрать такие методы обучения, позволяющие каждому ученику проявить всю свою активность, творчество, мобилизовать познавательную деятельность в процессе обучения иностранным языкам. Такие современные педагогические технологии, как обучение в сотрудничестве, метод проектов, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуальный подход обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, наклонностей и т.д.
Сейчас методику преподавания английского языка в школе необходимо привести в соответствие с развитием современных информационных технологий. На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Учащиеся могут участвовать в тестированиях, викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых в сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Ребята могут получить информацию по вопросу, над которым работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.
Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости молодёжной жизни, газетные и журнальные статьи, нужную литературу и т.д.
Основная цель изучения иностранного языка в средней школе – формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Вне общения Интернет cмысла не имеет ибо это международное мультинациональное, кросс-культурное общество, чья жизнедеятельность зиждется на электронном общении миллионов людей, говорящих одновременно во всем мире – это самый масштабный по размерам и количеству участников разговор, который когда-либо происходил. Включаясь в него на уроке иностранного языка, мы создаем модель реального общения.
Общаясь в подлиной, обеспеченной интернетом, языковой среде, учащиеся оказываются в реальных жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, невыдуманных, интересных и достижимых задач, школьники учатся спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание именно оригинальных высказываний, а не шаблонной манипуляции готовыми языковыми формулами,
Обучая аутентичному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность.
Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. И когда это начинает получаться, вполне можно говорить о языковой компетенции. Пусть даже ошибаясь. Главное - уметь спонтанно и гармонично реагировать на высказывания других, выражая свои чувства и эмоции, подстраиваясь и перестраиваясь на ходу, т.е. мы можем рассматривать интерактивность как способ саморазвития через Интернет: возможность наблюдать и копировать использование языка, навыки, образцы поведения партнеров; извлекать новые значения проблем во время их совместного обсуждения.
При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях сам собой напрашивается пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.
Виртуальное общение осуществляется с помощью электронной почты, социальных сетей, которые для овладения межкультурной компетенцией могут использоваться следующим образом:
1. Установление дружеской переписки.
Международный обмен письмами можно осуществлять в любом классе и на любом уровне владения языком. Помимо целенаправленного использования изучаемого языка, установления дружеских контактов и изучения таким образом культуры, электронная переписка имеет свои преимущества по сравнению с бумажной: она быстрее, удобнее и дешевле.
Анализируя опыт использования электронной почты в процессе обучения иностранным языкам, можно сделать выводы, что более эффективна работа в небольших группах, без жесткого контроля со стороны преподавателя. Наилучшие результаты достигаются за счет возможности обучающихся самим выбрать тему для обсуждения, а не беспрекословно следовать указаниям учителя и большинству группы - в таком случае просто образуется новая группа.
Электронная коммуникация - прекрасная практика языка, где осуществляется переход от формы к содержанию - в сторону настоящего общения и свободного полета мыслей. Присутствие реальной публики обеспечивает повышение качества письма – речь школьников становится более выразительной, к обычным повествовательному и описательному жанрам прибавляется аргументация.
Изменяется процесс письма – больше внимания уделяется редактированию работ и исправлению ошибок, причем даже для составления монологов учащиеся нередко обращаются за мнением или советом к своим партнерам – такая работа представляет собой воплощение принципа интерактивности.
Использование е-mаil повышает интерес к самому процессу изучения языка. Помимо формального языкового опыта, приобретенного при помощи телекоммуникаций, происходит и развитие межкультурной компетенции.
Более того, можно смело утверждать, что на сегодняшний день использование ресурсов интернета, в т.ч. е-mаil – наиболее эффективный и доступный способ овладения кросс-культурной грамотностью в условиях реального общения.
Информация о работе Упражнения по развитию основных видов речевой деятельности